• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
                                        
Горбунова  Е.Ф., учитель-логопед, МДОУ ЦРР «Аленка». Россия, Хакасия,                   г.Черногорск

Дизартрия наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч. Как правило, сложные по артикуляции звуки – Ш, Ж уже имеются в речи ...                                         
Горбунова  Е.Ф., учитель-логопед, МДОУ ЦРР «Аленка». Россия, Хакасия,                   г.Черногорск

Дизартрия наиболее сложный речевой диагноз, встречающийся у дошкольников. Помимо трудности артикуляции, есть ещё и проблема автоматизации звуков в речи. Этот процесс длительный и сложный. Опыт работы показал, что у некоторых детей с диагнозом дизартрия, нелегко автоматизируется звук Ч. Как правило, сложные по артикуляции звуки – Ш, Ж уже имеются в речи, но мягкий звук Ч, требующий добавления к основной артикуляции подъёма средней части спинки языка к твёрдому нёбу, вводится в речь с большим трудом. На индивидуальных занятиях будет целесообразно произносить звук Ч утрированно не только ребёнку, но и логопеду в своих инструкциях и вопросах. Таким образом, необходим творческий подход для достижения лучшего результата в процессе автоматизации звука Ч.

Индивидуальное занятие
«В гостях у Лесовичка».
Тема: Автоматизация звука Ч в словах и фразах.
Цели:
1.    Развивать фонематическое восприятие.
2.    Автоматизировать звук Ч в словах.
3.    Закрепить  навык словоизменения.
4.    Развивать пространственную ориентацию и координацию тонких движений кисти и пальцев рук.
5.    Приобщать к традициям русского быта, обогащать словарь по теме.
6.    Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Занятие проводится в комнате оборудованной в стиле русской избы.
Кукла – Лесовичок, телефон, чугунок, прялка, сундучок, набор детской одежды, светофорик на батарейках, предметные картинки.
Ход занятия.
1.    Оргмомент.
Логопед:
- Мне позвонил старичок – Лесовичок и  пригласил в гости на дачу. Хочешь отправиться со мной?
2.    Артикуляционная гимнастика.
    Логопед:
-  Необходимо  приготовиться к поездке. Надо подготовить язычок.
•     «Крылечко»         Чок- чок, чок- чок,
                                     Я весёлый язычок!
                                                 Побегу сейчас гулять,
                                                        На крылечке загорать.

•    «Часики»                          Чок-чок, чок-чок,
                                                 Наш весёлый язычок!
                                                 На часы взглянул – идут
                                                 Тик-так, тики-тук.    

•    «Вкусное варенье»          На солнышке повалялся
                                                 И проголодался.

•    «Маляр»                               Хватит отдыхать, вставай
Не ленись и не зевай,
В руки кисточку возьми,
Потолочек побели.

•    «Чашечка»                        Потолочек побелили,
                                                 А ведь чашки не помыли!
                                                  Чок-чок,чок-чок,
                                                 Я весёлый язычок.
                                                 День прошел и на бочок.
3.    Уточнение артикуляции звука Ч (положение язычка, губ),
воздушной струи.
  Логопед:
- Расскажи, куда ставим язычок, когда произносим звук Ч?
4.    Изолированное произнесение звук Ч.
  Логопед:
- Предупреди всех, что язычок лёг спать!
- Ч-ч-ч-ч.
5.    Характеристика звука.
    Логопед:
    - Возьмём звук Ч с собой в гости к Лесовичку?
-Расскажи, какой это звук?
6.    Связь звука с буквой.
    Логопед:
- В какой букве живёт звук Ч?
-Напиши в воздухе пальчиком букву Ч.
           - Выложи ниточкой букву Ч.    
7.    Автоматизация звука Ч в слогах.
        - Надо предупредить Лесовичка о том, что мы к нему уже едим.
-Позвони по телефону и  скажи на лесном языке.
Повторение слогового ряда:                                                                                      
ач-оч-уч        ча-чо-чу
   очк-ычк       ыч-ач-ыч
чу-ча-чу       учк-ачк
8.    Мимические упражнения.
      Логопед:
-Обрадовался Лесовичок, когда узнал, что мы приедем.
  - Нахмурится, когда мы постучим к нему в дверь.
  - Улыбнётся, когда нас увидит.
  - Загрустит, когда мы будем уезжать.
9.    Развитие фонематического восприятия. Пальчиковые упражнения.
    Логопед:
- Нужно собрать необходимые вещи в дорогу со звуком Ч, а поможет нам светофор.
  Каким цветом мы обозначаем звук Ч? Почему?
-У светофора тоже есть «глазок» зелёного цвета. Я буду называть слова, а ты включай у светофора зелёный  «глазок», если услышишь в слове звук Ч.
Игра «Светофор».
На слова со звуком Ч - ребёнок нажимает кнопку, включая зелёный свет, на слова без звука Ч – жёлтый.
Слова для произнесения:  носочки, курточка, сумка, юбка, кофточка, брюки, перчатки.
10.     Дифференцированное произнесение слов.
    Логопед:
- Без подарков в гости не ходят. Выбери подарки со звуком Ч для Лесовичка, сложи их в сумку (очки, книга, бабочка, ручка, альбом, чайник).
11.    Физминутка.
Руки согнуть в локтях, вытягивать руки вперёд поочерёдно, имитируя движения колёс паровоза. Выполнять упражнения, произнося утрированно звук Ч.
                                Чу-чу-чу, далеко я укачу.
                                Чу-чу-чу, я на дачу хочу.
                                Ча-ча-ча, вот видна и да-ча.
12.    Упражнение на развитие воздушной струи.
- Нам осталось пройти через полянку, и мы будем на даче у Лесовичка.
Отгадай, кого я вижу на полянке?                  
                                                    Спал цветок – и вдруг проснулся,
                                                    Больше спать не захотел!
                                                    Потянулся, встрепенулся,
                                                    Взвился вверх и улетел.
- Видишь  бабочку? Помоги ей взлететь, подуй на неё.
На нитке подвешена к потолку бумажная бабочка, ребёнок дует на неё, а логопед незаметно подтягивает бабочку на нитке вверх – она полетела.
13.    Автоматизация звука Ч в словах различных грамматических категорий.
    Логопед:
- Вот мы и добрались. Стучи в дверь.
- Поздоровайся с Лесовичком.
- Покажи нам Лесовичок как ты живешь?
- Что это? (печь)  Что стоит на печи? (чугунок) В чугунке каша какая, рисовая или гречневая? Для чего нужна прялочка? Что вяжут из ниточек? Что это за коробка? (сундучок) Какая одежда лежит в сундучке? (юбочка, кофточка, носочки, перчатки, рукавички).
14.    Итог.
    Логопед:
- За каким звуком мы сегодня следили в речи?
- Какой звук повторялся в словах?
- У кого в гостях мы были?
-Попрощайся с Лесовичком.






Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению