• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Тематическое планирование. «Формирование социально-эмоциональной сферы ребенка - дошкольника»

Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка


    К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется доста-точное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единст ... Гончарова Наталья Геннадьевна, воспитатель,
высшая квалификационная категория
Республика Хакасия, город Черногорск, МДОУ ЦР ДС «Сказка» (Муниципальное дошкольное образовательное учреждение центр развития детский сад «Сказка


    К сожалению, развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется доста-точное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо указывали Л.С.Выготский, АВ. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем, их единство может обеспечить успешное выполнение любых форм деятель-ности. Об этом же писал Кэрролл Изард: «эмоции энергетизируют и организуют воспри-ятие, мышление и действие.
    То, что писал Л.С.Выготский о феномене «засушенное сердце» (отсутствие чувст-ва) связанном с воспитанием, направленным на логизированное интеллектуальное пове-дение, не потеряло актуальности и в наше время, когда, помимо соответствующей направ-ленности воспитания и обучения, «обесчувствованию» способствует технологизация жиз-ни, в которой участвует ребенок. В связи с часто демонстрируемыми, в средствах массо-вой информации  сцен насилия, дети становятся не чувствительными к боли другого чело-века. Замыкаясь на телевизорах и компьютерах, дети стали меньше обращаться к художе-ственным произведениям, общаться с взрослыми и сверстниками, однако именно это в значительной степени обогащает чувственную сферу ребенка. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других. Поэтому, работа, направленная на развитие эмоцио-нальной сферы детей, очень актуальна и важна. Ведь ребенок, понимающий чувства дру-гого, активно откликающийся на переживания окружающих, стремящийся оказать по-мощь другим, не будет проявлять враждебность и агрессивность в будущем.
    Яркую оценку эмпатии (способности эмоционально отзываться на переживания другого), дал известный педагог В.А.Сухомлинский: «глухой к другим – останется глухим к самому себе: ему будет недоступно самое главное в самовоспитании – эмоциональная оценка собственных поступков…»
     Проблема развития чувственной сферы ребенка привлекала и привлекает внима-ние многих ученых, психологов.
    В психолого-педагогической литературе отмечено, что эмоции и чувства не суще-ствуют вне познания и деятельности человека, а напротив, они возникают в процессе дея-тельности и влияют на ее протекание. Таким образом, на основании сказанного отметим, что эмоции и чувства сопровождают все виды деятельности и поведение человека.
    Возраст, о котором мы будем вести речь - 4 -7 лет. Дошкольное детство является периодом первоначального складывания личности, периодом развития личностных меха-низмов поведения. В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Способность ребен-ка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но каково же главное содержание мотивов деятельности дошкольника?
    Дошкольный возраст может быть понят как период интенсивного усвоения челове-ческих отношений – норм и правил поведения, которые существуют в мире взрослых .       [35,245].
    Дошкольнику уже недостаточно внимания взрослого и совместной деятельности с ним. Благодаря речевому развитию значительно расширяются  возможности общения с окружающими. Содержание общения становится внеситуативным, выходящим за пределы воспринимаемой ситуации.
    В 4-5 лет ребенок уже точно знает, что ему нужны другие дети, и явно предпочита-ет общество сверстников, так как оно, отличается яркой эмоциональной насыщенностью. Повышенная эмоциональность и раскованность контактов дошкольников отличает их от взаимодействия с взрослыми. «В среднем, в общении сверстников наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоцио-нальные состояния – от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочув-ствия до драки. Действия, адресованные сверстнику, характеризуются значительно более высокой аффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряют ровесника и в девять раз чаще вступают с ним в конфликтные отношения, чем при взаи-модействии с взрослыми.»[18;346]. Все это свидетельствует о том, что эмоции и чувства дошкольников еще  поверхностны, неустойчивы, бурно и интенсивно переживаются.
    Ведущей деятельностью дошкольников является игра. Она дает ребенку возмож-ность вступать во взаимодействия с такими сторонами жизни, которые недоступны ему в реальности. Основной мотив игровой деятельности – действовать « как взрослый.»             [ 35;148]  Такой мотив, согласно психолого-педагогической литературе, вытекает из глав-ной потребности дошкольника – быть членом взрослого общества, жить и чувствовать се-бя вместе с взрослыми. Но реально включиться во взрослую жизнь современный дошко-льник, конечно, не может в силу сложности этой жизни и своих ограниченных возможно-стей.
    В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная па-мять. В условиях игры, дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше, чем в усло-виях лабораторных опытов. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требу-ет от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении, в эмоциональном поощрении вынуж-дает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию.[25; 170]
    Игровая ситуация и действия в ней оказывают постоянное влияние на развитие ум-ственной деятельности ребенка дошкольного возраста. Известно, что в игре ребенок учиться действовать с заместителями предмета, он дает заместителю новое название и действует с ним в соответствии с названием. Предмет-заместитель становится опорой для мышления. Как отмечает В.С.Мухина, на основе действий с предметами – заместителями ребенок учиться мыслить о реальном предмете. Постепенно игровая деятельность с пред-метами сокращается, а ребенок учиться мыслить о предметах и действовать с ними в ум-ственном плане. [25; 171]
    Таким образом, игра в большей мере соответствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.
    Ролевая игра имеет определяющее значение для развития воображения, а именно в игровой деятельности ребенок учиться замещать предметы другими предметами, брать на себя различные роли. Эта способность ложиться в основу развития воображения. [35; 260]
    Многие психологи считают, что очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка, определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать товарищей по игре, он будет отвержен ими. Следовательно, необходимость объясняться со сверстниками,  сти-мулирует развитие речи.
    Условия развития ребенка дошкольника предполагает значительное увеличение требований, предъявляемых к его поведению. Центральным требованием теперь стано-виться соблюдение обязательных для всех правил поведения в обществе, норм общест-венной морали. Эти нормы усваиваются ребенком, прежде всего под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения для детей служат, прежде всего, сами взрослые, их поступки, взаимоотношения. Следовательно, основное новообразование дошкольного возраста – возникновение потребности в социальном соответствии. [4;34 ] Отсюда, отме-чает Г.М.Бреслав вытекает следующее новообразование: « способность подчинять свои непосредственные желания сознательно принятым намерениям и способность правильно (с сознательной оценкой этой правильности) воспроизводить социальные нормы поведе-ния.» [ 4; 35-36]
    Но, не смотря на все это, в дошкольном возрасте чувства все еще господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им свою окраску и выразительность. Дошколь-ник еще не умеет управлять своими переживаниями, он почти всегда оказывается в плену у захватившего его чувства.[24; 255]
    Эмоции играют важную роль в жизни детей: помогают воспринимать действитель-ность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребенку нравиться, сердит или огорчает его. По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становиться богаче, разнообразнее. От базовых (страха и радости) он переходит к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит.
    В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувств – принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жес-тов, поз, движений, интонаций голоса и так далее.
    С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выра-жения чувств. Он учиться управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, и сознательно пользоваться ими, информируя окружающих о своих пе-реживаниях, воздействовать на них.
    Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод:
1.    Главное направление развития эмоциональной сферы у дошкольника – появление способности управлять чувствами, то есть произвольность эмоционального пове-дения.
2.    Другое направление в развитии чувств, связано с изменением их динамики и со-держания, когда чувства становятся устойчивыми, формируют высшие чувства – моральные, эстетические, познавательные. Так у дошкольника появляются со-страдание, сочувствие, забота о близких, чувство долга, взаимопомощи, отзывчи-вости.
3.    Развитию эмоций и чувств, способствуют все виды деятельности ребенка, а так же общение с взрослыми и сверстниками.
Хочется отметить, что для осознания ребенком собственных эмоциональных реакций и состояний важным является принятие или не принятие взрослым этих реакций и состоя-ний. Принимая эмоциональные реакции и состояния ребенка, взрослый признает за ним право испытывать именно те чувства, которые он испытывает, что в еще большей степени способствует осознанию ребенком собственных эмоций.

Главная задача для меня, как педагога – обеспечить эмоциональное благополучие для детей в группе. А это значит, что для каждого ребенка нужно обеспечить здоровый психологический микроклимат. Важно расположить ребенка к себе и детям, тогда у него появиться чувство уверенности. А это способствует нормальному развитию личности ре-бенка.
Работу в этом направлении я строила следующим образом: выбрала приоритетные направления, определила темы занятий, сделала подборку игр. И далее проводила работу по блокам:
1.    «Я – человек!»
2.    «Свои эмоции»
3.    «Социальные навыки»
Главная задача первого блока «Я – человек!» - помочь ребенку осознать характерные особенности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек уникален и неповто-рим. И не важно, что возможности ребенка ограничены, важно постоянно поддерживать каждого малыша в разных ситуациях – как успеха, так и неудачи. И помогать ему пове-рить в свои силы. Дать ему уверенность, что завтра он обязательно сделает то, что не смог сделать сегодня.
       Я предлагаю провести серию занятий по теме «Кто я?». В младшем возрасте, рас-сматривая себя, сравнивая с куклой, с другими детьми, подводим детей к осознанию само-го себя,  значимости и неповторимости.
    В старшем возрасте использую такие приемы: беседы, рассматривание ситуаций из личного опыта, показ кукольных спектаклей, дидактические игры из серии «Свет мой, зеркальце, скажи!», «Я и мое тело». Закончить серию этих занятий можно созданием аль-бома под названием «Эта книжка про меня!». Здесь ребенок в рисунках, аппликации, фо-тографиях изображает все, что узнал о себе.
    Вся проделанная работа помогает развивать у ребенка уверенность в себе, которая в старшем возрасте перерастает в самооценку, и очень важно, чтобы она была положи-тельной. Результаты методики «Пяти ступенек» показали, что самооценка детей моей группы очень высокая: из 10 тестируемых детей, все 10 поставили себя на верхнюю сту-пеньку. И это считается возрастной нормой.
    Основная задача второго блока – научить детей осознанно воспринимать свои эмо-ции, чувства и переживания, а так же понимать эмоциональное состояние других людей, так как это важнейший фактор в формировании отношений с людьми.
    Дети трех летнего возраста знакомятся только с двумя противоположными эмо-циональными состояниями: грусти и радости. Учатся узнавать и называть их причины, понимать их изменения. В этом возрасте предусматривается привлечение знакомых ска-зок.
    Дети старшего возраста узнают эмоции на графических изображениях, сравнивают противоположные эмоции, анализируют их причины. Проводя работу по второму блоку, я уделяла большое внимание художественной литературе, так как она вводит ребенка в осо-бый мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
    Блок «Социальные навыки» очень важен. Главная задача этого раздела – помочь ребенку освоить правила, нормы поведения в обществе. Ведь иначе как обеспечить до-школьнику комфортное существование в среде сверстников, как оградить его от горечи одиночества, чтобы он был окружен друзьями не только в детстве, но и в зрелом возрасте.
    Темы этого блока предполагают обучить детей анализу причин межличностных конфликтов и умению их регулировать. Я предлагаю серию занятий по следующим темам: «Друзья», «Как и почему возникают конфликты?», «Совместное дело», «Добрые слова и дела», «Дразнить, обижать» и другие. Большую помощь в работе оказывает умение ре-шать проблемные ситуации (старший дошкольный возраст), этого можно достичь с помо-щью тренинга по карточкам «Экспресс – помощь».
    Методика Г.Б.Степановой, Е.Г.Юдиной характеризует развитие социальной сферы при взаимодействии с взрослыми, сверстниками, а так же усвоение норм и требований (индивидуальный профиль социального развития). Заполняя такой профиль, можно полу-чить четкую картину продвижения ребенка в сфере социального развития, помогает уви-деть пробелы, а работе, построить коррекционную работу. Социальное развитие ребенка является основой нравственного воспитания, воспитания гражданской позиции, формиро-вания чувства патриотизма через любовь к своей семье, городу, Родине.
    Рассмотренная тема очень значима и актуальна. Закончить ее хочу словами В.С.Мухиной: «Когда окружающие ласково относятся к ребенку, признают его права, проявляют к нему внимание, он испытывает чувство уверенности, защищенно-сти.»[24;256] А это главное, так как эмоциональное благополучие способствует нормаль-ному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжела-тельного отношения к другим людям.
    Каждый педагог должен знать, что от его педагогического мастерства зависит раз-ностороннее, полноценное развитие ребенка, а это значит наше будущее!    

                                                    Литература.

1.    Бреслав Г.М.  Эмоциональные особенности формирования личности в детст-ве: норма и отклонения. / М.: Педагогика, 1990, -144 с.
2.    Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира у детей. – Ярославль, 1996.
3.    Мухина В.С. Детская психология. – М.: Эксмо-пресс,2000.
4.    Мухина В.С. Психология дошкольника. – М.: Эксмо-пресс, 1998.
5.    Смирнова Е.О. Психология ребенка. – М.: Школа-пресс, 1997.  

  
                                                        I блок «Я - ЧЕЛОВЕК»
1. Тема: «Изобрази себя».
Задачи: Развивать у ребёнка уверенность в себе, закрепить знания о частях тела, строении человека, о физическом отличии одного ребёнка от других. Помочь детям адек-ватно оценивать свою внешность.
Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Беседа «Кто я такой».
2. Рисование «Мой портрет» с использованием зеркала (или портрет в лучах солн-ца).
З. Составление рассказов детьми «Кто
такой».
4. Беседа «Если бы я был волшебником».
5. Игры на мышечное рас-слабление, на снятие напря-жения, на развитие сенсомо-торной координации, разви-тие воображения: «Доброе животное», «Зеркало», «Морщинки», «Походки», «Медвежата», «Земля, небо, огонь, вода», «Жизнь в ле-су», «Добрые эльфы», «Вол-ны», «Театр теней», «Ожившие игрушки».
6. Беседы «ЗОЖ».    1. Рассматривание строения тела человека, сравнение человека и машинки, рас-сматривание своего тела в зеркале д/и «Собери фигу-ру».
2. и/у «Свет мой зеркальце скажи».
3. и/у «Если бы я ...».
4. Игра на воображение «На другой планете».
5. Чтение волшебных ска-зок
В.Г. Котова «Твой дом»; К. Мурдалиев, Р. Сеф, И. Гра-вендер «Я сам. Книга обо
мне».    Сравнение отпечатков ладо-шек и ступней, П/и «Тени», П/и «Зеркало», игра «Радио».


II. Тема «Узнай по голосу».
Задачи: Привлечь внимание детей к такой индивидуальной особенности, как голос.

III. Тема «Ты и твоё имя».
Задачи: Развивать представления детей об имени и отчестве. Учить с достоинством носить своё имя, говорить о себе без стеснения, придумывать о себе эпизоды с желаемыми изме-нениями в жизни и поведении.

Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Чтение и разучивание ско-роговорок и чистоговорок, дразнилок со звучанием име-ни человека.
2. Придумывание сказок о человеке с таким именем как у тебя, с опорой на знание звучания имени.    Создание альбомов «Эта книжка про меня».
Создание альбома (для вновь прибывших детей) «Моё настроение».
Д/и «Я и моё имя» (меня зовут, меня будут звать ...) Игра «Как нас можно на-звать по-разному»    П/и «Водяной», п/и «узнай по голосу», п/и «Ау!», п/и «Най-ди меня»,
«Кто поёт».
Игра «Назови себя», «Позови ласково»


IV. Тема «Твои желания, предпочтения».
Задачи: продолжать определять вместе с детьми их вкусы, предпочтения в еде, одежде; желание рассказывать о себе, сравнивать со вкусами и предпочтениями других детей. Поддерживать  в своих желаниях, развивать умение описывать свои ощущения.


Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Беседа «Кто что любит»
2. Рассказ воспитателя
«Путешествие в прошлое одежды».    д/и «Магазин игрушек»
д/у «Что ты выберешь»
д/и «Кто что любит есть»
д/и «Потерянные вещи»
Рисование на согнутом пополам листе бумаги:
«Люблю — не люблю»
«Письма взрослым»
Рисование «Я хочу ...»
д/и «Узнай на вкус»
игра «Урок кулинарии» (по типу передачи «Смак»)
игра «Путешествие в стра-ну запахов» игра «Я мо-дельер»    С/р «Ателье»
с/р «Магазин»
с/р «Парикмахерская»
П/и «Люблю — не люблю»


V. Тема «Что ты умеешь делать, какой ты».
Задачи: дать понятие об индивидуальных особенностях других людей, о том, что каждый человек уникален, интересен. Учиться определять вместе с детьми их умения.


Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Встреча с хорошими доб-рыми людьми.
2. Рассматривание иллюст-раций с изображением лю-дей разных национально-стей.
3Беседа «Путешествие по странам и континентам» («Кто где живёт»; «Как в разных странах Новый Год встречают»; «Обычаи и тра-диции русского народа»; «Мы живем В Хакасии. Зна-комство с бытом хакасов>»
4.Беседа «Кто что любит».
5.Беседа «Золотые руки» (о профессиях) с обсуждением на основе сравнения.
6. Рассказы детей о себе.
    Игры: «Опиши товарища», «Узнай по описанию»
и/у «Кому что нужно» (мальчики девочки). «За что мама любит (Сашу) ...» «Я считаю себя хорошим, потому что...»
Телеигра «Давайте позна-комимся», «Реклама»
«Праздник дружбы» (орга-низация с помощью роди-телей). Создание альбомов «Познакомьтесь — это я!». Выставка игрушек «Ново-годняя мастерская».
Рисование «Мой друг», «Дети разных народов», «Мой самый интересный сон».
Игра имитация — «Изобра-зи профессию».    Самостоятельное
изготовление поделок из природного бросового мате-риала; из бумаги. Участие в выставке поделок из разных типов конструктора «Умелые руки»; Из ниток «Волшебная ниточка».



VI. Тема. «Красивое безобразное».
Задачи: Определить вместе с детьми, что они считают красивым, а что безобразным.

Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Прослушивание аудиоза-писи сказки «Звёздный мальчик». Беседа по про-слушанному, вывод.
2. Чтение рассказов В.А. Сухомлинского «Что луч-ше», «Пусть будут и соловей и жук».
3. Беседа «На кого из взрос-лых, сказочных героев, ли-тературных героев ты хотел бы походить».    1. Рисование на половине листа «Красивое безобраз-ное»; обсуждение рисун-ков.
2. Игра «Мир красоты».
3. Прослушивание музы-кальных произведений Ф. Шопен «24 прелюдия для фортепиано», П. Гюнт «Шествие гномою>. Игра «Мешок добрых дел», «Хо-рошо — плохо», «Узелки».    П/и «Море
волнуется».


VII. Тема. «Робкий — смелый, обычный - странный».
Задачи: Определить вместе с детьми, кого можно считать робким, кого смелым. Развивать
представление о том, что вкусы и мнения бывают разными, и то, что нужно уметь счи-таться с чужим мнением. Формировать способы преодоления робости, замкнутости.


Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Просмотр кукольного спектакля «Котёнок Гав», беседа.
2. Чтение «Что такое хоро-шо, что такое плохо» В.
Маяковский, беседа.
З. Чтение А. Толстой «Ко-тёнок», беседа.
4. Рассмотрение и обсужде-ние картин из серии «Спаса-ем Мишу»    Словесная игра «Я - не я». Чтение «Рассказ о неиз-вестном герое».
Чтение Б. Житков «На льдине». Игра «Я боюсь ко-гда ...», «Я чувствую себя смешным, когда
Игра «Комплименты». Игра «Я — лен».    Игра «Лепим скульптуру», «Марионетки», «Живые кар-тинки», «Заводные игруш-ки».    



II. блок. «МОИ ЭМОЦИИ»

1.    Тема: Мимические признаки эмоций.

Задачи: Уметь различать настроения, переживания, понимать и принимать эмоциональное состояние других людей.

Организованная    Совместная    Самостоятельная

1. Беседа «Как можно об-щаться без слов» (Язык жестов, мимика).
2. Интегрированное занятие «Рисуем чувства».
3. Придумывание сказок детьми «Про храброго зай-ца», «Смешные котята» и др.
4. Составление рассказов из личного опыта «Плохое на-строение», «Грустный день», «Мне сегодня весе-ло»    Игра «Пиктограммы», «Че-рез стекло».
Рисование парами (эмоцио-нальное состояние партнё-ра) Мимическая гимнасти-ка. Этюды на выражение различных эмоций «Изобра-зи ситуацию». д/и «Азбука настроений». и/у «Волшеб-ная рукавичка». и/у «Пере-дача чувств», «Свеча», «Кто смешнее засмеётся», «Злой дракон». Изготовление масок с раз-личными
эмоциональными состоя-ниями.    






II. Тема. «Твои поступки и чувства других».
Задачи: развивать понимание, что наше собственное настроение и отношение других лю-дей зависит от наших поступков.

Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Беседа «Что огорчает лю-дей».
2. Составление рассказа «Что я сегодня сделал не так».
З. Истории для раздумий «У меня нет друзей»; «Обзыва-ют. Почему?»; «Как помочь другу, если ему грустно».
4. Беседа «Чем обрадовать маму».    Чтение Э. Машковская «Обида». Чтение и обсуж-дение произведения А. Барто «Мой сосед Иван Петрович». Игра-тренинг «Мои ощущения». и/у «Шляпа волшебниках., «Гномики», «Волшебные очки», «Пирамида друж-бы».    Ситуации из повседневной жизни детей.




III Тема «Спорящие лица»

Задачи: Способствовать хорошим отношениям детей с взрослыми путём формирования умения объяснять, формировать способы установления тёплых отношений к членам се-мьи; показать роль родителей в жизи человека. Формировать уважение к укладу
семьи.

Организованная     Совместная     Самостоятельная
объясни, расскажи» ...
2. Составление рассказа
«Письмо родителям».
3. Беседа «Для чего нужны
родители», Мои
поручения дома».
4. Составление рассказа
детьми о сеiейных
праздниках.    Рисование «Разрешают -
запрещают».
И/у «договорить без слов».
И/у «Найди глазами».
И/у «Объясни жестами».
Рисование «Моя семья».
Д/з Наше семейное дерево»
(генеалогическое дерево).
Игра «Хорошо — плохо».
Проведение совместных
праздников «Весенняя ка-пель»,
«Бабушкины посиделки»,
«Мама, папа, я — спортив-ная
семья».
Оформление выставки в группе
«Это моя семья»    с/р «Семья»


                                               III. Блок.  « Социальные навыки»

1. Тема. Дружба. Мои друзья.
Задачи: Продолжать развивать представление о том, что такое дружба. Формировать представление о том, что важно в дружеских отношениях; способствовать расширению словарного запаса для выражения дружеских чувств.

Организованная    Совместная    Самостоятельная
1. Беседа «Дружба — это ...», «Золотое правило».
2. Комплексное занятие «Дружба крепкая не слома-ется, не расклеится от дож-дей и вьюг».
3. Составление рассказа «Мой четвероногий друг».
4. Беседа «Кому бы я пода-рил любимую
игрушку», «Почему важно быть добрым»    Рисование «Портрет друж-бы»
И/у «Закончи фразу» (со мной дружат, потому что я..»
Создание коллажа «Я и мои друзья», пословицы о дружбе.
Оформление групповой книжки «Доброта» (рисун-ки + сказка + высказывания детей).
Решение педагогических ситуаций «Как бы я посту-пил если ...».
Праздники:
1. «Осеннее Кафе».
2. «День рождения».
3. «Мамин день». Спортив-ные праздники и развлече-ния. Чтение художествен-ной литературы.    С/р игры «Дом», «Семья», «Больница», «Магазин», «Детский сад», «Почта».


II. Тема. «Ссора. Одиночество. Дразнить. Обижать.»

Задачи: Способствовать осознанию причин, приводящих к конфликту и возможных путей его разрешения. Помочь понять, что такое одиночество и почему быть плохо одному. Раз-вивать добрые, тёплые отношения между детьми.


Организованная     Совместная     Самостоятельная
1 . Драматизация сказки
«Лиса и журавль».
2. Чтение, беседа по
произведению К.Д.
Ушинского «Вместе тесно,
а врозь скучно».
3. Беседа-размышление
«Насмешки, дразнилки».
4. Рассказы-рассуждения
«Что сказала бы мама».
Весёлые конкурсы:
а) конкурс хвастунов;
б) дразнилки вызывающие
положительные эмоции;
в) давайте говорить друг
другу комплименты.    Игры-тренинги, помогаю-щие
найти выход из конфликта.
Разыгрывание ситуации
«Ссора».
Кукольный театр «2 жад-ных
медвежонка».
Чтение рассказа «Как му-жик
гусей делил».
Игра «Банк идей»,
«Комплименты», «Ласко-вые
слова».
Рассматривание иллюстра-ций с
элементами конфликтных
ситуаций.
Игра .хШкатулка полезных
советов», «Пирамида друж-бы»,
«Колдун»,урц»    Различные с/р игры


III. Тема. «Как можно все объяснить взрослым. семья»

Задачи: Познакомить с различными проявлениями негативных эмоций, накапливать опыт практических действий преодоления эмоционального состояния неблагополучия.
Организованная     Совместная     Самостоятельная
1. Беседы с неоконченным ответом «Что бы ты сделал, как поступил, если бы ...»
2. Анализ проблемных си-туаций, в которых ребёнку приходилось бы найти са-мостоятельно способ пре-одоления эмоционального негатива.
З. Цикл бесед «Кого мы на-зываем добрым, честным,
справедливым».    1. Разыгрывание сценок, ко-торые бы показали ребёнку, как себя следует вести в си-туациях, когда сталкива-ешься с несогласием своего мнения.
2. Рассматривание сюжет-ных картинок с изображе-нием жизненных ситуаций «Один дома», «Сломал иг-рушку», «Разбил Чашку» и т.д.
З. Игра «Гримаски»; психо-гимнастика. Чтение Э.М. Фрид
«Эмоциональный букварь»    
Программное содержание: развивать представления детей о языке эмоций, как средствах выражения различных эмоциональных состояний. Учить понимать чувства и желания других людей. Развивать умение замечать состояние человека по его внешнему виду, на-строению. Развивать наблюдательность и внимание к окружающим. Побуждать детей де-лать добрые поступки.

Оборудование: маски-эмоции, облака-эмоции, человечки, не раскрашенные и цветные, мяч для игры.


Ход занятия.

Ребята, давайте улыбнемся, друг другу и подарим всем хорошее настроение.
Хотите, я вам расскажу одну волшебную историю? Где-то очень далеко,  в одной волшеб-ной стране, жили разноцветные краски. Они были не только разноцветные, но и веселые. У них все-все было разноцветным: небо, деревья, дома и даже сами человечки были раз-ноцветными. Но однажды налетела черная туча с черной краской и размыла все в волшеб-ной стране. Все у них стало скучным, бесцветным, блеклым. Им стало так тяжело жить! Посмотрите, ребята, к нам в гости пришли человечки из этой страны. Какие они? (бес-цветные, блеклые, скучные, невзрачные.) Ребята, как вы думаете, зачем они к нам при-шли? (чтобы мы им помогли.) А чем мы им можем помочь? (ответы, предположения.) У меня появилась идея, как можно помочь человечкам – давайте мы им расскажем какие мы. Они нас услышат, и станут такими же, как мы  - яркими, веселыми, красивыми.
    Рассказы детей 3-4 человека. (Мое имя, возраст, внешность.) Молодцы, хорошие рассказы у вас получились.
    А ведь вы еще не все о себе рассказали. Хотите поиграть в игру с мячом. Да и че-ловечки еще кое-что о вас узнают.
Игра с мячом в кругу « Я люблю…», «Я не люблю…». Вспоминаем правила игры -- пере-даем мяч в руки друг другу, смотрим в глазки, называем по имени.
Человечки уже многое о вас услышали, узнали, интересно что-нибудь у них изме-нилось? Нет? Странно! Давайте, подойдем поближе. Посмотрите на их лица. Что можно о них сказать? Какие они? Говорят, что лицо зеркало души, то есть что человек чувствует, то и отражается на его лице. Я вам хочу кое-что показать. Что это? (маски.) можно ли без слов, глядя на эту маску догадаться, какое настроение она выражает?  Дети называют «на-строение маски» - радость, злость, удивление. А что может радовать человека? Даша, от чего тебе бывает радостно? Саша, как ты думаешь, от чего можно разозлиться? Дима, а чему можно удивиться? Молодцы!
Знаете, ребята, с помощью слов можно творить чудеса. Можно словом рассмешить грустного человека, обрадовать печального, похвалить трудолюбивого. Какими словами можно похвалить? (молодец, умница, ты хороший, славный.)  А успокоить? (не волнуйся, не расстраивайся, не переживай.) Как можно поприветствовать друг друга? (здравствуйте, доброе утро, добрый день, привет.)
Знаете, кого вы сейчас приветствовали? У нас в гостях сегодня веселые облака. По-смотрите, какие они. (Облака отображают разные эмоции, дети называют их.)
Вы, наверное, обратили внимание, что в группе появились картинки. Вот эти чело-вечки на картинках потеряли свое настроение, свое облачко. Давайте поможем им. Дети выполняют задание, проверяем его. ( Игра «Найди пару».)
А что же там с нашими человечками? Они снова стили яркими. Значит, мы помогли им. Осталось нарисовать им веселые лица. Вы сможете это сделать? Дети рисуют лица че-ловечкам, и человечки отправляются в свою сказку.


Программное содержание: развивать у ребенка уверенность в себе, интерес к своему имени. Активизировать  представление о своих возможностях, характерных особенностях, желаниях.  Обучать навыкам социальных  способов поведения детей в различных ситуа-циях, опыт доброжелательного поведения. Осуществлять  умение проектировать свои дей-ствия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать, с ними свои действия, предлагать свою помощь.

Оборудование: шесть мячей, детали для аппликации, сюжетные картинки с различными ситуациями.

Ход занятия.

Ребята, давайте улыбнемся, друг другу и подарим хорошее настроение себе и ок-ружающим. Хотите поиграть? Игра «Ты и твое имя», познакомит нас с уменьшительно-ласкательным звучанием имен. Давайте с вами вспомним правила игры: смотреть в глаз-ки, передавать мяч в руки, называть имя того, кому отдаешь мяч.
Вопросы к игре:
•    Как тебя зовут?
•    Как зовут ласково?
•    Какое ласковое имя тебе нравиться больше других?
•    Как будут звать, когда вырастешь?  
Ребята, как вы думаете, можно ли что-либо рассказать, не используя речь? Как это можно сделать? С помощью чего? Как вы думаете. Что использует художник для своего рассказа? (рисунок.) Композитор с помощью музыки. А как еще можно передать свои мысли? (жестами.) Давайте с вами поиграем в игру «Иностранец». Выбранный ребенок «иностранец», он показывает жесты, которые дети должны расшифровать:
•    На улице холодно, а я забыл надеть шапку.
•    Принеси мне попить воды.
•    Иди, умойся!
•    Ой, я обжегся!
•    Не ешь, а то заболит живот!  
Предлагаю детям рассмотреть маски, обозначающие различные эмоциональные со-стояния. Называем признаки каждой эмоции. (Удивление – губки круглые, глазки круг-лые, брови подняты вверх). Вместе с детьми выясняем, чему можно удивиться, чего испу-гаться, чему обрадоваться, из-за чего рассердиться.
Напоминаю детям, что скоро состояться «Веселые старты», и предлагаю помочь, «ожи-вить» мячики. Чтобы соревнования были веселыми. Ребята «глазками» выбирают себе па-ру, и «оживляют» мячики. Затем называют эмоциональное состояние своего образа, и рас-сказывают стихотворение с настроением своего мячика.
Раздается стук в дверь. Это пришли зверушки к нам в гости, и не просто так, а за помо-щью. Каждой паре детей предлагается ситуация, нужно объяснить, как верно поступить в данном случае.
•    Мальчик толкнул в лужу девочку.
•    Дети играли в песочнице, а Миша играл в мяч и сломал постройку.
•    В автобусе ребенок сидит и заходит бабушка. Как поступить?        
•    Мама попросила полить цветы, а я забыл.    
Звери рады, что ребята им все объяснили, благодарят их.
    Ребята, как вы думаете, слышать добрые слова приятно? Давайте соберем «вол-шебный» цветок для наших гостей (зверушек), и скажем им добрые слова (комплименты).



Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть