• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Конспект фронтального занятия с детьми с ОНР

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
05.04.2020 в 22.42
Тема: «Дифференциация предлогов НА и ПОД»
Цель: закрепить навыки практического употребления в речи предлогов НА, ПОД

Задачи:

Образовательные:

•    Уточнить представления детей об одежде, обуви, головных уборах, частях тела, игрушках, мебели, о сезонных изменениях.
•    Учить решать проблемные задачи.

Коррекционные задачи:

•    Формировать пространственные представления.
•    Актуализировать словарь по темам «Одежда, обувь, головные уборы», «Зима. Зимние забавы», «Игрушки», «Мебель», «Час ... Тема: «Дифференциация предлогов НА и ПОД»
Цель: закрепить навыки практического употребления в речи предлогов НА, ПОД

Задачи:

Образовательные:

•    Уточнить представления детей об одежде, обуви, головных уборах, частях тела, игрушках, мебели, о сезонных изменениях.
•    Учить решать проблемные задачи.

Коррекционные задачи:

•    Формировать пространственные представления.
•    Актуализировать словарь по темам «Одежда, обувь, головные уборы», «Зима. Зимние забавы», «Игрушки», «Мебель», «Части тела».
•    Повышать речевую и мыслительную активность.
•    Развивать  слуховое  и зрительное  внимание, память.
•    Развивать мелкую моторику и общие движения.

Воспитательные:

•    Воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратность, старательность, желание  помогать.

Оборудование:

У логопеда - куклы Хрюша и Каркуша, одежда (брюки, шорты, колготы, носки,  футболка, комбинезон, свитер, куртка (с меховым воротником), шарф, варежки,), обувь (сандалии, ботинки), головные уборы (панамка, шапка ) аудиозапись «Марш оловянных солдатиков», игрушечная мебель (диван, кресло, стул, стол), парные картинки для составления предложений с предлогами, карточки с изображением героев занятия,  полоски для схемы предложения, символы предлогов НА и ПОД.

У детей – большие конверты с символами предлогов, маленькие конверты с полосочками,  сюжетные картинки.

Словарная работа: гарнитур

Предварительная работа: разучивание двустишия

Отдохнуло наше тело,
Что же, примемся за дело.



Ход занятия.

1.    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

-   Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте повернёмся к ним и поздороваемся. Гости пришли посмотреть, как много мы знаем и умеем.

-   Там, там, там, тихо сели по местам.

-   Спинки … (прямые).
-    Глазки смотрят …  (на Вас).
-  Руки не мешают, а … (помогают)
-  Ротики не болтают, а … (отвечают)

2.    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ ЧЕРЕЗ ПРОБЛЕМНУЮ СИТУАЦИЮ.

Слышится карканье.

-    Кто бы это мог быть? (Ворона)

Влетает оранжевая ворона.

-    Здрравствуйте, ребята!
-    Да это же наша старая знакомая Каркуша из телепередачи «Спокойной ночи, малыши!». Но как-то странно она выглядит. (Она оранжевая)
-    Прррриближается весна, карр, карр,  и мне хочется быть ярррркой и кррррасивой, вот я и покррррасила свои пёррррышки в орррранжевый цвет, карр, карр. Прррравда крррасиво!?
(Звучат ответы детей)

-    Каркуша, делу время, потехе час.
     Время занятий настало для нас!    
     Хочешь присоединиться к нам?
-    С пррревеликим удовольствием.
-    Тогда присаживайся.

-  Сейчас я буду давать Вам  трудные задания. Но повторять  буду только один раз, поэтому слушать нужно  внимательно.

- Ладони под стул, ладони на голову …  

-    А можно я попрробую, карр,  дать ребятам задание, карр, карр?
-    Попробуй.
-    Ладони стол   …

-  Ребята, вы поняли, что нужно сделать? (Нет)
-    Почему не понятно?
-    Какие слова потеряла Каркуша? (Маленькие слова НА и ПОД)
-    Зачем нужны слова НА и ПОД?

-    них и нельзя обойтись.

-    Послушайте ещё раз: «Ладони на стол, ладони под стол».
-    Какие слова помогли выполнить задание? (НА и ПОД)
-    Кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить?
-    Расскажи, … (Сегодня мы будем говорить о маленьких словах НА и ПОД)

-    Ой, какая я забывчивая, каррр. У Вррединки же сегодня день ррррождения, и она прросила меня, карр.  передать приглашение  на праздник Филе, Степашке, Хрюше, Мишутке, и другим её друзьям, и, конечно же, вам, ребята. Карр, карр.  Ну, вот, вам я приглашение передала, карр, полечу дальше. До свидания, кар, кар!
-    Ну что ж ребята, примем приглашение?

-    Договорились, мы пойдём в гости к Врединке, а по пути поговорим о словах НА и ПОД. А в подарок захватим  символы-подсказки (показ), ведь, скорее всего,  Врединка, как и Каркуша, не знает маленьких слов-помощников.
-    Что у меня в руках? (Симвла слова НА)
-    О чём он рассказывает? (О том, что мы говорим НА, когда предмет сверху)
-    Что у меня в руках? (Символ слова ПОД)
-    О чём он  рассказывает? (О том, что мы говорим ПОД, когда предмет внизу)

-    Заглянем для начала к Хрюше.

3.    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ «НА» И «ПОД».
     Д.И. «ПОМОЖЕМ ХРЮШЕ СОБРАТЬСЯ В ГОСТИ»

А вот  и его комната.

(На  столе комната Хрюши. В комнате беспорядок. Все вещи разбросаны. Хрюша стоит посреди комнаты в трусах и в майке.).

Где носок?
А вон – под креслом!
Где рубашка?
На полу!
Куртки тоже нет на месте ….
Вот! Нашёл – она в углу! –
Там вчера я раздевался ….
Шарф … куда ж он подевался?
Где ботинки? Не найду?!
Загляну-ка под кровать!…
Хрюша наш идёт гулять!!!

-    Давайте поможем Хрюше собраться. Сначала расскажите, где лежат Хрюшины  вещи,  используя маленькое слово ПОД.
-    А теперь используем слово НА.

(Дети составляют предложения типа: «Рубашка лежит под кроватью», то же с брюками, шортами, колготами, носками,  футболкой, комбинезоном, свитером, панамкой, шапка, сандалиями,, сапогами, курткой (с меховым воротником), шарфом,, варежками)
По мере нахождения, вещи выкладываются на стол.

-    Вспомните, какое сейчас время года,  и ответьте, вся ли найденная нами одежда понадобится сейчас Хрюше?
Почему?
-    Давайте повесим  на спинку дивана   ту одежду, которая   понадобится Хрюше.
(Вызывается один ребёнок.)
-    Для какого времени года предназначена оставшаяся одежда?
-    Разложим вещи в том порядке,  в каком Хрюша будет их надевать.
(Вызывается один ребёнок.)
-    Поможем Хрюше одеться. Выходим по одному и рассказываем, что на что надеваем: «Я надену рубашку на туловище».
-    Какое маленькое слово помогло нам правильно рассказать о том, что мы надевали Хрюше? (Маленькое слово НА)
-    Хрюша одет. Взгляните, некоторые предметы его одежды одного цвета. Собрание похожих по материалу или цвету  вещей, называют красивым словом ГАРНИТУР.
-    Повторим это слово по слогам: ГАР-НИ-ТУР.
-    А теперь произнесём всё слово: ГАРНИТУР.
-    Перечислите, что из Хрюшиной одежды входит в ГАРНИТУР. (Варежки, шапка, шарф)
-    Бывает гарнитур одежды, а бывает мебельный гарнитур.
-    Можно ли Хрюшину мебель назвать гарнитуром? (Да. Она одного цвета)
-    Молодцы. Отправляемся дальше.

4.    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ ПО ДВУМ ОПОРНЫМ СЛОВАМ И ЗАДАННОМУ ПРЕДЛОГУ.
     Д.И.»НАВЕДИ ПОРЯДОК»

-    Заглянем к Филе.  Филя убирает свою комнату. Давайте поможем убрать все  вещи по своим местам..
-    Посмотрите на карточки. Они помогут вам понять, где какой предмет должен находиться.  Составьте предложения, используя маленькие слова НА и ПОД.

Логопед выставляет на наборное полотно по одной паре картинок (ваза и стол, книга и полка, мяч и кровать, кукла и стул, машинка и телевизор)

5.    Д.И. УЗНАЙ ГОСТЯ.

Вот мы и у Врединки. Здесь уже много гостей.. Отгадайте, кто пришёл. Назовите маленькое слово,  встретившееся  в загадке.

•    Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы – уши больше головы. (Зайчонок Степашка)

•    Он в берлоге спит зимой под большущею сосной, а когда придёт весна, просыпается от сна. (Медвежонок Мишутка)

Отворилась тихо дверь, и вошёл усатый зверь. Сел у печки, жмурясь сладко,и
•    умылся серой лапкой.  Берегись, мышиный род – на охоту вышел … (котёнок Царапка)

•    С хозяином дружит, дом сторожит. Живёт под крылечком, а хвост колечком. (Собака Филя)


6.    ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА. ВЫПОЛНИ КОМАНДУ.

-  Первым делом друзья решили поиграть.

Мишутка предложил игру «Выполни команду». Давайте и мы немножко поиграем. Выходите на ковёр, вставайте в кружок. Запоминаем правила игры.
Пока звучит музыка, вы шагаете друг за другом. Как только музыка остановилась – слушаете мою команду. Отдавать команду я  буду тихо и для того, чтобы её услышать, никто не должен разговаривать.

Ножками затопали, зашагали по полу.

Положите правую руку на левое плечо.
Хлопните в ладоши под левым коленом.
Положите ладони на голову.
Поставьте руки на пояс.
Руки под подбородок.
Вытяните руки вперёд и положите  левую ладонь под правую.

Отдохнуло наше тело, что же, примемся за дело.

Там, там, там. Тихо сели по местам.

7.    ДОБАВЛЕНИЕ В ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРОПУЩЕННОГО ПРЕДЛОГА.
Д.И. ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Пока друзья играли, ёж смотрел в окно  и  записывал всё, что видел во дворе. Вот что у него получилось.

Бабушка сидит скамейка.
Скамейка стоит ёлка.
Воробей сидит ветка.
Шишки растут ёлка.
Щенок лежит скамейка.
Девочка качается качели.
Гриб растёт ёлка.

-    Понятно нам, что увидел ёжик?
-    Почему? Чего не хватает?

Вызывают предложения улыбки –
Есть  неточности, есть и  ошибки.
Обрадуем ёжика и друзей,
Исправим ошибки скорей.

Я ещё раз произнесу  предложение, а вы покажите мне подходящий символ

На лицах светятся улыбки –
Исправить мы смогли ошибки.

Запишем, что у нас получилось – составим схему первого предложения.

Бабушка сидит на скамейке.

(Один ребёнок выкладывает схему на доске.)

-    Повторите предложение.
-    Сколько слов в этом предложении?
-    Какое первое слово?
-    Покажите пальчиком это слово.
-    Какое второе слово?
-    Покажите пальчиком это слово.
-    Какое третье слово?
-    Покажите пальчиком это слово.
-    Какое четвёртое слово?
-    Покажите пальчиком это слово.

-    Поднимите руки, у кого такая же схема как на доске.

-    Назовите 3е слово.
-    Покажите.
-    Назовите четвёртое слово.
-    Покажите.

-    Придумайте своё предложение, подходящее к этой схеме. Используйте маленькие слова, которые мы сегодня повторяли.
(Ответы детей)
-    Убрали полосочки.

8.    СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ  ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРЕДЛОГОВ «НА» И «ПОД».
     Д.И. ЖМУРКИ.

Друзья решили поиграть в жмурки. Водит котёнок Царапка. Подскажем  ему, кто куда забрался.

Взяли картинки. Перевернули. Посмотрели на них.
Составляем  предложение и подставляем картинку к подходящему символу на доске.

9.    ИТОГ ЗАНЯТИЯ. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ.

Какие маленькие слова помогли нам составить предложения?
Когда мы используем слово НА?
А когда используем слово ПОД?
Занятие окончено. Все ребятки хорошо занимались. Настало время получить угощение.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть