• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Роль дидактических игр в развитии речи детей

Титаренко Г.Б. учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар

Артёменко С.Э. воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар
    
      Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитии речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
      Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дети мо ... Роль дидактических игр в развитии речи детей

Титаренко Г.Б. учитель-логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар

Артёменко С.Э. воспитатель МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар
    
      Дидактическая игра используется при обучении детей математике, развитии речи, ознакомлению с природой и окружающим миром, в развитии сенсорной культуры.
      Дидактическая игра содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Дети могут играть в дидактические игры, как на занятиях, так и в не их. На занятиях используются те дидактические игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми.
      С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить использовать полученные знания в соответствии с поставленной задачей.                                  
      Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли. Дидактические задачи многих игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о предметах, явлениях в природе и в общественной жизни. Нахождение антонимов, синонимов, слов, сходных по звучанию - главная задача многих словесных игр ("Назови слово", "Скажи наоборот" и другие). В играх развивается мышление и речь, которые тесно связаны между собой ("Угадай, что мы задумали!", "Что сначала, что потом?", "Давай подумаем"). При общении детей в игре активизируется речь, решаются спорные вопросы. В игре развивается способность аргументировать свои утверждения, доводы, что в свою очередь приводит к развитию речи (диалогической).
        Логопедическая работа осуществляется в форме обучения. Обучение проходит преимущественно в виде специальных групповых игр. Игра, как известно, активизирует ребёнка к разговору и служит прекрасным средством совершенствования его речи.
        Первое место занимает игра в куклы, с которыми "дети охотно и не принуждённо разговаривают". Так же дети любят разговаривать по телефону. В игре дети охотно, легко и быстро, часто не заметно для себя, усваивают правильное произношение звуков.
         Для логопедической работы можно использовать любые виды игр, применяемых в детских садах. При проведении дидактических игр должно считаться с индивидуальными особенностями детей, слабым давать более лёгкий речевой материал, сильным – более трудный, робких – подбадривать, бойких – подзадоривать, слишком резвых – притормаживать.
         «Игра…без активной деятельности – всегда плохая игра». Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребёнка определённой умственной работы. Задачи дидактических игр разнообразны. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание.      
       Для умственного развития детей:
         - сравнение предметов;
         - отгадывание и загадывание загадок;
         - определение предмета по его признаку  
           (цвет и форма);
         - обобщение предметов и так далее.
       Сравнение – один из важнейших приёмов познания окружающего мира. Установление сходства и различия хороши дидактические разборные игрушки: матрёшки, пирамидки, чашки. Чтобы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать кольца по размеру, цвету. Труднее сравнение по представлению: «Что изменилось?», «Что не так?», требуется сравнить расположение предметов, их внешний вид с тем, что было раньше.
        Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно провести игры: "Чудесный мешочек", словесные игры на обобщение: "Кому что нужно?".
        Дидактические игры на развитие речевого слуха: "Угадай, что я сделала?", "Запомни, повтори", "Угадай, кто позвал?", "Эхо".
        Дидактические игры на звукоподражание : " Кто как кричит", "Поезд", "Лошадки".
        Игры особенно полезны в логопедической работе, так как в них наиболее активно проявляются отношения детей.
        В логопедических группах применяют набор картинок и игрушек, речевое лото, парные картинки, конструктивные картинки, подбери предмет.
    Дидактические игры на ориентировку на плоскости, внимания, наблюдательность:
             - лабиринты;
             - подбери правильно деталь;
             - что лишнее?;
             - найди разницу;
             - найди силуэт;
             - путешествие по карте.
    Готовность ребёнка к получению новых знаний, а так же лёгкость и быстрота их усвоения зависит от умственных способностей ребёнка, то есть умение ориентироваться в окружающем мире и самостоятельно анализировать происходящее.      
         Ниже приведён пример игры  
                      
  «Путешествие по карте», при помощи геометрических фигур, разнообразных знаков.  
                                                                             направлений, Дидактическая задача: активизировать процессы  
                     мышления, наблюдательности,  
                     ориентировки на плоскости,
                     речи детей.
Игровое правило:  получив в руки карточку, пройти
                  по ней маршрут до конца;
                  рассказать по какой дороге идёт
                  и куда попадает, называя при
                  этом пункты, по которым он
                  проходит.

Игровое действие: правильно пройти по маршруту до
                  конца при помощи карточки, кто  
                  ошибается, платит фант.

                  Ход игры:
    Ребёнок, рассматривает большую карту, на которой изображены разные маршруты. Проводится небольшая беседа о содержании карты. Затем раздаётся маленькая карточка одного из маршрутов, объясняется, как правильно надо пройти по маршруту, соблюдая повороты и сверяясь со знаками.
    «Куда приведут эти дорожки?»
    Ребёнок, проходя по маршруту, рассказывает, как он проходит этот маршрут, называя направления и знаки, которые он проходит. Остальные дети наблюдают, правильно ли он проходит маршрут. Когда пройдёт первый ребёнок, следом идёт по своему маршруту другой ребёнок. Если ребёнок ошибается, платит фант. В конце игры фант исполняет желание (читает стихотворение, рассказывает сказку, танцует и так далее).
    Выигрывает тот, кто правильно прошёл маршрут. Он загадывает желание тому, кто проиграл. Аналогично проводятся другие игры.

      
                       Желаю удачи!!!

Используемая литература:

А. К. Бондаренко « Дидактические игры в детском саду»           М. 1991 г.

А. И. Сорокина  « Дидактические игры в детском саду»              М. 1982 г.

Р.И.Бардина Психолог в детском саду «Куда не ходят поезда?» журнал «Карапуз» 2000г.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению