• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Эмоции и психические процессы детей

           Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
           Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.  Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
           Хорошее настроение улучшает запоминание.  Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Титаренко Г.Б., учитель – логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар;
Артеменко С.Э., воспитатель  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар

           Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
           Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.  Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
           Хорошее настроение улучшает запоминание.  Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
           Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребенка.

           Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
           Для коррекции и профилактики эмоциональных состояний используются этюды и игры.  Этюды на выражение основных эмоций: «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Ласка», «Грязная бумажка», «Сердитый дедушка», «Гроза», «Ваське стыдно», «Разные настроения», «Внимательный и добрый мальчик», «Вежливый ребенок», «Застенчивый мальчик».
Этюды на выражение положительного поведения: «Два друга» (после чтения стихотворения Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли и пантомимикой его иллюстрируют).
            Игра занимает значительное место в жизни детей.  Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
             В нашей работе мы разработали и изготовили дидактическую игру «Книга эмоций», где объединили эмоции, настроения и знания хороших и плохих поступков.
В «книге эмоций» разместили четыре дидактических игры: «Разные эмоции», «Собери портрет-настроение», «Нарисуй свое настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Игра  «Разные эмоции»

Дидактическая задача:
учить узнавать эмоцию по  
                      маске;

                      
уметь изобразить её;

                      
снижать эмоциональное
                      напряжение;

                      
тренировать психомоторные
                      функции;


                      
корректировать
                      нежелательные черты  
                      характера.

Игровое правило: надевать можно только одну маску.
Игровые действия: угадывание эмоций по маске,  
                  воспроизведение эмоции детьми.
                                                                          
Ход игры                    
            Дети садятся полукругом. Один ребенок берет маску из «Книги эмоций», одевает её.  Дети отгадывают, какая эмоция изображена на маске и изображают её. Затем следующую маску берет тот ребенок, который лучше всех воспроизвел эмоцию маски.

Игра  «Собери портрет – настроения»

          
Дидактическая задача:
упражнять детей собирать
                      портрет из отдельных частей;

                      
закреплять знания детей о
                      частях лица и об эмоциях;

                      
снижать эмоциональное
                      напряжение;

                      
корректировать
                      нежелательные черты
                      характера.


Игровое правило: правильно собрать из частей
                 целый портрет.            Игровые действия: нахождение и складывание частей
                  портрета.
                      Ход игры
              Дети рассматривают маски эмоций, затем из частей: носа, губ, рта, глаз, волос составляют портрет, выбранной эмоции. Побеждает тот, кто правильно соберет портрет.
Игра  «Нарисуй своё настроение»
Дидактическая задача:

упражнять детей в умении
                       понять своё настроение;

                      
учить выражать его в  
                       определенном символе:  
                       солнышко (радость), тучка
                       (грусть), нотка
                       (веселость).
                                                     Игровое правило: рисовать только один символ.
Игровые действия: рисование определенного символа
                  настроения в соответствующем
                  дне недели.  
                     Ход игры
               Ребенок определив свое настроение, выбирает определенный символ: солнышко (радость), нотка (веселость), тучка (грусть). Затем  берет фломастер нужного цвета: желтый (солнышко), синий (тучка), красный (нотка) и рисует свой выбранный символ в определенном месте (напротив своей фотографии), в соответствующем дне недели. Дети рисуют свое настроение каждый день в любое время дня, когда им захочется. Ребенку необходимо правильно отобразить своё настроение.

Игра  «Что такое хорошо, что такое плохо»

Дидактическая задача:
обращать внимание детей на
                      то, что добрые чувства,
                      поступки, отношения и дела  
                      вызывают уважение, дружбу,
                      любовь;

                      
уточнить, что добро  
                      противостоит злу, ссорам,
                      лжи, зависти;

                      
развивать положительные
                      эмоции;

                      

корректировать
                      нежелательные черты
                      характера;

                      
воспитывать желание
                      совершать хорошие поступки;

                      
развивать связную речь.

Игровая задача:  узнать по картинкам, что такое
                 хорошо, что такое плохо.
Игровые действия:   отгадывание по картинкам,
                    хороший или плохой поступок;
                    сравнивание поступков;
                    разложить разрезные картинки.

                     Ход игры

    Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
        Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
         Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.
    «Книга эмоций» помогает нам формировать положительный, эмоциональный и психический настрой ребёнка, формировать нравственное представление о бережном отношении друг к другу, к окружающим. Переживать хорошее, как радость, испытывать неприязнь к плохому. Ребёнок начинает лучше разбираться в своих эмоциональных ощущениях и чувствах, в своём настроении и в настроении других детей.
                Желаем удачи!!!
Используемая литература:       М.И.Чистякова  Психогимнастика            М. 1990 г.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению