• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Эмоции и психические процессы детей

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
05.04.2020 в 05.25
           Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
           Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.  Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
           Хорошее настроение улучшает запоминание.  Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Титаренко Г.Б., учитель – логопед МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар;
Артеменко С.Э., воспитатель  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 68» г. Краснодар

           Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены.  Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
           Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны.  Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
           Хорошее настроение улучшает запоминание.  Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события.
           Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение. Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать», - можно услышать от ребенка.

           Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую – то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
           Для коррекции и профилактики эмоциональных состояний используются этюды и игры.  Этюды на выражение основных эмоций: «Любопытный», «Раздумье», «Круглые глаза», «Ласка», «Грязная бумажка», «Сердитый дедушка», «Гроза», «Ваське стыдно», «Разные настроения», «Внимательный и добрый мальчик», «Вежливый ребенок», «Застенчивый мальчик».
Этюды на выражение положительного поведения: «Два друга» (после чтения стихотворения Т. Волгиной «Два друга», дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли и пантомимикой его иллюстрируют).
            Игра занимает значительное место в жизни детей.  Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей. Игра создает тот положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Она выявляет индивидуальные способности ребенка, позволяет определить уровень его знаний и представлений.
             В нашей работе мы разработали и изготовили дидактическую игру «Книга эмоций», где объединили эмоции, настроения и знания хороших и плохих поступков.
В «книге эмоций» разместили четыре дидактических игры: «Разные эмоции», «Собери портрет-настроение», «Нарисуй свое настроение», «Что такое хорошо, что такое плохо».
Игра  «Разные эмоции»

Дидактическая задача:
учить узнавать эмоцию по  
                      маске;

                      
уметь изобразить её;

                      
снижать эмоциональное
                      напряжение;

                      
тренировать психомоторные
                      функции;


                      
корректировать
                      нежелательные черты  
                      характера.

Игровое правило: надевать можно только одну маску.
Игровые действия: угадывание эмоций по маске,  
                  воспроизведение эмоции детьми.
                                                                          
Ход игры                    
            Дети садятся полукругом. Один ребенок берет маску из «Книги эмоций», одевает её.  Дети отгадывают, какая эмоция изображена на маске и изображают её. Затем следующую маску берет тот ребенок, который лучше всех воспроизвел эмоцию маски.

Игра  «Собери портрет – настроения»

          
Дидактическая задача:
упражнять детей собирать
                      портрет из отдельных частей;

                      
закреплять знания детей о
                      частях лица и об эмоциях;

                      
снижать эмоциональное
                      напряжение;

                      
корректировать
                      нежелательные черты
                      характера.


Игровое правило: правильно собрать из частей
                 целый портрет.            Игровые действия: нахождение и складывание частей
                  портрета.
                      Ход игры
              Дети рассматривают маски эмоций, затем из частей: носа, губ, рта, глаз, волос составляют портрет, выбранной эмоции. Побеждает тот, кто правильно соберет портрет.
Игра  «Нарисуй своё настроение»
Дидактическая задача:

упражнять детей в умении
                       понять своё настроение;

                      
учить выражать его в  
                       определенном символе:  
                       солнышко (радость), тучка
                       (грусть), нотка
                       (веселость).
                                                     Игровое правило: рисовать только один символ.
Игровые действия: рисование определенного символа
                  настроения в соответствующем
                  дне недели.  
                     Ход игры
               Ребенок определив свое настроение, выбирает определенный символ: солнышко (радость), нотка (веселость), тучка (грусть). Затем  берет фломастер нужного цвета: желтый (солнышко), синий (тучка), красный (нотка) и рисует свой выбранный символ в определенном месте (напротив своей фотографии), в соответствующем дне недели. Дети рисуют свое настроение каждый день в любое время дня, когда им захочется. Ребенку необходимо правильно отобразить своё настроение.

Игра  «Что такое хорошо, что такое плохо»

Дидактическая задача:
обращать внимание детей на
                      то, что добрые чувства,
                      поступки, отношения и дела  
                      вызывают уважение, дружбу,
                      любовь;

                      
уточнить, что добро  
                      противостоит злу, ссорам,
                      лжи, зависти;

                      
развивать положительные
                      эмоции;

                      

корректировать
                      нежелательные черты
                      характера;

                      
воспитывать желание
                      совершать хорошие поступки;

                      
развивать связную речь.

Игровая задача:  узнать по картинкам, что такое
                 хорошо, что такое плохо.
Игровые действия:   отгадывание по картинкам,
                    хороший или плохой поступок;
                    сравнивание поступков;
                    разложить разрезные картинки.

                     Ход игры

    Дети рассматривают и сравнивают картинки плохих и хороших поступков. Объясняют, чем поступок плох, чем хорош.
        Разрезные картинки раздаются детям по несколько штук. Дети раскладывают картинки на плохие и хорошие поступки, объясняя при этом, какой этот поступок.
         Выигрывает тот ребёнок, который точнее и правильнее объяснит тот или иной поступок на картинке.
    «Книга эмоций» помогает нам формировать положительный, эмоциональный и психический настрой ребёнка, формировать нравственное представление о бережном отношении друг к другу, к окружающим. Переживать хорошее, как радость, испытывать неприязнь к плохому. Ребёнок начинает лучше разбираться в своих эмоциональных ощущениях и чувствах, в своём настроении и в настроении других детей.
                Желаем удачи!!!
Используемая литература:       М.И.Чистякова  Психогимнастика            М. 1990 г.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть