• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала


Данный журнал поможет воспитателям при аспектах выделенные в логоработе с детьми. А так же является материалом логопеда в взаимосвязи с воспитателями.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № …..» комбинированного вида












Памятка для воспитателей
по
коррекционно – воспитательной работе


г….
2009г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Речевые нарушения
2. Знание особенностей работы с детьми ОНР.
3. Умение организовать речевую среду
4. Методы и приём ...

Данный журнал поможет воспитателям при аспектах выделенные в логоработе с детьми. А так же является материалом логопеда в взаимосвязи с воспитателями.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № …..» комбинированного вида












Памятка для воспитателей
по
коррекционно – воспитательной работе


г….
2009г

СОДЕРЖАНИЕ

1. Речевые нарушения
2. Знание особенностей работы с детьми ОНР.
3. Умение организовать речевую среду
4. Методы и приёмы диагностики речевого развития
5. Методика проведения артикуляционной гимнастики.
6. Методика развития мелкой и общей моторики рук.
7. Методика проведения пальчиковых игр
8. Методика проведения логочаса.
9. Коррекционные игры
10. Формирование словаря
11. Методика развития связной речи.































РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ

Дизартрия— нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях отделов мозга (ограниченная подвижность речевого аппарата – нёба, языка, губ).
Степени:
•    Легкая, отсутствуют грубые нарушения артикуляционной моторики, нарушение фонетической речи
•    Средняя, большое количество детей, отсутствие движения лицевых мышц, голос назальный оттенок, затруднено жевание глотание, слюнотечение, речь очень невнятная, позднее развитие с 5-6 лет
•    Тяжелая (анартрия) глубокое поражение мышц и полное бездеятельность речевого аппарата.

ОНР – речевое нарушение, при котором отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Выделяют 3 уровня:
1. I уровень – отсутствие общеупотребительной речи.
2. II уровень -  начатки общеупотребительной речи.
3. III уровень – наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики.

ФФНР – это нарушение при нормальном физическом слухе и интеллекте нарушено произносительная сторона речи и особый – фонематический слух, который не способный различить и узнавать фонемы родного языка.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга. Различают:
•    Моторную – нарушается область коры головного мозга, которая отвечает за речевые движения.
•    Сенсорная - нарушается область коры головного мозга, которая отвечает за восприятие речи
•    Смешанная

Заикание – нарушение темпо – ритмической организации речи,  обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.




ЗНАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ОНР.

ОНР  - дети с нормальным слухом и сохранным интеллектом, но нарушено фонетико – фонематическая сторона речи, так и лексико – грамматическая система языка.
Выделено 3 уровня:
1. I уровень – отсутствие общеупотребительной речи (отсутствие речевого подражания, не  пользуются фразовой речью, не владеют навыками связного высказывания).  Работа с такими детьми включает в себя:
•    развитие понимания речи,
•    развитие активной подражательной речевой деятельности.
•    Развитие внимания, памяти, мышления.
2. II уровень -  начатки общеупотребительной речи, наличие 2-, 3-, 4-  словной фразы, появляются простые предлоги, затруднение в антонимах и синонимах, неиспользование притяжательных и относительных прилагательных, замена многосложных слов. В связной речи – передача  и перечисление событий, действий, предметов. Может  множественные нарушения в произношении. Работа:
•    Развитие понимания речи
•    Активизация речевой деятельности и развитие лексико – грамматической стороны
•    Развитие произносительной стороны
•    Развитие самостоятельной фразовой речи
3. IIIуровень – наличие развёрнутой фразовой речи с выраженными элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Используют простые упражнения, некоторые виды сложных,  структура предложений нарушено, использование предлогов, употребление простых уменьшительно – ласкательных форм, неточное понимание и употребление обобщающих понятий, незнание названий слов и действий. Нарушение связности и последовательности в рассказе, пропуски, бедность средств. Нарушение в воспроизведении слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости: перестановка слогов, добавление лишних звуков. Неточность в артикуляции, дифференцированность. Работа:
•    Понимание речи и лексико – грамматических средств языка
•    Произносительная сторона
•    Самостоятельно развёрнутая фразовая речь
•    Подготовка к овладению элементарными навыками чтения и письма.






УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ РЕЧЕВУЮ СРЕДУ

Основной целью - создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии. Для ее достижения должен быть решен ряд взаимосвязанных задач.
Первая из них - диагностическая - состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи детей, в раннем распознавании и выявлении неблагополучных тенденций, задержек и недостатков в ее развитии и их правильной квалификации.
Вторая задача - профилактическая - педагогическая помощь воспитанникам ДОУ в нормальном речевом развитии.
Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном или частичном устранении (сглаживании) имеющихся у детей нарушений речи.
Диагностическая работа педагога заключается в выявлении особенностей и трудностей речевого развития ребенка, под них в перспективе подстраивается вся система коррекционно-речевой работы. В рамках этого блока воспитатель общеразвивающей группы действует по определенному алгоритму:
•    изучает уровень и динамику речевого развития своих подопечных;
•    выделяет детей с опережающим и нормативным речевым развитием, с негативными тенденциями, задержками и недостатками в нем;
•    квалифицирует (самостоятельно или с помощью специалистов) вид речевых недостатков, устанавливает их возможные причины;
•    конструирует групповые и индивидуальные программы речевой работы с детьми профилактической и/или коррекционно-развивающей направленности.
Очевидно, что такая работа требует владения соответствующими знаниями и умениями, а ее эффективность будет обеспечена при соблюдении ряда условий:
Первое из таких условий - систематичность изучения состояния речи дошкольников. Оптимально, если педагог занимается этим дважды в год: осенью, чтобы выявить уровень речевого развития детей и правильно спланировать работу на предстоящий учебный год, и весной, чтобы подвести ее итоги, тем самым определив и эффективность собственной деятельности. В междиагностический период он проводит динамическое наблюдение за характером развития речи воспитанников, а при необходимости вносит поправки в программы профилактической и коррекционно-речевой работы.
Второе условие - четкая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур. При всем разнообразии действующих в ДОУ образовательных программ (комплексных и/или парциальных) имеет право на существование некоторое инвариантное содержание программы изучения педагогом детской речи, основными ориентирами которой являются не столько конкретные программные требования, сколько возрастные нормативы. Наряду с речевыми нарушениями у дошкольников могут отмечаться и недостатки неречевого характера, проявляющиеся в недоразвитии как относительно элементарных, так и сложных психофизических процессов, связанных с развитием речи. Поэтому в процессе обследования воспитатель должен учитывать тесные связи речевого и умственного, речевого и эмоционально-личностного, речевого и физического развития детей.
Третье условие - разнообразие методов и источников сбора информации. Было бы неверным весь процесс изучения речевого развития детей сводить только к констатации фактов его нарушения. Чтобы правильно оценить и интерпретировать полученные данные, педагогу необходимо понимать причины, лежащие в основе наблюдаемых явлений. Для их выяснения он может воспользоваться некоторыми методами диагностики:
•    наблюдение за ребенком в процессе разных видов деятельности и при выполнении специальных диагностических заданий;
•    изучение истории его раннего общего, речевого развития и условий семейного воспитания;
•    беседы с родителями;
•    привлечение к обследованию детей специалистов - логопеда, невропатолога, психолога и др.
Так, в процессе направленного наблюдения, которое считается основным методом педагога ДОУ общеразвивающего вида, он получает достаточно полные данные о состоянии всех компонентов речевой системы дошкольников. Полученные данные способствуют созданию более объективной картины развития речи всех и каждого из детей группы и помогают сделать определенные предположения о причинах, которые препятствуют, сдерживают, изменяют или, наоборот, стимулируют и ускоряют ее нормальное развитие.
Четвертое условие - оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксации его результатов. Этот процесс должен быть максимально приближен к привычным и естественным для дошкольников видам деятельности (игровой, художественно-практической и др.). Совершенно недопустимо, чтобы он носил тестирующий характер и у детей возникало ощущение, что их оценивают. Следует заранее продумать такие формы, которые позволяли бы при минимальных затратах времени получать максимальную и достоверную информацию о состоянии речи воспитанников и определять степень ее соответствия некоторым средневозрастным и легко обнаруживаемым показателям.
При выполнении специальных диагностических заданий педагог может работать с одним ребенком или с подгруппой (2-5 человек). Причем коллективные занятия позволяют значительно сократить временные границы и за счет малой численности подопечных дают возможность увидеть проявления каждого из них. Нужно также предусмотреть оказание детям дозированной помощи в ходе обследования, тем самым выявляя для планирования дальнейшего воздействия зоны их актуального и ближайшего развития.
Профилактический блок - заключается в помощи, методическом содействии дошкольникам в естественном и своевременном развитии речи и обеспечении его полноценности. Педагог обязан помнить о том, что дошкольный возраст - период наиболее интенсивного овладения детьми не только правильным звукопроизношением, определенными лексико-грамматическими средствами языка, но и речью как социально значимой и постоянно востребованной деятельностью.
С этой целью в первую очередь должна быть организована доступная по форме и средствам совместная деятельность ребенка со взрослыми и сверстниками. Чем она разнообразнее и сложнее, тем нужнее речь и тем более высоким структурно-функциональным требованиям она должна удовлетворять. Правильная организация такой деятельности предполагает высокий уровень профессионального мастерства и творческих способностей воспитателя, но именно она служит наиболее мощным средством стимуляции как мотивации детской речи, так и обогащения ее средств и форм.
Кроме того, полноценности речевого развития содействует окружающая среда и важным ее компонентом и одновременно средством профилактики недостатков речи у дошкольников является правильная речь взрослых. До сих пор актуальными остаются разработанные Е.И. Тихеева методические требования:
•    речь должна быть абсолютно правильна, литературна;
•    по форме и по тону речь должна быть всегда безупречно вежливой;
•    структуру речи следует согласовывать с возрастом детей: чем младше ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи;
•    содержание речи взрослых должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт;
•    речь взрослых должна соответствовать таким критериям, как точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, образность, размеренность темпа и достаточная (но не чрезмерная) громкость.
Требования к культуре речевой среды особенно ужесточаются, а ответственность педагога повышается в тех случаях, когда приходится работать с детьми воспитывающимися в социально неблагополучных семьях, в обедненной речевой среде или в условиях двуязычия. И если на причины болезнетворного, патофизиологического или анатомического характера, предрасполагающие к появлению речевых отклонений, педагогу влиять гораздо труднее (хотя в определенной степени возможно), то факторы общей и речевой среды всегда могут быть изменены им.
Профилактическая работа в более узком смысле может быть определена как предупреждение с помощью педагогических приемов и средств недостатков речи у дошкольников и проведение мероприятий психогигиенической направленности. Детская речь, как известно, в период интенсивного становления чрезвычайно ранима, чувствительна к негативным внешним воздействиям. Поэтому профилактическая деятельность воспитателя обязательно должна включать в себя:
•    охрану нервно-психического и физического здоровья воспитанников;
•    обеспечение спокойной, доброжелательной атмосферы жизнедеятельности детей, психологической комфортности воспитывающей среды и предупреждение травмирующих ребенка внешних воздействий;
•    раннее выявление факторов риска в развитии речи, отклонений от нормы в состоянии здоровья, врожденных и приобретенных заболеваний, которые сказываются на развитии речи;
•    пропедевтику возможных трудностей детей на этапе школьного старта, связанных с речевой готовностью.
Итак, содержание деятельности воспитателя в рамках профилактического блока и основание для выбора соответствующих педагогических технологий определяются неформальным и творческим отношением педагога к решению программных задач по развитию речи подопечных с учетом их возраста, социально-эмоциональных и познавательных потребностей и возможностей развития - с одной стороны, а с другой - пристальным вниманием к детям с высокой степенью риска формирования речевых недостатков. Содержание коррекционно-речевого блока будет раскрыто в последующих публикациях.















МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

Правильное организованное коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста в условиях детского сада требует всестороннее обследование, т.е. диагностику. Которая должна проводиться и отслеживать работу как воспитателей и специалистов 3 раза в течении учебного года.
При этом используются распространённые приемы и методы:
1. наблюдение,
2. беседа,
3. опрос,
4. игра и т.д.
При обследовании речи педагог обращает внимание на:
1. ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
•    обследование строения и подвижности артикуляционного аппарата
•    обследование звукопроизношения (произносит звуки изолированно, в словах, предложения, текстах)
•    обследование фонематического слуха (различение простых фраз, звуковой состав слова, отдельных звуков в ряду слогов и слов, повторение)
2. СЛОВАРЬ
Необходимо составить перечень тех слов, которые должны использоваться в данном возрасте детьми, по программным требованиям. Сюда входят: предметный, глагольный, признаков. Приёмы:
—    нахождение и показ предметов
—    выполнение действий
—    самостоятельное называние показанных предметов, действий, признаков, качеств.
—    Самостоятельное называние видовых понятий объединённые одной лексической темой
3. ФРАЗОВУЮ РЕЧЬ
•    составление рассказа по картинке
•    составление рассказа по серии картинок
•    пересказ
•    составление описательного рассказа.










МЕТОДИКА АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?
Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2—3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения.
Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.
Упражнения на повторение помогут отработать определённые положения органов ар¬тикуляции, необходимые для произношения звуков, которые вызывают наибольшие трудности имен¬но у вашего малыша.

Рекомендации к проведению упражнений:
•  Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зри¬тельный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (ввер¬ху или внизу)?
•  Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
•  Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возра¬ста и усидчивости ребёнка.
•  Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
•  К детям 4—5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавны¬ми, без подёргиваний.
•  В 6—7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать поло¬жение языка некоторое время без изменений.
•  Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.
•   упражнения должны быть сначала статические, а затем динамические.







МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Распространенной формой является – физкультминутки и физкультурные паузы.

Физкультминутки - кратковременные физические упражнения, имеющие целью предупреждение утомления, восстановление  умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и  дают отдых тем, которые работали). Они улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям. Длительность физкультминуток 1 ,5 – 2  мин; проводить их рекомендуется, начиная со средней группы.

Основные формы проведения физкультминуток
•    В форме общеразвивающих упражнений. Общеразвивающие упражнения подбираются по тем же признакам, что и для утреней гимнастики. Используются З – 4  упражнения для разных групп мышц. Закончить физкультминутку можно прыжками, бегом на месте или ходьбой.
•    В форме подвижной игры. Подбираются игры средней подвижности, не требующие большого пространства, с несложными, хорошо знакомыми детям правилами.
•    В форме дидактической игры с движением. Такие физкультминутки хорошо вписываются в занятия по ознакомлению с природой, по звуковой (фонетической) культуре речи, по математике.
•    В форме танцевальных движений. Используются между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Больше всего подходят мелодии умеренного ритма негромкие, иногда плавные.
•    В форме выполнения движений под текст стихотворения.  При подборе стихотворений обращается внимание на следующее:
текст стихотворения должен быть высокохудожественным. Используются стихи известных авторов, потешки, загадки, считалки;
преимущество отдается стихам с четким ритмом;
содержание текста стихотворения должно сочетаться с темой
занятия, его программной задачей.
•    В форме любого двигательного действия и задания. Возможно отгадывание загадок не словами, а движениями;
использование различных имитационных движений спортсменов (лыжник, конькобежец, боксер, гимнаст);
трудовых действий (рубим дрова, за водим мотор, едем на машине).

Требования к проведению физкультминуток.
•    Проводятся на начальном этапе утомления (8-я, 13-я, 15-я мин занятия – в  зависимости от возраста детей, вида деятельности, сложности учебного материала).
•    Упражнения должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
•    Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади,
•    Упражнения должны включать движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
•    Содержание физкультминуток должно органически сочетаться с программным содержанием занятия.
•    Комплексы физкультминуток подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
•    Комплекс физкультминуток обычно состоит из 2 – 4 упражнений: для рук и плечевого пояса, для туловища, для ног.





Физкультурная пауза.
Физкультурная пауза предотвращает развитие утомления у детей и снимает эмоциональное напряжение в процессе занятий с умственной нагрузкой, что способствует более быстрому восприятию программного материала, увеличению двигательной активности детей.
Проводится физкультурная пауза в любом хорошо проветренном помещении – групповая  комната, спальня, широкий коридор – во  время перерыва между занятиями и составляет не более 10 мин.
Она может состоять из трех – четырех  игровых упражнений типа «Кольцеброс», «Серсо», «Удочка», «Бой петухов», «Перетягивание каната», а также произвольных движений детей с использованием разнообразных физкультурных пособий (скакалки, кегли, мячи обручи, ракетки).

Методика проведения физкультурной  паузы.
Игровые упражнения должны быть хорошо знакомы детям, просты по содержанию с небольшим количеством правил, не длительны по времени (не более 10 – 12 мин), доступны детям с разным уровнем двигательной активности.
Игровые упражнения должны предоставлять возможность детям в любой момент войти в игру и выйти из нее.
Не следует предлагать детям игры с высокой интенсивностью движений, так как они могут их перевозбудить.
В конце двигательной паузы можно предложить детям различные дыхательные упражнения.





МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР

Движение рук и пальцев, сопровождаемые короткими стихами, благотворно действуют на развитие детей, а так же положительно влияют на развитие детской речи.
Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно при¬водит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласо¬ванной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают   благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихо¬творными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.                                                   л
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые поло¬жения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнения-ми, он сможет «рассказывать руками» целые истории (пример смотрите далее).
7. В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма. "
Помните! Любые упражнения будут эффективны только при регулярных заняти¬ях. Занимайтесь ежедневно около 5 минут.
Требования:
1.  Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребёнок пра¬вильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно пере¬ключался с одного движения на другое. При необходимости помогите малышу или научите его помогать себе второй рукой.
2. Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (если не предусмотрено уча¬стие обеих рук), затем — другой рукой, после этого — двумя одновременно.
3. Некоторые упражнения даны в нескольких вариантах. Первый — самый лёгкий.
4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного об¬раза. Сначала покажите ребёнку цветной рисунок и объясните, как должно выпол¬няться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: Вы показыва¬ете картинку, называете упражнение, а малыш вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.
СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ ЛОГОЧАСА

Воспитатель во второй половине дня осуществляет индивидуальную работу с отдельными детьми по заданию логопеда. Сюда входят упражнения:
1.  по закреплению автоматизации, дифференциации поставленных звуков;
2. упражнения на развитие мел¬кой моторики пальцев рук;  
3. развитие фонематического слуха;
4. развитие психических процессов;
5. развитие дыхания.    
Особенности работы на логочасе:  цель - научить ребенка учиться:
1  Учет индивидуальных особенностей ребенка на основе его психологических качеств,
2 Заинтересованность и познавательная: активность - это возможно тогда, когда ре¬бенку интересное
3  Педагог должен точно знать, какова цель развития для каждого своего педагогичес¬кого действия (проводит ли он занятие, организует игру, беседует с ребенком, по¬могает ему что-то сделать или решает конфликт между детьми),
4  Взаимосвязь педагога с ребенком на основе личностно-ориентированной модели вос¬питания и обучения (сотрудничество и партнерство),
5 Тесная связь воспитателя с помощником воспитателя - уважение, доверие.

Задачи, стоящие перед воспитателем логопедической группы:
1. Постоянное совершенствование артикуляционной, тонкой и общей моторики,
2.  Закрепление произношения поставленных логопедом звуков,
3.  Целенаправленная, активизация отработанной лексики,
4. Упражнение в правильном употреблении сформированных грамматических категорий,
5. Развитие внимания, памяти, логического мышления в играх, и упражнениях,
6.  Формирование связной речи,
7. Закрепление навыков чтения и письма,

Основные направления коррекционной работа воспитателя:
1  Артикуляционная гимнастика (с элементами дыхательной и голосовой) выполняется в течении дня 3-5 раз,
2 Пальчиковая гимнастика выполняется в комплексе с артикуляционной 3-5 раз в день,
3 индивидуальные занятия:
а) проговаривание слогов, слов, предложений на закрепляемый звук;
б)  повторение скороговорок, коротких рассказов, стихотворений;
в) упражнение в звуко-слоговом анализе и синтезе;
г)  повторение лексико-грамматицеских упражнений;
д) упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.




КОРРЕКЦИОННЫЕ ИГРЫ
Группа детского сада выполняет особую роль помещения, в котором ребенку предстоит учиться, чего он пока не умеет, поскольку хочет только играть. Игра позволяет естественно, тонко и ненавязчиво устранять речевые недостатки, дает возможность многократно повторять трудные логопедические упражнения.
В ней формируется, воспитывается, развивается речевая деятельность.
Обеспечение условий для коррекционной работы с каждым ребенком, адекватных его возрасту и характеру речевого нарушения - такова цель обновления логопедического уголка группы.
Пример коррекционных игр:
Веселый поезд
Пособие многофункциональное, его использование зависит от задач воспитателя на конкретном занятии.
1.Словарная работа
- Обобщение по лексическим темам. Пример. Звери, птицы, насекомые едут в разных вагончиках.
- Продолжение лексического ряда. Лексико-грамматические упражнения
- Закрепление знания основных цветов (у детей младшего возраста).
- Согласование существительных с прилагательным. Пример. Красное платье, красный бант, красная кофта.
- Согласование существительных с числительными. Пример. Сколько пассажиров в вагоне? - Два пассажира, пять пассажиров.
2. Развитие фонематических процессов
- Распределение слов по количеству слогов. Пример. В первый вагон сели волк, слон и жук, во второй - лиса и белка, в третий - собака, в четвертый - медвежата.
- Деление слов на части.
- Звуковой анализ слова (можно использовать только один вагончик).














ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВАРЯ

Ребёнок с нарушениями речи часто познаёт мир звуков и слов на логопедических занятиях. Это познание облегчается, если есть специальный картинный словарь, который можно рассматривать как своеобразную энциклопедию новых слов для ребёнка.
Словарь:
-даёт ребёнку наглядное, “картинное” представление о большом спектре слов, способах применения их в речи,
-обобщает и систематизирует огромный словарный материал, делает его обозримым, упорядоченным,
-облегчает и ускоряет поиск нужной группы слов (по местоположению, трудности произношения, количеству и характеру слогов в слове, и т.д.),
-помогает проводить диагностику, быстро определять, какие звуки ребёнок на данный момент способен произносить, а над которыми ещё предстоит работать, на каком этапе введения звука в речь находится ребёнок,
-помогает ребёнку овладеть базовыми категориями русского языка (слово, предложение, род, число, падеж, части речи, и т.д.),
-помогает повысить скорость и качество обучения, поскольку листы могут служить раздаточным материалом для родителей в их работе с детьми,
-является материалом для создания логопедом и родителем своих игр со словами.

Особенности словаря

Словарь многофункционален. Он сочетает в себе систематизирующую, обучающую и игровую функции. Это значительно расширяет возможности его применения.

1. Систематизирующая функция словаря (содержание словаря)
Слова в словаре систематизированы. Они сгруппированы по следующим блокам:
-Слова-предметы,
-слова-действия,
-слова-признаки,
-родственные слова (слова-родственники),
-слова в играх по типу “вставь-замени” .

2. Обучающая функция словаря. Обучающие моменты состоят в том, что ребёнок в процессе работы над трудным звуком усваивает (где-то интуитивно, а где-то осознанно) следующие знания:  
-что в русском языке есть различные части речи: существительные (слова-предметы), прилагательные (слова-признаки), глаголы (слова-действия), и чем они отличаются друг от друга;
-что в русском языке есть слова и предложения, и чем отдельные слова отличаются от связных предложений;
-что слова состоят из слогов и имеют разную слоговую структуру (есть “короткие” и “длинные” слова);
-некоторые слова связаны между собой семантически, их называют “слова-родственники”;
-слова имеют единственное и множественное число, род;
-некоторые слова имеют одинаковую звуковую структуру, но имеют разное значение(омонимы) .

3. Игровая функция словаря  - Игровые элементы позволяют сделать работу интересной и увлекательной.

4. Дополнительные функции словаря - Словарь может служить средством диагностики.

Методическая работа:
1. формировании е представлений об окружающих предметах и явлениях
2. овладение классификацией предметов.
3. дифференциация глаголов
4. овладение прилагательными, местоимениями, числительными, и т.д.

Одним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Цель их— сформировать у детей навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять их знания о предметах, учить их правильно называть. Как начать играть:
1.10—15 минут необходимо поиграть вместе с ребёнком.
2. целесообразно сначала рассмотреть целые картинки-образцы  
3. объяснение




















МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

В целях комплексного исследования связной речи детей используется серия заданий, которая включает:
—    составление предложений по отдельным ситуационным картинкам («картинки-действия» по терминологии Л.С. Цветковой, 1985);
—    составление предложения по трем картинкам, связанным тематически;
—    пересказ текста (знакомой сказки или короткого рассказа);
—    составление рассказа по картинке или серии сюжетных картинок;
—    окончание рассказа по заданному началу;

Первое задание - используется для определения способности ребенка составлять адекватное законченное высказывание на уровне фразы (по изображенному на картинке действию). Ему предлагается поочередно несколько (5-6) картинок примерно следующего содержания:
1.«заяц играет на барабане»;                                             2. «обезьяна берет бананы»;
3. «коза варит суп»;                                                            4. «утка ведет утят купаться»;
5. «барсук весит на ветке» и т.п.
При показе каждой картинки ребенку задается вопрос-инструкция: «Скажи, что здесь нарисовано?». В результате выясняется, способен ли ребенок самостоятельно установить смысловые предикативные отношения и передать их в виде соответствующей по структуре фразы. При анализе результатов отмечаются особенности составленных фраз (смысловое соответствие, грамматическая правильность, наличие пауз, характер наблюдаемого аграмматизма и др.).

Второе задание — составление предложения по трем картинкам (например, «девочка», «корзинка», «лес») направлено на выявление способности детей устанавливать логико-смысловые отношения между предметами и передавать их в виде законченной фразы-высказывания. Ребенку предлагается назвать картинки, а затем составить предложение так, чтобы в нем говорилось о всех трех предметах. Для облегчения задания предлагается вспомогательный вопрос: «Что сделала девочка?» Перед ребенком стоит задача: на основе «семантического» значения каждой картинки и вопроса педагога установить возможное действие и отобразить его в речи в форме законченной фразы. Для выявления степени сформированности у детей навыков употребления отдельных (фразовых) высказываний могут быть также использованы задания на составление предложений по демонстрируемым действиям, по опорным словам (данным в «нейтральной» грамматической форме) и др.

Третье задание имеет целью выявление возможностей детей с ОНР воспроизводить небольшой по объему и простой по структуре литературный текст. Для этого могут быть использованы знакомые детям сказки: «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», короткие реалистические рассказы (например, рассказы Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.). Текст произведения прочитывается дважды, перед повторным чтением дается установка на составление пересказа. При использовании авторских произведений после повторного чтения перед составлением пересказа рекомендуется задавать вопросы (3—4) по содержанию текста. При анализе составленных пересказов особое внимание обращается на полноту передачи содержания текста, наличие смысловых пропусков, повторов, соблюдение логической последовательности изложения, а также наличие смысловой и синтаксической связи между предложениями, частями рассказа и др.

Четвертое задание используется для выявления возможностей детей составлять связный сюжетный рассказ на основе наглядного содержания последовательных фрагментов-эпизодов. Рекомендуется использовать серии из трех-четырех картинок по сюжетам рассказ «Прическа», «Маляр»,  а также серии с подробно представленным сюжетом (5-6 картинок), например «Лягушки», «Рыболовы» и т.п. Картинки в нужной последовательности раскладывают перед ребенком и дают внимательно их рассмотреть. Составлению рассказа предшествует разбор предметного содержания каждой картинки серии с объяснением значения отдельных деталей изображенной обстановки.

Пятое задание — продолжение рассказа по заданному началу (с использованием картинки) — имеет целью выявить возможности детей в решении поставленной речевой и творческой задачи, в умении использовать при составлении рассказа предложенный текстовой и наглядный материал. Ребенку показывают картинку, изображающую кульминационный момент сюжетного действия рассказа. После разбора содержания картинки дважды прочитывается текст незавершенного рассказа и предлагается придумать его продолжение.
При оценке составленного окончания рассказа отмечаются: смысловое соответствие высказывания ребенка содержанию предложенного начала, соблюдение логической последовательности событий, особенности сюжетного решения, учитываются языковые средства, грамматическая правильность речи.

Может быть использована оценка в баллах соответственно выявленному уровню выполнения задания: хороший — 4, удовлетворительный — 3, недостаточный — 2, низкий — 1, что дает возможность более наглядно оценить продвижение детей в обучении рассказыванию.  





























  

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению