• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Повышение мотивации детей старшего дошкольного возраста с ОНР в развитии лексико-грамматических категорий через использование элементов развивающей технологии В.В. Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры, при обучении детей(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Развитие речи детей в значительной мере определяется осознанием потребности в пользовании языком. В игре, как ведущей деятельности детей дошкольного возраста, создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования разнообразных психических свойств и качеств личности. В связи с этим в отечественной психологии и педагогике огромное значение придаётся реализации развивающего характера игры, при обучении детей(Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин).
В логопедической литературе отмечается специфика игровой деятельности у детей с ТНР, разработаны научно- методические аспекты применения игры, как коррекционного средства (В.И. Селивёрстов, Т.Б. Филичева). Развивающее обучение способствует ускоренному созреванию мозга и совершенствованию его функций. Использование развивающих игр в коррекционно- педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к игровой деятельности, организованной взрослым или самостоятельной, снимает излишнюю дидактичность обучения, позволяет решить проблемы мотивационного характера, способствует осуществлению качественной индивидуализации обучения детей.
Среди многообразия развивающих игр, знакомых нам по педагогической дидактике, появилась совершенно особенная, творческая и добрая Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей  «Сказочные лабиринты игры.» В.В. Воскобовича. «Принципы, заложенные в систему этих игр- интерес- познание – творчество, становятся максимально действенными, так как игра обращается непосредственно к ребёнку добрым, самобытным, весёлым языком сказки, интриги забавного персонажа или приглашения к приключениям».
Развивающие игры В.В. Воскобовича- это интеграция психологических, педагогических и логопедических технологий, осуществляющая стимуляцию развития познавательной сферы и выработку определённых навыков и умений. Особенности «Сказочных лабиринтов» таковы, что не надо перестраивать работу учреждения или ломать реализуемые программы. Технология органично вплетается в уже сформированный процесс обучения и коррекции. В отношениях «взрослый- ребёнок» здесь не предполагается положение взрослого над ребёнком, только партнёрские отношения. Ребёнок окружается непринуждённой, весёлой, интеллектуально- творческой атмосферой. Она сплетается из чувства внешней безопасности, когда малыш знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и вырастет ощущение внутренней раскованности за счёт поддержки его творческих начинаний.
Преимущество развивающих игр В.В. Воскобовича:
Широкий возрастной диапазон (от 2х  до 7-8 лет).
Построенная по принципу полифункциональности и высокой вариативности, саморазвития и творчества, каждая игра позволяет ребёнку задействовать психические процессы в зонах ближайшего развития, в рамках возрастной психофизиологии. Такие игры, как «Геноконт», «Прозрачный квадрат», способны развивать от простых сенсомоторных актов, локальных функций внимания, памяти, мышления, пространственного воображения до структурной модели осознания себя, как части живого. От фокусирования внимания и точности в исполнении до спонтанного творчества и поиска дивергентных решений.
- Дидактическая мультимодульность.
Одна и та же игра может быть направлена на развитие математических, конструктивных, творческих способностей, на развитие речи, обучение грамоте. В отличие от других дидактических разработок, материал изложен так просто, что им могут воспользоваться педагоги, родители без специального обучения.

Образность и универсальность.
Игры наполнены ощущением сказки, особого языка, который мы, взрослые, утрачиваем за рациональными словоформами. Сказки- задания, добрые образы такие, как мудрый ворон Метр, храбрый малыш Гео, умная гусениц Фифа, забавный зайчонок Лопушок, сопровождая ребёнка по игре, учат ребёнка не только логике, грамоте, правильной речи, но и человеческим взаимоотношениям.
Эмоциональная культура игры.
Чаще всего, когда речь заходит о детях, о воспитании и развитии, мы, взрослые становимся очень серьёзными. Но игра- дело весёлое. Поэтому яркой особенностью этих игр является лёгкость в отношении, искромётный юмор и ирония, которую ребёнок воспринимает как язык равенства, поддержки. Что будет, если соединить галошу и лошадь? Будет галошадь. Создавая модели словоформ, конструируя, играя, ребёнок развивает главные качества личности- творца непохожесть, творческое мышление, дивергентность суждений и умение создавать и  выбирать из многообразия вариантов.
Возможность индивидуального коррекционного обучения.
Предоставление возможности самостоятельной продуктивной деятельности.
Развивающие игры В.В. Воскобовича позволяют:
Подбирать материал разной степени сложности. Конкретным детям всегда можно предложить то, что соответствует в данный момент его возможностям и задачам обучения.
Во время логопедических занятий с использованием развивающих игр у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением речевого материала.

Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Включение развивающих игр в процесс обучения содействует закреплению понимания значений частей речи и грамматических категорий, развитию понимания логико- грамматических конструкций и целостного речевого высказывания. При этом используемые игры включают в себя наглядные модели в виде стилизованных изображений реальных предметов, символов для изображения некоторых частей речи (белый квадрат- существительное, красный- прилагательное, зелёный- глагол). Схемы для обозначения основных признаков отдельных видов предметов, а также выполняемых действий по отношению к ним с целью обследования, стилизованные обозначения «ключевых» слов основных частей описательного рассказа.
Так, например, в процессе игр и заданий нами закрепляется понимание детьми значений глаголов вешать, класть, ставить,  практическое усвоение падежных конструкций с предлогами в, на.
Игра: «Помоги Фифе разложить вещи по местам»
Ход: Гусеница Фифа переехала на новую квартиру. Сначала она радовалась переезду, но потом от чего-то загрустила. Оказалось, что у неё очень много разных вещей. Фифа испугалась, что не справится одна с уборкой. Логопед предлагает детям последовательно разместить предметы и вещи по местам. По ходу игры дети проговаривают, какие вещи и куда и как они разместили.
Другая игра: «Башмачки для Фифы», помогает закрепить знание основных цветов, развивать зрительное восприятие, упражнять в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе, закреплять обобщающее понятие «одежда», активизировать словарь по данной теме.
Ход: Однажды Фифа пошла поиграть на цветную полянку. На этой поляне было много разноцветных квадратов. Подошла гусеница к зелёному квадрату и на её ножках появились зелёныё башмачки. Посмотрела Фифа вокруг и увидела, что все предметы на поляне позеленели. Какие предметы увидела гусеница? (зелёную кофту, зелёный носок, зелёный шарф и т.д.) Подошла Фифа к жёлтому квадрату и её башмачки тут же пожелтели, и всё вокруг стало жёлтым. (жёлтое платье, жёлтые брюки, жёлтая юбка). Закрыла гусеница глаза и случилось чудо, предметов стало много. Каких предметов стало много? (много жёлтых платьев, много зелёных носков, много жёлтых юбок, и т.д.)
В процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется воспитанию словообразовательных навыков у детей. Применение игр может способствовать более точному усвоению детьми на практическом уровне отдельных словообразовательных операций. Например, в игре «Вкусный сок для Гео» дети усваивают способы образования относительных прилагательных со значением отнесённости к продуктам питания.
В игре «Путешествие весёлого автомобиля», закрепляется практическое употребление предлогов, образование приставочных глаголов от основы ехать.

А игра «Фифа идёт в гости» помогает закрепить умение ребёнка ориентироваться в пространстве и на плоскости. Даёт возможность активизировать пространственный словарь (право, лево, верх, низ, правая сторона, левая сторона). В игре закрепляется обобщающее понятие «насекомые», активизируется  предметный словарь по теме, развивается умение употреблять существительные в единственном числе, родительном падеже. Развивается мелкая моторика пальцев рук, кинестетические ощущения.
Продуктивным на наш взгляд, является использование развивающих игр при формировании у  детей умений конструировать предложения различных типов. Применяя развивающие игры, логопед может существенно увеличить эффективность процесса формирования связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Интенсивность такой работы приобретает особую значимость в связи с тем, что дети с общим недоразвитием речи испытывают большие трудности в ситуациях, предполагающих использование монологической речи. Применение развивающих игр в работе над монологической речью детей с ОНР позволяет логопеду впоследствии более успешно обучать их составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.
Результаты проводимого обучения свидетельствуют о широких возможностях использования развивающих  игр В.В.Воскобовича в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи.

Список литературы

Воскобович В.В. «Сказочные лабиринты игры». Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей. – СПб.: Питер, 2002.
Выготский Л.С. Мышление и речь. – М.: Лабиринт, 1996.
Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи.- СПб.: Альянс, 2001.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть