• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Экспресс- методика по определению видов дисграфий  у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Чередникова И.В., Кажурина Л.Н., Поздеева Т.Н. учителя-логопеды высшей квалификационной категории Волгодонской  школы-интерната VI вида.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе  коррекции нарушений развития детей со сложной структурой дефекта (сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточности).
Данная категория детей характеризуется стойкими н ... Экспресс- методика по определению видов дисграфий  у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью.
Чередникова И.В., Кажурина Л.Н., Поздеева Т.Н. учителя-логопеды высшей квалификационной категории Волгодонской  школы-интерната VI вида.
Логопедическая работа занимает важное место в процессе  коррекции нарушений развития детей со сложной структурой дефекта (сочетание нарушений опорно-двигательного аппарата и интеллектуальной недостаточности).
Данная категория детей характеризуется стойкими нарушениями всей психической деятельности, особенно отчетливо обнаруживающимися в сфере познавательных процессов, от которых зависит качество усваиваемых знаний: нарушены процессы восприятия разной модальности, памяти, внимания, мышления.
Общее нарушение интеллектуальной деятельности, нередко осложненное недоразвитием речеслухового и речедвигательного анализаторов, приводит к значительным затруднениям в овладении речью. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга и других отделов нервной системы. Между тем у школьников с нарушением интеллекта отмечается органическое поражение коры головного мозга, что приводит к возникновению разнообразных речевых расстройств. В связи с медленно развивающимися дифференцированными условными связями в области речеслухового анализатора такие дети долго не различают звуки речи, не разграничивают слова, произносимые окружающими, недостаточно точно и четко воспринимают речь окружающих.
Недостаточная сформированность устной речи ведет к нарушениям письменной речи. Процесс письма в норме осуществляется на основе достаточного уровня сформированности не только определенных речевых, но и неречевых функций: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Несформированность какой-либо из указанных функций вызывает нарушение процесса овладения письмом, дисграфию.
Симптоматика дисграфии у данной категории школьников характеризуется большим количеством и разнообразием ошибок на письме и сложностью их механизмов (В.В. Воронкова, Е.М. Гопиченко, Е.Ф. Соботович), проявляется чаще всего в сложном виде, в комплексе, в сочетании различных форм (акустическая и артикуляторно-акустическая и т.д.).
Выделяются следующие виды дисграфий:
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе ее лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деление предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Проявление на письме: искажение структуры слова и предложения. Особенно распространены при этом виде дисграфии искажения звукобуквенной структуры слова.
Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных, перестановки букв, пропуски, добавления, перестановки слогов.
Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов, с другими словами; раздельное написание слова; раздельное написание приставки и корня слова.
Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлена несформированностью лексико-грамматического строя речи. Этот вид может проявляться на уровне слова, словосочетания, предложения, текста. На уровне предложения аграмматизмы на письме проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний; нарушении предложных конструкций; изменении падежа местоимений; числа существительных; нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропуска членов предложения, нарушении последовательности слов в предложении.
Оптическая дисграфия связана с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще, заменяются графически сходные рукописные буквы, состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве, включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами, зеркальное написание букв, пропуски элементов особенно при соединении букв включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.
Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания (дифференциации фонем) – это акустическая дисграфия. Проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно, чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав (ч – т; ч -щ; ц – т; ц – с). Неправильно обозначается мягкость согласных на письме вследствие нарушения дифференциации твердых и мягких согласных. Могут заменяться гласные даже в ударном положении, например, о – у.
Обследование по выявлению нарушений письма вызывает определённые трудности, так как диагностируется в таких видах деятельности как списывание и письмо под диктовку, что не всегда отражает полной картины проявления специфических ошибок.
Для дифференциальной диагностики проявления дисграфий и правильной организации коррекционной работы коллективом авторов-составителей была разработана «Экспресс-методика диагностики письма у детей с нарушением интеллектуального развития».
Пособие состоит из пяти разделов, ориентированных на обследование письма у школьников со 2 по 6 класс. В каждом разделе предлагаются задания для определения конкретного вида дисграфии. Даны инструкции обучающимся, небольшое количество заданий – с учётом первичного дефекта, ограничивающего моторные возможности учеников; балльная система оценки полученных результатов в процессе обследования детей; итоговый мониторинг видов дисграфий у каждого ребёнка и логопедическое заключение на начало и конец учебного года.
Предлагаем вашему вниманию экспресс-диагностику письма у обучающихся во 2 классе.
Аграмматическая дисграфия.
    2 класс
Фамилия, имя диагностируемого ___________________________________________________
Инструкция обучающемуся:
    Для работы тебе необходимо иметь простой и цветные карандаши.
    Тест содержит пять заданий. Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни      
            одного.
    Если задание не удаётся выполнить сразу, можешь перейти к следующему.
    После выполнения всех заданий, попробуй сделать те задания, которые ты пропустил.
1. Обведи на картинках: арбуз, шары, бабочек.

2. Обведи картинки:
- кот спит на кресле,           - гномик купается в ванной,             - кот спрятался под кресло.
3. Проведи красные линии от Тани к её одежде, и синие линии от Вани к его одежде.


    
4. Обведи «живые» предметы.




5. Пронумеруй картинки по порядку.

Методика оценки задания
по выявлению аграмматической дисграфии у обучающихся во 2 классе.
Оценивается каждое задание в отдельности.
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – правильное выполнение задания после стимулирующей помощи.
1 балл – в выполнении задания допускает 1-2 ошибки.
0 баллов – допускает более 2 ошибок или невыполнение.
Максимальная оценка за весь тест – 15  баллов.
Определение проявления данного вида дисграфии:
(количество баллов) х 100%
                                                                                 15
100% - 80% - нет проявлений дисграфии.
79% - 40% - отмечаются трудности в овладении лексико-грамматическими категориями,                                                                      
                     предпосылки проявления дисграфии.
39% - 0% - нарушение формирования лексико-грамматического строя речи и вероятное                      
                   наличие дисграфии.
Акустическая дисграфия
    2 класс
Фамилия, имя диагностируемого ______________________________________
Инструкция обучающемуся:
    Для работы тебе необходимо иметь ручку и цветные карандаши.
    Тест содержит шесть заданий. Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни        
            одного.
    Если задание не удаётся выполнить сразу, можешь перейти к следующему.
    После выполнения всех заданий, попробуй сделать те задания, которые ты пропустил.
1. Вставь пропущенную букву а  или я  в слова.
            м…ч,       к…ша,     д…дя.
2. Подчеркни синим карандашом слоги с буквой с, зелёным – слоги с буквой з.
              за, са, зы, сы, су, зо, зе, зи, си, сё, зё.
3. Напиши рядом с картинкой букву, с которой начинается слово (б или п).

4. Напиши рядом с картинкой букву д или т, которая есть в данном слове.
    

5. Напиши рядом с картинкой букву ж или ш, которая есть в данном слове.






6. Напиши рядом с картинкой букву г или к, которая есть в данном слове.



                              
Методика оценивания теста
по выявлению акустической дисграфии у обучающихся во 2 классе.
Оценивается каждое задание в отдельности.
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – правильное выполнение задания после стимулирующей помощи.
1 балл – в выполнении задания допускает 1-2 ошибки.
0 баллов – допускает более 2 ошибок или невыполнение.
Максимальная оценка за весь тест – 18  баллов.
Определение проявления данного вида дисграфии:
(количество баллов) х 100%
                                                                             18
100% - 80% - нет проявлений дисграфии.
79% - 40% - отмечаются трудности в овладении слуховой дифференциации
                     звуков, предпосылки проявления дисграфии.
39% - 0% - нарушение формирования фонемного распознавания и
                    вероятное наличие дисграфии.

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.
2 класс
Фамилия, имя диагностируемого ______________________________________
Инструкция обучающемуся:
    Для работы тебе необходимо иметь ручку и простой карандаш.
    Тест содержит пять заданий. Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни  
            одного.
    Если задание не удаётся выполнить сразу, можешь перейти к следующему.
    После выполнения всех заданий, попробуй сделать те задания, которые ты пропустил.

1.Выдели и подчеркни букву А
а) в ряду гласных—      У, А, О, Ы, И, А, У, Э, А
б) в слогах—                 АМ, УВ, ОР, ИП, АК, УР, ЭТ
в) в словах—                АИСТ, УХА, УШИ, ЗОНТ, ДЫМ, ШУМ, МАК, ДОМ
2. Вставь пропущенные буквы в слова (А, О, У, Ы)
  Р __ К            Л __ К           М __ К            С __ К              М __ Х
  Л __ К           Д __ Х           Б __ К                        П __Х             Б __ К
3. Отдели слова друг от друга чертой (/ )
          ДОМЛУК                                     ЗУБЫКОТ
4. Составь слова из букв и запиши
ТКО   ____________________
АЛК   ____________________
УКЖ  ____________________
5. Вставь пропущенные согласные (М, С, Т, К) в слова
Д О__           Н О__                Р О__                Л У__
Методика оценивания теста
по выявлению дисграфии обусловленной нарушением
языкового анализа и синтеза у обучающихся во 2 классе.
Оценивается каждое задание в отдельности.
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – правильное выполнение задания после стимулирующей помощи.
1 балл – в выполнении задания допускает 1-2 ошибки.
0 баллов – допускает более 2 ошибок или невыполнение.
Максимальная оценка за весь тест – 15 баллов.
Определение проявления данного вида дисграфии:
(количество баллов) х 100%
                                                                                15
100% - 80% - нет проявлений дисграфии.
79% - 40% - отмечаются трудности в овладении навыками языкового анализа   и синтеза,                            
                     предпосылки проявления дисграфии.
39% - 0% - нарушение формирования языкового анализа и синтеза и вероятное наличие                                  
                  дисграфии.

Оптическая дисграфия
2 класс
Фамилия, имя диагностируемого ______________________________________
Инструкция обучающемуся:
    Для работы тебе необходимо иметь простой и цветные карандаши.
    Тест содержит пять заданий. Их нужно выполнять по порядку, не пропуская ни      
           одного.
    Если задание не удаётся выполнить сразу, можешь перейти к следующему.
    После выполнения всех заданий, попробуй сделать те задания, которые ты пропустил.

1. Обведи карандашом «спрятанные» за линиями предметы.




2. Нарисуй точку, ниже точки – крестик, справа от точки – круг.


3. Обведи карандашом выделенные буквы в строке.
П    Н    Г    Л    Б   Д   Н    П    И   П   Т   Л   Н   Л   П  Т   Д   П  
М   Н   П   И   Л   А   П   М   М   П   Д   Л   Т   П   М   Л   М   П
4. Вычеркни заданный слог.
за    са   эа   ла   за   по   за   са   эо   за   зо   са   па   ва   на   за
ту    пу   то  су   ти   пу   му   ту   ти   ду   ту   бу   ту   пи   пу  
5. Угадай что нарисовано на картинках и раскрась эти предметы.






Методика оценивания теста
по выявлению оптической дисграфии во 2 классе.
Оценивается каждое задание в отдельности.
3 балла – правильное выполнение задания.
2 балла – правильное выполнение задания после стимулирующей помощи.
1 балл – в выполнении задания допускает 1-2 ошибки.
0 баллов – допускает более 2 ошибок или невыполнение.
Максимальная оценка за весь тест – 15  баллов.
Определение проявления данного вида дисграфии:
(количество баллов) х 100%
                                                                                          15
100% - 80% - нет проявлений дисграфии.
79% - 40% - отмечаются трудности в овладении зрительно-пространственными
                     функциями, предпосылки проявления дисграфии.
39% - 0% - нарушение формирования зрительно-пространственных функций и
                    вероятное наличие дисграфии.

Мониторинг проявлений видов дисграфий у обучающегося 2 класса.
Фамилия, имя ________________________________________________________
Аграмматическая дисграфия.
№ задания    1    2    3    4    5    Итого
Начало учебного года    
                    баллы    %
                            
Конец  учебного года                            

Акустическая дисграфия.
№ задания    1    2    3    4    5    6    Итого
Начало учебного года    
                        баллы    %
                                
Конец  учебного года                                

Дисграфия, обусловленная нарушением языкового анализа и синтеза.
№ задания    1    2    3    4    5    Итого
Начало учебного года    
                    баллы    %
                            
Конец  учебного года                            

Оптическая дисграфия.
№ задания    1    2    3    4    5    Итого
Начало учебного года    
                    баллы    %
                            
Конец  учебного года                            

Логопедическое заключение по результатам обследования:
На начало учебного года___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
На конец учебного года___________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________                    
        Остальные четыре раздела структурно идентичны первому, но содержат постепенно усложняющиеся задания для обучающихся соответственно в 3, 4, 5 и 6 классах.

СПИСОК
используемой и рекомендуемой литературы.
1. Мазанова Е.В. «Коррекция оптической дисграфии». Конспекты занятий для логопедов.
Издательство «Гном и Д», 2007.
2. Мазанова Е.В. «Коррекция аграмматической дисграфии». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
3. Мазанова Е.В. «Коррекция акустической дисграфии». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
4. Мазанова Е.В. «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза». Конспекты занятий для логопедов. Издательство «Гном и Д», 2007.
5. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. «Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР». Практическое пособие для логопедов.
Издательство «Учитель», 2003.
6. Логинова Е.А. «Нарушение письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития». Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
7. «Логопедия» под редакцией Волковой. М.: Просвещение, 1989.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению