• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Конспекты занятий по развитию связной речи у детей с ОНР тема "Осень"

Орешкина Ирина Александровна учитель-логопед МДОУ д/с "Теремок", г.Черногорск Республика Хакасия

Конспект занятия 1 (первый период обучения).
Тема «Признаки осени».
Цели: 1. Дать понятие о предложении.
     2. Обучить подсчёту количества предложений в рассказе.
     3. Формировать лексико-грамматические компоненты речи.
     4. Развивать темпо-ритмическую сторону речи.
Оборудование: кукла Петрушка, конверт с рассказом, картинки с изображениями времён года.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Разв ... Орешкина Ирина Александровна учитель-логопед МДОУ д/с "Теремок", г.Черногорск Республика Хакасия

Конспект занятия 1 (первый период обучения).
Тема «Признаки осени».
Цели: 1. Дать понятие о предложении.
     2. Обучить подсчёту количества предложений в рассказе.
     3. Формировать лексико-грамматические компоненты речи.
     4. Развивать темпо-ритмическую сторону речи.
Оборудование: кукла Петрушка, конверт с рассказом, картинки с изображениями времён года.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Развитие умения задавать вопросы.
Логопед: Сегодня к нам на занятие пришёл Петрушка. У него в руках конверт. Давайте зададим Петрушке вопросы.
Лена, спроси, откуда пришёл Петрушка?
Саша, узнай, что у него в конверте?
3. Введение понятия «рассказ».
Л.: Дети, у Петрушки в конверте рассказ. Послушайте.
Наступила осень. Часто идут дожди. На полях убрали урожай. Птицы улетают на юг. Звери готовятся к зиме.
Придумайте к этому рассказу название.
Выберите на доске картинку про осень.
4. Понятие о предложении.
Л.: Петрушка был сегодня в школе и узнал, что любой рассказ, сказка, да и просто наша речь, состоят из предложений.
Петрушка: Можно, я прочитаю первое предложение в рассказе? (Читает). А сейчас - второе и третье? (Читает).
Л.: Дети, а можем мы сосчитать, сколько предложений в рассказе? Давайте будем откладывать фишки на каждое предложение в рассказе.
Логопед читает рассказ ещё раз, дети откладывают фишки, считают их.
5. Игра «Умный магнитофон».
Магнитофон изображают дети всей группы.
Л.: Скажите, дети, вы смогли бы запомнить все предложения в рассказе? Покажем Петрушке, как мы умеем это делать. Поиграем в игру «Умный магнитофон». Первый ряд «запишет» первое предложение, второй –второе и т.д. А потом я скажу: «Включай магнитофон», и каждый ряд по очереди повторит записанное предложение. Вместе получится рассказ про осень. Вот Петрушка удивится!
Дети выполняют задание.
6. Динамическая пауза. Темпо -ритмическое упражнение.
Осенние денёчки,
В саду большие лужи.
Последние листочки
Холодный ветер кружит.
7. Игра «Чего не стало». Образование родительного падежа множественного числа имён существительных.
Л.: Давайте сравним летний лес и осенний и скажем, чего или кого в лесу не стало.
Дети: В лесу не стало ягод (грибов, листьев, трав, цветов, птиц, кузнечиков, муравьёв, пчёл, бабочек и т.д.).
8. Игра «Кто быстрее скажет?» Подбор действий к словам. Составление предложений.
Лист что делает? – желтеет, опадает, кружится, сохнет.
Птицы что делают? – щебечут, поют, улетают.
Дождь что делает? – льёт, капает, моросит, идёт.
9. Итог занятия.
Л.: Посмотрите, дети, пока мы играли, Петрушка ушёл и конверт унёс. Что в нём было?
Дети: Рассказ.
Л.: А из чего состоит рассказ?
Дети: Из предложений.
Л.: Вы молодцы, всё поняли. Дома придумайте тоже маленький рассказ про фрукты. Потом в садике мы посчитаем, сколько в нём предложений.

Конспект занятия 2 (второй период обучения).
Тема «Поздняя осень».
Цели: 1. Активизировать словарь по теме.
           2. Развивать диалогическую и монологическую речь.
           3. Обучать устанавливать причинно-следственные связи, последовательность явлений природы.
          4. Развивать пальчиковую моторику, координацию движений.
          5. Воспитывать выразительность речи.
Оборудование: сюжетная картина «Поздняя осень», ворона Каркуша, белка, мнемотаблица (план-схема), мяч.
Ход занятия:
1. Орг. момент.
2. Введение в тему занятия.
Логопед: Дождик с самого утра,
                Птицам в дальний путь пора,
                Громко ветер завывает.
                Это всё когда бывает?
Дети: Осенью.
Л. Тема нашего занятия не просто «Осень», а … Посмотрите на картину. Как вы думаете, какой месяц осени нарисовал художник?
Д. Ноябрь.
Л. Почему? Перечислите приметы ноября.
3. Выразительное проговаривание с пальчиками (называя примету, дети загибают пальчик).
Солнышко греет уже еле-еле,
Перелётные птицы на юг улетели,
Голы деревья, пустынны поля,
Первым снежком принакрылась земля.
Река покрывается льдом в ноябре –
Поздняя осень стоит на дворе.
Л. Правильно: ноябрь – это поздняя осень.
     Какие ещё осенние месяцы вы знаете?
     Назовите их по порядку.
     Как вы понимаете «деревья голые»? Да, с них слетели листья.
4. Развитие диалогической речи, интонационной выразительности, словесно-логического мышления. Употребление сложно -сочинённых и сложно -подчинённых предложений.
Каркуша: Здравствуйте, здравствуйте. Я прилетела к вам поговорить об удивительных вещах, которые мне довелось наблюдать.
- Странно, но вчера я видела, как шёл снег.
Ребёнок: В этом нет ничего странного: осенью иногда выпадает снег.
- Удивительно, но вот уже целую неделю я не могу встретить ни одного знакомого журавля.
Р.: В этом нет ничего удивительного. Журавль перелётная птица, а перелётные птицы осенью улетают на юг.
- Невероятно, но на улицах нет ни одной девочки в красивом платье.
Р.: В этом нет ничего невероятного. Девочки надели тёплые куртки, потому что на улице стало холодно.
- Ха-ха-ха, а знакомый серый заяц сегодня утром был белый, наверное, он шлёпнулся в белую краску.
Р.: В этом нет ничего смешного. Все звери меняют осенью свои шубки, и заяц приготовился к зиме, он зимой белый.
5. Динамическая пауза. Игра в мяч. Развитие смысловой догадки.
Л.: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко», а Каркуша послушает про осень и перестанет удивляться.
Приходит…осень, опадают…листья, дует…ветер, моросит…дождик, плывут…тучи, жухнет…трава, улетают…птицы, мокнет…земля, вянут…цветы, линяют…животные.
6. Составление описательного рассказа по плану-схеме. Осуществление дифференцированного подхода («слабые» дети составляют предложения, «сильные» рассказ).
Л.: Ну вот теперь мы уже можем рассказать об осени. Нам поможет этот план-схема. А послушать наш рассказ пришла из леса белочка.
Смотрит белка из дупла:
Я орешков припасла.
Я к зиме готовилась,
О еде побеспокоилась.
7. Подведение итогов занятия.
Л.: Какая была тема нашего занятия? Что вы нового узнали на занятии?  

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть