• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
На основе проведенного анализа психолого-педагогической,  и логопедической литературы,  с учетом современного организационно-методического  обеспечения, а также основываясь на  собственный опыт,  нами был разработан и с успехом реализован комплекс   логопедической   работы   по   формированию   элементов   грамоты у    детей с ОНР,     в   условиях    специализированного       детского  сада.
При разработке данного комплекса мы выделили две основных цели:
1) сформировать у детей старшего дошк ... На основе проведенного анализа психолого-педагогической,  и логопедической литературы,  с учетом современного организационно-методического  обеспечения, а также основываясь на  собственный опыт,  нами был разработан и с успехом реализован комплекс   логопедической   работы   по   формированию   элементов   грамоты у    детей с ОНР,     в   условиях    специализированного       детского  сада.
При разработке данного комплекса мы выделили две основных цели:
1) сформировать у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в условиях специализированного детского сада необходимую готовность к обучению грамоте;
2)  научить детей старшего дошкольного возраста с ОНР чтению и письму.
      При реализации комплекса логопедической работы по формированию элементов грамоты у детей подготовительной к школе группы, в условиях речевого детского сада, нами был учтен тот факт, что обучение грамоте целесообразнее начинать с начала учебного года, сразу после обследования детей.  Логопедические занятия в основном проводились фронтально, так как групповые занятия являются преимущественной формой работы по данному разделу.
        По системе Г.А. Каше знакомство с буквами должно осуществляться только к концу второго периода обучения, поэтому за основу нашей работы, мы взяли общепринятую последовательность изучения звуков по системе Г.А Каше, а также применили в нашей работе методику обучения чтению Д.Б. Эльконина, по которой  с первого периода обучения,  изучаемый звук обозначается соответствующей буквой.
        Основные особенности разработанной  системы состояли в следующем:
-    звук и буква изучались параллельно, что ускоряло процесс запоминания графического образа звука (буквы) и значительно ускоряло процесс формирования навыка послогового чтения;
-    последовательность изучения звуков и букв устанавливалась в соответствии с формированием звуков в онтогенезе;
-    графические начертания букв изучались только в их печатном варианте;
-    при изучении новой буквы обязательно включались упражнения по профилактике дисграфических и дислексических расстройств речи у дошкольников;
-    для повышения эффективности формирования звуко-слогового и звуко-буквенного анализа использовалась символика (графические схемы слогов и слов).
       Система обучения  элементам грамоты предусматривала три последовательных    периода,    каждый из которых  имел свои   цели  и задачи.
        На протяжении всего обучения, проводилось формирование правильного произношения звуков, которое так или иначе было связано с развитием речи детей.
       Мы выделили две основные группы звуков. К первой группе отнесли звуки, при произношении которых дети чаще всего не испытывали артикуляционных затруднений.
       Ко второй группе мы отнесли звуки, которые были поставлены у всех детей, но в свободной речи встречалось дефектное произношение звуков.
       Материал для закрепления этих звуков подбирался таким образом, чтобы каждый поставленный или уточненный звук закреплялся в слогах, словах, предложениях, связных текстах. Подобранный материал в то же время был удобен для решения тех или иных задач, связанных с звуковым анализом и синтезом.
       Первый период обучения длился около полутора месяцев. Основное внимание в это время уделялось подготовке к звуко-слоговому анализу слов. В первом периоде обучения дети познакомились с звуками, и с буквами которые обозначают изучаемые звуки.  
       В качестве опоры при развитии фонематического слуха в этот период обучения служило зрительное восприятие собственной артикуляции, артикуляции логопеда и речедвигательный анализ. По мере развития слухового восприятия зрительное восприятие артикуляции к концу первого периода обучения теряло свое значение.
       Первоначально наша задача была научить детей вслушиваться в различные звуки, различать и воспроизводить отдельные элементы речи, удерживать в памяти воспринятый на слух материал, слышать звучание собственной речи.
       Например, на занятии «В мире звуков»  дети учились слушать различные звуки, тем самым  развивали слуховое внимание, познакомились с термином  «Речевой звук»
       - Вы уже слышали, как звучат разные предметы. Все живые существа тоже издают звуки. Послушайте стихотворение «Разные звуки».
Где-то собаки рычали: р-р-р!
В стойле коровы мычали: мммуу!
В комнате мухи жужжали: жжж!
Мимо машины бежали: тррр!
Гудели от ветра провода: зззнь!
Перекликались в ночи поезда: ууу!
    -   Как мухи жужжали?  Как поезда гудели?
     Звуки издают животные, а мы с вами – говорим. Человек обладает речью. Звуки речи соединяются, и получаются слоги, слоги образуют слова. Мы будем учиться слушать и произносить речевые звуки.
       Дети с интересом слушали  стихотворение и  воспроизводили различные звуки.
       Для развития речевого слуха, при знакомстве со  звуками мы использовали игру «Услышь знакомый звук», мы договаривались с детьми, что сейчас надо будет внимательно вслушиваться в слова и постараться услышать в каких-то из них знакомый звук. Допустим, что этим звуком будет «п».
       В этом случае,  когда дети слышали в слове звук п, они подавали знак, например, хлопали в ладоши или шлепали ладонями по коленям. Слова нами произносились в спокойном темпе, не спеша. Ведь дети должны были осмыслить набор входящих в него звуков, а, может быть, даже повторить про себя.
       - В нашем языке так много разных слов, - начинали мы игру, - я не могу одна справиться и угадать, в каких словах есть звук п, а в каких его нет. Попробуйте мне помочь. Итак, вот эти слова: палка, галка, бублик, пол и т.д.
       Второй задачей на данном этапе исследования явилось, развитие звукопроизношения, через отработку четкой артикуляции отдельных звуков. В процессе отработки этих звуков дети вначале учились отличать их от звуков наиболее грубо противопоставленных (например, а – и – у), постепенно осуществлялся переход к более тонким дифференцировкам (о-у, к-х, п-б и др.).  Каждый правильно произносимый звук сравнивался не только с другими правильно произносимыми звуками (например, при дифференциации с-ш), но и с теми, которые ставились и отрабатывались позднее, так звук ш в процессе его закрепления сравнивался со звуками щ, ч и ж, которые проходились позднее.
       Для доведения произношения звуков до автоматизма, нами широко использовались задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и сказками. Причем они были насыщены изучаемыми звуками, были занимательны и доступны, кроме того многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным). Задания на составление чистоговорок и стихов, с изучаемыми звуками, по мимо развития звукопроизношения, способствовали развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимали  нашу просьбу сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему – то не получаются у персонажей сюжета.  Приведем пример занятия «Звуки ч, ть»:
Обезьяна… (Чи-чи-чи)
Продавала… (кирпичи).
Подбежал тут к ней … (зайченок):
- Не продашь ли «кирпиченок»?
       В ходе коррекционно-логопедической работы, по развитию звукопроизношения, на данном этапе,  мы развивали у детей фонематические представления, уточняли и расширяли лексический запас, способствовали овладению детьми грамматическими категориями словоизменения и словообразования, развивали зрительную память детей. При этом мы учитывали принцип подбора речевого и наглядного материала.  
       Третья  задача, которая решалась в первом периоде обучения, - подготовка детей к анализу звукового состава слова. В это время внимание детей привлекалось  к отдельным звукам и звукам в составе слова. Постепенно от умения услышать отдельный звук в составе слова дети подводились к полному звуковому анализу простейших односложных слов. На материале первых изученных звуков  детям давалось первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности – дети произносили указанные звуки, четко артикулируя, а затем определяли их место расположения в слове. Решение этой задачи можно увидеть на занятии «Знакомство с звуком и буквой У»:
       - Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней – картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.
Что это у Галочки?
Ниточка на палочке.
Палочка в ручке,
Ниточка в воде.
                        (Удочка.)
       Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) где вы услышали звук у – в начале, середине или конце слова? (В начале слова.)
       Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это… (Улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками. Как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук    
В слове улитка? (звук у).
       Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова – значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.
       Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает» Кто это? (Утка). Поймайте пальцами звук у. Где вы его произнесли? (В начале слова).
         В этом же периоде, дети познакомились с терминами «гласный звук», «согласный звук». Например,  на занятии «Звуки п, пь. Знакомство с термином «Согласный звук»»,  дети повторяли термин «гласный звук», и познакомились с термином  «согласный звук»:
     - Жили-были веселые звуки. Они умели петь песни. Какие это звуки? (а, у, и.) а всех вместе их называли… (гласные звуки). У гласных звуков были звонкие голоса, они пели как птицы. Однажды они запели так весло, что другим звукам тоже захотелось петь. «П-п-п» запыхтел звук п. Пыхтел, пыхтел, а спеть песенку не смог. Заплакал, загоревал он: «Ох! Какой я невезучий, у меня нет голоса, меня почти никто не слышит!». «Не печалься – сказал голосистый звук а. – Мы, гласные, тебе поможем, только ты должен стоять с нами рядом, согласен?» «Согласен, согласен!» - обрадовался звук п. «Вот и хорошо! – воскликнул звук а.  – За это мы будем называть тебя согласным звуком.  
        Четвертая задача первого периода,  заключалась в упражнении детей над анализом и синтезом обратных слогов типа ап, ут, ок (в это время проходились звуки т, п, к). В это же время дети учились выделять последний согласный из конца слова (кот, мак), выделять ударный гласный из положения после согласного (дом, танк).
        Пятая задача данного периода, заключалась  в том, чтобы познакомить детей  с буквами, которыми обозначались изучаемые звуки, с использованием заданий направленных для профилактики нарушений чтения и письма. Например,  на занятии «Звук и буква А» (Приложение 3), дети знакомились с звуком и буквой А, а также с термином «гласный звук». На данном занятии детям предлагалось ответить на вопрос «На что похожа буква А?» (дети с удовольствием включались в работу, и давали разнообразные ответы:  Саша Я. «Буква А похожа на букву Л, с палочкой»,  Ваня П.«Буква А похожа на человека который лежит, и между ног палочка», Артем Ю. «У буквы А ноги расставлены широко, и между ними полосочка»). На этом занятии выкладывали   букву А из палочек,  складывали букву А из пальчиков, находили буквы А в буквенных кассах, писали  букву А в тетрадях, заучивали стихотворение:
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок!
Ты букву эту знаешь? А?
Перед тобою буква А.  
       Для более прочного и образного запоминания буквы нами использовались приемы, в которых элементы букв находились в геометрических фигурках, наложенных друг на друга. Кроме того дети показывали конфигурацию буквы позами. Например, буква н- двое детей брались за руки, буква ы – между двумя стоящими детьми третий ребенок в согнутом состоянии прислоняется к первому.
       Знание дошкольниками,  четырех – пяти букв уже давало возможность, приступить к обучению чтению и самостоятельному письму, таких слогов и слов: ау, уа,  иа, Пик, Пак, Пок (имена поросят) и т. д.   Как на данном этапе, так и на последующих,  для обучения детей, чтению и письму, мы включали задания  по работе с разрезной азбукой.  
        К концу первого этапа обучения дети  могли: дифференцировать гласный звук от согласного, определять позицию звуков в словах (начало, середина, конец),  производить анализ и синтез обратных слогов, читать и писать слоги и односложные слова.
       Во втором периоде обучения  много времени отводилось на дифференциацию звуков по следующим признакам: глухие и звонкие (ф-в, (с-з, п-б, т-д, к-г, ш-ж), свистящие и шипящие (с-ш, з-ж), мягкие и твердые (с-сь, з-зь и др.).
       При знакомстве с любым звуком, мы учили детей давать характеристику звуку по артикуляционным и акустическим признакам:
-    уточнялась артикуляция – положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
-    показывался «профиль» звука на рисунке;
-    уточнились акустические признаки звуков: «спит» или «не спит» голосок  (глухие или звонкие), поется или не поется звук (гласные или согласные);
-    находилось образное сравнение звука (звук р – рычание тигра, звук ш – шелестящая листва, звук ль – весенняя капель и т. д.)
-    звуки обозначались цветовыми символами (гласный – красного цвета, согласный, твердый – синего цвета, согласный, мягкий – зеленого цвета).
        На данном этапе коррекционно-логопедической работы задания на  анализ и синтез звукового состава слова включались в каждое занятие.
        Во втором периоде обучения, основной единицей изучения стал не отдельный звук в составе слова, а целое слово. В начале второго периода обучения, наша задача была, научить  детей   делить слова на слоги.  Например, на занятии «Звуки а,у,и,э,о,ы. Знакомство со слогом», дети знакомясь с понятием «слог», узнали о слогообразующей функции гласного звука:
        - Как же можно узнать, сколько слогов в слове? (Можно отхлопать слоги.) помогут нам определить количество слогов в слове гласные звуки. В каждом слоге есть гласный звук. Запомните правило: сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.
       А сейчас убедимся, что это так.
       Какой гласный звук есть в слове мак? (Звук а). Значит в слове мак сколько слогов? (один слог). Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове маки. Сколько раз вы хлопнули? (два раза). Какие гласные звуки вы услышали в слове маки? (а,и).
       В это же время дети овладели полным звуко-слоговым анализом односложных слов (типа мак) и двусложных слов (типа зубы). Подобные задания, дошкольники выполняли, с помощью  карточек - схем, данное пособие помогло нам вызвать наибольший интерес у детей  к  заданиям на звуковой анализ слова.
       Далее мы усложняли материал тем, что в анализ включались слова со стечением согласных в составе слога (стол, шкаф), двусложные с одним закрытым слогом (кошка, клубок), некоторые  трехсложные (канава), произношение которых не расходилось с написанием. Кроме того, вводились упражнения в преобразовании слов путем замены отдельных звуков.
       Продолжалась работа по развитию фонематического восприятия, в этом периоде мы использовали игру «Назови общий звук». Перед детьми стояла задача, назвать общий звук, который есть в словах.
       Для этого мы произносили подборку слов, в которых действительно есть общий звук. Сначала мы обходились парным словосочетанием. Например: гном – шаги (г), люстра –юбка (ю), цапля-кольцо (ц) и т.д.
       Слова нами произносились  в медленном темпе, и довольно отчетливо, чтобы дать детям возможность проанализировать предложенное им словосочетание.
       После ряда подобных заданий мы увеличили  словесную цепочку до трех слов: кролик-рама-забор (р), шуба-кошка-мышь(ш) и т.д.
       Мы включали в работу такие игры как «Звук потерялся», «Звук заблудился», а также задания по восстановлению слов с перепутанными звуками, угадывание слов по первому и последнему звуку и слогу и восстановление перепутанных слогов.
       На данном этапе мы использовали  задания для предупреждения нарушений письма и чтения такие как «Знакомая буква», в этой игре  детям предлагалось найти в журнале или книге, и обвести карандашом  только те предметы, в названии которых есть изучаемая буква. Для этих же целей нами применялись задания, на нахождение буквы в окружающих предметах, детям предлагалось нарисовать букву палочкой на песке, выложить букву из камушков, найти ошибку в написании печатным шрифтом изученных букв.
        К концу второго периода обучения дети овладели  правильным анализом и синтезом слов указанной сложности.  За это же время практически были усвоены термины «слог», «предложение», «гласный звук»,  «согласный звук»,  «звонкий звук», «глухой звук»,  «твердый звук», «мягкий звук».
       К концу данного периода, упражнения в чтении включались в каждое занятие по формированию элементов грамоты, на них отводилось по 5-7 минут. С отдельными детьми, испытывающими те или иные затруднения, мы занимались в часы индивидуальных занятий.
        К третьему периоду, в результате многочисленных упражнений в анализе и синтезе, дети хорошо читали и могли написать печатным шрифтом двухсложные и трехсложные слова, состоящие как из открытых, так и закрытых слогов, могли  складывать из букв разрезной азбуки указанные слова.
       В третьем периоде мы закрепляли  знания о том, что звуки бывают гласные и согласные, гласные образуют слог, в слове столько слогов, сколько гласных звуков, слог является частью слова и самостоятельного значения не имеет. Так же  мы закрепляли знания о том, что одно слово от другого пишется раздельно, в конце предложения ставится точка, имена собственные пишутся с заглавной буквы.
       В ходе коррекционно-логопедической  работы, на данном этапе, для закрепления букв мы использовали различные задания. Приведем пример одного из них. Каждый из детей получал картинку с изображением знакомого всем животного, после этого дети должны были назвать любую букву, стараясь «увязать» ее с изображением на картине.  Роме С. досталась карточка с изображением слона, ребенок  сказал: «Мой слон дружит с буквой Х, потому, что у него есть хобот, слово хобот начинается с буквы Х»,  Коля О. Сказал: «А мой крокодил дружит с буквой Р, потому, что живет в реке»,  Вова А. сказал: «Мой заяц дружит с буквой У, потому, что  у него длинные уши».
       Для предупреждения нарушений письма и чтения, мы предлагали детям такие задания, как  «Шалунья – резинка стерла часть букв. Попробуйте восстановить буквы и прочитайте слова», «Буквы – модницы смотрят в зеркало. Зеркальное (перевернутое) изображение буквы обведите в кружок, а правильно написанные буквы обведите в квадрат», «Вспомните, представьте и назовите буквы, состоящие из двух одинаковых элементов», «Назовите буквы печатного шрифта, состоящие из двух длинных и одной короткой палочек».
       При обучении чтению с самых первых занятий, мы следили за тем, чтобы дети понимали каждое прочитанное ими слово и предложение. С этой целью мы просили детей объяснить значение прочитанных слов или составить с ними предложение. Прося ребенка объяснить слово, мы  не повторяли прочитанное ребенком слово. Смысл вопроса заключался в том, чтобы проверить, понял ли ребенок прочитанное им самим слово.
       На данном этапе коррекционно-логопедической работы успешно нами применялись задания, в которых надо было детям прочитать слова по первым буквам картинок,  и составить их из букв разрезной азбуки. Данные карточки включали  от трех до шести картинок.  Приведем примеры некоторых карточек: 1) из первых букв слов: шапка, арбуз, рыба, получается слово шар; 2) из первых букв слов: гриб, ножницы, очки, матрешка, получается слово гном; 3) из первых букв слов: снеговик, автобус, ножницы, кит, игла, получается слово санки; 4)из первых букв слов: репа, апельсин, дерево, утка, гриб, арбуз, получается слово радуга.
       С этой же целью мы использовали карточки, на которых нужно было расположить буквы по порядку в соответствии с цифрами, прочитать получившиеся слово, и подобрать к нему подходящую картинку.
       Также мы использовали игру «Читаем и составляем слова», в которой детям предлагался  набор карточек с предметами, и набор карточек со словами,  дети должны  были  подобрать к картинке соответствующее слово, прочитав его.  Дети с удовольствием выполняли данные задания.
       Большое внимание уделялось всевозможным преобразованиям слов, в результате замены или изменения количества букв дети образовывали новые слова. При этом они производили цепи преобразований, например: каша-кашка-кошка-мошка-мушка-мышка.  Внимание детей при этом обращалось на то, что для образования нового слова в нем достаточно заменить одну букву. Например, в игре – задании «Прибавь или удали одну букву», мы предлагали детям убедиться, как из-за одной буквы меняется смысл всего слова. С этой целью мы поочередно показывали заранее приготовленные рисунки и говорили комментарии к ним, например:
- Жил – был крот, но вот пример  -
Укатилась буква «эр».
Кто в норе теперь живет?  (После ответа детей, мы переворачивали картинку, показывая на обороте правильный ответ)
Ну, конечно, это кот.
       Нами с успехом применялась игра «Перевертыши»,  в начале игры мы объяснили детям, что в русском языке есть удивительные слова: если в этих словах переставить слоги, то есть поменять их местами, получатся совершенно другие слова. Например: навес – весна, насос-сосна, нора – рано, банка – кабан, колос – сокол. При выполнении этого задания дети делали записи в тетрадях, или пользовались разрезной азбукой.
           На  третьем этапе  нашей работе мы продолжали использовать различные игры и упражнения на развитие фонематического слуха. Приведем пример игры - задания «Назови лишнее слово». Задание заключалось в том, чтобы на слух отличать заданное слово от тех, что на него не похожи. Ведущий выбирал слово, которое он неторопливо произносил несколько раз подряд,   и намеренно ошибаясь между повторами, он произносил другие слова, похожие на основное слово. Игроки, услышав неправильное слово должны были дать какой-то знак ведущему, например, хлопнуть в ладоши.  Например, ведущим было выбрано слово «гора», но в повторе цепочка слов выглядела следующим образом: гора, гора, пора, гора, нора, гора, гора.  Это, на первый взгляд, простое задание требовало от детей  сосредоточенности и внимания.
       Используя игровые приемы, мы учили детей придумывать рифмы. Так, например, на одном из занятий мы «превратились» в игрового персонажа по имени Зайчик-играйчик. Для игры мы смастерили из кусочка меха «хвостик» зайчика.
       - Сейчас мы начнем одну очень простую и интересную игру, которая называется «Придумай рифму». Помогать в этом нам всем будет мой смешной хвостик. Я буду говорить слово и одновременно кидать хвостик  вам, ребята. А тот, кто поймает хвостик, должен будет мне сказать рифму. То есть слово, которое прозвучало бы складно. Например, гол-футбол.
        Дети были в восторге от  этой игры, каждому из них хотелось поймать хвостик зайчика и назвать рифму. Мы произносили простые легко рифмующиеся слова, на которые практически все дети без труда могли подобрать рифму: день-пень, дом-сом, дом-ком, дом-лом, печка-речка и т. д.
       К концу третьего периода обучения дошкольники могли дифференцировать звуки по твердости – мягкости, звонкости – глухости, складывать из букв разрезной азбуки по следам звукового анализа слоги, слова, предложения, выделять предлог.
         Все занятия проводимые нами были ориентированы на психическую защищенность ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом. Мы старались как можно больше внести разнообразных игровых моментов в процесс обучения, это  позволило нам добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всех занятий.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению