• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Работа по устранению оптической дисграфии

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
05.04.2020 в 23.01
В процессе овладения письмом устанавливаются новые связи между слышимым, произносимым и видимым словом. При письме существует непосредственная связь между движениями руки и глаз:  движения  руки почти полностью контролируются зрением. Одной из психологических предпосылок становления письменной речи является достаточный уровень сформированности пространственного восприятия и представлений. При нарушении зрительного гнозиса и пространственного восприятия, а также при недоразвитии кинестетического  ... В процессе овладения письмом устанавливаются новые связи между слышимым, произносимым и видимым словом. При письме существует непосредственная связь между движениями руки и глаз:  движения  руки почти полностью контролируются зрением. Одной из психологических предпосылок становления письменной речи является достаточный уровень сформированности пространственного восприятия и представлений. При нарушении зрительного гнозиса и пространственного восприятия, а также при недоразвитии кинестетического и динамического праксиса у детей возникают специфические трудности письма – замена букв, похожих по начертанию. Более выраженными и стойкими у младших школьников являются замены букв: и-у, п-т, б-д,о-а . Эти сходные буквы на старте написания начинаются с одинакового элемента, но на определенном этапе необходимо переключение на движение, продолжающее письмо следующего элемента буквы, который отличается от написания сходной. Эти трудности переключения движений и являются основной причиной оптико-кинетических ошибок.
Замечено, что первоклассники обычно не имеют проблем  на уроках письма с различением оптически и кинетически сходных букв, но во втором классе с переходом на усложненные формы письменных заданий (увеличение объема и темпа письма) у них появляется большое количество выраженных ошибок из этой серии. Смешения по кинетическому сходству носят стойкий характер и отмечаются у учеников старших классов и даже студентов, особенно в периоды утомления.
В работе  по устранению данного вида дефекта основной целью является формирование у ребенка четкого графического образа буквы.
Работа проводится в следующих направлениях:
- развитие зрительного  гнозиса
- уточнение и расширение объема зрительной памяти
-формирование пространственного  восприятия и представлений
- развитие зрительного анализа и синтеза
- развитие двигательной сферы: моторики артикуляционного аппарата, кинестетического и динамического праксиса рук
И.Н. Садовникова выработала методику дифференциации букв, имеющих кинетическое сходство. «При работе с рукописным шрифтом основная задача логопеда – научить детей выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими звуки)». Очень важно закрепление связей между фонемой – артикулемой –графемой –кинемой. Для контроля правильности включаются все четыре анализатора: слуховой, двигательный, зрительный, тактильный.
    
Буквы И-У

Предварительная работа по различению:
1.Называние предметных картинок, выделение начального звука в ударной позиции из слов: иволга, улица
2.Уточнение артикуляции звуков с опорой на зрительный анализатор.
а) упражнение перед зеркалом: «трубочка, улыбка»
б) при произнесении звука И – губы улыбаются
     при произнесении звука У – губы собираются в трубочку
3.Сопоставление звуков по артикуляции.
Вопросы логопеда:
«Как наши губы произносят звук У?»
«Как наши губы произносят звук И?»
4.Соотнесение звука с буквой рукописного шрифта.
«Когда мы произносим И – губы улыбаются и растягиваются в стороны и букву  И  будем писать движением руки в сторону».
«Когда мы произносим У – губы вытянуты, и буква У вытянута вниз.»
5.Введение символов – обозначений букв:   У  - наклонная палочка (  / )
И –  короткая горизонтальная черта (-)
«Букву    будем обозначать наклонной палочкой, т.к. у нее есть петелька»
«Букву     будем обозначать горизонтальной черточкой, т. к. у нее нет петельки и она широкая»

Примерные виды заданий.        

1. Подписываем под буквой обозначение:
у    и   у   и   у   и   у   и
/   -    /    -    /    -    /    -

2. Подпиши под обозначением букву.
/   -   /   -   /   -   /   -   /   -   /   -   /   -   /   -   /   -   /
у  и  у  и  у  и  у  и   у   и   у…    …    …

3. Подпиши букву.
/     /     -     /     /     -     -     /     -     /     /     /     -     /     /     /     -

4. .Допиши элементы букв.



5. Спиши слоги, вместо палочек напиши буквы   у    или    и.
Прочитай слоги.

/  а     -     -а              п   /     -       п -               к  /     -     к  -                 / с     -     -с      
/  у     -     -у               т   /     -     т -            г  /     -      г  -                /з        -     -з
/ы     -     -ы               б    /     -      б -            в  /      -     в -                /ш       -     -ш
/о     -       -о               д   /     -     д -             ф/      -      ф -              /ж        -      -ж

6. Спиши слоги. Вместо палочек напиши буквы   у   или   и.
Прочитай.
/  т     -     - т                         /  р     -     / р     -     - р                 ч /     -     ч /     -      ч -    
/  п       -     - п                         /  р      -    - р       -     / р               щ /      -    щ -     -     щ /
/  к       -     - к                        -  л        -    - л       -    - л               с /         -    с /      -      с –
/ ф        -      -ф                      - л        -   / л        -     - л               з -         -   з/        -      з –

      Запиши и прочитай сочетания гласных:
       а  /  -                             а  -  /                           у / -

Запиши и прочитай закрытый слог.
п   /  п                               п   /   п                       п   /   п
т  /  п                              т   -   т                      т  /  п
б  /  б                                б   -   б                            б   -   б

7. Спиши слоги. Вместо палочек напиши буквы   у   или    и.   Прочитай.

п   -   п              д   /   д           б   /   б          ж   -   ж           к   -   к            г   /   г
п   -   т             д   -   д           б   -   б          ж   /   ж           к   /   к           г   /   г
п   /   т             т   -   т        б   /   б         ж   -   ж            к   -   к           г    -   г

8. Спиши слова. Вместо палочек напиши буквы   у   или   и. Прочитай.

сиж  /                      пиш  -                /  шёл           -  ндюк                г  /  сь
виж  /                      бег  /                /   нёс             -  зюм                 тр  /  д
пиш   /                     смотр  -           /  брал          - скал                  м   -   р

9. Спиши слова. Вместо палочек вставь буквы   у   или   и.
Прочитай.

/   с                       маж  /                      с   /   к                кр  /  г            гр  /  з
-  л                         лиж /                      Р  -  м                   бр  -  л          бр  -  з

/  м                       реж  /                    ст  /  к                   кр  -  к              л   /  к
-  м                       леж  /                     кл  -  н                    cв  -  л              л  -  к

10. Спиши слова. Вместо точек вставь буквы   у   или   и.
Прочитай.

*гла                 *зел                  гр*м                  ст*л                      кегл*
*ванн              *зба                  л*ст                 ш*ум                     хоч*
*чет                *знал              к*ст                   ж*к                       тапк*
*голь               *ней                 ст*к                   гр*б                      бег*

11. Спиши слова. Вместо палочек напиши буквы и   или   у. Прочитай.

к  /  ст  -  к                             -   р   -   с                                           к   /   л   -   к
/   гольк   -                             ст   /   льч   -   к                              ж    /      к   -
лад   /   шк   -                        л   -   ст   -   к                                   -   р   -   ск   -
ст   /   ч   -   т                      ж   /   л   -   к                                     г   /   с    -

12. Спиши слова. Вместо точек напиши   буквы    и   или   у.
Прочитай.

р*к*                           *ч*тель                        кр*ч*                       *видел*
гр*ш*                        к*ск*                              кр*ч*                       *т*ная

ст*ч*сь                          к*ск*                          кр*ч*                        т*р*сты
*ч*сь                               *л*ца                         т*фл*                      па*т*на

13. Зрительный диктант.
* Сначала логопед может дать несколько слов из ранее отработанного лексического материала, затем включить новые слова:

Тулуп,  ступеньки,  кружусь,  спички,  жители,  туман,  висит , пироги, устали, думали, дунули

14.Слуховой диктант.  (проводится на материале отработанных слов)
15. Спиши словосочетания, вставляя пропущенные буквы   и   или   у.
Прочитай.

а) тр*хлявые        пн*                                   б) *т*ные               шаг*
    с*х*е                   ш*шк*    гр*бные              дожд*
   *зк*е                   л*ст*к*                               п*ш*стые          к*др*
*добное               ж*л*ще                                ч*тк*е                 *ш*
н*зк*е                    т*ч*                                     *зк*е                       л*ст*к*


в)  пр*нёс      в      школ*                                             г)  метн*лась     к       д*пл*
    к*н*лась      отн*мать                                              *видел       маш*нк*
*несла            к*сточки                                                   к*п*л*         т*фл*

л*зн*ла          г*бы                                                             коп*л*            деньг*
до*л*               коров                                                          *видел*           *л*тк*

16. Спиши сначала словосочетания, а затем предложения.
В словосочетаниях подчеркни букву   у,  а в предложениях   -   и.

засунула        куклу                                           Руки    устали.
будит           дедушку                                      Гуси   ушли.
Ушел   от   бабушки                                      Журавли    курлычат.

17.Из данных слов составь и запиши предложения.

подушки,   с ,   упали,  кушетки
липучка,   к,   мухи,   прилипли
дворник,   в,   убрал,   мусор,   урна
туристы,   спускались,   по,   тротуар,   к,   дубу

18. Спиши имена и фамилии, вставляя пропущенные буквы.

К*р*лл,   Л*ка,   Л*за,   К*зьма,   Д*на,   Д*ня,   Л*ша,   Д*ся

*стинова          *нна                                          *варов              *ванн
*сакова              *льяна                                      *ванов              *стин

*сатов               *лья                                           *шакова            *рина

19. Прочитай  «перевертыши», запиши в тетрадь печатными буквами.
Подчеркни    у,      и.

1) Иди искать такси.

2) Ишаку казак сена нес, казаку каши.    

3) У лип Леша нашел пилу.

20. Спиши, подчеркни букву   У .

Кудри в речку опустила
И о чем-то загрустила
А о чем она грустит
Никому не говорит.  
                                 (ива)

21.
Спиши , подчеркни букву И.

У  Ивашки рубашка
У рубашки   кармашки.

22. Контрольное списывание. Этот материал можно использовать как зрительный диктант.

а)  Искру   туши   до   пожара
      Беду  отводи  до  удара.

б)  Умелые   руки    не   знают   скуки.

в) Глупый     осудит,    а    умный    рассудит.

г)  Без    муки     нет    науки.

д)  Не  учись   разрушать,   а    учись   строить.

23. Прочитай текст. В первый столбик выпиши слова с буквой     и,
во второй  -  с буквой   у,   в третий  -  с буквами   и,   у.

Кошке игрушки, а мышке слезки. Ирина испекла для бабушки вкусные ватрушки. Реши трудную задачу. Ивы росли у пруда. Реши трудную задачу. Ивы росли у пруда. По небу плывут облака. Кукушка сидела на суку у дупла белки. Труд кормит, а лень портит. Птицы зимой ищут пищу.

24. Спиши текст, вставляя в слова пропущенные буквы. Прочитай.


а)  Сп*ши*    б*квы    с доск*.
К*п*   для   бабушк*   сл*вы,   ватр*шк*,    п*рожк*   и   кр*п*.
Инна    с*н*ла    б*г*д*   в   с*мк*.
Ир*на      пр*ход*т    *тром,   б*д*т     К*зю,    а    потом    *ход*т    на   работ*.
Д*ся      пр*несла    в   школ*     *тку       и   *тенка.
На    трав*нке    в*с*т     па*т*нка,    а    на    ней   па*к.

б) Спиши, вставляя пропущенные буквы. Прочитай.

Наст*п*л*    хм*рые    дн*.
П*шк*н       нап*сал      сказк*     о    золотом   пет*шке.
Полож*     в    корз*нк*      маш*нк*,       сп*чк*          *           *голк*.  
Дет*       *крас*л*     ёлк*     *гр*шкам*        *         б*сам*.
Дед*шка         к*п*л      прод*кты:           м*к*,        кр*п*,           б*лк*.  

25. Из данных словосочетаний составь предложения и запиши их.

дружные       муравьи                                     купили    машину
сильный      шум                                                кручу      нитку
хрупкие        скорлупки                                     пишу        букву
тупые              ножницы                                      вкусные      пироги

26. Письмо  по  памяти.

Жили-были дед да баба, была у них курочка  Ряба.
Снесла курочка яичко. Дед бил, бил – не разбил.
Баба била, била  -  не разбила.    Мышка   бежала, хвостиком  махнула.
Яичко упало и разбилось.

27. Напиши словосочетания под диктовку.

Грубые нитки, бурые жуки, крутые ступени, глупые попугаи, сутулый старик,
глубокий кузов

28. Слуховой диктант.

Весна.
Пришла весна. Текут ручьи. На дубе надулись почки. Гуля и Дуся посадили на клумбу розу и лилии. Спеши дунуть на одуванчик. Полетят по воздуху его пушинки. Я беру удочки и иду на рыбалку. Буду в пруду ловить щуку и окуня.




      





                                            

        



Список используемой литературы
Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников.-М.,1983
Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном  логопункте., - М.,1991
Бурина Е.Д. Такие похожие разные буквы. Санкт-Петербург.,  КАРО, 2006

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть