• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде. Нарушения речи требуют определенного коррекционного воздействия и могут оказать неблагоприятное действие на дальнейшее развитие ребенка. Отграничить собственно нарушение речи от каких-то возрастных особенностей речевого развития ребенка, от временных нарушений речи у детей, связанных с различными причинами вам поможет учитель-логопед.
Жернова Наталья Васильевна, образование высшее дефектологическое, высшая квалификационная категория по должности учитель-логопед
    Место работы, должность: МДОУ детский сад комбинированного вида № 55
    Регион: Ростовская область, г. Новочеркасск
    В настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Нарушения речи являются отклонениями речи говорящего от норм языка, которые приняты в данной языковой среде. Нарушения речи требуют определенного коррекционного воздействия и могут оказать неблагоприятное действие на дальнейшее развитие ребенка. Отграничить собственно нарушение речи от каких-то возрастных особенностей речевого развития ребенка, от временных нарушений речи у детей, связанных с различными причинами вам поможет учитель-логопед.
    Работая в должности учителя-логопеда более 20 лет, предлагаю вниманию родителей детей, имеющих различные речевые нарушения консультации, рекомендации, советы, памятки для работы с детьми в домашних условиях по развитию мелкой моторики пальцев рук, массажа пальцев рук, подготовки руки к письму, развитию связной речи, подготовки к овладению грамотой.
    Для того чтобы речь ребенка развивалась нормально и правильно, необходимо создать ему все условия для речевого общения, которое должно проходить на эмоциональном уровне: ребенок просто должен слышать звуки, ему необходимо прямое общение со взрослыми. Взрослые должны учитывать тот вид деятельности, который соответствует данному возрастному этапу. Буду рада, если представленные рекомендации, советы, консультации, памятки помогут успешно развивать речь вашего ребенка.
    
    ПАМЯТКА № 1
    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ
    РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
    "ГЛАВНАЯ РОЛЬ В ПОМОЩИ ДЕТЯМ ПРИНАДЛЕЖИТ РОДИТЕЛЯМ!"
    Вы любите своего ребенка? Вы хотите, чтобы Ваш ребенок добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, состоялся как личность, чувствовал себя свободно и уверенно?
    Учите своего малыша говорить. Учась говорить, он учится думать. И говорить он должен правильно.
    Правильное, чистое произношение и развитая речь — заслуга прежде всего семейного воспитания. Недостаточное внимание к речи детей нередко становится главной причиной – дефектов звукопроизношения.
    Устранить речевые нарушения, сформировать и закрепить правильную артикуляцию Вашему ребенку помогут учитель-логопед, педагоги-специалисты, воспитатели детского сада. И все-таки основную нагрузку в обучении ребенка правиль¬ной речи должны взять на себя Вы родители.
    Уважаемые родители, от вас зависит способность ребенка работать, усваивать новые знания, способность понимать то, что дают ему педагоги. От вас зависит, как скоро ликвидируется нарушение речи.
    Первым и главным является то, что Вы должны внимательно присмотреться к ребенку и оценить его особенности и возможности:
    • в какой мере он понимает речь;
    • хорошо ли владеет речью;
    • чем отличается поведение ребёнка от поведения его сверстников (застенчив, агрессивен, обидчив, тревожен);
    • обратить особое внимание на ручные умения (умение одеваться, застёгивать пуговицы и т.д.);
    • обратить внимание на игры ребёнка: насколько он самостоятелен в играх, проявляет ли сообразительность, находчивость, однообразны или разнообразны игры;
    • оценить степень любознательности, интереса ребёнка к новому, его эмоциональность и способность сопереживать, замечать настроение окружающих и соответствующим образом реагировать;
    • выяснить, каковы особенности самооценки ребёнка (уверен ли он в своих силах);
    Очень важно, уважаемые родители, быть в контакте с неврологом, который назначит медикаментозное лечение, в случае необходимости, психологом, который поможет выработать линию поведения с ребенком.
    ПРАВИЛА ВОСПИТАНИЯ - НЕЛЬЗЯ, МОЖНО, НАДО
    Надо стремиться к тому, что:
    • «можно» для ребенка всегда означало бы «можно»;
    • «нельзя» - всегда означало бы «нельзя»;
    • слово «надо» ребёнок должен научиться понимать как необходимость какого-нибудь действия.
    Эти замечания кажутся на первый взгляд банальными, но они являются основными правилами воспитания ребёнка, если их соблюдают все члены семьи.
    Не забывайте эти правила. Ваша чрезмерная забота о состоянии речи ребёнка может принести вред, если Вы ребёнку это показываете. Никогда не стоит подчёркивать дефект в присутствии ребёнка. Это может привести к нарушению самооценки ребёнка, о которой было сказано выше (т.е. он почувствует себя неполноценным, замкнется в себе или начинает требовать к себе особого отношения).
    
    Желаю успеха и приглашаю к сотрудничеству! Учитель-логопед Жернова Н.В.
    Литература: Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребенка с недостатками речи. М., 2009.
    ПАМЯТКА № 2
    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ
    РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
    "РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК"
    
    «ИСТОКИ СПОСОБНОСТЕЙ И ДАРОВАНИЙ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ» СУХОМЛИНСКИЙ В.А.
    Мелкая моторика – точные движения пальцев рук – особенно тесно связана с процессом формирования речи ребенка. Систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук оказывают стимулирующее влияние на развитие речи (исследования М.Н. Кольцовой, Л.В. Фоминой, О.С. Бот).
    Нарушение мелкой моторики связано с нарушением мышечного тонуса пальцев рук. Работа над развитием мелкой моторики пальцев рук, стимулирует созревание речевой зоны коры головного мозга.
    Работу по развитию мелкой моторики рук необходимо проводить систематически (по 5-10 минут ежедневно).
    Виды детской деятельности, которые можно использовать для развития мелкой моторики пальцев рук
    • Развитие ручной умелости (рисование карандашом, лепка, конструиро¬вание, аппликация, изготовление оригами: игрушек из бумаги (лодочка, пилотка, самолет).
    • Различные игры с мелкими предметами (подбор частей разрезных картинок, перекладывание, сортировка горошин, палочек, пуговиц и других мелких предметов).
    • Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением («Этот пальчик папочка») и без речевого сопровождения («Зайчик», «Козочка», «Очки», «Деревья», «Птицы»).
    • Пальчиковый театр.
    Для развития ручной умелости дети должны:
    • запускать пальцами мелкие «волчки»;
    • разминать пальцами пластилин и глину, лепить различ¬ные поделки;
    • сжимать и разжимать кулачки («бутончик проснулся и от¬крылся, а вечером заснул и закрылся»);
    • делать кулачки «мягкими» и «твердыми»;
    • барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;
    • махать в воздухе только пальцами;
    • собирать все пальцы в щепотку;
    • нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на леску;
    • завязывать узелки на шнурке, веревке;
    • застегивать (расстегивать) пуговицы;
    • играть с конструктором, мозаикой;
    • складывать матрешки, пирамидки;
    • рисовать в воздухе;
    • мять руками поролоновые шарики, губки;
    • рисовать, раскрашивать, штриховать;
    • резать (вырезать) ножницами;
    • выполнять аппликации;
    • скатывать бумажные шарики (у кого шарик получится более плотным, тот и выиграл);
    • складывание, скручивание, разрывание, перелистывание бумаги;
    • перекладывать из одной коробочки в другую счетные палочки, спички, фасоль, при этом рука не должна сдвигаться (лежит близко к коробочке, задействованы только большой, указательный и средний пальцы);
    • легко нажимать на кнопку пульвелизатора, посылая струю воздуха на ватку, листок бумаги;
    • вращать карандаш (ребристый) между большим, указательным и средним пальцем;
    • «пальчиковый бассейн» (пластмассовый тазик с фасолью или горохом);
    • Игра «Кулак-ребро-ладонь» (сначала одной рукой, потом другой, затем вместе
    
    Желаю успеха. Учитель-логопед Жернова Н.В.
    
    Рекомендуемая литература:
    
    -Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов/Дон, 2008.
    -Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук. М., 2005.
    -Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб., 2008.
    -Лопухина И. Логопедия речь-ритм-движение. СПб., 1997.
    
    
    ПАМЯТКА № 3
    ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ
    РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ
    "МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК"
    
    ИНТЕНСИВНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КОНЧИКИ ПАЛЬЦЕВ СТИМУЛИРУЕТ ПРИЛИВ КРОВИ К РУКАМ. ЭТО БЛАГОПРИЯТСТВУЕТ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ И ФИЗИЧЕСКОМУ ЗДОРОВЬЮ, ПОВЫШАЕТ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОЛОВНОГО МОЗГА, ТОНИЗИРУЕТ ВЕСЬ ОРГАНИЗМ.
    
    УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, «ПОИГРАЕМ С РУЧКАМИ»
    ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ»!
    ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ
    • ДЕТИ РАСТИРАЮТ ЛАДОНИ ДО ПРИЯТНОГО ТЕПЛА.
    • БОЛЬШИМ И УКАЗАТЕЛЬНЫМ ПАЛЬЦЕМ ОДНОЙ РУКИ МАССИРУЕМ - РАСТИРАЕМ КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ, НАЧИНАЯ С НОГТЕВОЙ ФАЛАНГИ МИЗИНЦА ДРУГОЙ РУКИ.
    • МАССИРУЕМ ТЫЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЛАДОНЕЙ, ИМИТИРУЯ МЫТЬЕ РУК.
    • ПЕРЕПЛЕТАЕМ ВЫТЯНУТЫЕ ПАЛЬЦЫ ОБЕИХ РУК И СЛЕГКА ТРЕМ ИХ ДРУГ О ДРУГА, НАПРАВЛЯЯ ЛАДОНИ В ПРОТИВОПОЛОЖНЫЕ СТОРОНЫ.
    • ПЕРЕПЛЕТЕННЫЕ ПАЛЬЦЫ ЗАКРЫВАЕМ НА ЗАМОК И ПОДНОСИМ К ГРУДИ.
    • ВЫТЯГИВАМ ПАЛЬЧИКИ ВВЕРХ И ШЕВЕЛИМ ИМИ.
    • ДЕТИ ВСТРЯХИВАЮТ РУКИ, РАССЛАБЛЯЮТ ИХ И ОТДЫХАЮТ.
    
    ВТОРОЙ ВАРИАНТ
    МАССАЖ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК (БАТ), КОТОРЫЕ НАХОДЯТСЯ НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ.
    ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ПОЛОЖИТЬ КОНЧИК КАЖДОГО ПАЛЬЦА ПОД НОГТЕМ ОДНОЙ РУКИ МЕЖДУ УКАЗАТЕЛЬНЫМ И БОЛЬШИМ ПАЛЬЦЕМ ДРУГОЙ РУКИ ТАК, ЧТОБЫ ПОДУШЕЧКА ЛЕЖАЛА НА УКАЗАТЕЛЬНОМ ПАЛЬЦЕ И ВРАЩАТЕЛЬНЫМИ ДВИЖЕНИЯМИ МАССИРОВАТЬ ПО ЧАСОВОЙ СТРЕЛКЕ (30 РАЗ) УВЕЛИЧИВАЯ СИЛУ НАЖИМА, ЗАТЕМ ПРОТИВ ЧАСОВОЙ СТРЕЛКИ (30 РАЗ), ОСЛАБЛЯЯ СИЛУ НАЖИМА. ТАКИМ ОБРАЗОМ МАССИРУЕМ ВСЕ ПАЛЬЦЫ ПРАВОЙ И ЛЕВОЙ РУКИ. НА КАЖДЫЙ ПАЛЕЦ ЗАТРИЧИВАЕМ ПО 1 МИНУТЕ, НА ВСЕ ПАЛЬЦЫ 10 МИНУТ. ЭТОТ МАССАЖ ВЫПОЛНЯЕТСЯ СТРОГО 30 ДНЕЙ ПОДРЯД, ТАК КАК ЗА ЭТО ВРЕМЯ ФОРМИРУЕТСЯ НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС, ЕСЛИ ПРОПУСТИЛИ ОДИН ДЕНЬ МАССАЖ НАЧИЕТСЯ СНАЧАЛА.
    
    ТРЕТИЙ ВАРИАНТ
    МАССАЖ С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ:
    • РАБОТА С ИППЛИКАТОРОМ КУЗНЕЦОВА ИЛИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ЩЕТКОЙ «ЕЖИК», МЯЧИКА С ШИПАМИ, ОРЕХА, ШИШКИ;
    • ПРОКАТЫВАНИЕ МЕЖДУ ЛАДОНЯМИ РЕБРИСТОГО КАРАНДАША, БИГУДИ ВИТЫЕ, БИГУДИ ВОРСИСТЫЕ (ВЕРТИКАЛЬНО);
    • ПРОКАТЫВАНИЕ ПАЛЬЦЕВ РУКИ ПО РЕБРИСТОЙ ПОВЕРХНОСТИ;
    • РАБОТА С НАЖДАЧНОЙ БУМАГОЙ.
    
    Желаю успеха, продолжаем сотрудничество!
    
    Учитель-логопед Жернова Н.В.
    Литература:
    -Пятница Т.В. Логопедия в таблицах и схемах. Ростов/Дон, 2009.
    -Поваляева М.А. Педагогическая диагностика и коррекция речи. Ростов/Дон, 1997.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению