• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом

Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом “Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш” Сухомлинский В.А. Многолетний опыт учителей-логопедов, работающих на логопунктах в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида показал, что количество детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии, неуклонно растет. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения. Оказать коррекционно-педагогическую помощь всем нуждающимся в ней детям в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида нашего города сегодня не представляется возможным в связи с незначительным количеством групп компенсирующей направленности. Авторы Куркова Л.П., учитель-логопед высшей категории МДОУ "Детский сад комбинированного вида № 17 "Золотой ключик", Нарцева Т.С., учитель-логопед высшей категории МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 2 "Колосок", Улитенко Е.В., учитель-логопед высшей категории, заместитель заведующего по ВМР МДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 19 "Малышок" г. Шелехов, Иркутская область

Оптимизация коррекционно-образовательного процесса в ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом “Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш” Сухомлинский В.А. Многолетний опыт учителей-логопедов, работающих на логопунктах в дошкольных учреждениях общеразвивающего и комбинированного вида показал, что количество детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии, неуклонно растет. Данные свидетельствуют о проблеме, требующей немедленного и эффективного решения. Оказать коррекционно-педагогическую помощь всем нуждающимся в ней детям в условиях дошкольных учреждений компенсирующего вида нашего города сегодня не представляется возможным в связи с незначительным количеством групп компенсирующей направленности.
В настоящее время в городе функционируют всего восемь групп такого вида для детей с тяжелыми нарушениями речи, тогда как логопунктов дошкольных учреждений с логопедическим пунктом – 15, при общей наполняемости свыше 2000 детей. Статистика показывает, что только около 30% от общего числа обследованных детей имеют возрастную норму речевого развития. Таким образом, возникла необходимость в пересмотре и изменении организации деятельности учителя-логопеда, работающего на логопункте дошкольного учреждения.
В целях решения данной проблемы мы выстроили модель коррекционно-педагогической работы, которая органично вписалась в воспитательно - образовательный процесс всех возрастных групп дошкольного учреждения. Трудности, с которыми сталкиваются учителя-логопеды при организации коррекционно-образовательного процесса в условиях дошкольного логопедического пункта были связаны прежде всего с отсутствием единого подхода к ведению документации и программно - методического обеспечения по данному направлению.
Существующая «Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной предназначена для дошкольников старшего возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Реализовать в полном объеме данную программу в условиях логопедического пункта не представлялось возможным в связи с тем, что учебный план дошкольного учреждения общеразвивающего вида значительно отличается от учебного плана учреждений, имеющих группы компенсирующей направленности. Специфика работы учителя-логопеда на логопедическом пункте, в отличие от работы в группе компенсирующей направленности, состоит в том, что состав детей не меняется в течение года. Состав детей стабилен: один возраст, идентичные речевые заключения; предельная наполняемость не более 12 детей. На логопункт дети поступают и выбывают в течение всего учебного года, при этом одновременно у специалиста на одну ставку занимаются 20-25 детей и более разного возраста, с различными речевыми заключениями. Необходимо принять во внимание и то обстоятельство, что учитель-логопед сопровождает всех детей дошкольного учреждения, начиная с раннего возраста.

При составлении адаптированного варианта программы мы учитывали тот факт, что жестко регламентировать работу учителя – логопеда в условиях логопедического пункта нецелесообразно, так как данная трактовка приводит к формальности в работе, и не позволяет в полной мере учитывать структуру речевого дефекта, психофизические особенности каждого ребенка. Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки приведен в соответствии с нормами СанПиН (п.12.10). Совершенно очевидно, что сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях дошкольного учреждения возможно только при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ. Безусловно, главная роль здесь принадлежит учителю-логопеду, который помогает более органичному выстраиванию целостного образовательного процесса и является организатором, координатором, ведущим специалистом в учреждении по данному направлению.
Функции деятельности логопеда можно представить следующим образом: -диагностическая; -профилактическая; -коррекционно-педагогическая; -координирующая (организационно-методическая); -консультативная; -контрольно-оценочная. Исключение хотя бы одной из функций неизбежно приводит к снижению качества коррекционной работы с детьми в целом. Следует также учитывать немаловажную роль других участников коррекционно-образовательного процесса: - педагогов (воспитатели, младшие воспитатели, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор ФИЗО, воспитатель ИЗО, руководитель театральной студии и др.); - родителей; -ребенка. Каждый из участников может самым существенным образом влиять на сроки и результативность речевой и коррекционной работы.
Под непосредственным руководством логопеда создается творческая группа, куда входят все узкие специалисты ДОУ, намечаются и решаются задачи по созданию полноценной речевой среды, осуществлению непосредственной образовательной деятельности с едиными требованиями, проводятся совместные мероприятия, досуги, развлечения.
Главенствующую роль играет структурная единица методической системы ДОУ психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк), на котором мы приходим к единому мнению в процессе обсуждения особенностей развития воспитанников, их достижений. Важно отметить, что любые планируемые мероприятия с детьми разрабатываются с учетом данных анамнеза ребенка, мнения педагогов, медицинских работников, результатов диагностики. Комплексный подход к обучению и воспитанию необходим для успешной коррекционно-развивающей работы и может осуществляться только при достаточно высоком уровне сформированности основных психических процессов, познавательных интересов и полноценного речевого развития детей.
В процессе реализации комплексного сопровождения ребенка с речевыми нарушениями, обозначилась проблема недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов и связанной с ней результативности коррекционной речевой работы. На наш взгляд, разрешением данной проблемы явилось организация работы районного методического объединения для воспитателей дошкольных учреждений «Речевое развитие» учителями-логопедами, где главной целью работы является формирование и развитие эффективного способа организации педагогической деятельности по речевому развитию детей в дошкольном образовательном учреждении общеразвивающего вида.
Задачи, которые мы реализуем в системе работы методического объединения «Речевое развитие»:

1. Создание оптимальных психолого-педагогических условий правильного языкового и речевого развития воспитанников: - предметно-развивающая среда по развитию речи; - формирование речевой активности и компетентности педагогов; -профилактика речевых нарушений у дошкольников (предупреждение и преодоление); -интеграция полноценной речевой деятельности в жизненное пространство дошкольника в ДОУ; -вовлечение родителей в организацию речевой деятельности.
2. Повышение качества образовательных услуг в ДОУ через инновационные формы методической работы с воспитателями: -    повышение профессионального уровня педагогов по разделу «Развитие речи»; -    организация комплексного подхода всех участников образовательного процесса при формировании и развитии полноценной речевой среды в ДОУ.
3. Практическая деятельность педагогов.
Анкетирование педагогов, отзывы о работе методического объединения показывают, мы выбрали правильное направление. О результативности работы методического объединения говорят следующие факты: - стабильно высокая посещаемость; - повышение качества проведения педагогами открытых мероприятий, с учетом рекомендаций, полученных на заседаниях методического объединения; - проведение учителями-логопедами мастер - классов и семинаров-практикумов.
Таким образом, организация работы методического объединения воспитателей ДОУ является связующим звеном в системе общей работы по комплексному сопровождению детей. Модель коррекционно-образовательного процесса, выстроенная нами в течение трех лет позволила увидеть следующую результативность работы: - улучшение качества коррекционно-образовательного процесса за счет организации комплексного сопровождения ребенка с нарушением речи через повышение роли и значимости всех его участников; - выстраивание образовательного процесса ДОУ в соответствии с современными требованиями к его организации с учетом принципа интеграции образовательных областей; - повышение роли ПМПк как структурное единицы методической системы ДОУ; - сопровождение детей раннего возраста с первых дней пребывания ребенка в ДОУ, своевременное направление к специалистам детей, требующих углубленного обследования и лечения: психиатр, невролог, сурдолог, ортодонт, стоматолог-хирург, отоларинголог, окулист; - создание оптимальных условий психолого-педагогических условий для полноценного речевого развития детей; - обеспечение равных стартовых возможностей всем детям при поступлении в школу. Приоритетом с точки зрения непрерывности образования является обеспечение к концу дошкольного детства такого уровня развития каждого ребенка, который позволит ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начального образования. Таким образом, предложенная система работы оправдывает себя и позволяет обеспечить к концу дошкольного детства такой уровень развития ребенка, который поможет ему быть успешным при обучении в начальной школе по любой из программ начальной ступени образования.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению