• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

« ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЕЁ КОРРЕКЦИИ.»

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ
« ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ  ПО    ЕЁ КОРРЕКЦИИ.»
                                                                            БОКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
                                                                                     УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД  ШКОЛЫ № 322
г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

       Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из ... ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ
« ОПТИЧЕСКАЯ ДИСГРАФИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ  ПО    ЕЁ КОРРЕКЦИИ.»
                                                                            БОКОВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА
                                                                                     УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД  ШКОЛЫ № 322
г. САНКТ – ПЕТЕРБУРГА

       Проблема нарушений письменной речи у младших школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращаются в средство дальнейшего получения знаний учащимися.
Дисграфия – это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма.
Выделяются следующие виды дисграий:
1. Артикуляторно – акустическая дисграфия.
2. Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания.
3. Дисграфия на почве недостаточности языкового анализа и синтеза.
4. Аграмматическая дисграфия.
5. Оптическая дисграфия.
Проблемная ситуация заключается в том, что среди специфических нарушений письма большую группу ошибок составляют нарушения дифференциации оптического образа графем, которые встречаются у большинства детей младшего школьного возраста.
      На данный период приоритетным направлением в коррекционной логопедической работе я выбрала тему: «Устранение оптической дисграфии у учащихся младшего школьного возраста».   Этот вид дисграфии обусловлен несформированностью зрительно – пространственных функций: зрительного восприятия, зрительной памяти, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.
Понятие оптическая дисграфия включает следующие ошибки:
1.    Ошибки, связанные с пространственными нарушениями.
2.    Ошибки, возникающие при нарушении мелкой моторики и связанные с нарушением графо – моторных навыков.
У учащихся начальных классов чаще встречаются нарушения графо – моторных навыков, при этом характерны замены букв: «о – а, л – м, и – ш, х – ж, п – р, г – п, п – т» и другие.
    Одно из частых проявлений оптической дисграфии – зеркальное письмо. Это зеркальное написание букв или  письмо слева направо, которое может наблюдаться у левшей, при органических повреждениях мозга.
Оптическую дисграфию подразделяют на:
    а). литеральную
    б). вербальную.
Литеральная дисграфия проявляется в трудностях воспроизведения даже изолированных букв. При вербальной дисграфии воспроизведение изолированных букв сохранно. Однако при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв, контекстуальные влияния соседних букв на воспроизведение зрительного образа буквы.
       В процессе поиска путей решения этой проблемы, мною апробированы различные виды упражнений, отобраны по возрасту и нарушению наиболее эффективные для учащихся младшего школьного возраста.  Кроме того, мной   разработана система уроков по устранению оптической дисграфии у обучающихся группы риска.
     В данной статье приведены фрагменты из  серии уроков по основной  логопедической теме « Дифференциация строчных прописных букв «г – п» на разных уроках серии: в слогах, и словах; в словах и словосочетаниях; в словосочетаниях и предложениях на материале единой лексической темы «Сказочное путешествие в мир птиц и животных». Цель уроков: учить различать на письме строчные прописные буквы «г – п» в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, выделяя их схожие и отличительные черты.
Коррекционную работу я провожу по следующим направлениям:
1. Развитие зрительного гнозиса.    
Некоторые виды упражнений:
а). Назови по контурным изображениям птиц и животных.
б). Детям предлагается соотнести букву с предметом, на который она похожа (г – гусь,
п – перо павлина).
2. Расширение объёма и уточнение зрительной памяти.
а). Детям предлагается задание: узнать птиц по контуру на зашумлённом фоне и запомнить их. В зависимости от контингента детей может варьироваться количество контуров.
б). Игра «Чего не стало?» На столе раскладывается 5 – 6 картинок, на которых изображены птицы, дети должны их запомнить. Затем убирается одна из них. Дети называют, чего не стало.
в). Дети запоминают 4 - 6 картинок птиц, затем отбирают их среди других 8 – 10 картинок.
г). Игра «Что изменилось?». Логопед раскладывает 4 – 6 картинок животных, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.
3. Формирование оптико – пространственных представлений.
а). Игра «Окошко». Это задание выполняется учащимися фронтально и индивидуально. Детям предлагается разместить птиц в окошечке, используя словесные инструкции – слева, справа, над, под.
В индивидуальной работе эта задача усложняется: необходимо выложить по памяти геометрические фигуры в окошечке, соотнеся с названием птицы. Одновременно логопед работает над развитием зрительной памяти учащихся.
б). Нарисовать по речевой инструкции точку, ниже – квадратик, справа от точки – кружок.
4. Развитие зрительного анализа и синтеза.
Детям предлагается следующие задания:
а). Выкладывание оптического образа буквы по образцу или по памяти.
б). Выкладывание нитью на фланелеграфе букв «г – п».
в). Выкладывание букв из сыпучих материалов: зерно, крупа, яичная скорлупа и т. д.
г). Узнавание букв «г – п» по тактильным ощущениям.
д). Конструирование и реконструирование букв «г – п».
      На каждом логопедическом занятии учитель – логопед работает над развитием и совершенствованием фонематического анализа и синтеза.  Упражнения на языковой анализ я включаю в коррекционные уроки по дифференциации букв «г – п».
Например, учащимся предлагается задание: составь слово из слогов, данных в разбивку.
№ 1 – если задание выполнено правильно, то на обратной стороне карточки получится контур данной птицы.
№ 2 – составь слово из слогов и соотнеси с морскими животными.
      По мере усложнения необходимо давать разнообразные задания аналитического характера.
         В комплексной коррекции специфических нарушений письма устранение оптической дисграфии преимущественно осуществляется приёмами, направленными на развитие зрительного гнозиса, мнезиса, пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Большое внимание при этом следует уделять  сравнению смешиваемых букв,  максимально используя возможности  различных анализаторов.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть