• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности может быть различной и не всегда соответствовать тяжести двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
Проблема формирования грамматического строя у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии.
    У большинства детей с речевой патологией отмечается недоразвитие или несформированность пространственных представлений. Степень выраженности этой несформированности может быть различной и не всегда соответствовать тяжести двигательных и речевых нарушений. В одних случаях дети затрудняются в определении правой и левой стороны тела или предмета, в ориентировке в окружающем пространстве, в других случаях - в понимании и употреблении грамматических конструкций, обозначающих пространственные отношения.
    Употребление предлогов представляет значительные трудности для дошкольников с недоразвитием речи. Предлоги могут опускаться, заменяться, удваиваться в сочетании с правильным или неправильным выбором падежных окончаний.
    Мой многолетний опыт работы учителем-логопедом подтверждает давно известный факт, что все дети любят слушать стихи, с удовольствием запоминают и декламируют полюбившиеся строки. Этот жанр доступен для восприятия ребенка, что позволяет использовать его средством активизации познавательной и речевой деятельности. С целью оптимизации процесса усвоения грамматических категорий, в частности предложно-падежных конструкций, активно использую в своей практике рифмованные игры, сказки и короткие истории в стихах. Это помогает запомнить предлог в его лексическом и грамматическом значении. Стихи, сказки и игры придуманы для усвоения каждого изучаемого предлога и группы дифференцируемых предлогов.
    Считаю, что стихи могут быть прекрасным инструментарием, для логопедической практики по коррекции нарушений употребления предлогов и ориентировки в пространстве.
    
    «Предлог»
    Цель: познакомить с понятием «предлог».
    
    Где находится предмет                  Я – слово короткое очень
    Угадать я вам помог.                   «Под», «около», «за» или «на»
    Предлагаю подружиться                  Стараюсь всем людям помочь я
    И зовут меня…. предлог.                О месте предмета узнать.
    
    «Ветер»
    Цель: упражнять в выделении предлога С из текста.
    
    Холодный зимний ветер         Последний листик с дуба,   Снежинки со скамеек
    Усталости не знает.           С березок шапки снега,     Легко он разбросает.
    Что встретит на своем пути,   Сухие иглы с ели           И воробьев с крылечка
    Без жалости сдувает.          Сорвет, кружа с разбега.   Играя, разгоняет.
    
    «Сорока»
    Цель: упражнять в дифференциации предлогов НА – С. Упражнять в составлении предложений с дифференцируемыми предлогами по вопросам, опираясь на прослушанный стихотворный текст. Можно использовать лишь небольшой отрывок из текста.
    
    На сосну, сорока села,                          Потрещала, посидела,
    С дерева потом слетела.                         Со скамейки улетела.
    Опустилась на дорожку,                          На заборе – прыг, с забора.
    Поклевала хлеба крошки.                         Вот на будке у Трезора.
    И с дорожки в путь пустилась,                   С будки пес её прогнал,
    На скамейку приземлилась.                       И на крыше не достал.
    
                               Снова с крыши на крыльцо,
                               А с крыльца на ёлку.
                               И стрекочет без конца,
                               Только мало толку!  
    
    Договори словечко «Что возле чего?»
    Цель: закрепить употребление предлога ВОЗЛЕ. Развивать чувство ритма и рифмы.
    
    Возле малышки                                Есть дед Мороз
    Есть мама с коляской,                        Возле праздничной ёлки,
    Возле альбома                                Возле катушек
    Есть кисти и …. (краски).                    И ниток ….. (иголки).
    
    Есть возле сосен                             Возле крыльца
    Сосновые шишки,                              Мы увидим тропинки,
    Возле берлоги                                Возле двери
    Весной видим ….(мишку).                      Снимем с ног мы … (ботинки).
    
    Возле дивана                                 Возле болота
    Есть кресло и столик,                        Растут камыши,
    Есть возле крестика                          Возле детсада
    Кругленький…. (нолик).                       Стоят…(малыши).
    
    Физкультминутка.
    Цель: практическое употребление предлога К. Упражнять в составлении предложений с предлогом К после демонстрируемого действия. Вместо многоточия произносится имя ребенка.
    
    К стулу …….. подошла,                              К шкафу ……. подбежал,
    Наклонилась раз и два.                             На одной ноге скакал.
    
    …….., подойди к окошку,                            ………, к стеночке шагай,
    И потопай там немножко.                            Низко-низко приседай.
    
    Скачет …….. к двери,                               …….., к батарее -
    Покружилась раз-два-три.                           Подбеги скорее.
    
    ……., марш к цветочку,                              Поспешил к столу Данил,
    Прыгать на носочках.                               Там на пяточках ходил.
    
    А теперь ко мне шагайте
    И плечами пожимайте.
    
    Игра «Исправь ошибки»
    Цель: дифференциация предлогов НА – ПОД. Упражнять в составлении предложений с дифференцируемыми предлогами.
    
    Под столом большая плошка,                    На тарелке сидит мышка,
    На столе уселась кошка.                       А под стулом чья-то пышка.
    
    Под кроваткой спит Серёжка,                   Здесь под стулом чья-то шапка,
    На кровати здесь – сапожки!                   А на стуле стоят тапки.
    
    На еловой ветке мишка,                        На кустах растет Полина,
    Под еловой веткой шишка.                      Под кустом стоит малина.
    
    На полочке стоит мальчишка,                   На берёзе мой петух,
    Под полкой тоненькая книжка.                  Под березой много мух.
    
    «Рассказ Маши»
    Цель: усвоение предлога В (ВО). Можно предложить детям придумать сказку по аналогии с прочитанной, но с другими действующими лицами (предметами).
    
    Я вчера пораньше встала                      Вдруг во двор вбежал Барбос -
    И во двор свой побежала.                     Очень злой и страшный пес!
    В солнечный погожий день                     Разбегайтесь, кто куда,
    Потрудиться мне не лень.                     А то ждет нас всех беда!
    
    Курице Пеструшке в плошку                    В курятник курочка спешит,
    Я насыпала горошку.                          Щенок в укрытие бежит.
    Суп налью щеночку в миску,                   Он в будке в уголок забился,
    Молочко в тарелку киске.                     В коробке котик притаился.
                       
                             Я в дом сначала побежала,
                             Ну, а потом мне стыдно стало.
                             Тут палку в руки я взяла,
                             Собаку злую прогнала!
    
    
     

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению