• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
            «Русская березка», п. Кондинское
                                                                                           учитель-логопед
                                     Н.А. Васюкович


          Значение музейной педагогики
  в социально-нравственном становлении дошкольника.

                   Человек подлинно владеет лишь тем,
                   что добывает собственным трудом
                   С.Л. Рубин ... Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
            «Русская березка», п. Кондинское
                                                                                           учитель-логопед
                                     Н.А. Васюкович


          Значение музейной педагогики
  в социально-нравственном становлении дошкольника.

                   Человек подлинно владеет лишь тем,
                   что добывает собственным трудом
                   С.Л. Рубинштейн)

Музей как феномен культуры является средством начального соприкосновения с культурными ценностями человечества, общения с искусством, предметным миром; средством обогащения эмоционально-образного, познавательного, социально-нравственного и эстетического начал личности в их единстве. Ценно то, что, вступая в диалог с музейными экспонатами, ребенок познает предмет в единстве его эстетической и познавательной составляющей, исторических связей и культурных ценностей.
Музейная педагогика 1) позволяет приблизить воспитанника к культурному наследию человека: работая над проблемой социально-нравственного воспитания дошкольников, мы знакомим их с культурой русского народа, фольклором, традициями семейного воспитания. Также, музейная педагогика 2) позволяет решать задачи познавательного развития: расширяет кругозор дошкольника, воспитывает познавательные интересы и способности (учит наблюдать, описывать, предполагать, находить причинно-следственные связи событий, сравнивать, выделять общее и частное в явлениях культуры). Помогает овладеть навыками поисковой, исследовательской деятельности. Приобщает ребенка к миру народного искусства. Развивает художественное восприятие, воображение, образное и ассоциативное мышление, обогащает словарь.
Дети при этом, обретают опыт общения с предметным миром: усваивают назначение, разные способы действий с предметами экспозиции, перенимают модели поведения взрослых, интерес и отношение к предметам экспозиции. Предметный мир имеет особое значение в развитии дошкольников. Задача педагога – помочь войти в этот мир, научиться ориентироваться в его многообразии, использовать предметы по назначению и, главное, сформировать ценностное к ним отношение.
Главные условия воспитания у дошкольника ценностного отношения к предметному миру является системный характер представлений о предмете.
Важно раскрыть сущность предмета – его назначение, зависимость конструкции, строения и материала, из которого он сделан, от его назначения.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств. Высокая эмоциональная отзывчивость, яркая окрашенность психической жизни и практического опыта составляет характерную особенность дошкольного детства. Задача дошкольного воспитания состоит в том, чтобы дать правильное направление эмоциональному развитию ребенка, пробудить в восприимчивой детской душе гуманные чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению.
Эмоциональный опыт современного ребенка (опыт его переживаний) может иметь как положительную, так и негативную окрашенность, что оказывает влияние на его дальнейшую жизнь. Результатом положительно-направленного эмоционального детского опыта является доверие к миру, открытость, готовность к взаимодействию с окружающими людьми. Это обеспечивает основу для позитивной самореализации личности. Негативный эмоциональный опыт приводит к развитию недоверия к миру, отчуждению, провоцирует агрессию, неадекватное социальное положение.
Процесс социализации разворачивается как путь активного вхождения  ребенка в культуру, присвоения доступного содержания культурно-исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания. Социализация является творческим самовыражением, самореализацией личности в процессе индивидуальной деятельности и взаимодействия с людьми.
Условия для активного освоения дошкольниками важнейших составных частей социально-нравственного опыта:
1.    Ценностный компонент (первичная ориентация в общечеловеческих ценностях добра, справедливости, красоты, в ценностных установках своей семьи и детского общества).
2.    Познавательный (социальная информированность относительно принятых в обществе норм и правил поведения, представление о социально приемлемых и неприемлемых способах действий и отношений, о нравственных качествах людей).
3.    Коммуникативный и поведенческо-деятельностный (практические формы проявления положительно-направленного индивидуального поведения и взаимодействия дошкольника с окружающими, использование им разнообразных вербальных и невербальных средств коммуникации, т.е. культурных форм, способов общения и деятельности, позволяющих ребенку выражать свои желания, чувства и достигать взаимопонимания в социуме).

Общие основания, необходимые для развития социальных чувств и нравственной ориентации детей:
    Развитие у дошкольников эмоционально-привлекательного образа каждой из сфер бытия, предусмотренных программой (природа, рукотворный и социальный мир, искусство, начала математики, мир художественной литературы, внутренний мир ребенка).
    Формирование элементарных ценностных ориентаций внутри каждой сферы и между разными сферами в соответствии с общечеловеческими ценностями и нравственными нормами.
    Развитие эмоциональной отзывчивости детей по отношению к важнейшим объектам в каждой сфере (продукты труда людей, объекты природы, произведения искусства и т.п.).
    Создание эмоциональной готовности детей участвовать в том или ином виде деятельности, субъективных побуждений к взаимодействию с разными сферами бытия.
    Обогащение чувств детей, развитие способности пользоваться языком эмоций, адекватно ситуации выражать и регулировать свои чувства во взаимодействии с другими людьми в каждой из осваиваемых сфер действительности.
Эмоциональный комфорт дошкольников составляет базовое условие реализации программы нравственного, социально-эмоционального развития.
В программе «Детство» задачи социально-нравственного, эмоционального развития решаются путем создания воспитательных ситуаций.  Они призваны научить дошкольников «понимать, сопереживать, действовать».
Воспитательные ситуации могут решаться реально-практическими,  имитационно-игровыми и условно-вербальными методами (иллюстративно-описательный, коллизийный – ребенок ставится в условия выбора, прогностический – ребенку предлагается поиск дальнейших действий, оценочный - ребенку предлагается поиск адекватных оценок).
В организации практических ситуаций задача педагога состоит в том, чтобы эмоционально увлечь детей содержанием предстоящего дела, показать, что результаты совместных усилий приносят реальную пользу и радость окружающим. Важно подчеркнуть, какие чувства испытали те, на кого была направлена детская забота. Это даст толчок для переживания детьми ответных чувств и гуманистических проявлений.
Разнообразные события, переживаемые детьми в реальных игровых и условных ситуациях, возникающих по инициативе педагога и стихийно, обогащают эмоционально-нравственный мир дошкольников, делают понятным язык эмоций и чувств и тем самым открывают новые возможности для самовыражения и социального взаимодействия с окружающим миром.
Главные методические принципы, которыми мы руководствовались при составлении данной системы работы:
    Деятельность: ребенок находится в постоянном процессе открытия новых знаний. Действие выступает способом познания.
    Вариативность: ребенку предоставляется возможность для оптимального самовыражения через право выбора решения проблемных ситуаций. Основное методическое правило: ребенок всегда прав, если может объяснить свою точку зрения.
    Креативность: педагог поощряет и провоцирует творческую деятельность ребенка, создавая ситуации, в которых ребенок становится творцом.
    Непрерывность: получение знаний не заканчивается на занятиях, а продолжается в свободной деятельности.
    Гуманность: без любви к жизни, детям невозможно формирование личности, создание творческой атмосферы на занятиях, каждое из которых должно стать единственным и неповторимым.
Мы не стремимся выделить конкретные задачи в социально-нравственном развитии дошкольников посредством введения в музейную педагогику, а стараемся проявить единый подход, соблюсти важный фактор целостности в развитии эмоционально-нравственного мира детей.
Социально-нравственное развитие дошкольников нельзя ограничить каким-то определенным временем или местом в образовательном процессе. Эмоционально-нравственный опыт приобретается детьми постоянно, в нем достаточно ярко выражен компонент стихийности. Учитывая это, мы заботились о том, чтобы вся атмосфера жизни в детском саду, общение детей друг с другом, получаемые впечатления способствовали накоплению ценных для развития личности переживаний. Стремились сделать каждого ребенка активным субъектом социально-нравственных проявлений в разных видах детской деятельности, общения и познания, пробудить эмоциональную отзывчивость, сопереживание, желание доступными для дошкольника средствами выражать внимание к окружающим людям, бережное отношение к предметному миру и природе.
Представленная нами система работы позволяет сделать вывод о том, что приобщение детей дошкольного возраста к музейной педагогике в высшей степени целесообразно. При этом решаются важнейшие задачи по формированию:
    Познавательной мотивации;
    Потребности посещать музей;
    Культуры поведения в музее;
    Эстетического вкуса.


    Перспективный план логопедических занятий по   формированию социально-нравственных качеств у детей   дошкольного возраста.

Цель: Воспитание музейной культуры, внедрение в практику работы методов и приемов музейной педагогики как инновационной технологии в системе социально-нравственного и патриотического воспитания дошкольников.
Задачи:
    Обеспечить основы для созидательной жизненной стратегии личности, формировать активную жизненную позицию дошкольников.
    Обеспечить единый процесс социализации личности дошкольника (через эмоциональное принятие ребенком себя, своей самоценности и своей связи с социальным миром.) обучить адекватному ориентированию в ближайшем социальном окружении, осознавать ценность собственной личности, других людей и выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.
    Задать нравственные ориентиры развития ребенка, созвучные с общечеловеческими нравственными нормами, воспитать культурного, творческого гражданина, способного воспринимать, ценить, воплощать в своей жизни и жизни социума принципы добра и красоты.
    Внедрить музейную педагогику в образовательный процесс. Формировать познавательный интерес, предпосылки поисковой деятельности, совершенствовать диалогическую, монологическую речь, навыки двустороннего контакта.


Перспективный план логопедических занятий в мини-музее,
направленных на социально-нравственное становление личности
детей дошкольного возраста: «Знакомьтесь, это бирюльки!»
Тема
занятия    Воспитательная ситуация.
Цель     Сроки

1.    «Пуговкина неделя».
Логопедическое игровое занятие
для  детей раннего возраста.    «Наши добрые дела»:
Привлекать детей к участию в делах, связанных с проявлением заботы, внимания, сочувствия к окружающим.    Октябрь
2.    «Зачем пуговица нужна?»
Логопедическое игровое занятие
для детей 1-й младшей группы.
    «Мы учимся заботиться об окружающих»:
Привлекать детей к участию в делах, связанных с проявлением заботы, внимания, сочувствия к окружающим. Развивать чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем.    Декабрь
3.    «В гостях у пуговицы». Логопедическое занятие по развитию связной речи
и лексико-грамматических навыков у детей 2-й младшей группы.
    «Научи друга тому, что умеешь делать сам»:
Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждать к проявлению внимания друг к другу, к взаимопомощи.    Ноябрь
4.    «Вот так пуговица!». Логопедическое занятие по развитию связной речи
и лексико-грамматических навыков у детей средней группы.
    «Хорошо заниматься любимым делом в кругу друзей»:
Помогать детям обрести ценный опыт дружеского взаимодействия в коллективе.
«Узнай настроение»:
Продолжать учить различать настроение окружающих и адекватно реагировать на него своим поведением.
    Февраль
5.    «Пуговица, я тебя знаю!»
Логопедическое занятие по развитию связной речи и совершенствованию лексико-грамматических навыков у детей старшей группы.
    «Мы старшие в детском саду»:
Учить детей проявлять заботу о младших, слабых, нуждающихся в помощи.    Март
6.    «Музей бирюлек».
Логопедическое занятие по развитию связной речи и совершенствованию лексико-грамматических навыков у детей подготовительной группы    «Как быть, что делать?»:
Учить детей проявлять инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость; ставить детей перед реальным выбором линии поведения.    Январь



     Конспект логопедического игрового занятия
          для  детей раннего возраста
Тема: «Пуговкина неделя» (пальчиковый массаж).
Цель: Создание ситуации общения, закрепление и развитие коммуникативных способностей.
Задачи: Развивать зрительно-моторную координацию у детей, слуховое, зрительное, сенсорное, тактильное восприятие. Обучать простейшим обследовательским действиям. Привлекать детей к участию в делах, связанных с проявлением заботы, внимания, сочувствия к окружающим путем создания воспитательной ситуации «Наши добрые дела».
Материал: Шкатулка с крупными пуговицами по количеству детей. Мишутка (игровой персонаж).
Индивидуальная работа: Развивать реакции зрительно-слухового сосредоточения «Где гремела шкатулка с пуговицами?» (Алеша Б.)

Ход занятия: 1. Мишутка принес шкатулку с пуговицами. Здоровается с детьми. Педагог комментирует действия игрового персонажа:  - Мишутка пришел! Здравствуй, Мишутка! Обращается к каждому ребенку: - Здравствуй, Ваня! - Здравствуй, Оля! Мишутка шкатулку принес! Что у Мишутки в шкатулке? В шкатулке пуговицы! Мишутка трясет шкатулкой – пуговицы гремят! - Оля, возьми пуговицу! – Возьми пуговицу, Ваня!
2. Дети самостоятельно рассматривают, трогают пуговицы (1-2 минуты). Педагог комментирует речью обследовательские действия детей:
- Какие красивые пуговицы! Много пуговиц! Пуговицы – разные: большие, маленькие, разной формы. Потрогайте, - гладкие пуговицы. Вот пуговица на ножке. А это плоская пуговица. А вот блестящая пуговица. Смотри, в пуговицах есть дырочки. Пуговицы пришивают к одежде. Найди, Ваня, пуговицу у себя на рубашке! А где у Оли, Саши пуговица пришита?
Мишутка плачет, - пуговицы потерял! - Собери, Ваня, пуговицы в шкатулку! Оля, помоги отыскать пуговицы Мишутке!
3. Мишутка благодарит детей. Хвалит, прощается с детьми.
4. – Кто приходил к деткам? Что приносил Мишутка? Что  собирали Мишутке в шкатулку? Где Мишутка? (педагог добивается эмоционального отклика на вопросы)

       Конспект логопедического игрового занятия
           для детей 1-й младшей группы
Тема: «Зачем пуговица нужна?» (пальчиковый массаж).
Цель: Создание ситуации общения, закрепление и развитие коммуникативных способностей.
Задачи: Массажировать пальцы рук у детей. Развивать зрительно-моторную координацию у детей, слуховое, зрительное, сенсорное, тактильное восприятие. Обучать простейшим обследовательским действиям. Расширять глагольную лексику у детей. Привлекать детей к участию в делах, связанных с проявлением заботы, внимания, сочувствия к окружающим. Развивать чувство самоуважения, основанное на ощущении растущей самостоятельности, доброе отношение к маленьким, понимание их проблем путем создания воспитательной ситуации «Мы учимся заботиться об окружающих».
Материал: Шкатулка с крупными пуговицами по количеству детей. Машенька (игровой персонаж). Игла швейная, нитка, кукольное платье с недостающей пуговицей, ножницы.
Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь», обыгрывание ситуации с детьми «чего нельзя делать с мелкими предметами и почему».
Индивидуальная работа: Активизировать вербальные средства коммуникации, формировать умение высказывать свои потребности во фразовой речи (Паша К., Александра И.)
Ход занятия: 1. Машенька вносит шкатулку с пуговицами, здоровается, предлагает поиграть, но «нечаянно» рассыпает пуговицы на столе, плачет.
- Дети, что случилось, почему Машенька плачет? (ответы детей).
- Что же делать, как помочь Машеньке? (дети предлагают помочь кукле – собрать пуговицы, утешают куклу).
2. Машенька благодарит детей, выкладывает пуговицы на стол.
-Дети, что принесла Машенька? Что делают пуговицами, зачем они нужны? (ответы детей). – Александра, покажи пуговицы у себя на платье. Где пуговицы у Александры? Дети, найдите пуговицы у себя на одежде!
3. Где пуговицы на платье у Машеньки? Ой, Маша, у тебя пуговицы нет на платье! Давайте поищем Машину пуговицу! (дети отыскивают похожую пуговицу). Что теперь нужно с пуговицей сделать? (ответы детей).
4. Машенька трогает выбранную пуговицу пальчиками, гладит. Паша, погладь пуговицу. Пуговица гладкая, прохладная. Ой, Маша дырочку нашла в пуговице! Это дырочка, отверстие (обследовательские действия).
Педагог на глазах детей пришивает пуговицу к платью куклы, комментируя свои действия. – Я взяла иголку с ниткой. Иголочка острая, опасная, может пальчик уколоть. Потрогайте пальчиком: острая. На конце ниточки – узелок. Повторите, потрогайте пальчиком. Я продела иголочку в отверстие пуговицы и потянула. Теперь надо сделать узелок на конце. Затем я возьму ножницы и отрежу ниточку! Ножницы острые, опасные, потрогайте пальчиком. Я пришила пуговицу Машеньке на платье. Что я сделала, повторите, дети. Вот  какое красивое платье будет у Маши! Мы помогли Маше пришить пуговицу – Машенька грустит или радуется? Почему?
5. Физминутка: «Собери пуговицы в шкатулку». Педагог рассыпает пуговицы на полу. – Опять Маша рассыпала пуговицы из шкатулки…  Кто поможет их собрать? (дети собирают пуговицы).
6. Машенька раздает детям пуговицы: - Возьми, Паша, пуговицу. Что нужно сказать Машеньке? – Артем, возьми пуговицу, поблагодари Машу! (дети благодарят куклу).  Машенька прощается с детьми и уходит.
7. Итог занятия, рефлексия. - Что подарила Маша? Что можно делать пуговицами? Чего нельзя делать пуговицами? Почему? - Как мы сегодня Маше помогали? (собирали пуговицы в шкатулку, пришивали пуговицу к платью). Когда мы Маше помогали, она улыбалась, радовалась или огорчалась, была грустной? Вывод: было плохо, когда Машенька плакала, огорчалась. А когда мы ей помогли, стало хорошо: Маша обрадовалась и стала улыбаться!

         Конспект логопедического занятия
           по развитию связной речи
         и лексико-грамматических навыков
          у детей 2-й младшей группы.
Тема: «В гостях у пуговицы» (пальчиковые игры).
Цель: Создание ситуации общения, закрепление и развитие коммуникативных способностей.
Задачи: Упражнять детей в застегивании пуговиц. Развивать зрительно-моторную координацию у детей, слуховое, зрительное, сенсорное, тактильное восприятие. Обучать простейшим обследовательским действиям. Расширять глагольную лексику у детей. Пробуждать у детей эмоциональную отзывчивость, побуждать к проявлению внимания друг к другу, к взаимопомощи путем создания воспитательной ситуации «Научи друга тому, что умеешь делать сам».
Материал: Шкатулка с крупными пуговицами по количеству детей. Машенька (игровой персонаж). Игла швейная, нитка, кукольное платье с недостающей пуговицей, ножницы. Пуговицы красного, желтого, синего цвета по количеству детей (для подвижной игры). Кукольная одежда с застежками на пуговицах.
Предварительная работа: Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь», обыгрывание ситуации с детьми «чего нельзя делать с мелкими предметами и почему».
Индивидуальная работа: Следить за правильным произношением свистящих звуков С-Сь, З-Зь (Саша И., Рая М.)

Ход занятия: 1. Машенька вносит шкатулку с пуговицами, здоровается, предлагает поиграть, но «нечаянно» рассыпает пуговицы на столе, плачет.
- Дети, что случилось, почему Машенька плачет? (ответы детей).
- Что же делать, как помочь Машеньке? (дети предлагают помочь кукле – собрать пуговицы, утешают куклу).
2. Машенька благодарит детей, выкладывает пуговицы на стол.
-Дети, что принесла Машенька? Что делают пуговицами, зачем они нужны? Можно пуговицами баловаться, почему? (ответы детей).
– Дети, найдите пуговицы у себя на одежде! Рая, помоги Ксюше найти пуговицу на одежде! Саша, помоги Лизе отыскать пуговицы на одежде!
3. А где пуговицы на платье у Машеньки? Ой, Маша, у тебя пуговицы нет на платье! Давайте поищем Машину пуговицу! Одинаковые или разные пуговицы в шкатулке?  (дети отвечают, отыскивают похожую пуговицу). Что теперь нужно с пуговицей сделать? (ответы детей).
4. Машенька трогает выбранную пуговицу пальчиками, гладит. Дети, потрогайте пуговицу. Как про нее можно сказать, какая пуговица? (Пуговица гладкая, прохладная). Ой, Маша дырочку нашла в пуговице! Это дырочка, отверстие (обследовательские действия).
Педагог на глазах детей пришивает пуговицу к платью куклы, комментируя свои действия. – Я взяла иголку с ниткой. Иголочка острая, опасная, может пальчик уколоть. Потрогайте пальчиком: острая. На конце ниточки – узелок. Повторите, потрогайте пальчиком. Я продела иголочку в отверстие пуговицы и потянула. Теперь надо сделать узелок на конце. Затем я возьму ножницы и отрежу ниточку! Ножницы острые, опасные, потрогайте пальчиком. Я пришила пуговицу Машеньке на платье. Что я сделала, повторите, дети. Вот  какое красивое платье будет у Маши! Мы помогли Маше пришить пуговицу – Машенька грустит или радуется? Почему?
-  Расскажите, дети, что я делала сначала, что потом? (ответы детей).
5. Физминутка: «Раз-два-три, пуговицы ко мне беги!». Педагог раздает пуговицы детям. – Машенька раздает пуговицы детям. Что нужно сказать Маше? (дети благодарят куклу). Какого цвета твоя пуговица? (индивидуальный опрос). Педагог показывает и объясняет правила игры:
- Дети, вы – пуговицы.  Идите в шкатулку. Когда я скажу:  «Раз-два-три, красные пуговицы ко мне беги!».  Какого цвета пуговицы ко мне прибегут?
6. «Кто быстрей оденет кукол?»: - Машины подружки на прогулку собрались, кто поможет им одеться? Педагог привлекает на помощь детей детям, затрудняющимся в застегивании пуговиц.
7. Итог занятия, рефлексия. - Что принесла Маша? Что можно делать пуговицами? Чего нельзя делать пуговицами? Почему? - Как мы сегодня Маше помогали? (собирали пуговицы в шкатулку, пришивали пуговицу к платью). Когда мы Маше помогали, она улыбалась, радовалась или огорчалась, была грустной? Вывод: было плохо, когда Машенька плакала, огорчалась. А когда мы ей помогли, стало хорошо: Маша обрадовалась и стала улыбаться!

       Конспект логопедического занятия
           по развитию связной речи
         и лексико-грамматических навыков
           у детей средней группы.
Тема: «Вот так пуговица!»
Цель: Развитие связной речи и совершенствование лексико-грамматических навыков у детей.
Задачи: Уточнять, расширять и обобщать представления детей о разных способах действий с предметами на материале пуговиц. Развивать тактильно-двигательное восприятие, совершенствовать обследовательские действия у детей. Расширять и активизировать глагольный словарь детей, лексико-грамматический строй речи. Совершенствовать точность, координацию движений кисти руки. Помогать детям обрести ценный опыт дружеского взаимодействия в коллективе. Продолжать учить различать настроение окружающих и адекватно реагировать на него своим поведением путем создания воспитательных ситуаций  «Хорошо заниматься любимым делом в кругу друзей», «Узнай настроение».
Индивидуальная работа: Следить за правильным произношением свистящих, шипящих звуков в словах (Кирилл К.) во фразах (Лена Н.).
Материал: Указка, пуговицы по количеству детей, пуговицы-образцы для анализа, подносы для раздаточного материала (по количеству детей), коробка для их хранения, опорные схемы, мольберт, магниты.

Ход занятия: 1. Организационный момент: Снятие психологического напряжения, анализ эмоционального состояния окружающих и адекватное реагирование на него: - Какое настроение у гостей – хорошее, доброжелательное или враждебное? Почему, как вы думаете?
2. Приход игрового персонажа Пети (пуговица на рубашке оторвана и болтается). – Здравствуй, Петя! Проходи играть с нами! Только посмотри, у нас все дети опрятные, а твой внешний вид мне не очень нравится… Дети, как вы думаете,  почему Петя выглядит неаккуратно? (ответы детей).
Петя: - Ну вот еще! Подумаешь,- пуговица какая-то потеряется!
Педагог: - А вот идем с нами, поиграем! Узнаешь, зачем пуговицы нужны!
3. Дети с Петей рассаживаются за столами. – Посмотрите, потрогайте (3-4 сек.). – Что это? Зачем пуговицы нужны? Одинаковые или разные пуговицы? (по цвету, по форме, по качеству). Расскажите Пете, что можно сделать с пуговицами? (пришить, отпороть, уронить, подобрать и т.д.).
А кто знает, чего пуговицами делать нельзя? (ответы детей).
4.  – А еще, Петя, пуговицами можно поиграть: украсить панно; сделать украшение для мамы; посчитать; «написать», выложить буквы; найти одинаковые; выложить по размеру; показать сказку; поиграть в «Магазин»; поиграть в «Бирюльки».
5. Педагог предлагает переместиться в игровую зону: - Займите, дети, каждый свою пуговицу.
1-2-3-4-5. подходи скорей играть!
Ты бирюльки собирай и в коробку складывай!
6. Рефлексия: - Дети, что мы с вами сегодня делали? (собирали, складывали, рассматривали, рассказывали о пуговицах), работа с опорными схемами.
Вывод: Оказывается, мы создавали маленький музей! Музей – это такое место (учреждение), в котором собирают, хранят, показывают и рассказывают о музейных экспонатах.
7. Петя: - Вот здорово! Я и не знал, что с пуговицами так интересно играть! Пойду, отпорю пуговицы с маминых нарядов. Их у нее много!..
Педагог: - Как вы думаете, дети, мама обрадуется или огорчится? Как надо поступить, чтобы не расстроить маму?  (ответы детей). Петя прощается и уходит.
8. Итог: - Кому понравилось играть в нашем маленьком музее, пусть выберет себе самую красивую пуговицу на память.

          Конспект логопедического занятия
             по развитию связной речи
  и совершенствованию лексико-грамматических навыков
              у детей старшей группы.
Тема: «Пуговица, я тебя знаю!»
Цель: Развитие связной речи и совершенствование лексико-грамматических навыков у детей.
Задачи: Уточнять, расширять и обобщать представления детей о разных видах музеев. Расширять и активизировать словарь детей, лексико-грамматический строй речи. Совершенствовать точность, координацию движений кисти руки. Учить детей проявлять заботу о младших, слабых, нуждающихся в помощи. Развивать общительность, коммуникабельность у детей путем создания воспитательной ситуации «Как быть, что делать?». Воспитывать у детей чувство любви к родному краю.
Индивидуальная работа: Следить за правильным произношением свистящих звуков (Лиза К., Кирилл К.); за дифференциацией сонорных звуков в речи (Максим П.).
Материал: Указка, пуговицы по количеству детей, пуговицы-образцы для анализа, коробка для их хранения, опорные схемы, мольберт, магниты.

Ход занятия: 1. Организационный момент: Свое место займет тот, кому хоть раз довелось побывать в музее.
2. - Кто знает, какие есть музеи в нашей группе, в детском саду? (ответы детей).  – А что такое «музей»? (ответы детей). Музей – это место или учреждение, в котором собирают, хранят, показывают и рассказывают о музейных экспонатах (работа по опорным схемам).
- Кто знает, какие есть музеи в нашем поселке?  (ответы детей). В поселке Кондинском есть Краеведческий музей. Что вы там видели, расскажите. Еще в нашем поселке есть этнографический музей «Мит-Ущ». Что вы там видели, расскажите. - Кто знает, кто такой экскурсовод? Так называют профессию человека, который показывает музейные экспонаты, ведет экскурсию (хоровое проговаривание).
Вывод: итак, музей – это место (учреждение), в котором собирают, хранят, показывают и рассказывают о музейных экспонатах (работа по опорным схемам).  
3. Дети, что вы видите на столе? (коробка с пуговицами). Дети подготовительной группы дали посмотреть вам, и утверждают, что это музей. Как вы думаете, они правы? Почему, докажите (работа по опорным схемам).  
4. «Экскурсоводы».  Я предлагаю вам поиграть. На кого укажет моя указка, - тот отвечает на вопрос.
- Что такое «пуговица», для чего она нужна? - Какие бывают пуговицы (по цвету, по форме, оформлению, назначению)? - Из каких материалов изготавливают пуговицы? - Что можно делать пуговицей? -Какие еще бывают застежки? -Составь предложение со словом «пуговица». -Чего нельзя делать пуговицей? -Что еще можно делать пуговицей?
5. «Бирюльки».  Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, маленькие дети играли в бирюльки – мелкие фигурки, выточенные из дерева, которые походили на пуговицы. Ребятишки складывали их в кучу, а потом доставали их крючками, не трогая остальных. Поиграем?
1-2-3-4-5. Подходи скорей играть!
Ты бирюльки доставай,
Но чужих не задевай.
Руками не трогать! – закон.
А заденешь чужую – выйди вон!
6. «Объясни поговорку»: «Играть в бирюльки».
7. Вывод: Что мы сегодня делали? (работа по опорным схемам). Можно ли эти пуговицы-бирюльки назвать маленьким музеем? Почему, докажите. Правильно, молодцы. Жаль, что Саши сегодня не было на занятии, он болеет. Что сделать, как поступить, чтобы и Саша смог посмотреть наш музей? (ответы, предположения детей).
8. Итог занятия. Рефлексия.

          Конспект логопедического занятия
            по развитию связной речи
   и совершенствованию лексико-грамматических навыков
         у детей подготовительной группы.
Тема: «Музей бирюлек»
Цель: Развитие связной речи и совершенствование лексико-грамматических навыков у детей.
Задачи: Уточнять, расширять и обобщать представления детей о разных видах музеев (этнографический, краеведческий, природный, исторический, военно-исторический, литературный, художественный и др.).
Расширять и активизировать словарь детей, лексико-грамматический строй речи. Развивать навыки словообразования. Создавать предпосылки для развития понятийного, логического и абстрактного мышления. Совершенствовать точность, координацию движений кисти руки.
Учить детей проявлять инициативу, самостоятельность, сообразительность, эмоциональную отзывчивость; ставить детей перед реальным выбором линии поведения. Развивать общительность, коммуникабельность у детей путем создания воспитательных ситуаций «Как быть, что делать?», «Мы старшие в детском саду». Воспитывать у детей чувство любви к родному краю. Знакомить с традициями, играми русского народа.
Индивидуальная работа: Следить за правильным произношением свистящих звуков (Кирилл К.); за дифференциацией сонорных звуков в речи (Оксана Ш., Ира Г.).
Материал: Указка, пуговицы по количеству детей, пуговицы-образцы для анализа, коробка для их хранения, опорные схемы, мольберт, магниты.

Ход занятия: 1. Организационный момент: Свое место займет тот, кому хоть раз довелось побывать в музее.
2. - Что такое «музей»? (ответы детей). Музей – это место или учреждение, в котором собирают, хранят, показывают и рассказывают о музейных экспонатах (работа по опорным схемам).
- Кто знает, какие есть музеи в нашем детском саду? (ответы детей).
- Кто знает, какие есть музеи в нашем поселке?  (ответы детей). В поселке Кондинском есть Краеведческий музей и этнографический музей «Мит-Ущ».
В музее этнографии хранят и показывают предметы быта, рассказывают о традициях и жизни народов ханты и манси.
В краеведческом музее мы можем узнать все о нашем родном крае, где собраны картины, редкие книги, фотографии и экспонаты прошлых лет.  
- А кто знает, какие еще бывают музеи? Педагог подсказывает: Если музей изучает родной край, то он – краеведческий, а если изучает природу - …(Природный). Музей, изучающий историю - …(Исторический), Музей, изучающий предметы военной истории - …(Военно-исторический), Музей, изучающий художественные произведения - …(Художественный)
- Как называют профессию человека, который показывает музейные экспонаты, ведет экскурсию? (хоровое проговаривание).
- Зачем, для чего люди создают музеи? (ответы детей).  Музеи можно назвать бесценными сокровищами, которые  помогают людям становиться умнее, добрее, красивее, делают их внутренний мир и жизнь интереснее.
Вывод: итак, музей – это место (учреждение), в котором собирают, хранят, показывают и рассказывают о музейных экспонатах (работа по опорным схемам).  
3. Дети, что вы видите на столе? (пуговицы по количеству детей) Как вы думаете, можно ли назвать их маленьким музеем? Почему, докажите (работа по опорным схемам).  
4. «Экскурсоводы».  Я предлагаю вам поиграть. На кого укажет моя указка, - тот отвечает на вопрос.
- Что такое «пуговица», для чего она нужна?
- Какие бывают пуговицы (по цвету, по форме, оформлению, назначению)?
- Из каких материалов изготавливают пуговицы?
- Что можно делать пуговицей?
-Какие еще бывают застежки?
-Составь предложение со словом «пуговица»
-Что еще можно делать пуговицей?
5. «Бирюльки».  Давным-давно, когда нас с вами еще не было на свете, маленькие дети играли в бирюльки – мелкие фигурки, выточенные из дерева, которые походили на пуговицы. Ребятишки складывали их в кучу, а потом доставали их крючками, не трогая остальных. Поиграем?
1-2-3-4-5
Подходи скорей играть!
Ты бирюльки доставай,
Но чужих не задевай.
Руками не трогать! – закон.
А заденешь чужую – выйди вон!
6. «Объясни поговорку»: «С миру – по нитке» - «Подальше положишь – поближе возьмешь» - «За показ денег не берут» - «Передавать из уст в уста» - «Играть в бирюльки».
7. Вывод (работа по опорным схемам). Можно ли наши бирюльки назвать маленьким музеем? Докажите (ответы детей).
Мы с вами создали такой замечательный музей, и мне очень обидно, что другие дети нашего детского сада его не видели. Как поступить, чтобы о нашем музее узнали другие? (ответы детей).
8. Итог занятия. Рефлексия.






Библиография

1.    Бородич А.М. Методика развития речи детей. -  М.: Просвещение. – 1974.
2.    Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович.- СПб.: Детство-Пресс, 2003.
3.    Дмитриева В.Г. От рождения до школы. – М.: АСТ.- 2006.
4.    Екжанова Е.А., Стреблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программа. - М.: Просвещение. – 2003.
5.    Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. – Екатеринбург: АРД ЛТД. – 1999.
6.    Методические советы к программе «Детство».- СПб.: Детство-Пресс, 2001.
7.    Нравственное воспитание в детском саду. / Под ред. В.Г. Нечаевой и Т.А. Марковой. – М., «Просвещение», 1978.

                             Подготовила и провела:
                      Учитель-логопед Н.А. Васюкович

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению