• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Речевая готовность ребенка к школе

Карабецкая Лариса Ивановна, учитель-логопед,МБОУ СОШ №46 г. Сургут

Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо готовиться заранее. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
Выделяют несколько возможных причин неуспеваемости (прямых или косвенных).
В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сфор ... Карабецкая Лариса Ивановна, учитель-логопед,МБОУ СОШ №46 г. Сургут

Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо готовиться заранее. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
Выделяют несколько возможных причин неуспеваемости (прямых или косвенных).
В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:
    Произношение всех звуков правильное,
    Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),
    Словарный запас богатый, представления об окружающем мире достаточные,
    Речь ребенка грамматически верно оформлена,
    На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),
    Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, во времени, на листе бумаги).

Как показывают психолого-педагогические исследования, с каждым годом среди учащихся, поступающих в школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию у них полноценной учебной деятельности и приводит к недостаточному усвоению школьной программы.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения. Процесс становления чтения и письма длителен и сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
    Речедвигательный, т.е. наше произношение,
    Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужного звука,
    Зрительный, который подбирает соответствующую букву,
    Двигательный, который обеспечивает совокупность движений, необходимых для записи буквы.

Процесс становления письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Если ребенок с трудом овладевает письмом и чтением, значит, в системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой, разорвалось звено в цепи.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:
    Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),
    Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),
    Звукопроизношения на разных этапах развития.

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.

Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):
    Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,  
    Если ребенок левша или переученный левша,
    Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,
    Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),
    Если он слишком рано пошел в школу,
    Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,
    Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),
    Если в семье говорят на двух и более языках,
    Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),
    Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,
    Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.

Первоклассник будет нуждаться в постоянном общении, в положительных эмоциях, помощи и переживаниях со стороны взрослых.
Приготовьтесь к тому, что вам придется заново учиться писать, читать, размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с вашим ребенком.

Удачи вам, уважаемые родители!

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению