• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Речевая готовность ребенка к школе

Карабецкая Лариса Ивановна, учитель-логопед,МБОУ СОШ №46 г. Сургут

Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо готовиться заранее. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
Выделяют несколько возможных причин неуспеваемости (прямых или косвенных).
В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сфор ... Карабецкая Лариса Ивановна, учитель-логопед,МБОУ СОШ №46 г. Сургут

Поступление в школу – ответственный этап в жизни ребенка, к которому необходимо готовиться заранее. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели объемом знаний, умений и навыков, определенных программой подготовительной группы дошкольного учреждения общего типа.
Выделяют несколько возможных причин неуспеваемости (прямых или косвенных).
В частности, у нормально развивающегося дошкольника, еще до поступления в школу уже сформированы все компоненты речи:
    Произношение всех звуков правильное,
    Фонематические процессы сформированы (ребенок умеет различать на слух звуки и выполнять простой звуковой анализ и синтез),
    Словарный запас богатый, представления об окружающем мире достаточные,
    Речь ребенка грамматически верно оформлена,
    На достаточном уровне развиты двигательные умения и навыки (дошкольник твердо держит ручку и карандаш, умеет работать ножницами и кистью и т.д.),
    Сформированы пространственные представления (т.е. ориентировка в схеме собственного тела, ориентировка в пространстве, во времени, на листе бумаги).

Как показывают психолого-педагогические исследования, с каждым годом среди учащихся, поступающих в школу, увеличивается число детей с различными отклонениями в речевом развитии, что препятствует формированию у них полноценной учебной деятельности и приводит к недостаточному усвоению школьной программы.

Письменная речь в отличие от устной формируется только в условиях обучения. Процесс становления чтения и письма длителен и сложен. В нем участвуют четыре анализатора:
    Речедвигательный, т.е. наше произношение,
    Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужного звука,
    Зрительный, который подбирает соответствующую букву,
    Двигательный, который обеспечивает совокупность движений, необходимых для записи буквы.

Процесс становления письма и чтения является многоуровневым и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Если ребенок с трудом овладевает письмом и чтением, значит, в системе слаженной работы анализаторов и деятельности головного мозга произошел сбой, разорвалось звено в цепи.
В первую очередь надо понять, что важнейшее значение для овладения процессами чтения и письма имеет степень сформированности всех сторон речи. Основными причинами нарушений чтения и письма являются нарушения или задержки в развитии:
    Фонематического восприятия (т.е. умения различать на слух звуки речи),
    Лексико-грамматических сторон (т.е. наличие словаря, соответствующего возрасту, и умение правильно пользоваться грамматическими категориями речи),
    Звукопроизношения на разных этапах развития.

Имеет значение и наследственный фактор, когда ребенку передается от мамы или папы недостаточная сформированность определенных мозговых структур, их качественная незрелость.

Выделяют следующие прямые и косвенные причины неуспеваемости учащихся (что должно насторожить родителей):
    Если у вашего ребенка были сложности при рождении и в первый год жизни,  
    Если ребенок левша или переученный левша,
    Если ребенку ставили общее недоразвитие речи и по речевым показаниям он посещал логопедическую группу,
    Если ребенок соматически ослаблен (часто болеет),
    Если он слишком рано пошел в школу,
    Если выявлена недостаточная сформированность звуко-буквенного анализа,
    Если вы заметили проблемы с мелкой моторикой ребенка (неловкие пальчики),
    Если в семье говорят на двух и более языках,
    Если ребенок имеет вялую артикуляцию (нечеткое произношение),
    Если он заторможен или у него, наоборот, повышенная активность,
    Если у него есть проблемы с вниманием и памятью.

Первоклассник будет нуждаться в постоянном общении, в положительных эмоциях, помощи и переживаниях со стороны взрослых.
Приготовьтесь к тому, что вам придется заново учиться писать, читать, размышлять о прочитанном, говорить и слушать вместе с вашим ребенком.

Удачи вам, уважаемые родители!

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть