• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Цель:
закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи;
развивать фонематический слух, звуковой анализ; развивать логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки  с изображением вишневого варенья, грушевого  компота, пшенной каши, шоколадного мороженого.


Ход занятия

1Организационный момент
– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, ... Цель:
закрепить произношение звука [ш] в слогах, словах, фразовой речи;
развивать фонематический слух, звуковой анализ; развивать логическое мышление, внимание, память.

Оборудование: зеркала, звуковые схемы; предметная картинка мышки; предметные и сюжетные картинки со звуком [ ш ]; картинки  с изображением вишневого варенья, грушевого  компота, пшенной каши, шоколадного мороженого.


Ход занятия

1Организационный момент
– Здравствуйте, ребята.
Каждый день всегда, везде:
На занятиях, в игре
Верно, четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Ребята, посмотрите все ли у вас готово к занятию. Садитесь.

2. Артикуляционная гимнастика
–  Сейчас я вам расскажу интересную историю. Жил – был на свете невоспитанный Мышонок Мышик. Он никому не говорил “Доброе утро” . Рассердились на него все друзья и не захотели с ним дружить и  мама посоветовала ему быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться и встретиться с друзьями. Шел и увидел зайчика, который спрятался за забором.
                                                                                                                                             Упражнение   "Забор"                                                                                                                              
Подошел он к зайчику и громко пропищал: “Доброе утро!” Заяц улыбнулся и угостил Мышика морковкой. Обрадовался мышонок, побежал  дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.
Упражнение «Бублик»
Мышонок громко закричал ей: “Доброе утро!”. Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказывать, что мышонок стал вежливым. А он все бегал и кричал : “Доброе утро!”, – и так устал что, споткнулся и сел, высунув язычок.
Упражнение « Уставший язычок»
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушата прыгают. Подбежал к ним зайчик и сказал: «Доброе утро!», они обрадовались ему и пригласили на чай.
Упражнение « Чашечка»

3.Характеристика звука ш по артикуляционным признакам
–   К нам в гости пришел этот Мышонок Мышик. Какие звуки повторяются в словах Мышик и Мышонок?
– Верно, это звук [ Ш]. Сегодня на занятии  мы с ним поиграем.
– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?
– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на трубочку?
– Верно, они круглые как бублик.                                                             – Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?                   (поднимается   вверх)
- Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].              -А какой воздух – теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим звук [ш]? Поднесем ладонь ко рту и произнесем по цепочке звук  шшшш.                                                                                                                             – Итак, когда мы говорим [ш], губы округлены, слегка выдвинуты вперед, широкий язык поднимается к бугоркам за верхние зубы. Выходит струя теплого воздуха.                                                                



4. Произношение звука ш изолированно, в слогах.
– Ребята, наш гость Мышик очень страшный шалун. Залезает он за ширму и шуршит там: шу – шу – шу. “Мышка!!!”, – кричат все пугаясь.
– Ребята, как шуршал Мышика? (шу-шу-шу)                                                       -Верно,  произнесем по цепочке: шу – шу – шу.
–А, теперь, выделяя первый слог ШУ-шу-шу
–Последний слог шу-шу-шу
–Какой звук стоит в начале этих слов?

5.Характеристика по акустическим признакам
– А что делает голос, когда мы произносим [ш]: спит или песни поет? Приложите все руку к шее, скажем шшш.. В домике было тихо или голос пел песни, и стенки домика дрожали?
– В домике было тихо, голос спал и стенки домика не дрожали.    
– Ребята, а звук [ш] какой он: гласный или согласный?
– Правильно, звук [ш] согласный, звонкий или глухой звук [ш]?
– Глухой.
– А звук [ш] твердый или мягкий?
–Да, верно звук [ш] – это твердый, глухой, согласный звук.

6.Формирование фонематических представлений
Играем в игру «Найди  звук». Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши.  Мышонок Мышик любит прятать вещи родителей. Собирается, например, его папа куда – нибудь промышлять. Шарит, шарит по всем шкафам, ищет свои вещи.  Папа ищет свои шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофту, рубашку, шарф, пальто, шляпу, а их нигде нет!  

7.Произношение звука ш в скороговорках
ыш-ыш-ыш-шумит под лавкой мышь.
шей-шей-шей-я боюсь мышей
ыш-ыш-ыш-боится кошки мышь
ошка-ошка-ошка-лови мышку кошка
-Молодцы!

8.Развитие звукового анализа и синтеза
– Ребята, вспомните какие вещи папы спрятал Мышик?
–  Мы будем распределять эти слова на две группы: первая группа – звук [ш] слышится в начале слова, вторая – звук [ш] слышится в середине слова. Итак, я показываю картинки с изображением вещей, а вы называете, что на них изображено и где расположен звук в слове..

Физкультминутка
9.– Ребята Мышонок Мышик очень любит играть в разные интересные игры. Его любимая игра “Поезд”. Сейчас и мы с вами сыграем в нее. Давайте встанем все друг за другом в затылок, и, вращая согнутыми в локтях руками, будем двигаться по комнате, произнося звук ш за мной. Итак, поехал скорый поезд "ш-ш-ш"                                                                                              

10.Развитие звуко-слогового анализа
-  Когда мышонок шумит, то  мы слышим ШУМ. Давайте разберем это слово по звукам
–ШШШУМ. Какой первый звук в слове шум?
–ШУУУМ. Какой второй звук в слове шум?  
–ШУМММ. Какой третий звук в слове шум?
–Назовите все звуки по порядку.
–Назовите гласный звук.
–Назовите согласные звуки.
Дети выкладывают звуковую схему слова.                                                


11.Согласование существительных с прилагательным                                             Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям                            – А после того как Мышик поиграет, он любит вкусно покушать. Он обожает варенье из вишни. Значит, варенье какое?
– Правильно вишневое. Любит компот из груш. Компот, какой?
– Верно, грушевый. А особенно он любит кашу из пшена. Каша, какая?
– Пшенная.
– Ну а на десерт он предпочитает мороженое с шоколадом. Значит мороженое, какое?                                                                                                                                     - Верно, шоколадное. А вы, ребята любите вкусно покушать?                                                                             Логопед показывает картинки, относящиеся к данным словосочетаниям.

12.Произношение звука ш в предложениях
– А сейчас посмотрите внимательно на картинки и придумайте предложения со словосочетаниями: вишневое варенье, грушевый компот, пшенная каша, шоколадное мороженое.
– Молодцы. Я думаю, что наш гость Мышонок Мышик остался очень доволен вами.

13.Итог занятия
– Итак, кто сегодня к нам приходил в гости?
– А какой звук мы сегодня повторяли?
– Правильно, звук [ш].
–  Какой это звук?
– Это твердый, глухой, согласный звук?
– Чем мы еще занимались на занятии?
– Понравилось ли вам занятие?                                                                                                            


Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению