• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

ЕЁ ВЕЛИЧЕСТВО – ИГРА (Игры – сказки в логопедической работе)

Балашова Г. В.,  логопед ГОУ Д/с 2249 г. Москвы

Развитие речи во многом зависит от потребности в общении. В игре создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования  психологической базы речи и личностных качеств.
Когда работаешь на логопедическом пункте с детьми 4-5 лет, нелегко бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти.
По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоцион ... Балашова Г. В.,  логопед ГОУ Д/с 2249 г. Москвы

Развитие речи во многом зависит от потребности в общении. В игре создаются наиболее благоприятные предпосылки для формирования  психологической базы речи и личностных качеств.
Когда работаешь на логопедическом пункте с детьми 4-5 лет, нелегко бывает удержать их внимание, пробудить интерес к содержанию занятия, процессу обучения в целом, добиться, чтобы усвоенный материал сохранился надолго в памяти.
По мнению физиолога Е.Н. Винарской, эмоциональный дискомфорт отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи. Поэтому логопеду очень важно обеспечить положительный настрой и поддержать интерес к изучаемым упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка. Сказки, рассказанные логопедом, сопровождаемые движением, легче и быстрее запоминаются, вызывают интерес наших маленьких учеников, потому что опираются на принцип активности. Он заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит; 50% из того, что видит; 90% из того, что делает. Кроме того, можно при повторении сказки на вечерних занятиях с воспитателем попросить детей рассказать историю самостоятельно, как дополнительное задание по развитию связной речи.
Логопедические игры-сказки можно использовать  и для профилактики речевых нарушений, они помогут провести с ребенком упражнения для развития артикуляционного аппарата и моторики пальцев.
Хорошо организованная работа по постановке звуков у дошкольников возможна лишь в том случае, если педагог знает и учитывает индивидуальные особенности развития каждого ребенка.
Повышенная утомляемость, неустойчивое внимание детей с нарушением речи требует от логопедов чаще менять виды наглядной деятельности, поэтому применение разных дидактических игрушек, дыхательных тренажеров очень помогает в коррекционной работе.
-----------------------------

Конспект комбинированного логопедического занятия в средней группе
для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: Сказка  «Не хочу – не буду».
Коррекционно-образовательные цели. Уточнение и расширение знаний детей о домашних птицах. Повторение обобщающего понятия домашние птицы. Совершенствование грамматического строя речи (образование множественного числа существительных), слоговой структуры слова.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ задачи. Развитие диалогической речи, зрительного внимания, общей, тонкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания. Снятие психоэмоционального напряжения.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.
Оборудование. Игрушки: петухи, куры, цыплята, утята, утки; зеркала, массажные мячи, сухие бассейны с разными наполнителями, магнитная доска, иллюстрации к сказке по книге, подготовленной по одноименному мультипликационному фильму, созданному на киностудии «Союзмультфильм», автор текста С.В. Рунге. Текст адаптирован с учетом быстрой утомляемости детей.
Нагрудные картинки с изображением цыплят, курицы, магнитофонная запись песенки «Цып-цып, мои цыплятки», стульчики и массажная дорожка, трон для Феи Сказок, игрушка би-ба-бо Петушок, пластмассовые коробочки от киндер-сюрпризов.

Ход занятия.
1. Организационный момент. Формирование навыков общения.
Логопед приглашает детей в  группу детей, организует приветствие гостей.
В это время в группу входит Фея Сказок.
Логопед. -Здравствуй Фея Сказок.
Дети её приветствуют.
Фея. -Здравствуйте, дети, здравствуйте Галина Владимировна! Я очень люблю слушать сказки, поэтому прилетела к вам в садик. Вы, наверное, много сказок знаете?
Какая твоя любимая сказка, Дима?
Дима отвечает.
Затем Фея задает тот же вопрос остальным детям.
Фея. -Все эти сказки я уже знаю.
Логопед. -А сказку о глупом  и непослушном цыпленке ты знаешь?
Фея. -Нет. С удовольствием послушаю.
Садится на стул. Дети подходят к доске, где находятся иллюстрации к сказке.
2. Слушание сказки. Развитие зрительного внимания, самомассаж щек, выполнение упражнений по ходу рассказывания.  Артикуляционные  упражнения: «Клювики», «Расческа», «Болтушка»; дыхательные упражнения: «Задний шаг», «Кошечка», «Малый маятник» из системы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.

Логопед.
Микротема 1. Наседка, распушив крылышки и обняв крыльями гнездо из соломы, грелась на солнышке. Но она не просто загорала, а высиживали цыплят, которые вот-вот должны были появиться на свет.
В это время во дворе появился петух и очень удивился, что цыплята еще не вылупились.
Логопед показывает игрушку - петуха, одетую на руку и предлагает детям показать клюв петуха , захватив в щепоть верхнюю и нижнюю губу своими  пальчиками.
Логопед. -Молодцы, ребята. Петушку понравилось ваше упражнение.
Логопед продолжает рассказывание, показывая указкой на следующую картинку.
Микротема 2. Но вот из скорлупок стали выскакивать совершенно одинаковые пушистые комочки.
Фея Сказок. -Посмотрите дети, какой подарок я вам принесла.
Раздает шарики су-джок и предлагает с ними поиграть: покатать по ладони, послушать, что же там гремит и открыть «скорлупки».
Собрав скорлупки и цыплят в корзинки, Фея заколдовывает детей и одевает им на шейки картинки с изображением цыплят и курицы.
Фея Сказок. -Теперь вы не ребята, а цыплята.
Логопед. Сядьте за столы, подвиньте зеркала. Давайте покажем, как цыплята разминались, вылупившись из гнезда. Они растирали свои щечки по кругу, надували их и потом хлопали себя по щекам, язычком доставали то до одной, то до другой щеки. А потом они причесались расческой.
Логопед.
Микротема 3. Но одно яйцо вертелось по двору.
- Не хочу вместе со всеми!- пропищало вдруг
Оно. – Не буду я цыпленком. Не буду!
Мама курица  сказала: «Ну и оставайся тут один!» и ушла  с цыплятами.

3. Динамический мостик.
Логопед предлагает детям снять обувь и  пройти по массажной дорожке, выполняя движения под музыку и повторяя слова песенки.
Логопед.
- Цыплята, покажите, как мама курица научила вас искать зернышки.
Выполняется упражнение «задний шаг» - 4 раза по 4 вдоха-движения вместе с логопедом.
Микротема 4.
Логопед.
- Появился кот. Предложил цыпленку поиграть в кошки – мышки. Цыпленок обрадовался и вылупился. Кот уже выпустил когти, чтобы сцапать цыплёнка.
Выполняется упражнение «Кошечка» - 4 раза по 4 вдоха-движения вместе с логопедом.
Микротема 5. На счастье в это время во дворе появился петух. Он прогнал кота и сказал:
- Хоть ты и младший в семье, но баловать тебя мы не будем.
Дети повторяют слова петуха строгим голосом.
Логопед.
- Дети, скажите,  цыплята были согласны с папой? Покажите, как они кивали головой в знак согласия.
Выполняется упражнение «Малый маятник» из системы дыхательной гимнастики А. Н. Стрельниковой.
4. Развитие диалогической речи, просодики.
Логопед.
-  Повторите слова петуха строгим голосом.
- Скажите, какой был цыпленок, который вылупился последним?
Дети. Петушок был капризный, непослушный, невоспитанный.
Логопед.
-  А вы будете себя так вести?
Дети.
- Нет.
5. Снятие психоэмоционального напряжения.
Логопед.
-  Ребята, сейчас мы с вами подойдем к сухим бассейнам и опустим в них ладошки.
- Медленно двигаем ладошками в глубине бассейна.

6. Развитие лексико – грамматического строя речи.
Образование множественного числа существительных.
Логопед.
-  У вас в бассейнах находятся фигурки животных. Достаньте их , поставьте  на крышку бассейна.
Упражнение «Один – много».
Утенок – утята.
Курица – курицы.
Петух – петухи.
Цыпленок – цыплята.
Гусь – гуси.
Гусенок – гусята.
7. Подведение итога занятия.
Логопед. -Вспомните, как называются все эти птицы.
Дети. -Домашние птицы.
Что мы делали сегодня на занятии?
-Что  тебе, Дима, понравилось больше всего?
В завершении занятия Фея Сказок всем детям вручает призы – киндер – сюрпризы.
Дети благодарят её и приглашают приходить вновь в детский сад.

Список использованной и рекомендуемой литературы.

1. А.Г. Арушанова. Речь и речевое общение  детей. М.: Мозаика- Синтез, 1999.
  2.Н.Ю. Борякова, А.В. Соболева, В.В. Ткачёва. Практикум по коррекционно- развивающим задачам. М. 1994г.
3. И.В. Блыскина. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Санкт-Петербург,   Детство- пресс, 2004.
4. Р.С. Буре Играем все вместе. М. Ювента. 2002г.
5. В.П. Лапковская, Н.П. Володькова. Речевые развлечения в детском саду. Сборник сценариев. Для работы с детьми 5-7 лет. Мозаика – Синтез, М., 2008.
6. Т.Г. Любимова. Учить не только мыслить, но и чувствовать. Чебоксары. 1994г.
7. Не хочу и не буду! Автор текста С.В. Рунге. Книга для детей подготовлена по одноимённому мультипликационному фильму.Алтей, М. 1995.
8. В.И. Селивёрстов. Речевые игры с детьми. М. ВЛАДОС. 1994г.
9. В.А. Сухомлинский. Избранные педагогические сочинения. М. 1979г. т.1.
10. Ткачева И.А. Вербальная коммуникация детей старшего дошкольного возраста (на материале изучения  речевого развития воспитанников детских домов). // Дети с нарушением речи. Технологии воспитания и обучения. Методическое пособие / Под редакцией Ю.Ф. Гаркуши.- М. В. Секачев, НИИ школьных технологий, 2008, с. 97.
11. Т.А. Ткаченко. Специальные символы в подготовке детей четырёх лет к обучению грамоте. Пособие для  воспитателей, логопедов и родителей. М. Гном и Д. 2000г.
12. В.В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Нижний Новгород. Флокс. 1995г.
13. Г.С. Швайко. Игры и игровые упражнения для развития речи. М. Просвещение. 1988г.
14. С. Васильева, Н. Соколова. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школьная пресса,2001г.
15.  М. Борисенко, Н. Лукина. Серия «Грамматика в играх и картинках». – М.:  Школьная        пресса,2005.
16 . Раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление. Сборник под редакцией
    Ю.Ф. Гаркуша. 2- издание, исправленное. - М.: Издательство Московского  психолого-  
    педагогического института; 2003.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть