• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Обучение детей дошкольного возраста грамоте

Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
    В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной  группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей. Работа над узнаванием, различением и выделением фонем; обучение детей первоначальному чтению, введение понятий «звук», «слог». «слово», «предложение».
    Планируется ... Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду.
    В разработанной программе обучения грамоте в подготовительной  группе детского сада предполагается: развитие фонематического слуха детей. Работа над узнаванием, различением и выделением фонем; обучение детей первоначальному чтению, введение понятий «звук», «слог». «слово», «предложение».
    Планируется, занятия по обучению грамоте строить на принятой в русской методике аналитико-синтетическом звукобуквенном методе и закреплять работой по развитию речи на основных её уровнях – звук (звуковая культура), слова (словарная работа), предложение, связное высказывание.
      Работу по обучению грамоте в подготовительной группе следует начинать с понятия «слово». Дети должны осознать, что наша речь состоит из слов, что мы говорим словами. Со словом дети начинают знакомится и раньше, ещё в средней группе, при выполнении различных упражнений, направленных на совершенствование звукопроизношения, обогащение словаря и .т.п. В старшей и подготовительной группах на занятиях по развитию речи проводятся также игры и упражнения, в которых внимание детей  специально обращается на слово «слово». Это такие упражнения как «доскажи словечко». Например:
                        
                           Прицепившись к задней шине
                           Мишка едет на …….  (машине).
        
     Чтобы ноги отдохнули                         Я сегодня утром рано
      Посиди -ка ты на ….(стуле)                Умывался из под …(крана)

   Подводя детей к понятию «слово» необходимо объяснить, что словом мы обозначаем  любой предмет: «Это стол. Это предмет. Этот предмет мы обозначаем словом «стол». Воспитатель называет различные предметы. Подводя детей к тому, сколько слов он сейчас произнёс: «Посчитайте сколько слов я сейчас назову: окно, цветок, кубик, шкаф…». «Выложите на столах столько полосок, сколько слов я скажу…».  «Назовите свои любые слова, а я выложу на доске столько полосок, сколько вы назовёте слов». Будет ли словом то, что я вам сейчас скажу: « ЫМ, СА, КЫ…; - это не слова, потому, что они ничего не обозначают.
      На первом занятии  дети имеют дело только со словами –предметами. На следующем занятии можно дать понятие слово-действие. Слова-действия – это слова, про которые мы спрашиваем: «Что делает?» Здесь можно опираться на картинки: «Мальчик что делает?» (идёт). «Утка что делает?» - плывёт… Слова идёт и плывёт будут словами-действиями. Постепенно детям предлагается назвать слова-действия сначала с опорой на картинки, затем придумать самостоятельно. Для уточнения и различения  слов-предметов и слов-действий  можно также предложить картинки (утка, утка летит; собака, собака ест;  девочка,  девочка идет и.т.д) и попросить детей назвать слова-предметы и слова-действия. На последующих занятиях добавляется новое значение слова, слова-признаки, про которые мы спрашиваем (какая?, какой?, какое?).  Это необходимо не только для углубления представлений детей о слове, но и для того, чтобы воспитатель мог включить эти слова в формулировки заданий при работе над смысловой стороной слова, например в упражнениях с синонимами и антонимами. («Подбери слова, близкие по смыслу к слову бежит. Подбери слово-наоборот к слову лёгкий») и.т.п.
       Следующим этапом является работа над предложением.  Детям даётся понятие, что слова объединяются вместе, рассказывают, сообщают нам о чём-то и такие объединённые вместе слова называются предложением. Очень удобно сначала составлять предложения, например, по сюжетным картинкам: девочка катит коляску. При этом, обращается внимание детей на то, сколько слов в этом предложении, какие это слова, предлагается выложить из чёрточек это предложение. Затем воспитатель может изобразить это предложение графически на доске:

      .

     При этом, обращает внимание детей, первая чёрточка в предложении обозначается вертикальной чертой. Это означает, что первое слово в предложении начинается с большой буквы, а заканчивается предложение точкой.  Затем детям предлагается самим составить предложение сначала по сюжетной  картинке, далее по предметным картинкам, а затем без опоры на картинки, из опыта. Дети выкладывают схемы составленных предложений из чёрточек, или чертят эти схемы в тетрадях. Сначала предложения составляются без предлогов, в дальнейшем  при изучении например, звука и буквы  У в структуру занятия включаются упражнения по составлению предложений со словом помощником У. Понятия предлог в этом возрасте не даётся. Воспитатель объясняет ребятам, что в данном предложении буква У выступает как отдельное слово, оно указывает на то, что предмет принадлежит кому-либо, например:
  У гнома   есть башмачки.
___     _______    _______   ______ .

В этом предложении четыре слова, первое из которых У, оно выкладывается отдельной более короткой черточкой, либо буквой У.

У  ______    ______    ______ .

Та же  работа проводится при изучении, например звука и буквы В. Составляются предложения с предлогом В.
    Постепенно ребята учатся составлять предложения по предложенной педагогом схеме, с конкретным количеством слов, с заданным  словом, со словом помощником и.т.п.
Такие упражнения помогут будущим первоклассникам  чётко представлять структуру предложения, наглядно показано следование одного слова за другим, упражнения со словами-помощниками  предотвратят слитное написание предлогов со словами.
   После того как дети научатся составлять предложения по картинкам и самостоятельно им предлагается выделить предложения из коротких текстов. Далее детям предлагается самим составить короткий рассказ по какой- нибудь  простой картине. (Дети кормят рыбок в аквариуме. Дети поливают цветы. И т.п.). Рассказ составляет или один ребёнок, или несколько  детей по очереди. При этом обращается внимание, что первое предложение нашего короткого рассказа составил Саша. А ты, Таня продолжи рассказ. Какое будет у нас второе предложение?
     Воспитатель может дать такое задание: Я придумала предложение про кошку. Оно начинается со слова кошка. Кошка…. Какое предложение я придумала? Дети придумывают предложения про кошку.
    Чтобы дети чётко усвоили понятие предложение, воспитатель называет им  набор слов:  мышка, стол, крошка.  Спрашивает  ребят: «Будет ли предложением то, что я сказала? Почему нет?
Я просто перечислила предметы, ничего не сообщила вам. А теперь давайте  превратим эти слова в предложение.  Мышка увидела на столе крошку.
   Далее детям можно предложить деформированные фразы. Послушайте неправильное предложение и постарайтесь переставить слова так, чтобы мы поняли о чём идёт речь.

Летит  в самолёт  небе.
Будку собака в залезла. И.т.п.

Можно поиграть в Живые слова. Воспитатель вызывает троих детей и объявляет им, что они будут словами. Затем дети составляют предложения из трёх слов: Самолёт летит высоко. Каждому вызванному воспитатель говорит каким словом он будет. Далее «живым словам» предлагается стать в том порядке, чтобы получилось предложение. Или выбирается ведущий, который расставляет «живые слова» в определённом порядке. Затем воспитатель просит, чтобы дети-слова называли себя по порядку и все слышат предложение … Самолёт… летит…высоко).
    В подготовке дошкольников  к обучению грамоте существенное значение имеет ознакомление их со слоговой структурой слова. Когда дети будут учиться читать, они начнут с чтения слога.
       Первоначальное представление о том, что слова состоят из слогов, дети получают, слушая образец послогового произнесения слова воспитателем. Но сначала даётся понятии «часть», а не слог так как дети  часто путают понятия слог и слово. (Позже, когда они научатся проводить элементарный слоговой анализ слова, следует начать использовать термин «слог», пояснив, что слова слаживаются из слогов.  Воспитатель объясняет детям, что слова можно поделить на части. Слово можно прохлопать (воспитатель дет образец  ко-тик), ещё посчитать количество частей в слове можно при помощи ладони и подбородка. Ладонь подставляется по подбородок и чётко медленно произносится слово. Сколько раз подбородок опустится и коснётся ладони, столько частей в слове. При этом, сначала даются в основном слова, состоящие из двух трёх и четырёх слогов. Односложные слова даются позже.  
      Обучить дошкольников послоговому произнесению слов нетрудно, но главное заключается в том, чтобы дети осознали принцип слогового строения слова. Они должны хорошо научиться слышать и называть первый слог, второй, третий, составлять из заданных слогов слова.
       Существует много методических приёмов обучения  деления слов на слоги.
1)    схематичное изображение слогового состава слова аналогично схеме словесного состава предложения. Каждый слог обозначается черточкой. Чёрточки выкладываются на длинных полосках линейках с красным полем с одной стороны. Необходимо научить детей тому, чтобы все операции со словами или слогами они производили слева направо ориентируясь на красную черту.
      МО             ЛО           КО


2)    Дети прохлопывают слова, делят их на слоги, выкладывают соответствующие схемы.
3)    Самостоятельно подбирают картинки с заданным слогом;
    -  можно назвать детям слог и предложить им подобрать слово, которое начинается на этот слог, например «МА – малина, машина, мама, Маша, макароны…», или заканчивается на заданный слог: « КА – чашка, кружка, лапка…».
Можно провести игры с мячом: «назови  слог в слове». Ребёнок, который получает мяч должен назвать слог в слове: первый (второй, третий).  Можно предложить детям несколько предметных картинок и дать задание выбрать картинки, которые начинаются на слог СА…КА…РА… (санки, кастрюля, радуга).
4)     Игра «живые слова» проводится наподобие игры с предложениями, только здесь дети выступают не как слова, а как слоги, которые став в определённом порядке образуют слова.
        5) Игровое упражнение «Кто в каком домике живёт». Детям предлагаются предметные картинки, а на доске выставляются домики: одноэтажный, двухэтажный, трёхэтажный. Даётся задание картинки с одним слогом поселить в одноэтажный домик, с двумя слогами- в двухэтажный и т.д.

    Примерно на этих же занятиях даётся понятие «ударение». Даже не выдвигая специальную задачу – обучить детей понимать термин «ударение», педагог может дать детям самые первые представления о том, что слоги в слове произносятся неодинаково: один из них более заметный слышится лучше.
Воспитатель предлагает детям послушать как он произнесёт   одно и тоже слово по разному и ответить в каком случае слово было произнесено правильно:   му-ха,  му-ха. Обращается внимание, что в правильно произнесённом слове ударение падает на первый слог. Даётся графическое изображение ударения над слогом.
    
    

  Яркой иллюстрацией значения ударения в слове является сопоставление слов, в которых перенос ударения на другой слог приводит к образованию слова с другим значением, например:   кружки   - кружки. В зависимости от того, где мы будем усиливать голос, изменяется значение слова. «Поставьте ударение на первый слог, что получится? Найдите эту картинку. Теперь поставьте ударение на второй слог. Что теперь получилось? Найдите эту картинку». Подводится итог, что ударение нам необходимо не только для того, чтобы правильно называть слова, но и для того, чтобы различать слова.

    Ознакомление со звуковым составом слова.
  
   Одной из важных задач подготовки к обучению грамоте является ознакомление детей со звуковым составом слова, а затем и с буквенным.
    После работы над словом и предложением, вводится понятие «звук». На первом занятии дети учатся слушать неречевые звуки: шорох бумаги, удары мяча об пол, шум льющейся воды, звуки улицы, звуки музыкальных инструментов. Сначала воспитатель показывает, как звучат разные предметы, обращает внимание детей на понятие «звук»: «Звуки – это то, что издают разные предметы. Звуки мы


слышим».  Проводится специальное игровое упражнение «узнай звук».  Воспитатель за ширмой издаёт разные звуки: шуршит бумагой, рвёт её, переливает воду, играет на музыкальных инструментах и т.п. Дети должны догадаться по звучанию, что это за звуки. Затем воспитатель объясняет, что это неречевые звуки, что бывают звуки, которые издаёт человек. Тут же приводится пример, воспитатель называет звук (работа всегда начинается с гласных звуков) А, и спрашивает у детей: «какой звук я сказала?» А. А сейчас какой звук вы услышали (произносит У) – У. Послушайте, сколько звуков я сейчас скажу?  А, У, О. Дети должны определить количество звуков и  соответственно открыть столько окошек  на звуковых линейках. Или выложить определённое число фишек и т.д.


     Подводит итог, звуки, которые издаёт человек – это речевые звуки. Все слова, которые мы произносим, состоят из звуков. Послушайте звуки, которые я произнесу: К-О-Т. Какое слово получилось?
    На следующих занятиях изучаются конкретно отдельные звуки. Например, звук А.  Воспитатель предлагает ребятам несколько картинок: аист, автобус, апельсин. Задаёт вопрос: «С какого звука начинаются эти слова?». Уточняется произношение этого звука (рот широко открыт, воздух выходит свободно, звук А можно спеть). Тут же даётся понятие гласный звук и его обозначение – красный квадратик. Далее даётся серия упражнений на выделение звука А в словах: «Хлопни, если услышишь». Определение позиции звука в слове. Где находится звук А в слове аист, краски, гора (сначала желательно подбирать слова, где заданный звук находится под ударением). Дети учатся находить позицию звука в слове, выкладывают схемы.  


      Аист                          краски                     гора

В занятие так же можно включить задания по составлению предложений: « Составьте предложение со словом аист. И т.п.».
    На этом же занятие дается понятие «буква».                         Воспитатель объясняет: « Ребята, у каждого звука есть своя буква, которой он обозначается. Звук А мы будем обозначать буквой А. Посмотрите на  эту букву. На что она похожа?». Если дети затрудняются ответить, воспитатель сама сравнивает букву А с шалашом (шалаш и скамеечка), крыша у дома, клюв у птички…
« А сколько (палочек) нужно, чтобы построить букву А? – три.
Можно предложить детям выложить  букву из палочек, написать её в воздухе пальчиком. Прочитать про неё стихотворение:
    
                               Вот шалаш, скамейка рядом
                               Поучилось то, что надо
                                Получилась буква  А
                                Аист, Астрахань, айва
    Затем дети учатся печатать букву А.
    Очень важным моментом здесь является умение детей ориентироваться на листе, в клеточках. В старшем дошкольном возрасте детей знакомят с различными элементами букв, учат их писать в тетрадях в клеточку. Но большинство детей всё же плохо ориентируется на листе. Поэтому  на предварительном занятии можно провести небольшую подготовку: детям раздаются карточки с крупными клетками и фишки. Воспитатель даёт задание найти среднюю клеточку и положить  на неё фишку. Затем передвинуть фишку на верхнюю левую  клеточку; на правую верхнюю и т.п.. Нужно познакомить детей с понятием угол клеточки. Для этого даются следующие задания: «Положи фишку на среднюю клеточку. Посчитай, сколько углов в этой клеточке.  Найди правый верхний угол, передвинь туда фишку; найди нижний левый угол и.т.д..»
Всю работу воспитатель сопровождает показом.
      После такой подготовки можно переходить к печатанию буквы. В индивидуальных тетрадях у детей должны быть написаны образцы изучаемой буквы, а две буквы прописаны пунктиром, чтобы дети имели возможность потренироваться печатать эту букву. Для работы детям даются образцы написания большой и маленькой печатной буквы:    

                                   А   а                    

Сначала изучаются гласные буквы и звуки: А, У, О, И, Ы, Э.  Дети учатся складывать из них первые слова АУ,      УА,    ИА.          
Затем приступают к изучению согласных звуков и букв, например М. Воспитатель объясняет ребятам, что звук М нельзя пропеть, протянуть. Выдыхаемый воздух встречает преграду на своём пути в виде сомкнутых губ; он разрывает их и получается звук. тут же даётся понятие «согласный» звук. далее проводится работа по выделению данного звука  в словах, подбор слов с этим  звуком и т.п.. Затем воспитатель предлагает послушать одинаково ли произносится звук М в словах:   мышка, мишка. Дети догадываются, что в слове мишка звук М произносится мягко. Воспитатель обращает внимание, что согласные звуки могут быть мягкими и твёрдыми, показывает обозначения звуков: твёрдые – синий квадратик, мягкие – зелёный.
  
Мышка             мишка
      Можно провести игровое упражнение на различение твёрдых и мягких звуков « Посели картинки в свои домики» воспитатель ставит перед детьми несколько картинок с твёрдым и мягким звуком (майка, месяц, мышь, мельница) и выставляет два домика, синий и зелёный. Дети должны «поселить в синий домик картинки со звуком М, а в зелёный – со звуком Мь.
После изучения буквы М, (детям дошкольного возраста сначала не следует давать правильное название букв, например ЭМ. Буквы называются так же как и звук, который они обозначают М) дети учатся читать слоги. Сначала обратные:  АМ     УМ      ОМ     ИМ, затем прямые   МА, МО, МУ и т.д..   Выкладывают их у себя на столах, учатся печатать.
     После изучения например, звуков  М, Н, Л, Р, и переходу к изучению звука  П – даётся понятие «звонкие –глухие» Звонкие звуки произносятся с голосом, это можно проконтролировать с помощью ладони. Ладонь кладётся на горло и при произнесении звонкого звука ощущается вибрация горла. На последующих занятиях в структуру добавляются упражнения по различению звонких и глухих согласных звуков в словах (Б-П; В-Ф; С-З…), подбираются картинки, сравниваются слова с этими звуками. Детям можно предложить такое игровое упражнение «Потерялся звук». Воспитатель произносит слова без первого звука и предлагает детям подставить нужный в слово, например: с или з. (-умка, -убы, -анки, -амок и т.п.). Также можно использовать специальные карточки-картинки, где дети должны вписать пропущенную букву (с или з) в слово.
     Дифференциацию звуков следует проводить не только по принципу: глухие-звонкие; твёрдые-мягкие.  Обязательно сравниваются звуки часто смешиваемые в произношении, которые могут привести к ошибкам на письме, например: С-Ш, З-Ж, Р-Л.
  Для закрепления названий букв каждое занятие нужно начинать с их повторения (желательно в игровой форме: «какая буква лишняя?», «Буквы спрятались»). Для чтения предлагаются слоговые таблицы. Каждая вновь изученная буква добавляет возможность прочтения новых вариантов слогов, слов. Дети учатся выкладывать из букв слова, делать звукобуквенный анализ слов, составлять слова из слогов, постепенно соединять их в предложения. Позже, когда изучено значительное количество букв и дети овладели навыком чтения в занятия вводятся головоломки, кроссворды, ребусы.
  Обязательно включаются задания лексического и грамматического характера. Образование слов-антонимов, многозначных слов, подбор родственных слов, образование профессий людей с помощью суффикса – щик- : стекольщик, каменщик, носильщик, крановщик (такое упражнение даётся при изучении звука и буквы Щ), подбор слов-действий. «Подбери нужное слово в предложении»:
Маша -------   куклу
Паша --------   машинку.
     Учёт психологических особенностей детей пяти-шестилетнего возраста диктует необходимость соблюдения некоторых особенностей в проведении занятий по обучению  грамоте: оптимальное разнообразие видов деятельности; введение физкультминуток, их смена; использование игрового материала с целью снятия напряжения; переключение внимания детей с одного вида деятельности на другой.
Такая система обучения грамоте, подводит ребёнка к осмыслению
способа школьному обучению, помогает предупредить различные нарушения письма и чтения, формирует внимание к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, и в конечном  итоге подготавливает детей к обучению в школе, а также предупреждает возможные нарушения чтения и письма.




Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть