• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушенного произношения  может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосв ... Фонематическая система является основой устной и письменной речи и включает в себя фонематическое восприятие, фонематические представления, фонематический анализ и синтез.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция нарушенного произношения  может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия. Бесспорна взаимосвязь фонематического анализа и синтеза не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию данных функций дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении, что так важно при формировании навыков чтения, письма и дальнейшего обучения.
Овладеть фонематическим анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твёрдые и мягкие  звуки, ориентироваться в слоговой структуре слова. Умение анализировать слова формируется у детей благодаря многочисленным упражнениям, которым предшествует работа по развитию фонематического слуха, усвоению понятий «звук», «буква», «слог», «слово».
Деление слов на слоги и разложение слога не составляющие его фонемы представляет собой сложную психическую деятельность. Особо трудна эта деятельность для детей с речевой патологией. У таких детей слабо сформирована «языковая рефлексия», т.е осознание языковых единиц как знаков.
Опыт логопедов – практиков показывает, что усвоение знаний, умений и навыков происходит более легко и прочно в условиях включения логопедом различных видов игр и игровых ситуаций в процессе обучения. Игровая деятельность хорошо знакома ребёнку дошкольного возраста, она стимулирует появление мотивов участия в выполнении разнообразных заданий.
Проблемы, связанные с формированием фонематического анализа и синтеза также можно преодолеть путём использования разнообразных игр и игровых упражнений. Наибольшее значение в процессе логопедической работы имеют дидактические игры. Это связанно, прежде всего, с тем, что их основная цель - обучающая. В ходе дидактической игры ребенок должен правильно выполнить предложенное логопедом задание, а игровая ситуация помогает ему в этом. Важно чтобы каждая из игр имела относительно завершенную структуру и включала такие элементы, как игровая задача (замысел), содержание, игровые действия, правила, результат (итог) игры.
С помощью игры мы подводим детей к самостоятельному осознанию того факта, что непрерывный речевой поток можно членить не только на смысловые фрагменты, но и на отдельные звукокомплексы: слова, слоги, звуки. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным и тем самым облегчить его усвоение.
С учётом рекомендаций Р.И.Лалаевой, Г.А.Каше, Т.Б.Филичевой была разработана система логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза.
Данная система построена с учётом следующих принципов логопедического воздействия:
1.    Патогенетический – учёт и коррекция нарушенных механизмов. Поскольку одним из механизмов, приводящих к трудностям в обучении грамоте,  является недоразвитие фонематической системы, логопедическая работа будет направлена на развитие у детей процессов данной системы: фонематического восприятия, фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза.
2.Онтогенетический – учёт последовательности и закономерностей формирования функций фонематической системы, которая имеет место в онтогенезе. Логопедическая работа строится с учётом основных закономерностей:
•от простого к сложному;
•от целого к частному.
С первых занятий ведётся работа по формированию фонематического восприятия, т.к. данная функция в процессе становления речи формируется одной из первых и является основой для развития операций анализа и синтеза.
3.Принцип дифференцированного подхода – учёт этиологии, симптоматики нарушения, уровня сформированности высших психических функций и эмоционально-волевой сферы. Логопедическая работа строится дифференцированно, в зависимости от того, какая из операций нарушена у ребёнка больше.
4.Принцип постепенного усложнения речевого материала – учёт «зоны актуального и ближайшего развития». Действия по определению звукового состава слова вначале отрабатываются на односложных словах типа СГС, затем на простых двусложных словах (СГСГ), позднее на словах со стечением звуков (СГССГ).
5.Принцип связи с микросоциальным окружением – учёт особенностей микросоциального окружения ребёнка.
6.На логопедических занятиях в процессе тренировочных упражнений формируются различные операции. Закрепление этих навыков должны взять на себя воспитатели и родители.
Весь процесс усвоения навыков фонематического анализа и синтеза можно разделить на три этапа:
I  - подготовительный;
II – формирование элементарных навыков фонематического анализа и                             синтеза;
(первый год обучения в логопедической группе)
III – обучение последовательному анализу с установлением точного количества и места звуков по отношению друг к другу.
(второй год обучения в логопедической группе)
На первом этапе ведётся работа узнаванию неречевых звуков, развитию речеслуховой памяти и внимания, вводится понятие «звук». Используются игры «Угадай, что звучит», «Где позвонили», «Шумящие коробочки». На этом же этапе необходимо выработать умение определять наличие звука в слове, что проводится в следующей последовательности:
а) на слух, когда слово произносится логопедом (игра «Поймай звук»);
б) на основе собственного самостоятельного проговаривания (лото «Назови  картинку и найди нужный звук»);
в) по слухопроизносительным представлениям в умственном плане (игры «Звуковая ромашка», «Звуковая рыбалка»).
Работу в данном направлении необходимо начинать с гласных звуков, т.к . они выделяются легче, особенно в ударном положении.  Для обозначения гласных звуков целесообразно использовать фигуры, указывающие на положение губ при произнесении определённого звука. Например, большой круг – А, маленький круг – У, «улыбка» - И, овал – О, полукруг – Ы.
На втором этапе работа начинается с умения выделять звук из ряда других, которая проводится в следующей последовательности:
а) выделение звука из ряда гласных;
б) выделение звука из серии слогов с повторяющимися гласными;
в) выделение звука из серии слов, где гласный находится в начальной позиции.
Используются такие игры, как «Эхо», «Назови первый звук». Аналогично проводится работа по формированию умения выделять согласные звуки.
Следующей ступенью формирования элементарных навыков является обучение позиционному анализу, т.е. определению места звука в слове. Используются игры «Найди фишке место», «Подставь картинку к схеме».
Третий этап состоит из трёх ступеней (с учётом теории П.Я.Гальперина):
1.Освоение действия с опорой на материализацию.
Формирование фонематического анализа и синтеза осуществляется с опорой на вспомогательные средства и действия: графическую схему и фишки. Дети последовательно заполняют графическую схему, выделяя каждый звук и определяя его характеристику (игры «Звуки - жильцы», «Звуки - пассажиры»).
2.Формирование операций фонематического анализа и синтеза в речевом плане.
Слово называется, определяется количество,  последовательность слогов и  звуков в слове (игры «Назови звук», «Слоговая зарядка»).
3.Формирование действий фонематического анализа и синтеза в умственном плане.
Дети определяют количество и последовательность слогов и  звуков в словах, не называя их (игры «Телеграфисты», «Найди ошибки»).
Особое значение при формировании операций фонематического анализа и синтеза отводится подбору речевого материала. С учётом рекомендаций Р.И.Лалаевой предъявляемый материал постепенно усложняется:
Звукосочетания гласных звуков (АУ,УА);
Обратные слоги (АТ, ИК);
Прямые слоги (НА, МУ);
Односложные слова типа СГС (МАК, СУП);
Двусложные слова типа СГСГ (МАМА, ВАЗА);
Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слога (ДИВАН, ЗАМОК);
Односложные слова со стечением согласных (ШКАФ, СТОЛ);
Двусложные слова со стечением (СЛИВА, СТАКАН);
Трёхсложные лова, состоящие из открытых слогов (ПАНАМА, КУБИКИ);
Трёхсложные слова со стечением (ИГРУШКИ, СТАКАНЫ).
Предлагаемые игры и игровые упражнения можно использовать в качестве фрагментов занятия  как при индивидуальной работе с детьми, так и при проведении фронтальных и подгрупповых занятий, а также рекомендовать воспитателям и родителям с целью закрепления сформированных навыков.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать следующий вывод: сформированность операций фонематического анализа и синтеза является необходимым условием для успешного обучения выпускников логопедических групп в школе, а наиболее эффективным способом формирования данных навыков является использование комплекса дидактических игр и упражнений.


«Назови картинку и найди первый звук»
Цель игры: нахождение заданного первого звука на этапе громкого проговаривания.
Лингвистический и дидактический материал: карты с картинками, названия которых начинаются на звуки (А), (У), (И); фишки со схематическим изображением данных звуков.
Инструкция:  я буду называть гласные звуки, а вы найдите на своей карточке картинку на этот звук и назовите ее. Правильно названные картинки можно закрыть фишкой.

«Нарисуй  букву»
Цель игры: определение наличия заданного звука в слове по слухопроизносительным представлениям в умственном плане.
Лингвистический и дидактический материал: папки-перфокарты с картинками. Часть картинок содержит в названии звуки (Н) и (П). Под каждой картинкой вырезано отверстие. В папку закладывается листок бумаги.
Инструкция:  найди на своей карточке все картинки, в названии которых слышится звук (Н) или (П) и закрась отверстия под этими картинками.
Соедини пометки и посмотри, какая буква у тебя получилась.

«Картинки заблудились»
Цель игры: определение первого и последнего звука в словах .
Лингвистический и дидактический материал: картинки и схемы названий картинок с буквенным обозначением первого и последнего звука в виде домиков. Картинки и схемы располагаются вразброс.
Инструкция:  определите первый и последний звуки в названии картинок и соедините картинку с нужным домиком.

«Звуковая рыбалка»
Цель игры: выделение заданного звука в словах по представлению, нахождение места звука в слове.
Лингвистический и дидактический материал: картонные рыбки с изображенными на них картинками, удочка, ведерки со схемами слов для позиционного анализа.
Инструкция:  представьте, что вы пришли на озеро. В этом озере живут необычные рыбки, на них нарисованы картинки. Поймайте рыбок с картинками на звук (Р), определите место этого звука в слове и разложите их в ведерки.

«Каждому звуку свою комнату»
Цель игры: фонематический анализ слов, состоящих из трех звуков.
Лингвистический и дидактический материал: домик из ковролина с тремя окошками, фишки - условные обозначения звуков, картинки.
Инструкция:  я предлагаю вам поселить в звуковой домик слово «мак», причем, каждый звук хочет жить в отдельной комнате. Назовите звуки  по порядку и расселите в комнаты. Опишите каждого жильца.

«Волшебный поезд»
Цель игры: соотнесение слова со звуко – слоговой схемой слова.
Лингвистический и дидактический материал: картонные поезда, состоящие из одного, двух, трех вагонов. На паровозе приклеена картинка. Аналогичные поезда без картинок, цветные карандаши.
Инструкция:  у каждого из вас «звуковой поезд», он отправится в путь, если «звуки-пассажиры» правильно займут свои места. Проверьте, соответствует ли название картинки звуко-слоговой схеме. Если есть ошибки, исправьте.

«Слоговая зарядка»
Цель игры: слоговой анализ слов.
Лингвистический и дидактический материал: слова различной слоговой структуры.
Инструкция: я вам буду произносить слова. А вы разделите их на слоги а) хлопками, б) прыжками.

«Назови звук»
Цель игры: называние звука в слове по его пространственной характеристике.
Лингвистический и дидактический материал: мячик, слова различной степени сложности.
Инструкция: давайте поиграем со словами. Я бросаю вам мячик и даю задание. Вы возвращаете мячик и называете нужный звук.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению