• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Слог

Тема. Слог.

Цели: уточнить различие между понятиями «слог» - «слово»;
            закрепить знания о слоговом составе слова, умения составлять слова    из слогов, определять количество слогов в слове;
            привлечь внимание к слогообразующей роли гласной;
            формировать слоговой анализ, синтез;
            развивать внимание, память, мышление;
            обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки-схемы, пособия к речевым играм, карточки-задания с деформированны ... Тема. Слог.

Цели: уточнить различие между понятиями «слог» - «слово»;
            закрепить знания о слоговом составе слова, умения составлять слова    из слогов, определять количество слогов в слове;
            привлечь внимание к слогообразующей роли гласной;
            формировать слоговой анализ, синтез;
            развивать внимание, память, мышление;
            обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки-схемы, пособия к речевым играм, карточки-задания с деформированным текстом, задание-головоломка.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Внимание! Проверьте, готовы ли вы начать занятие?
- Всё на месте, всё в порядке?
- Приготовьтесь внимательно слушать, думать, чётко отвечать.

2. Сообщение темы.
- Слово делится на части,
  Ах, какое это счастье!
  Может каждый грамотей
  Делать слово из частей.
- О каких частях говорится в стихотворении? (О слогах).
- Сегодня на занятии мы будем говорить о слогах, будем делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

- Откройте тетради, запишите число, тему занятия «Слог». Отложите тетради.

3. Игра «Кто самый внимательный?»

Слова    Слоги
платок   репа   ти   уши
тра   пол      ку   ре
карандаш   у   пе   рис
ло   дом   дя    ша   кот   за   га   ло  
ров   строка   ма   булка
пы   со   сова   лук   сон   нос  
              
- Ребята, посмотрите! Слова и слоги перепутались. Разделите их. Слева  должны находиться только слова, а справа только слоги.
- Назовите слова. Запишите их в тетрадь
- Назовите слоги. Запишите их в тетрадь.
- Что вы сейчас делали? (Различали слоги, слова)
- Чем отличаются слова от слогов? (Слог – это один или несколько звуков, слово – имеет смысл, что-то обозначает).

4. Работа с загадками. (карточки-схемы)
- Как можно узнать сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- К гласным нужно относиться очень внимательно.
- Перед вами схемы слов:

                                                                

- Каждый звук обозначен         , согласный звук -        , гласный звук -       .
- Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы – отгадывать и подбирать к отгадкам нужную схему. Будьте внимательны!

Хвост пушистый,                                       Две новые, кленовые,
Мех золотистый,                                        Подошвы двухметровые:
В лесу живёт,                                              На них поставишь две ноги
В деревне кур крадёт.      (Лиса)               И по большим снегам беги.    (Лыжи)  

Под кочкою крошки,                                 Сама пестра, ест зелёное,
Только шляпки и ножки. (Грибы)            Даёт белое.                           (Корова)          

С хозяином дружит,                                   Весной веселит,
Дом сторожит,                                            Летом холодит,  
Живёт под крылечком,                              Осенью питает,
А хвост колечком.            (Собака)           Зимой согревает.               (Дерево)

Без ног, а ходят.                 (Часы)             Языка нет, а рассказывает. (Книга)

Брат с братом через дорожку живут,
А один другого не видят.     (Глаза)

С бородой, а не старик,                             Эта хищница болтлива,
С рогами, а не бык,                                    Воровата, суетлива,
Не конь, а брыкается,                                Стрекотунья, белобока,
Доят, а не корова.                (Коза)           А зовут её …                  (Сорока)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.        (Пчела)

- Что мы с вами сейчас делали? (Отгадывали загадки, выбирали нужную схему).
5. Игра «Маша и Мариша».
- Посмотрите на картинку. Это девочки Маша и Мариша, вот их игрушки.
- Догадайтесь, где Машины игрушки, а где Маришины. В названии Машиных игрушек столько слогов, сколько и в её имени. А в названии Маришиных игрушек столько слогов, сколько в её имени.
- Определите, сколько слогов в имени Маша? (Два).
- Назовите только те игрушки, в названии которых два слога. (Кукла, волчок, утюг, флажок, зайчик, мишка, часы, мячик).
- Определите, сколько слогов в имени Мариша? (Три).
- Назовите игрушки в названии которых три слога. (Шарики, кубики, самолёт, барабан, лошадка, машина, хлопушка).
- Молодцы!

6. Физкультминутка. «Запрещённое движение».
   Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.  
   Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

7. Составление слов из слогов.
- Хитрый ёжик-чудачок
  Сшил колючий пиджачок
  Весь в иголках, без застёжек
  Что под деревом найдёт,
  На иглу нацепит он.
- Что нацепил ёж на иголочки?
- Составьте слова из слогов, которые записаны на иголочках ёжика. (Слива, грибы, ягоды, яблоко, груша).
- Запишите составленные слова в тетрадь. Выделите гласные буквы.

8. Игра с перекидыванием мяча.
- Называю слово, кидаю вам мяч, поменяйте местами слоги, сделайте первый слог вторым, верните мне мяч.

         Насос, наши, нора, камыш, жилы, навес, рады, сыро, кабан.

9. Работа с деформированным текстом.
- Перед вами предложения. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы их прочитать? (Составить слова из слогов, данных в скобках).

Там мы (вы, ня, пол, ли) разные (уп, не, раж, ни, я).
Мы вышли на (щад, ку, пло).
Мы (рас, вы, тем) сильными и (ми, здо, вы, ро).
У нас урок (куль, физ, ры, ту).

- А можно из этих предложений составить текст? Какое предложение будет первым? Следующее? Т.д.
- Прочитайте ещё раз получившийся текст. А как его можно озаглавить? (Урок физкультуры).
- Запишите посередине строки с большой буквы название текста.
- Напомните правило записи предложений. Записываем предложения.

10. Работа с пословицей.
- У нас осталось последнее задание. Прочитайте пословицу, начиная от стрелки. (Маленькое дело лучше большого безделья).
- Вам понятен смысл этой пословицы?
- А для чего нужны пословицы? (Они украшают нашу речь, делают её выразительнее, ярче).
- Запишите пословицу на листочке.
- На следующем занятии мы продолжим разговор о пословицах, поэтому попрошу вас подготовить пословицы о речи, уметь объяснить смысл выбранной вами пословицы.

11. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Что было самым трудным? Над этим мы и будем работать на следующих занятиях.
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Молодцы.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению