• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Слог

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
05.04.2020 в 01.22
Тема. Слог.

Цели: уточнить различие между понятиями «слог» - «слово»;
            закрепить знания о слоговом составе слова, умения составлять слова    из слогов, определять количество слогов в слове;
            привлечь внимание к слогообразующей роли гласной;
            формировать слоговой анализ, синтез;
            развивать внимание, память, мышление;
            обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки-схемы, пособия к речевым играм, карточки-задания с деформированны ... Тема. Слог.

Цели: уточнить различие между понятиями «слог» - «слово»;
            закрепить знания о слоговом составе слова, умения составлять слова    из слогов, определять количество слогов в слове;
            привлечь внимание к слогообразующей роли гласной;
            формировать слоговой анализ, синтез;
            развивать внимание, память, мышление;
            обогащать словарный запас.

Оборудование: карточки-схемы, пособия к речевым играм, карточки-задания с деформированным текстом, задание-головоломка.

Ход занятия

1. Организационный момент.
- Внимание! Проверьте, готовы ли вы начать занятие?
- Всё на месте, всё в порядке?
- Приготовьтесь внимательно слушать, думать, чётко отвечать.

2. Сообщение темы.
- Слово делится на части,
  Ах, какое это счастье!
  Может каждый грамотей
  Делать слово из частей.
- О каких частях говорится в стихотворении? (О слогах).
- Сегодня на занятии мы будем говорить о слогах, будем делить слова на слоги, составлять слова из слогов.

- Откройте тетради, запишите число, тему занятия «Слог». Отложите тетради.

3. Игра «Кто самый внимательный?»

Слова    Слоги
платок   репа   ти   уши
тра   пол      ку   ре
карандаш   у   пе   рис
ло   дом   дя    ша   кот   за   га   ло  
ров   строка   ма   булка
пы   со   сова   лук   сон   нос  
              
- Ребята, посмотрите! Слова и слоги перепутались. Разделите их. Слева  должны находиться только слова, а справа только слоги.
- Назовите слова. Запишите их в тетрадь
- Назовите слоги. Запишите их в тетрадь.
- Что вы сейчас делали? (Различали слоги, слова)
- Чем отличаются слова от слогов? (Слог – это один или несколько звуков, слово – имеет смысл, что-то обозначает).

4. Работа с загадками. (карточки-схемы)
- Как можно узнать сколько в слове слогов? (Сколько в слове гласных, столько и слогов).
- К гласным нужно относиться очень внимательно.
- Перед вами схемы слов:

                                                                

- Каждый звук обозначен         , согласный звук -        , гласный звук -       .
- Сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы – отгадывать и подбирать к отгадкам нужную схему. Будьте внимательны!

Хвост пушистый,                                       Две новые, кленовые,
Мех золотистый,                                        Подошвы двухметровые:
В лесу живёт,                                              На них поставишь две ноги
В деревне кур крадёт.      (Лиса)               И по большим снегам беги.    (Лыжи)  

Под кочкою крошки,                                 Сама пестра, ест зелёное,
Только шляпки и ножки. (Грибы)            Даёт белое.                           (Корова)          

С хозяином дружит,                                   Весной веселит,
Дом сторожит,                                            Летом холодит,  
Живёт под крылечком,                              Осенью питает,
А хвост колечком.            (Собака)           Зимой согревает.               (Дерево)

Без ног, а ходят.                 (Часы)             Языка нет, а рассказывает. (Книга)

Брат с братом через дорожку живут,
А один другого не видят.     (Глаза)

С бородой, а не старик,                             Эта хищница болтлива,
С рогами, а не бык,                                    Воровата, суетлива,
Не конь, а брыкается,                                Стрекотунья, белобока,
Доят, а не корова.                (Коза)           А зовут её …                  (Сорока)

Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.        (Пчела)

- Что мы с вами сейчас делали? (Отгадывали загадки, выбирали нужную схему).
5. Игра «Маша и Мариша».
- Посмотрите на картинку. Это девочки Маша и Мариша, вот их игрушки.
- Догадайтесь, где Машины игрушки, а где Маришины. В названии Машиных игрушек столько слогов, сколько и в её имени. А в названии Маришиных игрушек столько слогов, сколько в её имени.
- Определите, сколько слогов в имени Маша? (Два).
- Назовите только те игрушки, в названии которых два слога. (Кукла, волчок, утюг, флажок, зайчик, мишка, часы, мячик).
- Определите, сколько слогов в имени Мариша? (Три).
- Назовите игрушки в названии которых три слога. (Шарики, кубики, самолёт, барабан, лошадка, машина, хлопушка).
- Молодцы!

6. Физкультминутка. «Запрещённое движение».
   Дети стоят лицом к ведущему и повторяют движения для рук, которые показывает ведущий.  
   Затем выбирается одно движение, которое повторять запрещается. Тот, кто повторит запрещённое движение, выходит из игры.

7. Составление слов из слогов.
- Хитрый ёжик-чудачок
  Сшил колючий пиджачок
  Весь в иголках, без застёжек
  Что под деревом найдёт,
  На иглу нацепит он.
- Что нацепил ёж на иголочки?
- Составьте слова из слогов, которые записаны на иголочках ёжика. (Слива, грибы, ягоды, яблоко, груша).
- Запишите составленные слова в тетрадь. Выделите гласные буквы.

8. Игра с перекидыванием мяча.
- Называю слово, кидаю вам мяч, поменяйте местами слоги, сделайте первый слог вторым, верните мне мяч.

         Насос, наши, нора, камыш, жилы, навес, рады, сыро, кабан.

9. Работа с деформированным текстом.
- Перед вами предложения. Как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы их прочитать? (Составить слова из слогов, данных в скобках).

Там мы (вы, ня, пол, ли) разные (уп, не, раж, ни, я).
Мы вышли на (щад, ку, пло).
Мы (рас, вы, тем) сильными и (ми, здо, вы, ро).
У нас урок (куль, физ, ры, ту).

- А можно из этих предложений составить текст? Какое предложение будет первым? Следующее? Т.д.
- Прочитайте ещё раз получившийся текст. А как его можно озаглавить? (Урок физкультуры).
- Запишите посередине строки с большой буквы название текста.
- Напомните правило записи предложений. Записываем предложения.

10. Работа с пословицей.
- У нас осталось последнее задание. Прочитайте пословицу, начиная от стрелки. (Маленькое дело лучше большого безделья).
- Вам понятен смысл этой пословицы?
- А для чего нужны пословицы? (Они украшают нашу речь, делают её выразительнее, ярче).
- Запишите пословицу на листочке.
- На следующем занятии мы продолжим разговор о пословицах, поэтому попрошу вас подготовить пословицы о речи, уметь объяснить смысл выбранной вами пословицы.

11. Итог.
- Чем мы сегодня занимались?
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Что было самым трудным? Над этим мы и будем работать на следующих занятиях.
- Мне очень понравилось как вы сегодня работали. Молодцы.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть