• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
(из опыта работы учителя – логопеда Панфилец А.В. первой квалификационной категории, МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №45, п. Нахабино, Красногорского муниципального района, Московской области.)

Многие родители, стремясь лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Родителям и педагогам детей логопедических групп необходимо прежде всего исправить и развить нарушенную речь р ... ПАЛЬЧИКОВЫЙ ТРЕНИНГ В КОРРЕКЦИИ ОБЩЕГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ.
(из опыта работы учителя – логопеда Панфилец А.В. первой квалификационной категории, МБДОУ Центр развития ребенка – детский сад №45, п. Нахабино, Красногорского муниципального района, Московской области.)

Многие родители, стремясь лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Родителям и педагогам детей логопедических групп необходимо прежде всего исправить и развить нарушенную речь ребенка, кроме того воспитанники логопедических групп должны еще усвоить программный материал, соответствующий общему уровню развития выпускника подготовительной группы детского сада. Трудности в этом нелегком деле вынуждают искать новые эффективные средства. Уже ни для кого не секрет, что развитие пальцевой моторики стимулирует речь, активизируя речевые центры в коре головного мозга. Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.Б. Антакова - Фомина и др.) была подтверждена и обоснована связь речевой и пальцевой моторики. Поэтому развитию мелкой моторики в нашей практической деятельности  уделяется особое внимание. Но как оптимально использовать потенциал этой методики?
Вместе с воспитателями логопедической группы мы решили пронаблюдать влияние развития мелкой моторики пальцев рук на эффективность работы с детьми, страдающими ОНР.
Ознакомившись с множеством методической литературы по данной теме, выбрали самые эффективные, на наш взгляд, приемы и методы.
Мы выяснили, что мало загружать детей всевозможными дидактическими играми для пальчиков, поскольку участвуют в этих играх не более трех пальцев (большой, указательный и средний, так называемая социальная зона руки). Да, эти упражнения приносят положительный эффект, но, как мы выяснили, лишая движения безымянный палец и мизинец, мы лишаемся 1/3 воздействия. Нельзя упускать такой большой потенциал.
Выбрав путь стимулирования речевой активности детей самомассажем и тренировкой пальцев рук, мы выбрали игровые приемы. Ведь у детей с ОНР недостаточно сформирована эмоционально-волевая сфера (неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, отвлекаемость, некоторая слабость памяти), часто имеются отклонения в состоянии двигательных функций, нарушена просодическая сторона речи, нередка невротическая симптоматика. Только заинтересовав наших детей игрой можно ожидать от них выполнения заданий, основная масса которых дается им с большим трудом.
Мы подобрали самые интересные пальчиковые игры, особый упор делали на игры, сопровождающиеся стихами. Ведь разучивание текстов с использованием пальчиковой гимнастики стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, воображение, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. А уже о том, как регулярное заучивание стихов и текстов, даже самых небольших, развивает память, обогащает словарь детей с речевыми нарушениями, говорить не приходится.
Работу по развитию тонких движений пальцев рук мы начинаем с самого начала учебного года. Пальчиковая гимнастика проводится ежедневно, 3-5 раз в день вместе с артикуляционной, предваряя ее. Освоение новых упражнений с детьми проводится совместно с воспитателем и учителем - логопедом. Учитель - логопед составляет комплекс и вводит новые упражнения в зависимости от моторных и речевых возможностей детей.
На первом этапе работы мы обучили детей выполнению самомассажа пальцев и рук. Начав в сентябре с первых трех пунктов, к октябрю мы освоили весь комплекс, который занимал всего 3-5 минут и выполнялся детьми с интересом.
Разогрев самомассажем кисти рук, приступаем к самим упражнениям. Как известно, для детей логопедических групп достаточно сложны для выполнения самые простые упражнения для пальчиков. Поэтому мы с воспитателями набирались терпения и с пониманием, доброжелательно помогали детям осваивать упражнения. Красочные картинки, подобранные нами как иллюстрации для каждого упражнения, радовали детей, напоминали им уже заученные простые тексты. Через 2-3 недели достаточно было показать детям очередную картинку, чтобы дети сами с удовольствием начинали рассказывать стихи и выполнять соответствующие упражнения. Особенно интересными и разнообразными оказались упражнения из книги Т.Н.Щербаковой «Игры с пальчиками».
14 игр из этого издания прочно заняли место в нашей пальчиковой гимнастике. Для разнообразия регулярно включаем в комплекс упражнений более простые задания по выполнению фигурок из пальцев по книге В.В. Цвынтарного «Играем пальчиками и развиваем речь». Важно, что кроме перечисленных задач, стоящих перед пальчиковым тренингом, данные упражнения развивали у наших детей ориентацию в пространстве. По результатам обследования, проведенного в начале учебного года, только у четверых детей из группы (18 человек) не была нарушена эта важная функция. 9 игр, разработанных на основе русского и белорусского фольклора, заняли почетное место в нашей действующей коллекции. Ведь эти игры несут детям еще и приобщение истокам народной культуры.
Начиная с третьего периода обучения, дети приступили к упражнениям из сборника М.С.Рузиной и С.Ю.Афонькина «Страна пальчиковых игр». Особенность этих упражнений заключается в том, что они сопровождаются уже не примитивными стишками, как предыдущие, а повествовательными текстами. В свете одной из программных задач этого периода коррекционной работы - развития связной речи, данные упражнения приносят двойную пользу. Сначала слушая, а затем повторяя, правильно составленные фразы по 3-4 раза в день, дети невольно овладевают умением строить фразу, обогащают свой словарный запас.
Несколько пальчиковых игр с музыкальным сопровождением используются в начале музыкальных занятий. Сначала движения и слова разучиваются с воспитателем, затем соединяются с музыкой под руководством музыкального руководителя.
Не стоит сбрасывать со счетов ежедневные занятия детей с разнообразными дидактическими играми, основную массу которых воспитатели, родители и учитель - логопед изготовили своими руками: «Выложи из палочек», «Учись писать буквы», «Обведи по контуру», «Мастерская букв», «Золушка» (разобрать крупу), «Большая стройка» (плоские и объемные фигуры из спичек и пластилина), «Сложи квадрат», «Картинки-мозаики», «Мозаика пластиковая», «Выложи картину из кубиков», «Пластиковые трафареты» к лексическим темам и др.
Часть игр, имеющихся в группе, на развитие мелкой моторики пальцев рук приобретена родителями. Они выполнены из новейших материалов, прочны, красивы, многофункциональны. Дети с удовольствием играют, несмотря на сложность заданий.
Нельзя забывать и об организованной образовательной деятельности  «Художественное творчество» - лепка, конструирование, аппликация, рисование, которая проводится воспитателями по основной общеобразовательной  программе дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой 2011 с учетом поставленных в начале года задач по развитию мелкой моторики. Например, широкое использование техники оригами внесло ощутимый вклад в развитие не только мелкой моторики пальцев рук, усидчивости, внимания, но и пространственных представлений, развило фантазию, вкус к творчеству.
На примере пятерых детей проследим эффективность логопедической работы при оптимальном использовании влияния движений пальцев рук на речевое развитие.
Имя    Логопедическое
заключение    Звукопроизношение    Связная речь
        сентябрь    май    сентябрь    май
Алена    ОНР III ур.    8 зв.        Нарушена слоговая структура слова. Низкий уровень связной речи.    +
+
Саша    ОНР III ур.,
дизартрия    11 зв.    2 зв.    Нарушена слоговая структура слова. Низкий уровень связной речи.    +

Дима    ОНР III ур.    9 зв.        Нарушена слоговая структура слова. Низкий уровень связной речи.    +
+
Валерия    ФФН,
дизартрия    6 зв.        Нарушен фонематич. слух. Низкий уровень связной речи.    +
+
Ира    ФФН,
дизартрия    10 зв.        Нарушен фонематич. слух. Низкий уровень связной речи.    +
+
Таким образом, мы убедились, что развитие мелкой моторики пальцев рук эффективно влияние на  речевое и интеллектуальное развитие дошкольников с такой патологией, как общее недоразвитие речи.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть