• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста

В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т.д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по-своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Аппель Юлия Владимировна, учитель-логопед МК ДОУ детский сад №158
В современных Федеральных требованиях к осуществлению образовательных, воспитательных задач в дошкольном возрасте обращено должное внимание на развитие активности, самостоятельности, инициативности детей.
Познавательная активность является качественной характеристикой процесса познания в ходе естественного пути освоения ребенком окружающего его мира, объектов природы, людей и т.д. Проявление ребенком познавательной активности выражено в сосредоточенности, целенаправленности действий и мыслей, личных инициативных проявлениях (стремление по-своему сравнивать, высказывать, осуществлять поиск).
Активность выражается в степени самостоятельности в выборе ребенком видов деятельности, в участии в организации игры, стремлении к общению, в формулировке высказывания, отношения к событию и т.д.
В педагогике различают:

    
        познавательную активность, проявляемую ребёнком в действиях по показу, образцу, на основе схемы, алгоритма («Делаю так же», «Думать не надо», «Это же просто»);
    
        исполнительскую активность, которая состоит в принятии предъявленной задачи, выборе способа действий на основе высказанных взрослым общих требований («Я жду помощи», «Я сомневаюсь», «Я не тороплюсь»);
    
        творческую, исследовательскую активность, состоящую в самостоятельном выборе деятельности, в постановке цели, в выборе способа осуществления с высказыванием нескольких предположений, получением личностно значимого результата («Я могу», «У меня получится», «Я хочу экспериментировать»).

Воспитатель использует разнообразные приёмы повышения активности ребёнка в позновательно-исследовательской деятельности:

    
        обеспечивает интерес к предстоящей деятельности через мотивацию, образность, эмоциональность, значимость и необходимость участия каждого в деятельности;
    
        стимулирует исследовательское поведение ребенка в ходе поиска способа выполнения («Как?», «Что узнаешь при этом?»);
    
        обсуждает с детьми возможные варианты поиска, прогнозирования хода и результата («Если так, то…», «Что изменится, если»);
    
        помогает составлять алгоритм, уточнять правила и ограничения (схемы, знаки, чертежи);
    
        использует приёмы развития творческого воображения, творческой педагогики.

Накопление ребенком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области (труд, коммуникация, социализация и др.).
Уровень развития познавательной активности во многом определяет подготовку ребёнка к обучению в школе.  Поэтому важно знать показатели интересов у старших дошкольников. При наблюдении за детьми в разных видах деятельности, в общении со взрослыми и сверстниками, чтобы выяснить, насколько развита у них познавательная активность. При этом обратите внимание на следующее:

    
        задаёт ли ребёнок вопросы, каково их количество и содержание;
    
        стремится ли ребёнок пополнить свои знания об интересующем его предмете, используя различные средства информации (просит рассказать, почитать; рассматривает ли иллюстрации; самостоятельно наблюдает; осуществляет несложные опыты; обращается к теле- и радиопередачам и т.д.);
    
        рассказывает взрослым или сверстникам о своих интересах;
    
        участвует ли в беседах о том, что его интересует (проявляет ли при этом активность, инициативу, охотно ли делится своими знаниями);
    
        отражает ли свои впечатления в разных видах деятельности, проявляя при этом инициативу, творчество (игры, рассказы, рисунки, лепка, конструирование, поделки из природного материала и пр.);
    
        свойственна ли ребенку увлеченность, эмоциональность и выразительность речи, мимики, движений при проявлении интереса?

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть