• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Об основных подходах к организации образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ общеразвивающего вида с логопунктом. Организация работы консультативного пункта.
Заведующий МКДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Малышок» И.А. Клименко;
    заместитель заведующего по ВМР «Детский сад общеразвивающего вида № 19 «Малышок»,
    учитель-логопед Е.В. Улитенко;
    учитель-логопед МКДОУ «Детский сад комбинированного вида № 17 «Золотой ключик» Л.П. Куркова, город Шелехов

    «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…» Кофи Аннан (1998)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в последнее десятилетие, остро обозначил проблему в дошкольном детстве: с каждым годом резко увеличивается количество детей с нарушениями речи, дефекты которых часто носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Полагаясь на концепцию интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - (письмо Минобразования РФ от 16 апреля 2001 г. N 29/1524-6), которая заявляет, что «…каждый человек, независимо от состояния здоровья, наличия физического или умственного недостатка, имеет право на получение образования, качество которого не должно отличаться от качества образования, получаемого здоровыми людьми…», специалисты ДОУ общеразвивающего вида стали пересматривать подходы к организации психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом большого количества детей с различными речевыми нарушениями.
Статистические данные речевого обследования дошкольников в Шелеховском районе свидетельствуют о том, что в среднем до 70% всех детей дошкольного возраста нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении и коррекции отклонений в развитии. Отмечено, что отечественная концепция интегрированного обучения строится на трех принципах: интеграция через раннюю диагностику, через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку и через разноуровневые модели интеграции. В том числе она указывает на то, что «…медицинские, социальные и образовательные учреждения должны обеспечивать родителей всей полнотой информации о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации».
Эффективная интеграция возможна лишь в условиях постоянного совершенствования системы образования. Возможности преобразований определяются новыми связями моделей дошкольного образования и внедрением актуальных структур, например, таких как служба ранней помощи; консультационные пункты и др. в систему ДОУ. Организация консультативного пункта для детей с ОВЗ стала приоритетом нашей работы в направлении развития вариативных форм дошкольного образования. Кратко выразить суть обозначенной проблемы можно словами Дэвида Бланкетта: «Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом».
Данные обследований детей за последние десять лет констатируют тенденцию увеличения количества детей дошкольного и раннего возраста с различными отклонениями в развитии. Проблема сопровождения детей раннего возраста заключается в отсутствии комплексного подхода со стороны различных социальных институтов, недостаточной пропаганды элементарных медицинских, педагогических, психологических знаний, знаний физиологии ребенка среди родителей, недостаточной освоенности периода жизни детей от рождения до 3 лет с педагогической точки зрения, с доминирующим приоритетом медицинских служб в этот период сопровождения.
В подтверждение актуальности данной проблемы можно привести данные уровня готовности детей к школьному обучению: наблюдается большое количество детей с незрелостью психических процессов, с отсутствием мотивационной готовности, что в свою очередь является следствием недостаточного сопровождения ребенка с раннего возраста. Предупреждение и выявление дизонтогенетических проявлений в раннем возрасте, и своевременное оказание комплексной медико-психолого-педагогической помощи детям способствует снижению численности дошкольников и младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Современные условия диктуют необходимость создания целостной системы интегрированного (инклюзивного) образования детей с ограниченными возможностями здоровья как перспективы общедоступного и качественного дошкольного образования. Вот почему выбрана эта тема, и в чем ее актуальность!
Наиболее важными периодами предупреждения и выявления дизонтогенетических проявлений у детей, развития детей с ограниченными возможностями здоровья являются младенческий, ранний и дошкольный возрасты. Именно в это время имеется уникальная возможность преодолеть последствия того или иного сенсорного или интеллектуального нарушения. Занимаясь психолого-педагогическим сопровождением дошкольников в ДОУ на протяжении многих лет и, одновременно занимаясь выявлением запросов родителей детей с ОВЗ, мы пришли к выводу о том, что одной из наиболее востребованных и актуальных услуг для населения будет консультативный пункт для детей, воспитывающихся в условиях семьи в возрасте от 6-ти месяцев до 7 лет.
Стратегические цели создания консультативного пункта (КП):

    
        Создание условий для развития и воспитания ребенка с ОВЗ и его успешной социализации в будущем.
    
        Пропаганда здорового образа жизни, реклама услуг с привлечением СМИ.
    
        Повышение роли семьи в воспитании ребенка с ОВЗ.
    
        Развитие вариативных форм дошкольного образования.

Реализуя услуги в рамках работы консультативного пункта, мы решаем следующие задачи:

    
        Комплексная психолого-медико-педагогическая помощь, направленная на своевременное предупреждение отклонений в развитии, их профилактику и коррекцию, сохранение психического здоровья детей;
    
        Помощь семьям в приобретении навыков воспитания, обучения, подбор адекватных методов коррекции развития ребенка с ОВЗ;
    
        Содействие формированию у детей готовности к поступлению в дошкольные и общеобразовательные учреждения;
    
        Распространение передового педагогического опыта организации деятельности консультативного пункта среди ДОУ района, области;
    
        Привлечение внебюджетных средств в ДОУ, развитие сферы платных услуг;
    
        Привлечение к деятельности сторонних структур по организации интегрированного (инклюзивного) обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (детская поликлиника, НИИ педиатрии, диагностический центр, центр молекулярной диагностики и др.).

Структура консультативного пункта (КП):

    
        консультативный пункт с привлечением специалистов по запросам родителей;
    
        сенсорная комната для проведения индивидуальных и минигрупповых занятий на Монтессори – материалах, игрового оборудования ПЕРТРА;
    
        организация центра методической поддержки родителей, с выставками специализированной литературы, игрушек, пособий и др.

Специалисты, привлеченные к работе на КП:

    
        учитель-логопед;
    
        педагог-психолог;
    
        учитель-дефектолог;
    
        музыкальный руководитель;
    
        воспитатель;
    
        инструктор ФИЗО;
    
        детский невролог;
    
        другие узкие специалисты медицинских центров.

Эффективность модели КП:

    
        востребованность предоставляемых услуг;
    
        увеличение количества детей, включенных в вариативные формы дошкольного образования;
    
        оказание квалифицированной помощи детям с ОВЗ;
    
        педагогическая просвещенность родителей детей с ОВЗ;
    
        интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс ДОУ общеразвивающего вида.

Особенность организации работы КП:

    
        ранняя диагностика и профилактика отклонений в развитии ребенка;
    
        индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ с учетом структуры дефекта, его возможностей и способностей;
    
        повышение роли семьи в воспитании и обучении ребенка с ОВЗ;
    
        разноуровневая интеграция ребенка с ОВЗ в образовательный процесс (от группы кратковременного пребывания до посещения группы ДОУ общеразвивающего вида);
    
        индивидуальный образовательный маршрут развития ребенка с ОВЗ ориентирован на структуру его дефекта, где учреждение должно подстроиться под ребенка, а не наоборот, когда ребенок должен подчиниться общей системе обучения и воспитания в ДОУ.

Результатом работы КП является:

    
        создание благоприятных условий для развития и воспитания детей с ОВЗ;
    
        предоставление квалифицированной междисциплинарной семейно ориентированной помощи ребенку с особыми потребностями и семье, что содействует его оптимальному развитию и адаптации в обществе.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению