• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Крылова Н.М.: Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада

В мае 2012 г. издательство «ТЦ Сфера» в рамках серии Библиотека журнала «Управление ДОУ» выпускает книгу Н. М. Крыловой  «Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада».
Научно-методическую систему «Детский сад — Дом радости» реализуют сотни детских садов в самых разных уголках России. Книга ее создателя, выдающегося отечественного ученого Н.М. Крыловой, впервые раскрывает взаимосвязь трех сторон («программы», «технологии», «инноватики») в организации успешной педагогической практики. Смысловым фоном авторского рассказа служит широкий обзор актуальных научных достижений и обсуждение современного состояния дел в детских садах.
Сочетание научной четкости, богатейшего практического опыта и не­ожиданных, порой выглядящих парадоксальными, утверждений делает книгу увлекательной для чтения и наукоемкой, открывающей новую страницу в обсуждении проблем и перспектив дошкольного воспитания.
В мае 2012 г. издательство «ТЦ Сфера» в рамках серии Библиотека журнала «Управление ДОУ» выпускает книгу Н. М. Крыловой  «Лесенка успеха, или Три грани научно-методической системы детского сада».
Научно-методическую систему «Детский сад — Дом радости» реализуют сотни детских садов в самых разных уголках России. Книга ее создателя, выдающегося отечественного ученого Н.М. Крыловой, впервые раскрывает взаимосвязь трех сторон («программы», «технологии», «инноватики») в организации успешной педагогической практики. Смысловым фоном авторского рассказа служит широкий обзор актуальных научных достижений и обсуждение современного состояния дел в детских садах.
Сочетание научной четкости, богатейшего практического опыта и не­ожиданных, порой выглядящих парадоксальными, утверждений делает книгу увлекательной для чтения и наукоемкой, открывающей новую страницу в обсуждении проблем и перспектив дошкольного воспитания.

     

     

    Содержание

    
        От автора
    
        Узел противоречий в профессии воспитателя: опыт системного подхода
    
        С чем должен справиться воспитатель и чем ему можно помочь?
    
        Три блока научно-методического проекта
    
        Об инноватике. Логическое и метафорическое
    
        Метафоры инновационной работы
    
        Главное богатство любой программы — люди, ее реализующие
    
        Организация пространства группы и предметная среда
    
        Что представляет собой современный детский сад? (из зарубежного опыта и отечественных открытий)
    
        Первый проект. Сады Фрёбеля
    
        Три грани проекта Монтессори
    
        Оазисы домашнего уюта в проекте Рудольфа Штайнера
    
        Программа, или Необычное в привычном
    
        Золотой фонд детства и проект НИИ дошкольного воспитания им. А.В. Запорожца
    
        Сколько дошкольных программ в России? А что если все-таки одна?
    
        Занятия с дошкольниками: проект А.П. Усовой
    
        Идеи В.С. Мерлина об интегральной индивидуальности и фундамент НМС «Детский сад — Дом радости»
    
        Наследие В.И. Логиновой: теория освоения детьми системных знаний о труде как деятельности — фундамент НМС «Детский сад — Дом радости»
    
        Как реализуются научные открытия Н.Н. Поддьякова в НМС «Детский сад — Дом радости»
    
        Основные акценты программы «Детский сад — Дом радости»
    
        Технология, или Драматургия на каждый день
    
        Между конспектом занятия и сценарием дня, или Лесенка над пропастью
    
        Партитура для воспитателя: опыт симфонического подхода
    
        Технология как предпосылка творчества воспитателя

Предлагаем вашему вниманию главу из книги.

    Организация пространства группы и предметная среда
Мы стремимся к образу такого пространства, где можно расположиться «с размахом», найти место для реализации масштабного замысла; к пространству, легко преображающемуся, исходя как из потребностей в организации работы, так и по желанию детей.

    Общие правила организации пространства
1. Организация пространства должна обеспечить возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку, который должен иметь возможность задумывать по своей инициативе тот или иной вид деятельности и без помощи взрослого действовать, достигая результата. «Среда должна обеспечить возможность ребенку развиваться в деятельности», — такое первое требование к среде было сформулировано А.В. Запорожцем.
В соответствии с положением Л.С. Выготского, среда должна быть предметна. Что это значит? Это значит, что каждый предмет, который ребенок видит в группе (начиная с занавесок), должен быть на виду и быть зачем-то, к чему-то предназначенным.
2. Подбор предметов позволяет детям получать различную информацию, обобщать, анализировать, вести с предметами экспериментальную и поисковую деятельность.
Эти предметы — прежде всего носители культурно-исторического опыта. Из них в разных местах группы должны образовываться миры в философском значении этого слова: «Мир науки», «Мир леса», «Мир хохломы» и т.п. Воспитатели могут учиться созданию такой среды из учебных фильмов «Малыш уже вырос», «Ребенок в мире красоты», «До школы — один год» и др.
Не стоит забывать, что при этом групповое помещение должно быть художественно оформлено. Несомненно, потребуется много зеркал, а пространство стен должны занимать произведения искусства.
3. Каждый предмет группы, спальни, умывальной комнаты, раздевалки, коридора подбираются таким образом, чтобы они создавали комфортное состояние не только у ребенка, но и у взрослых.
Подбор предметов создает красоту и комфорт в группе. Но, кроме того, он должен содействовать выработке у детей привычки сохранять и поддерживать такой порядок, который осознается ими как необходимый для развития культуры взаимоотношений между людьми, живущими здесь и сейчас.
4. Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Например, для этого спальную комнату необходимо стараться обустроить так, чтобы большая ее часть легко могла освобождаться для детских игр, а некоторые занятия могли бы иногда охватывать и обе комнаты.
Пространство должно легко трансформироваться, согласно замыслу педагога или желанию детей.
5. Организация пространства должна систематически изменяться в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, количеством участников.
Работа по созданию и обогащению предметной развивающей среды в группах предполагает сотрудничество с родителями воспитанников.

    Какие игрушки должны быть в детском саду и почему?
По технологии программы «Детский сад — Дом радости» ежедневно ребенок получает возможность проиграть семь видов игр: строительно-конструктивные, сюжетно-ролевые, театральные (режиссерские и драматизационные), дидактические, подвижные, музыкальные и игры-забавы. При этом каждый вид игр предполагает свой особый набор игрушек. Остановимся подробнее на двух видах игр: сюжетно-ролевой (с куклами и машинами) и строительно-конструктивной.
    Для проведения сюжетно-ролевой игры потребуются наборы кукол, изображающие детей разных полов и возрастов. Эти куклы должны быть различной величины, хорошо одетые и с разнообразными лицами: грустными и веселыми, сердитыми и добродушными, доверчивыми и удивляющимися.
Большая дидактическая кукла с набором разнообразных пособий, придуманная крупнейшим специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой, поможет воспитателю (особенно в первой и второй младших группах) познакомить ребенка с предметами, окружающими человека и удовлетворяющими различные его потребности: посуда, мебель, одежда и пр. Одежда куклы позволит полнее рассказать о жизни людей в разное время года; кухонная и столовая посуда обогатит представления о культуре приема пищи и правилах поведения за столом; мебель (кроватки, шкафчики, стульчики), а также кукольная утварь познакомит с культурой жизни и быта. Такая «многофункциональная» кукла непременно должна быть в каждой группе современного ДОУ.
Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда на рынке товаров преобладают дорогие зарубежные куклы, например, Барби или мягкие игрушки подчас странной окраски, изображающие неизвестных существ. К сожалению, именно эти игрушки стараниями рекламы становятся главными в выборе детей и родителей. Попытки заменить такими игрушками сюжетную игру, к сожалению, ни к чему хорошему не приводят.
Строительно-конструктивные игры в ДОУ предназначены для развития у дошкольников строительно-конструктивной деятельности. По этой причине в каждой группе должны находиться самые разнообразные наборы подобных игрушек. Это, во-первых, наборы различных строительных материалов, детали которых должны быть деревянными, так как дерево — экологически чистый материал, обладающий многими полезными свойствами. Для построек на полу интересен строительный материал (цилиндрические формы с отверстиями) Е.А. Флериной, конструктор В.П. Поликарпова. Датский конструктор Лего, безусловно, хорош для детей старшего возраста, а малышам нужно вернуть именно отечественный цветной строительный материал. Во-вторых, для строительства необходимы игрушки, «заселяющие» постройки, которыми могут быть различные сказочные персонажи, а также домашние и дикие животные разных широт. Хорошо если все эти разнообразные, небольшие по размеру игрушки ребенок мог бы использовать в игре, чтобы создать сказочную ситуацию, парк, зоопарк, ферму или лес.
Не секрет, что современный детский сад зачастую просто не может себе позволить приобрести качественный, но дорогой отечественный «строитель». Возьмем для примера группу, работающую по программе «Детский сад — Дом радости». Для каждого ребенка нужна коробка настольного «строителя», а на группу, как минимум, два-три набора напольного. Для некоторых образовательных учреждений это относительно дорогое удовольствие.
У разных педагогов разный подход к тому, как игрушки должны располагаться в помещении группы детского сада. Если вы заглянете в группу «Детского сада — Дома радости», то игрушек здесь очень мало, помещение выглядит как просторный и пустой дворец. Но если мы откроем шкафы, там будет все, что нужно для детей и воспитателей.
Отметим, что любая приобретаемая для сада игрушка может быть совершенно бездарно использована. Можно купить какую угодно дорогую игрушку и буквально через месяц от нее ничего не останется. Именно поэтому в наших ДОУ мы придаем огромное значение обучению воспитателей работе с игрушкой, становлению и сохранению у ребенка игровых навыков, самому искусству внесения игрушки в группу и «охраны» ее в пространстве группы.
Мы никогда не говорим детям: «Вот вам игрушка, играйте», а отводим много времени для ознакомления ребят и с игрой, и с игрушкой, обучаем их не только играть, но и сохранять все это в порядке.
Например, прежде чем предложить действовать со строительным конструктором, обучаем каждого малыша складывать детали в коробку по порядку. Воспитатель сначала показывает как это сделать, а потом они убирают детали вместе с ребенком, обсуждая их форму и место хранения в коробке.
В овладении игрой и игрушкой ребенок шагает вверх по «Лесенке успеха», продвигаясь от уровня узнавания и восхищения игрой к индивидуальному обучению, затем наступает этап общегруппового участия в этой игре.
Постепенно игра становится средством развития коллективных отношений, средством развития честности и правдивости, культуры выполнения правил и обязательств друг перед другом. Когда дети научатся играть, игра превратится в форму саморазвития каждого ребенка.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть