• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Рытикова Елена Георгиевна, музыкальный руководитель   высшей квалификационной категории МКДОУ № 19 «Малышок», г. Шелехов
Реформирование системы дошкольного образования в связи с выходом в свет федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и к условиям ее реализации заставляет пересмотреть устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание и методы работы с детьми. Необходимо применять гибкие модели и технологии образовательного процесса, предполагающих активизацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, привлекательные для детей формы организации деятельности.
Возрастает необходимость комплексного сопровождения детей специалистами ДОУ и в том числе, в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В настоящее время увеличивается процент детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, что проявляется в снижении мышечного тонуса, несовершенстве общей и мелкой моторики, нескоординированности движений, несформированностью в работе голосообразующей системы. Увлечение компьютерными играми,  неограниченный просмотр телевизионных программ приводит к снижению двигательной активности детей, проблемам в  коммуникативном общении. Отдельную категорию составляют дети с различными нарушениями речи.
Осуществляя комплексный подход в сопровождении детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ общеразвивающего вида, тесно взаимодействуя с учителем-логопедом и педагогом – психологом, мы пришли к выводу, что чем разнообразнее формы работы с ребенком дошкольного возраста, тем успешнее преодолеваются отклонения в его развитии.
Музыкальные занятия являются огромным потенциалом для преодоления этих проблем. Базируясь на таких видах деятельности ребенка как восприятие, исполнительство и творчество, эти занятия включают не только традиционные виды музыкальной деятельности, но и ряд нестандартных, занимательных упражнений и заданий, направленных на целостное развитие детской личности.
В ДОУ образовательная деятельность осуществляется на основе комплексного календарно-тематического планирования, составляющей частью которого является раздел музыкального развития детей,  разработанный  в соответствии с требованиями образовательной области «Музыка» с использованием логоритмических, кинезиологических упражнений, с учетом возможностей и потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья (в данном случае – с различными речевыми нарушениями).
Интегрированные  музыкальные занятия с элементами логоритмики позволяют решать художественно-эстетические, коррекционно -                      развивающие и оздоровительные задачи,  дают возможность укрепить и усилить полученный положительный эффект, создают предпосылки для реализации творческого потенциала личности дошкольника и формирование у него интегративных качеств. Эта проблема является на сегодняшний день актуальной, что объясняет выбор темы работы.
Цель работы - помочь детям с ОВЗ активно войти в мир музыки, стимулировать развитие музыкальных способностей, формировать коммуникативные навыки посредством основных видов музыкальной деятельности и элементов логоритмики на основе закрепления лексических тем.
С учетом цели были поставлены следующие задачи:
1. Развитие музыкальных, творческих способностей дошкольников, формирование у них опыта взаимодействия с музыкальными произведениями.
2. Развитие свободного общения о музыке со взрослыми и детьми.
3. Развитие в театрализованной деятельности на занятиях всех компонентов устной речи.
4. Воспитание умения ритмично двигаться, сопровождая движения речью.
5. Развитие слухового внимания и памяти.
6. Формирование просодических компонентов речи: речевого дыхания, правильной артикуляции, дикции на материале фонопедических упражнений, чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек.
7. Расширение и активизация словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
8. Развитие речи как средства коммуникации, практическое овладение детьми возрастных нормативов речи.
9. Развитие психических процессов: восприятия, воображения,  внимания, памяти, мышления.
 Новизна работы:
- обеспечение комплексного сопровождения детей с ОВЗ на основе принципа интеграции образовательных областей;
- учет принципа комплексно-тематического планирования при подготовке музыкальных занятий;
- использование элементов логоритмики на музыкальных занятиях в ДОУ общеразвивающего вида;
- вовлечение родителей как активных участников образовательного процесса.
Ожидаемые результаты:
1. Воспитание у детей интереса и любви к миру музыки.
2.Улучшение результативности в музыкальном и речевом развитии.
3. Организация комплексного сопровождения образовательного процесса.
4. Повышение мотивации педагогов и родителей для совершенствования музыкально-развивающей среды групп, использование музыкального материала в совместной деятельности с детьми, организации режимных моментов.
Проводимые занятия воспитывают  эстетические, нравственные, и этические чувства, направлены на развитие творческих способностей, всех компонентов речи, слуховых функций, речевой функциональной системы, двигательной сферы, ручной и артикуляционной моторики, памяти, внимания, познавательных процессов.
Раздел  музыкального развития детей  разработан  на основе программы «Ладушки». Переработан музыкальный репертуар, подобраны упражнения с элементами логоритмики, которые органично встроены в комплекс  занятия. Структура плана состоит из двух параллельных направлений, в которых указаны музыкальный  материал и элементы логоритмики, соответствующие данной лексической теме. Итоговые комплексные музыкальные занятия и развлечения  строятся по сказочным сюжетам, с опорой на лексические темы из комплексно-тематического планирования по возрастным группам. С учетом рекомендаций педагога-психолога и возможностей детей с ОВЗ эмоционально-окрашенные музыкальные занятия строятся с быстрой сменой разных видов музыкальной деятельности, чтобы избежать утомления и усталости. Занятия выступают источником позитивных переживаний ребенка, рождают новые креативные потребности и способствуют развитию коммуникативных качеств.
При помощи речевых игр, фонопедических упражнений, самомассажа дети учатся выражать голосом и мимикой свои эмоции, к которым постепенно добавляется имитационно-двигательная активность. Пальчиковая гимнастика помогает им расслабиться, отдохнуть.  Перед распевкой или пением песен естественно включение чистоговорок, логопедических распевок, народных закличек на основе ритмичного исполнения упражнения под музыку. Материал чистоговорок и другого речевого материала составляется с учетом речевого онтогенеза детей и под контролем учителя-логопеда.
Эффективны в работе упражнения на координацию речи и движений. Ритмитизированная форма речи привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, настраивает детей на игру. Именно способность захватывать своим ритмическим строем, активно стимулировать и регулировать движения человеческого тела делает их незаменимым компонентом занятий.
Включение  логоритмических  упражнений помогает легче усваивать программное содержание занятий. Идет развитие просодических компонентов речи, совершенствуется пространственная ориентировка, координации движений.   У всех детей укрепляется костно-мышечный аппарат, улучшаются моторные функции, что способствует сохранению и укреплению здоровья детей.
По результатам мониторинга прослеживается стабильная положительная динамика в формировании у детей интереса к музыкальной деятельности, любви к пению, музицированию, осознанию связи музыкального искусства с окружающим миром. Дети и педагоги с огромным желанием ждут занятий в музыкальном зале, с радостью участвуют в праздниках и концертах.  Для детей это игра — а значит хорошее настроение, благоприятный эмоциональный настрой. Стимулируется игровая, коммуникативная и речевая активность дошкольников, что способствует снижению психоэмоционального напряжения и укреплению здоровья детей.
Педагоги и родители понимают и осознают необходимость сотрудничества в решении общих задач музыкального развития детей. Активно используют материал из тетради связи в образовательную и совместную деятельность с детьми, совершенствуют музыкальную предметно-развивающую среду группы.
В системе мониторинга достижения детьми старшего дошкольного возраста планируемых результатов освоения программы получены следующие показатели:
Рытикова  Елена Георгиевна, музыкальный руководитель высшей категории, стаж работы 32 года

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению