• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Построение системы партнерских отношений с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса

Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
                  Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко  не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в пункте 2.4 говорится, что в  программе необходимо: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, а в пункте 2.11 отмечается, что реализация  программы  осуществляется через взаимодействие с родителями.
Воспитатель второй  квалификационной категории Москаленко С.Н.

    Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1.1.Постановка и обоснование выбора темы
1.2. Основная цель и задачи
2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Особенности взаимодействия между педагогом и семьей
2.2. Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи
3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Библиография

    ВВЕДЕНИЕ
Воспитывает всё: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А.С.Макаренко
1.1.Постановка и обоснование выбора темы
               Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и детского сада.
              Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители, и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Как бы глубоко  не продумывались формы воспитания детей в детских садах, какой бы высокой ни была квалификация педагога, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в воспитательном процессе. В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования  в пункте 2.4 говорится, что в  программе необходимо: предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослых и детей, а в пункте 2.11 отмечается, что реализация  программы  осуществляется через взаимодействие с родителями. 
           Основным структурным элементом в детском саду является группа. Организатором деятельности в группе, координатором воспитательных воздействий остается воспитатель, именно он непосредственно взаимодействует как с детьми, так и с родителями.
          Воспитатель, обучающий и воспитывающий дошкольников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьями  воспитанников во многом зависит эффективность формирования личности ребенка. В настоящее время многие родители ищут пути грамотного и гармоничного воспитания ребенка и готовы к активному сотрудничеству с педагогами. Объединение усилий педагога и родителей в процессе воспитания детей – непростая в организационном и психолого-педагогическом плане задача.
         Я заинтересовалась, насколько родители моих воспитанников удовлетворены взаимодействием с нами -  воспитателями, и попросила родителей заполнить анкету «Оценка взаимодействия с педагогами ДОУ» (Приложение 1).
         Оказалось, что у большей  части  родителей (68%) низкий уровень удовлетворенности взаимодействием с воспитателями групп, также  анализ полученных сведений показал:
- воспитатели не учитывают интересы и пожелания родителей при организации различных мероприятий,
- в процессе общения с воспитателями родители получают недостаточно знаний о способах воспитания ребенка и эти знания не всегда применимы в жизни,
- отсутствует четкое представление о системе совместной работы родителей и педагогов.
            Значит, приемы и методы взаимодействия воспитателя с родителями, применяемые в моей группе, оказались не достаточно эффективными.
            Мне стало интересно, насколько взаимодействие педагога  с родителями влияет на образовательный процесс и как можно построить эффективные партнерские взаимоотношения с родителями.
Это и определило тему моей работы: «Построение системы партнерских отношений педагога  с родителями как способ повышения эффективности образовательного процесса».
1.2. Основная цель и задачи
Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения качества  воспитания подрастающего поколения.
Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребенка могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух составляющих – семьи и ДОУ.
 Педагогическая идея:
Эффективность образовательного процесса повышается, если  взаимодействие педагога с родителями строится на основе партнерских отношений.
   Цель работы: поиск новых, современных приемов и методов взаимодействия педагога с родителями в дошкольном учреждении, направленных на  повышение активности родителей как участников образовательного процесса.
        Для координации работы детского сада и родителей я поставила  перед собой следующие задачи:
- найти приемы и методы взаимодействия  педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения,
- выявить, как активное привлечение родителей к совместной работе с детьми (в работе над образовательным проектом) влияет на усвоение детьми содержания данной темы.
Этапы работы по реализации педагогической идеи:

    
        Изучение литературы по данному вопросу.
    
        Практическая деятельность.
    
        Анализ практической деятельности.


    2. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЕЙ
2.1. Особенности взаимодействия между педагогом и семьей
«Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы».
                                                                            Большой Энциклопедический словарь. 2000.
По мнению Т.А.Куликовой, взаимодействие представляет собой способ организации совме­стной деятельности, которая осуществляется на основании соци­альной перцепции и с помощью общения. Результатом взаимодей­ствия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отно­шений людей, от положения взаимодействующих.
Как отмечает Т.А.Куликова, главный момент в контексте «семья  – дошкольное учреждение» – личное взаимодействие педагога и родителей по поводу трудностей и радостей, успехов и неудач, сомнений и размышлений в процессе воспитания конкретного ребенка в данной семье. Неоценима помощь друг другу в понимании ребенка, в решении его индивиду­альных проблем, в оптимизации его развития.
Родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и учреждения. Наиболее оптимально они складываются, если обе сторо­ны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ре­бенка и доверяют друг другу. Родители должны быть уверены в хо­рошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необхо­димо вырабатывать у себя «добрый взгляд» на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, созда­вать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним вни­мание родителей. По мнению авторов: Агавелян М.Г., Даниловой Е.Ю., Чечулиной О.Г., в повседневном общении воспитатель и родители часто упускают из вида положительные особенности ребёнка и сосредоточиваются в основном на его отрицательных проявлениях.
Т.А.Куликова предостерегает педагогов от такой типичной ошибки, как сообщение родителям о негативных особенностях воспитанника, которая может спровоцировать недоверие к педагогу, на фоне которого дальнейшие совместные действия взрослых будут невозможны. Скорее всего, родители начнут жалеть своего ребёнка, вынужденного общаться с таким «плохим» воспитателем.
Поэтому внешняя цель первого этапа взаимодействия педагога с родителями — «перестановка акцентов», а внутренняя — установление доверитель­ных отношений с родителями.
Второй и третий этапы установления доверительно-деловых контактов с родителями показывают, насколько условным является выделение интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон общения. Вступление в контакт, установление взаимоотношений, налаживание взаимодействия невозможно без обмена информацией, т.е. интерактивная сторона тесно переплета­ется с коммуникативной.
На втором этапе установления доверительно-деловых контактов педагог может передать родителям те неожиданные или интересные знания о ребенке, которые не могли быть ими получены в семье (например, данные социометрического исследования о положении ребенка в группе сверстников или особенности элементов учебной деятельности, которые формируются у ребенка на занятиях). При этом педагог доверительно сообщает родителям о своих затруднениях и советуется с ними, как поступить. Помимо внешней цели — знакомства родителей с особенностями ребенка, проявляющимися в отличающейся от семьи социальной среде, — существует внутренняя цель: сформи­ровать у родителей установку на сотрудничество.
На третьем этапе взрослые меняются ролями. Педагог знакомит­ся с проблемами семьи, возникающими в ходе воспитания ребенка. В этом случае у них возникнет потребность поделиться с воспитателем сведениями о проявлении не только положительных, но и отрицательных сторон индивидуальности ребенка. Внешней целью этого этапа является предоставление воз­можности родителям проявить свою готовность к сотрудничеству, внутренней — вызвать потребность в исследовании ребенка.
Четвертый этап установления доверительно-деловых контактов с родителями состоит в совместных исследованиях лич­ности ребенка, выработке согласованного взгляда на его воспита­ние, коррекции всеми взрослыми своих воспитательных позиций, на основании чего реализуется единое педагогическое воздействие. При этом внешняя и внутренняя цели совпадают и состоят в изу­чении и формировании личности ребенка на основе пересмотра существующих стереотипов воспитания и достижения в нем единства всех воспитывающих взрослых
Т.А.Куликова отмечает, что доверие родителей к педагогу должно основываться на уваже­нии к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспи­тания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных ка­честв (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Таким образом, я пришла к выводу, что отношения педагога с родителями должно осуществляться на основе сотрудничества и доверительных отношений друг к другу.
Посмотрим, какие условия необходимы для организации взаимодействия педагога с родителями.

    2.2. Условия, необходимые для организации взаимодействия детского сада и семьи
Как утверждает Т.А.Куликова, «Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой» [5,164].
Охарактеризуем, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу».
По мнению Т.А.Куликовой, придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
"Открытость детского сада внутрь" - это вовлечение родителей в образовательный процесс детского сада. Родители, члены семьи могут значительно разнообразить жизнь детей в дошкольном учреждении, внести свой вклад в образовательную работу. Это может быть эпизодическое мероприятие, которое по силам каждой семье. Одни родители с удовольствием организуют экскурсию, "поход" в ближайший лес, на речку, другие помогут в оснащении педагогического процесса, третьи - чему-то научат детей.
Некоторые родители и другие члены семьи включаются в проводимую систематически образовательную, оздоровительную работу с детьми. Например, ведут кружки, студии, обучают малышей некоторым ремеслам, рукоделию, занимаются театрализованной деятельностью и т.д.
"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
В условиях открытого детского сада родители имеют возможность в удобное для них время прийти в группу, понаблюдать, чем занят ребенок, поиграть с детьми и т.д.
Следовательно, мне нужно создать такие условия, чтобы у родителей возникло желание принять активное участие  в образовательном  процессе.

    3. РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИДЕИ
Время работы по реализации педагогической идеи – 2 года.
Специфика моей работы заключается в том, что я работаю  в разновозрастной группе с 25 детьми 4 возрастов (в возрасте от 3 до 4 лет  – 6 детей, от 4-до 5 лет  – 10 детей, от 5 до 6  лет – 5 детей, от 6-до 7 лет – 4 ребенка).
Реализация моей педагогической идеи  осуществлялась в  2 этапа:

    
        Поиск новых, современных  приемов и методов взаимодействия  педагога с родителями, которые помогут выстроить партнерские отношения
    
        Экспериментально проверить, как активное привлечение родителей к совместной деятельности с детьми (в работе над образовательным проектом) влияет на усвоение детьми содержания данной темы.

Первый этап.
Работа с родителями начинается с подготовки перспективного плана (Приложение 2).
       Первоначально  взаимодействие с родителями носило формальный характер: я обращалась к ним с какой-либо просьбой,  либо с заданием,  и много времени уходило на то, чтобы убедить большую часть родителей это задание выполнить.
            Передо мной возникла проблема: что можно изменить в моем взаимодействии с родителями, чтобы не тратить время на их убеждение.
Изучая  литературу по работе с родителями, я обратила внимание, что эффективность работы с родителями резко повышается, если взаимодействие с родителями строится на основе сотрудничества и доверительных отношений. Я стала искать приемы, чтобы расположить к себе родителей и завоевать их доверие:
1.      Традиционно в нашем детском саду проводятся дни рождения детей – воспитатели водят с детьми  в  кафе «Каравай»,  где  дети пьют чай с конфетами.
Я решила изменить ход проведения дня рождения – ведь это главный праздник в семьях воспитанников.
Перед празднованием дня рождения вместе с детьми мы готовим подарок имениннику – делаем коллаж-поздравление. В праздничный день мама приходит к нам в группу,  мы  все вместе смотрим семейный альбом, мама рассказывает интересные случаи про своего ребенка. Все вместе готовим угощения для праздничного стола (Приложение 3): выпечку, фруктовые салаты.
Общение  на таких праздниках между мной и  родителями  получается непринужденным и доверительным, и создает  момент позитивного восприятия детского сада и меня как педагога.
2.      Ежегодно в нашем детском саду проходит  общий для всех групп  спортивный праздник «Папа и я – спортивная семья».
От группы  обычно участвуют 1-2 родителя старших детей, родители младших детей не участвуют в таком мероприятия. В прошлом году, помимо общего праздника, я провела и групповой праздник «Папа, мама и я – спортивная семья». Конечно, не все родители участвовали - несколько родителей не смогли отпроситься с работы, некоторые просто постеснялись. Но какой положительный заряд  получили те семьи, которые соревновались между собой! Какой был азарт! (Приложение 4).
Эмоциональное общение, участие в общем деле способствует сплочению коллектива родителей, детей и педагога. От таких совместных мероприятий выигрывают все:  дети начинают гордиться своими родными, а родители приобретают опыт сотрудничества, как со своим ребёнком, так и с другими семьями и даже возможность подружиться.
3.      После изучения больших образовательных блоков в нашем детском саду проводятся интеллектуальные марафоны для старших детей. 
Первоначально на станциях детям задавали вопросы специалисты нашего сада. Родители заинтересовались, что это такое, какие вопросы задают детям – я предложила им поучаствовать и попробовать себя в роли судей. На каждой станции, а их 5 ,  сидят по 1 родителю от группы и каждый марафон  мы меняем состав родителей – родители не только старших дошкольников, но и родители  младших детей пробуют себя в роли «судей».
            Родители были удивлены, что дети могут отвечать  на непростые вопросы  и  теперь стараются подготовить своего ребенка.
Все это помогает создать в группе доброжелательные отношения, основанные на доверии, ведь родители охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. Все, что связано с конкретным ребенком, вызывает неподдельный интерес. Этот интерес я и стараюсь  использовать при организации взаимодействия с родителями.       
4.      Родительские собрания.
В связи с небольшой посещаемостью родительских собраний  я заменила традиционное объявление о предстоящем мероприятии  на индивидуальные приглашения, которые я  делаю  вместе с детьми. Какой родитель откажется прийти, если его приглашает его собственный ребенок?
            Чтобы собрание стало интересным,  я стала менять приемы проведения: родителям трудно себя проявить в ситуации традиционного родительского собрания, где ведущую роль играет педагог.  Собрание  с родителями начинаю с психологической игры на  снятие излишнего эмоционального напряжения. (Приложение 5).
Форма проведения нашей встречи выбирается  после обработки анкет (Приложение 6): это может быть и деловая игра, и семинар (Приложение 7) и вечер «Вопросов и ответов». В конце собрания проводим обсуждение – что понравилось,  какие мои советы применимы на практике, какие бы вопросы родители хотели еще обсудить.
В таких встречах примечательно то, что практические ни один родитель не остается в стороне, почти каждый высказывает дельные советы и делится  интересными наблюдениями. Заканчиваются такие встречи чаепитием.  К собраниям мы совместно с детьми  готовим фотогазету, где используем фотографии из жизни группы (Приложение 8).
          В конце собрания родители обязательно получают памятку в виде буклета с советами на тему собрания (Приложение 9).
Наша группа разновозрастная, запросы и проблемы у родителей разные, и очень трудно провести собрание на какую-то отдельную тему – она может быть неактуальной для части родителей. Поэтому я прибегаю к помощи родителей: родители младших детей озвучивают свои проблемы,  родители старших дошкольников делятся своим опытом, а я даю свои советы и рекомендации как педагог.
Конечно, такие мероприятия провести непросто, ведь для этого я должна хорошо знать семьи своих воспитанников. Мною проводится обязательное объемное анкетирование родителей (Приложение 10)   при приеме ребенка в группу, ставящее своей целью получить максимальное количество информации о семье, помимо этого я наблюдаю за семьями воспитанников и их межличностными отношениями, - все это помогает мне реально оценивать возможности и проблемы каждой семьи.
        В нашей группе меняется не весь состав родителей после выпуска детей в школу, а маленькая часть, и работать с вновь влившимися в наш коллектив родителями становится не столь сложно – потому что  сложившиеся традиции не ломаются ежегодно, а только поддерживаются.
Применив на практике новую модель взаимоотношений, я увидела результаты своей работы: родители стали охотнее идти на контакт, видя мою  искреннею заинтересованность в  них.
Известно, что   хорошо налаженный контакт родителей и воспитателей помогает более эффективно доносить до ребенка новую информацию. И у меня появилось желание вовлечь более активно родителей  в образовательную деятельность.
Второй этап.
Оказалось, что изучая различных животных, наши дети не владеют понятием  «Редкие животных нашего края», да и некоторые родители впервые услышали название «Выхухоль» или узнали, что они живут в нашей местности. Я предложила родителям включиться в совместную образовательную деятельность над  проектом «Дикие животные Калужского края»
           На начальном этапе я провела входной мониторинг осведомленности  детей по данной теме в соответствии с задачами проекта (Приложение 11). Далее распределила задания для родителей. При распределении заданий я использовали  дифференцированный  подход, исходя из возможностей семей и возрасте ребенка:     
- родители старших дошкольников  совместно с ребенком собирали материал для мини-докладов и рисовали рисунки, составляли кроссворды,
- родители младших дошкольников помогли  организовать книжную выставку и подобрать различные стихотворения, пальчиковые и подвижные игры.
 Мною  были проведены открытые  познавательные мероприятия (Приложение 12), совместные с родителями экскурсии в парк. Совместно с детьми мы  сделали коллаж «Звери в лесу»,  самой значимой работой стало  изготовление «Красной книги Калужской области» - родители искали сведения, какие животные нашего края  редкие, делали иллюстрации и оформляли ее. В завершении работы над проектом прошла театральная постановка - сказка «Теремок».
После всех мероприятий по реализации проекта я снова провела мониторинг осведомленности детей, и оказалось, что  дети, родители которых активно участвовали в работе над проектом, больше осведомлены, в то время как осведомленность детей, родители которых не приняли участие в образовательном проекте,  не очень изменилась. Более того, родители, которые принимали активное участие в работе над проектом, стали проявлять живой интерес к тому, что и как изучают их дети в детском саду, стали интересоваться, будет ли продолжена работа, в которой они и их дети могли бы поучаствовать.
Мониторинг осведомленности детей по проекту
            Следовательно, можно сделать вывод, что если родители в совместной деятельности расширяют познания детей, то эффективность образовательного процесса увеличивается -  на ребенка оказывается «двойное педагогическое воздействие». И как результат – включенность семьи в работу детского сада, обеспечивающая комплексность стратегии воздействия на личность ребенка.
           К сожалению, не все родители, в меру своей занятости, могут участвовать  в полноценном взаимодействии: с родителями  пяти своих воспитанников я могу общаться только на собраниях-обсуждениях после открытых мероприятий, и я привлекаю их к оказанию разовой помощи (изготовление костюмов для своего ребенка, декораций к спектаклю, оформление фотогазет и др.),
            Половина  родителей из моей группы – родители с удобным рабочим графиком – с ними общаемся часто,   они всегда откликаются на мои предложения по развитию и обучению их детей и с удовольствием участвуют  в различных мероприятиях, например, «Широкая масленица», «Колядки».
             Третья группа родителей – неработающие мамы – на эту группу родителей я всегда опираюсь  при подготовке к совместным мероприятиям, к праздникам и собраниям, и привлекаю их  в качестве добровольных помощ­ников на экскурсиях, интеллектуальных марафонах.
            На сегодняшний день у меня сложилась определенная система  работы с родителями. Использование разнообразных форм взаимодействия дало определенные результаты:

    
        родители с удовольствием приходят в группу;
    
        многие родители дружат семьями;
    
        предлагают свою помощь воспитателям в решении любых проблем;
    
        в группе создана атмосфера доверия и взаимоуважения.

          Таким образом, можно сказать, что главная  цель всех взаимодействий  с родителями (установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать) решена
Был проведен повторный опрос родителей по оценке взаимодействия с педагогами, при сравнении результатов анкетирования до работы над педагогической идеей и после апробации  новых приемов  взаимодействия, можно сказать, что уровень удовлетворенности родителей взаимодействием с педагогом группы вырос.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
            Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь.
             В ходе  моей работы над педагогической идеей я еще раз убедилась, что главное в нашей педагогической деятельности, чтобы подход к работе не носил формальный характер. Изобрести что-то новое в педагогике невозможно, а вот наполнить новым содержанием, применив современные интерактивные  приемы и методы можно. И как результат эффективности такой работы – повышение качества образования наших детей за счет активного включения родителей в образовательный процесс, что оказалось  вещью вполне реальной.
           В перспективе  я хочу организовать семейный клуб «Наша дружная семья», который позволит еще больше  объединить усилия, направленные на   всестороннее развитие детей.

    Библиография
1. Арнаутова, Е.П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е.П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4. – с. 23-35.
2. Давыдова О.И., Богославец Л.Г., Майер А.А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 144с. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).
3. Зверева О.Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О.Л. Зверева, Т.В. Кротова. - М.: Айрис — пресс, 2006. - 128с. - (Дошкольное воспитание и развитие)
4. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьёй: Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 112с. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).
5. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. -- М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 232 с)
5. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М.: ООО Издательство «Скрипторий», 2008.
6. Солодянкина О.В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод.пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004г.
8. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. - 64с.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть