• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Предметное окружение. Явление общественной жизни»   в подготовительной к школе группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский  сад №62 «Березка» города Белово комбинированного вида»
Воспитатель высшей квалификационной  категории Гречихина Елена Александровна
Цель: формирование у детей интереса к культурным ценностям и природным богатствам родного края
Задачи:

    
        Систематизировать знания детей о каменном угле - основном богатстве Кузбасса: его происхождении, значении для города, края и страны.
    
        Расширять представления о труде шахтеров, о разных способах добычи угля (подземном и открытом), о механизмах, которые используются при добыче угля.
    
        Развивать связную речь детей при составлении рассказов о профессии родителей.
    
        Воспитывать любовь и уважение к людям, посвятившим свою жизнь угольной промышленности, вызвать желание гордиться своими родителями.

Словарная работа:  «Угольный карьер», «Угольный комбайн», «Экскаватор», «БелАЗ», «Взрывник», «Инженер», «Буровик», «Добыча», «Угольные пласты».
Материалы и оборудование:  Карта Кемеровской области, коллекция природных ископаемых, макет разреза, кукла Уголек, фотографии, медали, значки, грамоты для мини-музея, альбом «Бачатский угольный разрез».
Предварительная работа:

    
        Экскурсии в А.Б.К. Бачатского угольного разреза, библиотеку школы № 24, музей Бачатского угольного разреза.
    
        Изготовление макета угольного разреза.
    
        Изготовление  альбома «Бачатский угольный разрез».
    
        Сбор полезных ископаемых для мини-музея.
    
        Заучивание стихов с детьми.
    
        Подбор фотографий, значков, медалей, грамот.
    
        Опытно-экспериментальная деятельность с углем.
    
        Рисование «Образ моей семьи», «Лучший в мире папа», «Шахтеры».
    
        Конструирование. Игрушка из бумаги «Шахтер».
    
        Беседа «Моя профессия».
    
        Чтение художественной литературы «Чем пахнут ремесла», «Здравствуй, мастер», «Живинка в деле», «Живинка в деле», «Разные профессии», «Уголек», «Чудо - всюду. Мир людей».                                                                                                                                                                                    

 

     Ход  занятия

    Организационный момент
В группе включен телевизор. Дети просматривают запись экскурсии в музей.
Воспитатель. Дети, нам очень повезло: мы живем в одной из самых богатых областей нашей страны. Как называется наш край?
Дети. Кузбасс, Сибирь, Кемеровская область
.Воспитатель.  Как называется наш родной поселок?
Дети. Бачатский разрез.
Воспитатель. Вспомните, куда мы ходили на экскурсию?
Дети. В музей Бачатского разреза.
Воспитатель. Как называется профессия человека, работающего в музее?
Дети. Экскурсовод.
Воспитатель.  Что мы там увидели?
Дети. Фотографии шахтеров - передовиков. Предметы, которые можно сделать из угля.
Воспитатель. Ребята, давайте послушаем стихотворение о нашем поселке.
Ребенок.
Люблю свой поселок шахтерский,
Что славен людьми и трудом.
Когда-то он был телеутским,
Сегодня - он добрый наш дом.
Здесь вдаль убегают аллеи,
И площади в праздник зовут.
Здесь люди душой не стареют,
И славные песни поют.
(И.Климко.) 

     Основная часть
Воспитатель приглашает детей в мини-музей. Дети подходят к коллекции полезных ископаемых.
Воспитатель. Отгадайте загадки про полезные ископаемые, которые люди добывают на земле и под землей. Дети отгадывают загадки и находят предметы-отгадки среди образцов коллекции музея.
И липка, и жирна, и мягка.
А посуда из нее крепка.
(Глина.)
Горит, да не солнце.
Черен, да не ночь.
Твердый, да не камень.
На весь мир славен!
(Уголь.)
Этот камень давно славен.
Расплавь его - и железо твое.
(Железная руда.)
Он желтый и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать,
И в ведерко насыпать.
(Песок.)
Из него медали льют.
И за подвиг, и за труд.
И колечки, и сережки,
Часики, колечки, брошки.
(Золото.)
По трубе к нам в дом спешит,
Голубым огнем горит.
(Природный газ.)
Воспитатель. Посмотрите, а уголек-то наш ожил (выставляет на стол куклу Уголек, говорит за нее). Я думаю, Уголек может рассказать нам много интересного.
Уголек. Я - чудесный Уголек. Черный у меня бочок.Ярко я в печи горю,Людям всем тепло дарю!
Ребята, вы меня узнали?
Дети. Да.
Уголек. Я, Уголек, везде желанный гость. Расскажите, какой я?
Дети. Черный, твердый, блестящий, слоистый.
Уголек. А что произойдет, если я попаду в дом к хозяйке?
Дети. Хозяйка затопит печь, напечет пирогов, угостит гостей дорогих пирогами.
Уголек. А если попаду на электростанцию, что недалеко от вашего поселка. Что тогда произойдет?
Дети. Вода в котлах закипит, забурлит. Турбины заработают.  Побежит по турбинам горячая вода, А по проводам – электричество. Станет в домах тепло и светло.
Уголек. А если попаду на металлургический завод. Что тогда будет?
Дети. Растопится железная руда, выплавится из руды сталь.
Уголек. А что можно сделать из железа и стали?
Дети. Мастера сделают рельсы для поездов, строительные краны, машины и многое другое.
Уголек. А для чего я еще нужен?
Дети. Из тебя делают горючее, краски, сироп для торта и т.д.
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, почему уголь называют каменным?
Дети. Уголь твердый как камень.
Воспитатель. Долгое время считалось, что он сродни камню. Потому его так и назвали. Но ведь камни не горят. Почему же горит уголь? (Предположения детей.) Какой ученый разгадал эту загадку?
Дети. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов  разгадал эту загадку. Он доказал, что уголь образовался из древних растений и деревьев, которые в доисторические времена росли на земле.
Воспитатель. Правильно, ребята.  Всем известно, что дерево хорошо горит. Если рассмотреть кусок каменного угля под микроскопом, можно увидеть остатки коры, семян и других частей растений, а иногда даже насекомых.
Уголек. И я не боюсь сгореть. Отдам свое тепло людям, останется от меня зола – очень ценное удобрение и строительный материал. Вот я какой!
Воспитатель. Молодец, Уголек, но без помощи людей не выбраться тебе из земли.
Уголек. Ребята, знаете ли вы, Кто мне помогает выйти на поверхность?
Дети. Шахтеры. (Высказывают другие предположения.) 
Воспитатель. Профессия шахтера, она какая?
Дети. Тяжелая, ответственная, важная. Воспитатель уточняет и дополняет их ответы.
Воспитатель. Кузбасс – богатейший угольный край. Угольные пласты здесь залегают глубоко и на ее поверхности. Ребята, какими двумя способами можно добывать уголь?
Дети. Закрытым и открытым.
Воспитатель. Чтобы добраться до угольного пласта, расположенного глубоко под землей, и добыть уголь, шахтеры прорывают вертикальные шахтные стволы и горизонтальные туннели. А если уголь залегает близко к поверхности земли, его добывают в карьерах – угольных разрезах.
Уголек. А знаете ли вы стихи о трудной и почетной профессии шахтера?     Дети. Да!
Первый ребенок.
На трудовую вахту
Шахтер поедет в шахту.
И домнам и заводам
Доставит в нужный срок
Шахтерскую добычу
Отборный уголек!
Второй ребенок.
Да здравствуют наши шахтеры,
Отважный и дружный народ.
Добытчики черного солнца,
Проходчики горных пород!
Третий ребенок.
Шахтер – это верная дружба мужская,
Ладони в мозолях и боли в суставах.
Со временем кашель сухой по утрам.
Шахтер – это часто загадка врачам.
Четвертый ребенок.
Шахтер – это нежные женские руки,
И радость в любимых глазах, и разлуки,
И дети, что спать не дают по ночам,
И внуки, и теплый семейный очаг.
Пятый ребенок.
Шахтер – это роба, пропавшая потом,
Резина сапог как готовность к потопам.
Рубашка, что с пылью нейтральной на ты,
Метан и проходка, забои, пласты.
Шестой ребенок.
Горняцкий труд рифмуется с горой,
С могучей экскаваторной стрелой,
С вагонами, дышащими углем,
С отвалами, с дымком и сединой.
С БелАЗами, ревущими в пути,
С бульдозером, ровняющем поля,
Чтоб вновь цветущей была земля.

    Физкультминутка
Дети образуют круг.
Уголь в земле глубоко залегает. (Делают 2-3 приседания.)
В шахтах его горняки добывают. (Поднимают руки вперед, разводят их в стороны.)
На смену в забой шахтерам пора.
Уголек – антрацит поднимать на гора. (Выполняют наклоны вправо – влево.)
Шахтеры, шахтеры на смену идут. (Маршируют на месте.)
Нелегок, но очень почетен их труд. (Поднимают руки через стороны вверх.)
Воспитатель. Не только шахтеры трудятся на угольных разрезах и шахтах. Ребята, скажите, люди каких профессий трудятся вместе с ними на добыче угля?
Дети. Машинисты и горнорабочие, электрослесари и горные инженеры, взрывники, буровики и много людей других профессий.
Воспитатель. Труд каждого специалиста, работающего в шахте или на угольном разрезе, очень важен и нужен. Скажите, как славят шахтеров?
Дети. О них пишут картины, сочиняют стихи, песни, печатают статьи в газетах, журналах, вручают медали, грамоты.
Воспитатель. Назовите машины и механизмы, которые используются при добыче угля.
Дети. Угольный комбайн, транспортер вагонетка, шагающий экскаватор, подъемник, самосвал.
Рассказы детей о своих родителях.

    Дидактическая игра «Машины - помошники»
Дети рассматривают карточки с изображением машин и технических приспособлений, используемых в горнодобывающей промышленности, и называют профессии, представители которых используют их в своей работе.
Дети подходят к экспозиции «Угольный разрез», рассматривают фотографии.
Воспитатель.  (Обращает внимание на макет.)
Есть поселок в Сибири – Бачатский.
А шахтеры зовут – Углеград.
Там огни терриконов синие.
Точно звезды на небе горят!
Он на карте отмечен скромно,
Наш красивый шахтерский дом.
Но мы знаем, он будет огромным
Волей Родины, нашим трудом!
(Т.Молостов.)
Самое главное богатство нашего  поселка – люди. Все удивляются, такой маленький поселок, а сколько героев труда!
Уголек. Какой замечательный угольный разрез вы смастерили! Рассматривая его, другие дети смогут представить, как залегает в земле уголь и как люди его добывают. Как хорошо вы рассказали о людях, которые работают, чтобы добыть меня из-под земли.

    Итог занятия
Дети проходят в приемную.
Воспитатель. Чем  вам сегодня понравилось  заниматься?  Что нового вы узнали?
Воспитатель. Ребята, а вы знаете, что шахтеры проводят соревнования. Тем, кто побеждает, работает лучше других, вручают медали за 1 место, 2 место. Как вы считаете, кто сегодня из детей заслужил медаль за первое место?    
Анализ деятельности детей на занятии (самооценка, оценка ответов товарищей).
Детям вручаются медали.

    Сюрпризный момент
Уголек. За славный труд примите мои подарки. На шахтерской каске, представленной в экспозиции музея, вспыхивает фонарик. Дети находят в каске угощения-монеты.
Звучат песни о шахтерах.
Воспитатель. А вы хотите стать шахтерами? Мы еще больше постараемся узнать о шахтерах. А хотите мы на праздник День Шахтера порадуем их концертом, сходим и выступим перед работниками Бачатского угольного разреза.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению