• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Применение средств невербальной коммуникации для преодоления нарушений речи у пациентов с ДЦП

В статье рассмотрены методы преодоления нарушений речи у пациентов с ДЦП. Приведено описание средств невербальной коммуникации, используемой для развития речевых и психических функций больных. Сформулированы принципы подготовки индивидуальных комплексных программ для пациентов с тяжелыми нарушениями речи. Даны практические советы по проведению логопедических занятий с больными ДЦП.
Чижикова Марина Владимировна, Государственное казенное учреждение здравоохранения города Москвы «Центр медицинской и социальной реабилитации с отделением постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих Департамента здравоохранения города Москвы» (ГКУЗ ЦМСР ДЦП ДЗМ), логопед.
Как показывают многолетний опыт и мировая практика, а также исследования зарубежных и отечественных авторов, больные детским церебральным параличом (ДЦП) страдают не только нарушениями опорно-двигательного аппарата, но зачастую и различными речевыми нарушениями (дизартрии, анартрия, заикание). Поражения, выявляемые при обследовании, постановке диагноза и медико-педагогической коррекции, обуславливают необходимость использования эффективных приемов логопедического воздействия. Одним из примеров такого подхода может служить восстановительная работа с больными ДЦП, имеющими дизартрические расстройства. В таких случаях целесообразно уделять внимание применению средств невербальной коммуникации для развития речевых и психических функций пациента.
Больные с диагнозом ДЦП имеют различные формы речевого дизонтогенеза, которые выступают не только в виде обратимых нарушений (задержка доречевого и речевого развития), но и как расстройства более серьезного характера (например, анартрия). Вследствие этого логопедическая работа должна быть направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех ее сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций, осуществляя формирование речи как целостной психической деятельности [№1, 65].
Речевая терапия применяется в комплексе с лечебными мероприятиями, нацеленными на положительную динамику двигательных и речевых функций, поэтому для пациента с ДЦП разрабатывается комплексная программа с участием невролога, логопеда-дефектолога, специалиста ЛФК, врачей ФТО. Установив диагноз на основании первичного логопедического обследования, для каждого больного составляется индивидуальная комплексная программа, включающая конкретные коррекционно-логопедические задачи на ближайшее время и перспективный план работы [№1, 66]:
·                   определяются основные направления и формы работы, уточняются противопоказания и дозировка занятий;
·                   назначается медикаментозная терапия для стимуляции активной работы речевых зон головного мозга;
·                   прогнозируется конечный результат логопедических занятий.
Ведущую роль в речевой деятельности играют так называемые «центры речи», находящиеся преимущественно в левом полушарии головного мозга. Поэтому, например, при проведении артикуляционной гимнастики (задействован двигательный анализатор – центр Брока) целесообразно использовать дополнительно следующие анализаторы:
·                   Слуховой (центр Вернике) – движения должны сопровождаться четкой речевой инструкцией.
·                   Зрительный – артикуляционные упражнения должны выполняться перед зеркалом.
Степень речевого развития больного, определяемая его сохранными функциями, должна служить ориентиром для поэтапного логопедического воздействия, и дополнительной формой работы являются занятия с применением средств невербальной коммуникации (СНК).
Содержание СНК определено универсальными для указанных больных ДЦП коммуникативными потребностями и включает в себя использование набора жестов и пиктограмм, которые заменяют слово или предложение и являются иконическими знаками, т.е. имеют общую зрительно-смысловую основу с обозначаемыми предметами, действиями, понятиями [№2, 94].
Необходимость коммуникации при отсутствии речи у пациентов с ДЦП обуславливает использование системы пиктограмм, отобранных по следующим критериям:
- знаки должны быть простыми для понимания;
- знаки должны быть приспособлены к базовым потребностям;
- знаки должны иметь соответствующие жесты, уточняющие представленное понятие.
В работе логопеда можно выделить следующие основные этапы, на которые следует разбить обучение системе символов в соответствии с базовыми принципами синтаксической теории:
1)   Мотивация пациента. Курс должен содержать наиболее эффективные средства: игровые приемы, решение простых логических задач, которые легче всего использовать за счет формируемой таким образом заинтересованности пациента в речевом общении.
2)   Разработка плана обучения. Осмысление идеи активной коммуникативной деятельности без использования вербальных средств должно привести к созданию обдуманной программы действий, включающей не только определение у больного содержания его пассивного словаря, но и развитие способностей устанавливать различные варианты смысловой связи.
3)   Выполнение программы действий. Проводится ряд операций по отбору символов-пиктограмм, необходимых по значению, в зависимости от коммуникативной ситуации, их воспроизведение во внутренней речи и последующее комбинирование языковых единиц.
Основываясь на опыте применения средств невербальной коммуникации, можно порекомендовать придерживаться разработанной программы логопедических занятий с больными ДЦП. Уверенность при проведении обучения является необходимым условием для позитивного настроя пациента, поэтому требуется стимулировать и поощрять проявляющуюся экспрессивную речь, которая сопровождает его невербальную деятельность. Формирование навыка общения должно осуществляться целенаправленно и последовательно. Следует особо уделять внимание мимике пациента, наблюдать за его взглядом, чтобы определять чувства и настроение в тот или иной момент в ходе обучения. Курс логопедических занятий с применением СНК должен быть основан на идее поэтапного усложнения заданий, поэтому необходимо выбрать определенный метод упражнений, индивидуальный для каждого пациента. При этом обязательным условием обучения является постоянное, последовательное “оречевление” невербальных изображений и действий, т.к. несоблюдение этого условия может “увести” больного от речи и переключить его полностью на невербальный способ общения. Вместе с тем, постоянное речевое сопровождение невербальных операций способствует активизации невербально-вербальных связей. Благодаря этому процессу восстановление неречевых и речевых функций становится неразрывным, что обеспечивает наиболее полную компенсацию всех нарушенных звеньев высшей психической деятельности [№2, 95]. Таким образом, с помощью средств невербальной коммуникации больной может выразить ту или иную коммуникативную потребность, и, хотя бы частично, компенсировать утраченные способности к речевой коммуникации.
В заключение стоит подчеркнуть, что применение средств невербальной коммуникации в совокупности с другими видами логопедической работы нацелено на более эффективное преодоление нарушений речи у пациентов с ДЦП. Использование такого комплексного систематического подхода, усиленного с учетом индивидуальных особенностей больных, приводит к значительному улучшению речи большинства из них.
Список литературы
[1] Левченко И.Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2001.
[2] Шкловский В.М., Визель Т.Г. Восстановление речевой функции у больных с разными формами афазии. М.: «Ассоциация дефектологов», 2000.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть