• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Индивидуальное занятие «Три поросенка»
Автоматизация звука /Р/ в прямых слогах, словах с этими слогами»(5-6 лет)
Гержина Тамара Ивановна, учитель-логопед первой  квалификационной категории,
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут Тюменской обл.
Открытое педагогическое мероприятие "Три поросенка"
    Индивидуальное занятие «Три поросенка»
    Автоматизация звука /Р/ в прямых слогах, словах с этими слогами»(5-6 лет)
    Гержина Тамара Ивановна, учитель-логопед первой  квалификационной категории,
    МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова», г. Сургут Тюменской обл.
     
    Коррекционные задачи:
    
        
            Автоматизация  звук /Р/ в слогах, словах.
        
            Совершенствование навыков аналитико-синтетической деятельности, звуко-слогового анализа, закрепление связи звука и буквы.
        
            Обогащение словаря ребёнка словами со звуком /Р/.
        
            Упражнение в образовании относительных прилагательных, в использовании родительного падежа существительных, в составлении предложений по заданным словам.
    
    Развивающие задачи:
    
        
            Развитие зрительного внимания и восприятия.
        
            Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.
        
            Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
        
            Развитие внимания, памяти, логического мышления, пространственно-временных представлений.
    
    Воспитательные задачи:
    
        
            Воспитание эмоционально - волевой и мотивационной сферы с учетом индивидуальных особенностей и коррекционно-образовательных  потребностей ребенка.  
    
     Предварительная работа:
    1. Задания на создание психологической, фонематической (различение речевых и неречевых звуков, выделение звука из потока звуков, выделение звука на фоне слова (слышишь ли ты звук?), выделение звука из состава слова (какой звук я выделяю?), динамический праксис (отбивание ударов с опорой на слух, зрение, по подражанию) и артикуляционной готовности к вызыванию звука.
    Постановка звука, его автоматизация в слогах (обратных, со стечением согласных). Рассматривание картинок с изображением строительных инструментов. Разучивание слов к физминутке.
    Оборудование: магнитофон, аудиозапись песни из мультфильма "Три поросёнка", "зашумлённые" картинки с изображением строительных инструментов, мяч, индивидуальные зеркала, схематичное изображение крыльца, картинки (в названии которых находится звук /Р/).
    Ход занятия
    1. Организационный момент.
    - Сегодня мы продолжаем работать над чётким, правильным произношением звука /Р/. Но вначале нам предстоит построить дом, а для кого, - ты сейчас узнаешь. (Звучит аудиозапись песенки из мультфильма "Три поросёнка": "Нам не страшен Серый Волк, Серый Волк, Серый Волк. Где ты бродишь Серый Волк, злой и страшный волк?")
    
        
            Ты помнишь, из какой сказки эта песня? ("Три поросёнка")
        
             А как звали поросят? (Ниф-Ниф, Нуф-Нуф, Наф-Наф).
        
            Ты хорошо помнишь эту сказку?
    
    2. Психогимнастика:
    - Изобрази сердитого волка.
    - А сейчас покажи, как страшно было поросятам.
    - Покажи, как они прятались.
    - Представь, как волк дул на домики поросят.
    -  Чем закончилась эта история?
    - Правильно, поросята стали жить вместе, в домике брата Наф-Нафа. Но вскоре, поросята подросли, окрепли, им стало тесно жить в маленьком домике, и решили они построить новый, большой, крепкий и надёжный дом. Мы им в этом сегодня поможем? Для этого ты должен быть очень внимательным, старательным. А также правильно произносить звук /Р/. Меня очень радует, когда у тебя всё получается. Если будет нужно, то я обязательно помогу. Ну что, приступим?!
    3. Упражнение на развитие зрительного внимания.
    - Дом можно построить без инструментов? (Нет).
    - Ниф-Ниф нёс ящик с инструментами,  очень торопился, упал и уронил его. Все инструменты рассыпались. Помоги ему. Внимательно рассмотри картинку (предлагается "зашумлённая" картинка с изображением строительных инструментов), и найди, какие инструменты спрятаны на ней. Презентация  «Строительные инструменты»
    4. Образование относительных прилагательных.
    - Инструменты собраны. Из чего же поросятам строить дом? Я буду называть материал, а ты будешь называть, каким он будет.
    из соломы ? - соломенным; из камня - ... из металла - …, из стекла -..., из стали -..., из железа - …, из глины -...
    - Как ты думаешь, из чего будет лучше построить крепкий дом?
    5. Артикуляционная гимнастика (с использованием зеркала).
    - А мы попробуем построить дом по-своему. Для установки стен взяли молотки. Вот как молоточками стучали.
    "Молоточек" - Улыбнуться. Открыть рот. Поднять язык к нёбу. Произносить д-д-д-д.
    - В стене они сделали большие, светлые окна. Вот такие.
    "Окошко" - Улыбнуться. Открыть широко рот. Удерживать в таком положении.
    - Когда стены и потолок были готовы, поросята решили их покрасить. Покрасим потолок.
    "Маляр" - Улыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно.
    - А теперь выкрасим  окошки.
    "Красим окна" - облизать губы.
    "Покрасим стены" - языком водить внутри щёк.
    - На крыше дома выложили вот такую трубу.
    "Труба" - Губы вытянуть широкой трубочкой.
    "Вымыли полы" - Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно "почистить" за нижними зубами.
    - Когда в доме стало чисто, повесили красивые «Шторы».  Вот такие. - Улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.
    6.  Автоматизация изолированного звука, развитие мелкой моторики руки.
    - К дому мы пристроим вот такое высокое крыльцо (схематичное изображение крыльца). Весело подниматься и спускаться по нему (2 раза подняться и опуститься). «Ходим» указательным и средним пальцами, как ножками, каждый шаг сопровождая произнесением звука /Р/.
    7. Анализ артикуляции звука. 
    - Молодец! Давай вспомним,  когда мы произносим звук /Р/, в каком положении наши губы? (Открыты). Зубы? (Разомкнуты). Где находится язык? (Кончик языка поднят к альвеолам (бугоркам за верхними зубами), боковые края прижаты к верхним коренным зубам, передне-средняя часть спинки языка слегка прогибается, задняя часть приподнимается к мягкому небу).
    8. Характеристика звука.
    -Дай характеристику звука /Р/ (Согласный, звонкий, твёрдый). Найди фишку, обозначающую звук /Р/.
    9. Фонематический слух.
    - Я буду произносить слоги, а ты поднимай фишку, если услышишь слог со звуком /Р/: ра, ва, ма, ро по, до, ку, ру, ву, ну, мы, ры, вы.
    10. Синтез слогов и слов.
    - А каким цветом обозначаются гласные звуки? (Красным). Я буду перечислять звуки, а ты внимательно слушай и думай, что получится если произнести их слитно (с ориентировкой на звуковые фишки): р,а (ра), р,о (ро), р,у (ру), р,ы (ры), р,а,к (рак), р,о,г (рог), р,о,в (ров), р,ы,к (рык).
    11. Связь звука и буквы.
    - Мы сейчас произносили звуки, слышали их, сливали их в слоги, слова, звучала устная речь. Но есть ещё речь письменная.
    - А на письме мы звуки чем обозначаем? (Буквами).
    - Найди букву Р.
    - Напиши букву Р на доске.
    - Чем звук отличается от буквы? (Звук мы произносим и слышим, а букву мы видим и пишем).
    - Молодец!
    Продолжаем строить дом для поросят.
    12. Физминутка.
    Динь-дон, динь-дон -
    Братцы строят новый дом.
    Красят стены, крышу, пол,
    Прибирают всё кругом.
    Мы к ним в гости придём
    И подарки принесём.
    13.       Автоматизация звука /Р/ в слогах. Отхлопывание и одновременное произнесение слогов в заданном ритме.
    - Когда домик получился таким красивым, поросята очень обрадовались и стали отстукивать копытцами. Давай поможем поросятам, повторяй за мной:
    Ра-ра – ра-ра-ра, ро-ро-ро – ро-ро, ру-ру - ру-ру-ру, ры-ры-ры – ры-ры
    14.       Автоматизация звука /Р/ в словах.

- Стали поросята вносить в новый дом разные предметы. Назови их.
(Раскладывание и называние картинок со звуком /Р/: розы, рубашка, ручка, рама, расчёска, рыбки…). Какой звук слышится во всех этих словах? Где находится звук /Р/? (В начале).
15.       Развитие зрительного восприятия, памяти. Игра "Чего не стало?" - Усвоение родительного падежа существительных.
- Наф-наф предлагает поиграть в прятки. Сейчас ты закроешь глаза, я уберу какую-то картинку, затем ты посмотришь внимательно, и скажешь, какой картинки не стало.
16. Составление предложений с заданными словами.
- Во время переезда из старого маленького, в новый большой дом, всё перепуталось, и слова в предложениях тоже. Помоги составить предложения правильно, чтобы было понятно.
Поросята,  дом,  стали,  в,  жить.
Умница! Хорошие предложения составил!
11. Итог.
- Что тебе понравилось на нашем занятии?
- Что было трудно выполнить? Почему?
- Молодец. Благодаря тому,  что ты очень старался правильно выполнять все задания, у тебя всё получилось и поросята остались очень довольны замечательным новым дом.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению