• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование ИКТ при взаимодействии логопеда и педагогов

Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий  при взаимодействии логопеда и педагогов
     в корреционно-развивающей работе»
     Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателей общеобразовательных групп и специалистов ДОУ. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.

    
        
            Арнаут Александра Николаевна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР - д/с №25 "Родничок", Тюменская область, город Сургут
    

 
Использование ИКТ при взаимодействии логопеда и педагогов
    
        
            
                Тема «Применение информационно-коммуникационных технологий  при взаимодействии логопеда и педагогов
                     в корреционно-развивающей работе»
            
        
        
            
                     Для качественной коррекционно-развивающей работы и получения положительных результатов важную роль играет взаимосвязь учителя-логопеда, воспитателей общеобразовательных групп и специалистов ДОУ. Необходимость такого взаимодействия вызвана особенностями детей с нарушениями речи. Активно воздействуя на ребенка специфическими для каждой дисциплины средствами, педагоги строят свою работу на основе общих педагогических принципов и не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого.
                          В дошкольном образовательном учреждении дети с речевыми нарушениями являются объектом особого внимания. Н.П.Кузнецова утверждала, что «передача ребенка из детского сада в школу с неправильной речью следует рассматривать как недоработку детского сада».
                          Фактически проводимая сотрудниками ДОУ непосредственная образовательная деятельность с детьми, имеющими недостатки в речевом развитии, расценивается как одна из вероятных моделей логопедической работы. Однако нередко в силу объективных и субъективных причин (отсутствие достаточного объема коррекционно-педагогических знаний и умений, должного осознания и адекватной оценки своей роли в преодолении недостатков в речевом развитии детей  и др.) организовать ее на оптимальном уровне не всегда представляется возможным.
                        XXI век ознаменовался новым этапом в развитии общества, связанным с формированием информационной культуры. Тема внедрения технических и автоматизирующих средств в образовательную сферу в целом и в дошкольные учреждения в частности стала актуальна в наши дни. Технические устройства активно используются в разных видах деятельности, в том числе и образовательной.
            
        
        
            
                           Основной целью логопедической направленности деятельности педагогов является создание такой воспитательной среды, которая способствовала бы максимально полному раскрытию потенциальных речевых возможностей воспитанников, предупреждению и преодолению трудностей в их речевом развитии.
                       Для ее достижения решаются ряд взаимосвязанных задач.
                  Первая – диагностическая – состоит в динамическом наблюдении и педагогическом контроле за состоянием речи.
                  Вторая задача – профилактическая – педагогическая помощь воспитанникам в речевом развитии.
                  Третья, коррекционная, задача состоит в своевременном полном устранении имеющихся у детей нарушений.
            
        
        
            
                  Принципиально важно при решении этих задач, чтобы они естественно и органично встраивались в контекст проводимой воспитательно-образовательной работы. Решению этих задач способствуют разнообразные формы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей,  таких как:
                - семинары - практикумы;
                - консультации;
                - консультации – тренинги;
                - логопедические пятиминутки и др.
                посредством использования информационно-коммуникационных технологий.
                В 2012-2013 учебном году в МБДОУ №25 «Родничок» для педагогов возрастных групп было проведено ряд мероприятий в рамках реализации взаимосвязи учителя-логопеда и педагогов, направленных на повышение компетентностей в образовательной области «Коммуникация».
            
        
        
            
                 С целью решения диагностической задачи для педагогов, детей зачисленных на логопункт, была подготовлена и проведена консультация «Особенности взаимодействия воспитателей и логопеда в коррекционной работе». Для качественной работы воспитателей в этом направлении посредством ИКТ были подготовлены памятки «Десять советов воспитателю», папки с наглядным материалом, подобрана картотека игр и упражнений для диагностики состояния речи детей.
            
        
        
            
                Для решения задачи профилактической направленности с воспитателями групп раннего возраста был подготовлен и проведен семинар-практикум «Профилактика речевых нарушений у детей раннего возраста». Педагогам была предложена мультимедийная презентация по теме семинара, подготовлен блок практических заданий с использованием ИКТ (видио-материал комплекса артикуляционной гимнастики, упражнения на развитие мелкой моторики, развития координации речи с движением). В рамках проведения семинара подготовлена выставка методических пособий, авторские презентации, фонотека, методический кейс по профилактике речевых нарушений, в который входили: комплекс артикуляционной гимнастики, комплекс упражнений на координацию речи с движением, призентации по развитию и  активизации словаря, развитию сенсорных способностей, буклеты, памятки по тематике и др.
            
        
        
            
                Решение одной из коррекционных задачи с  педагогами групп старшего дошкольного возраста  было осуществлено через проведение семинара – практикума «Развитие фонематического восприятия, языкового анализа как основы подготовки детей к обучению грамоте» с использованием информационно-коммуникационных технологий. А именно: была подготовлена презентация по заявленной теме, подготовлены буклеты, памятки, справочный материал. В практической части семинара была использована звуковая мозаика, использован материал фонематических потешек, разнообразных игр на развитие фонематического восприятия, подготовлены схемы проведения языкового анализа, фонематическое лото с использованием схем  и др.
            
        
        
            
                С  целью реализации комплексного подхода всех специалистов в коррекции речевого нарушения,  включающий основные задачи: создание команды единомышленников из всех специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, воспитателей, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию, этнографа) и повышение их профессионального уровня; организация коррекционно-развивающей среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка была проведена консультация:  «Взаимодействие логопеда и специалистов ДОУ в коррекционной работе». Для педагогов подготовлен материал по развитию просодической стороны речи, подобран комплекс игр на координацию речи с движением, подготовлен комплекс артикуляционной гимнастики, подготовлена картотека упражнений на развитие мелкой моторики, буклет по тематике консультации и др.
            
        
        
            
                 Поиск эффективных технологий, методов и форм организации логопедической работы является актуальным. Обеспечение доступности и качества дошкольного образования является приоритетной задачей дошкольного образования и дает новый импульс учителю-логопеду для поиска новых форм и технологий. Учителю-логопеду необходимо демонстрировать свой педагогический опыт в среде предметного сообщества для популяризации новых форм и технологий, используемых на практике.
                Опыт работы в области применения ИКТ и интернет-технологий в работе учителя-логопеда по взаимодействию с педагогами представлен:
                - в социальной сети работников образования,
                - на сайте сообщества педагогов ДОУ «Профи»,
                -  зарегистрирован личный кабинет в издательском доме «1 сентября».
                Возможности Интернета помогают распространить личный опыт и получить оценку своего труда от коллег с разных точек нашего государства.
                Ресурсы, предоставляемые информационно – коммуникационными технологиями, создают условия для профессионального саморазвития: это возможность использования в логопедической практике  статей, изучение результатов логопедических исследований ученых России, ознакомление с прогрессивным опытом зарубежных специалистов, обмен информацией с коллегами посредством электронной почты, участие в профессиональных интернет – конференциях, семинарах и конкурсах и т.д.
            
        
        
            
                          Таким образом, реализация подхода взаимодействия и преемственности с педагогами ДОУ посредством ИКТ способствует более высоким темпам речевого развития детей дошкольного возраста и положительной динамики коррекции дефектов речи. Результатом такой совместной работы являются чистая, правильная речь детей, хорошая подготовка  их к школе, успешное обучение в дальнейшем.
            
        
    

 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть