• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
 
    Дети с нарушением опорно- двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются
объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов.
    В нашей стране создана сеть специальных дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей с учетом специфики их заболевания.
    В настоящее время необходимость совершенствования организации психолого-педагогической помощи детям с нарушениями опорно- двигательного аппарата тем более очевидна, так как эта патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту, особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом ( ДЦП)
    Детский церебральный паралич- тяжелое заболевание центральной нервной системы. При этом заболевании имеет место раннее ( обычно в период внутриутробного развития) поражение головного мозга. Особенно страдают те мозговые функции, при помощи  которых осуществляются произвольные движения. Причинами повреждения мозга могут быть различные инфекционные и другие заболевания, перенесенные будущей матерью во время беременности, ушибы плода в тот или иной период его внутриутробного развития, несовместимость крови матери и плода по резус- фактору или по групповой принадлежности. Иногда это заболевание возникает у детей на первых годах жизни в связи с травмами черепа и нейроинфекциями.
    Во всех случаях раннее повреждение мозга в период его наиболее интенсивного развития определяет сложность и полиморфизм клинических проявлений. Отсюда понятно, что поражение структур, при помощи которых осуществляются произвольные движения, не может не сказаться самым отрицательным образом на формировании речи.
    В основе  имеющих место при детском церебральном параличе нарушениях речи лежит не столько «поломка» уже готовых речедвигательных механизмов, сколько задержанное или искаженное их развитие. « Эти нарушения нельзя считать исключительно церебральными,так как механизм реализации патологической двигательной активности лежит не горизонтально, а охватывает всю вертикальную систему регуляции движений» ( Бадалян, 1983, с.214). 
    Во всех этих случаях имеет место нарушение взаимодействия систем регуляции произвольных и непроизвольных движений в скелетной и речевой мускулатуре. Этот единый механизм расстройств общей двигательной сферы и артикуляторной моторики обусловил необходимость говорить о нарушениях речи и путях( способах) их коррекции в связи с наблюдаемыми у детей с церебральным параличом двигательными нарушениями. Нарушения речевого развития у детей с ДЦП обусловлены также недостаточностью их практического опыта и социальных контактов.
    При оценке характера речевых расстройств крайне важно отдифференцировать два вида нарушений. Одни из них связаны с поражением мозговых структур, а другие обусловлены нарушением социальных контактов. Эта трудная задача может быть успешно решена, если логопед и воспитатель хорошо ориентированы относительно роли социальных и биологических факторов развитии речи.
    Речевые нарушения у детей с ДЦП отличаются большим разнообразием. Поэтому воспитание детей с церебральным параличом предполагает необходимость создания условий, стимулирующих и обеспечивающих речевую активность детей: в процессе выполнения режима дня, в быту, на занятиях, в игре, на прогулке, в домашних условиях.
Дети с церебральным параличом, в подавляющем большинстве, имеют различные нарушения и отклонения в развитии речи, которые проявляются в лексике, в фонетике, в грамматике.
    Особенности речевого развития детей отмечаются в различных видах речевой деятельности: в процессе слушания и восприятия речи, в процессе говорения.
Общение детей друг с другом и со взрослыми может быть крайне затруднено в связи с тяжелыми речевыми расстройствами ( анартрия). Многочисленную группу составляют дети, имеющие тяжелые нарушения произносительной стороны речи в связи с дизартрией различной степени тяжести, также у большинства детей отмечается недоразвитие всех сторон языковой действительности: фонетики, лексики, грамматики, связной речи.
    Коррекция дефектов речевого развития пронизывает весь учебно- воспитательный процесс. Овладение при этом различными сторонами речевой действительности (словарным запасом, грамматическим строем, элементами связной речи, коммуникативной и планирующей речью) происходит частично в ходе различных видов детской деятельности.
    Целенаправленное решение коррекционных задач осуществляется на специальных занятиях по развитию речи, проводимых логопедом и воспитателем по подгруппам фронтально, а также на индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Общение детей друг с другом и со взрослыми может быть крайне затруднено. У многих детей на общем фоне произвольности и активности деятельности снижена потребность в общении с окружающими. При этом уровень коммуникации может быть значительно ниже речевых возможностей детей.
    У некоторых детей могут не проявляться внешне проявления речевой недостаточности: речь активна, без нарушений произношения, фразы правильно построены, в речи употребляются различные части речи, предложения сложные по структуре. Вместе с тем эти дети могут испытывать значительные затруднения в понимании смысла и значения употребляемых ими слов, в их речи штампы, заимствования из речи взрослых, за многими словами отсутствуют конкретные представления детей.
    Целенаправленное решение коррекционных задач осуществляется на специальных занятиях по развитию речи, проводимых логопедом и воспитателем. Работа по развитию речи, проводимая в естественных условиях повседневного общения, на занятиях по развитию речи преследует цель: формирование и активизация коммуникативной функции, общение детей друг с другом и со взрослыми, соединение речи детей с различными видами детской деятельности. При этом необходимо, чтобы речь обеспечивала выполнение конкретного действия в зависимости от его цели, содержания и способов выполнения, чтобы за каждым словом стояли реальные представления детей об объектах и явлениях. Эти задачи входят составной частью в каждое занятие.
    Программа воспитания предусматривает определенный круг знаний об окружающем и соответствующий объем словаря, речевых умений и навыков, которые дети должны усвоить на данном возрастном этапе и при подготовке к школе. Необходимо отметить, что работа воспитателя и логопеда по развитию речи детей тесно связаны. Так, воспитатель полностью отрабатывает определенный программный материал, осуществляет руководство развитием речи в повседневной жизни и на занятиях, учитывая особенности речевого развития детей.
    Большое внимание воспитатель уделяет развитию диалогической речи детей. Тематически( по содержанию тематики речевого материала) специальные логопедические занятия могут совпадать с занятиями воспитателя. Но логопедические занятия имеют, прежде всего, цель- совершенствование собственных речевых умений и навыков, нормализацию произношения, совершенствование лексической стороны речи( уточнение значений слов, словоизменение, словообразование и т.д.), звуковой анализ слов, образование словосочетаний и предложений, слоговое деление, развитие связной речи, активизацию коммуникативной стороны речи.
    Особенности психического развития детей с детским церебральным параличом должны учитываться при проведении коррекционных мероприятий. Необходим комплексный подход к ребенку, оценка его речевых нарушений проводится с учетом особенностей двигательных расстройств и психического развития в целом. Эта же взаимосвязь кладется в основу работы по развитию речи. Эта необходимость определяется тесной взаимосвязью между развитием речи, моторики и интеллекта как в норме, так и  в условиях патологии.
 
 
 
Анкета автора журнала
Родина Наталья Евгеньевна, 02.12.1967 года рождения,  Государственное Казенное Учреждение   Здравоохранения Центр медицинской и социальной реабилитации с отделением   постоянного проживания для подростков и взрослых инвалидов с тяжелыми формами детского церебрального паралича, самостоятельно не передвигающихся и себя не обслуживающих Департамента здравоохранения г. Москвы ( ГКУЗ ЦМСР ДЦП ДЗМ), логопед.
129041, Москва, ул.Большая Переяславская, д.3, кв.52
e-mail: nata267@hotmail.ru
тел. 688-68-73.
Паспорт: 4598 411893, выдан 3 О/М 7 РУВД ЦАО г. Москвы
ИНН: 770203245306
Страховое свидетельство: 020-227-757-03
 
 

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению