• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Предупреждение и устранение дисграфии у детей с нарушением речи. (из опыта коррекционной работы)

Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Он затрагивает многие сферы умственной деятельности ребенка и связан с функционированием различных участков коры головного мозга, органами зрения, слуха, речевым аппаратом,       мышцами тела. Проблема предупреждения и устранения недостатков письма у детей становится еще более актуальной, когда речь идет о детях с нарушениями речи, для которых характерны нарушения высших психических функций, таких, как анализ и синтез, несформированность слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики, т.е. всех компонентов, участвующих в акте письма. Помимо этого, они соматически ослаблены, обладают склонностью к возникновению охранительного торможения в коре головного мозга даже при незначительных умственных и физических нагрузках.
Предупреждение и устранение дисграфии у детей с нарушением речи. (из опыта коррекционной работы) Буданова Светлана Евгеньевна учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 4-комбинированного вида» г. Торжок, Тверская область.
Сам процесс письма психологически и физиологически очень сложен. Он затрагивает многие сферы умственной деятельности ребенка и связан с функционированием различных участков коры головного мозга, органами зрения, слуха, речевым аппаратом,       мышцами тела. Проблема предупреждения и устранения недостатков письма у детей становится еще более актуальной, когда речь идет о детях с нарушениями речи, для которых характерны нарушения высших психических функций, таких, как анализ и синтез, несформированность слухового и зрительного восприятия, пространственной ориентировки, моторики, т.е. всех компонентов, участвующих в акте письма. Помимо этого, они соматически ослаблены, обладают склонностью к возникновению охранительного торможения в коре головного мозга даже при незначительных умственных и физических нагрузках.
Наиболее благоприятный период для работы по предупреждению расстройств письма - это дошкольный возраст. В профилактических целях работу с детьми надо вести за год- два до поступления в школу. Предлагаемый практический материал поможет воспитателям и логопедам в старшей и подготовительной группах предупредить у будущих первоклассников дисграфию, заложить основу для успешного освоения ими грамоты. Работу по предупреждению и устранению акустической  дисграфии необходимо проводить по следующему плану:
1. Воспитание фонетических представлений.
* Гласные звуки (узнавание гласного на слух из ряда других гласных, в    начале слов, в середине слова, в ударной и безударной позиции)
*Согласные звуки (рассматривание артикуляции: кинестетические ощущения способ образования, участие голоса, воздушная струя, узнавание согласного на слух в начале слов, последний согласный, в середине слова, отобрать картинки, устный и письменный выборочный диктант.)
2. Воспитание звукового анализа слов.
( определение порядка звуков в слове, выделение отдельных звуков, различение звуков по их качественным характеристикам, различают ударные и безударные гласные, находить сходство и различие).
3. Дифференциация гласных звуков и согласных, имеющих акустико-артикуляционное  сходство.
(используя индивидуальные зеркала наблюдать сходство и различие парных звуков) Предлагаю к использованию в работе по предупреждению дисграфии у дошкольников уникальную форму в обучении грамоте – работа с кассой букв. Здесь задействованы все виды речевой деятельности: говорение, слушание, выглядывание, чтение, проверка выполнения.
Виды упражнений с кассой букв.
1. наращивание слова
( с – то – сто – стол - столб)
2. перестановка букв
(рамка – марка)
3.исключение  буквы или слога
( роса – оса)
4. добавление букв
( сова – слова, мыши – камыши)
5. подстановочные и обратноподстановочные
( кот – кит, ток – кот).
Предупреждает ошибки на письме и проговаривание, т.к. при выключении проговаривания (дети писали с отрытым ртом) количество ошибок резко увеличилось, а замедленное слоговое произношение с утрированной артикуляцией способствует более точной дифференциации записываемых звуков установлению их последовательности, оказывает положительное влияние на формирование грамотного письма.
Ещё одним из эффективных приемов работы по выработке у дошкольников с нарушением речи навыка правильного письма – является речевая зарядка. Это система упражнений направленных на правильное воспроизведение слов, которые могут вызвать затруднения у детей при письме. Речевая зарядка отлично служит и целям коррекции личности дошкольника – логопата. Замкнутые, малообщительные дети в совместной деятельности ведут себя более свободно, раскованно. Дальнейшая работа с текстом не пугает их, а напротив вызывает интерес:
*жи – ши, жи - ши с буквой И всегда пиши.
* помни правило жи – ши, И в словах всегда пиши: мыши, ежики, ужи, лыжи, лужи,  камыши.
Дефекты оптико-пространственных представлений ставят всевозможные преграды для правильного расположения букв на строке,  ведет к искажению слов, к неверному восприятию прочитанного и написанного. При овладении графическими навыками письма ребенок сильно сжимает ручку в руке, давит на нее указательным пальцем. У детей 5-6-7 лет слабо развиты мышцы кисти, напряженными оказываются мышцы лица и всего тела. В результате возникает сильное напряжение сердечно – сосудистой и дыхательной систем.
Поэтому при предупреждении данного нарушения работу предлагаю проводить в следующих направлениях:
1. Формирование зрительного восприятия и узнавания (гнозиса)
( называть контурное изображение предметов, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения, найти букву из ряда других, буквы выполненные разным шрифтом, цветом и высотой, буквы в неправильном  положении, обведение и штриховка букв, ощупывание буквенный гнозис). Штриховка осуществляется сначала параллельными линиями, затем волнистыми, круговыми, овалами, петлями. Выкладывали буквы цветной ниточкой на бархатной бумаге, печатали мелом на асфальте, лепили из теста и глины, писали мокрым пальцем на линолеуме.
2. Развитие зрительной памяти (мнезиса)
( игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Угадай картинку», «Запомни и повтори», «Мастерская букв»)
3. Формирование пространственного восприятия и представления.
(ориентировка на собственном теле, дифференциация правых и левых частей тела, в окружающем пространстве)
4. Понимание и употребление предложенных конструкций.
(предлоги: в, на, под; затем над, из, около, за. Схемы предлогов. Наречия: вверх, вниз, навстречу, налево, направо выполнение движений по заданной схеме)
Данная методика по предупреждению дисграфии у дошкольников с нарушениями речи может быть использована и для устранения всех видов дисграфии. Эмоциональный речевой материал и игровые приемы, отвечая потребностям дошкольника к игровой деятельности, создают благоприятные условия для устранения нарушений письма.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению