• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

100 лет Монтессори-педагогике в России!

100 лет Монтессори-педагогике в России!
    
        
            Педагогика Монтессори
        На сегодняшний  день педагогика Марии Монтессори –  одна из самых востребованных методик  развития ребенка, в которой совмещено, казалось бы, несовместимое: свобода  и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа.
        Свою педагогическую систему Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде. Системе Монтессори более 100 лет. Но очень долгое время её методы были недоступны в нашей стране, в то время как в других странах они широко распространены. Педагогика Монтессори стала возрождаться у нас только в 90е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по системе Монтессори.
        В основном методика охватывает возраст от 3 до 6 лет.  
        История
            Мария Монтессори (31.08.1870-06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.
        В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно-отсталых детей, которые бесцельно бродили  по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку в первую очередь нужна специальная развивающая среда, в которой каждый смог бы найти что-то интересное для себя. Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии развития здорового ребенка и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.
        В итоге  была создана педагогическая система, которую Мария Монтессори впервые  использовала в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за работой детей, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.
        С 1909 года педагогика Монтессори начала распространяться во многих странах мира. В 1913 г она появилась и в России. А с 1914г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию. 
        Суть  метода
            В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детейосновное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.
        Главный принцип системы Монтессори - «Помоги  мне сделать это самому!». Это  значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду  для занятий и ненавязчиво  научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку самому найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть заложенные в него природные способности.
        Дети, занимающиеся по системе М. Монтессори, растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Уже в детстве малыши проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе. 
        Основные идеи системы М.Монтессори
            Система основана на следующих положениях:
        
            
                Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.
            
                Ребенок сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.
            
                Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети «становятся» учителями, при этом учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.
            
                Дети принимают  самостоятельные решения.
            
                Занятия проходят в специально подготовленной среде.
            
                Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.
            
                Полноценное саморазвитие, как следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.
            
                Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.
            
                Уважение к детям — отсутствие запретов, критики и указаний.
            
                Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.
        
        Таким образом, все и вся в системе стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.
        Задача воспитателя — помочь организовать ему свою деятельность для освоения собственного уникального пути, чтобы реализовать свой потенциал. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько нужно ребенку для того чтобы вызвать заинтересованность.
        Итак, основные составляющие системы позволяющей реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.
        Роль  взрослого
            При том, что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в том объеме, сколько нужно. Тем не менее истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.
        Основная  задача взрослого по отношению к  ребенку непосредственно в процессе занятий  – не мешать ему осваивать  окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать  собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным дидактическим материалом.
        Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.
        Как выглядит работа взрослого на занятиях?
        Сначала  педагог внимательно наблюдает  за каждым ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый не многословен и  говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, но не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. В ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! В этом случае самое главное, чтобы взрослый сумел предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении. 
        Развивающая среда
            Развивающая среда — важнейший элемент педагогики Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.
        У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый ребенок обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к интеллекту ребенка ведет не через абстракцию, а через его органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.
        В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. Как отмечала сама Мария Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к «упущенному» занятию.
        Среда имеет точную логику построения. Следует  отметить, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
        Расположением полок среда разделена на 5 зон:
        
            
                Зона упражнений в повседневной жизни — материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни
            
                Зона сенсорного воспитания — предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и т.п.
            
                Математическая зона — для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.
            
                Зона русского языка — для расширения словарного запаса, знакомства с буквами,  фонетикой, понимания составления слов и их написания.
            
                Зона космоса — для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.
        
        Зона повседневной жизни
        В зоне упражнений в повседневной жизни собраны материалы, с помощью  которых дети учатся ухаживать за собой и своими вещами. Дети упражняются  в пересыпании, переливании, классификации  и сортировке, приготовлении пищи, уходе за животными и ручном труде. На занятиях в групповом кругу  дети осваивают основы социализации и учатся описывать свои чувства. 
        Упражнения  со стулом
        Нужно научить  ребенка осторожно носить стул, тихо ставить его на пол, спокойно садиться и вставать.
        Коврик
        Покажите ребенку, как можно скатывать и раскатывать  коврик.
        Пересыпаем  зерно
        Ребенку надо из одной миски пересыпать гречку, горох  или рис в другую миску при  помощи чайной ложки или через  воронку.
        На  дне миски
        Глубокая миска  наполняется крупой, в нее закапываются камушки, пуговицы, небольшие предметы и фигурки. Ребенку нужно покопаться в миске и отыскать все запрятанные  предметы.
        Из  ведра в ведро
        Ребенку надо из одного большого ведра перелить воду в другое ведро с помощью половника, чашки, ковшика, бутылочки и т.п.
        Из  миски в миску
        Ребенку надо переливать воду из миски в миску ложкой, маленькой чашкой, пипеткой, шприцом (без иглы), резиновой грушей, поролоновой  губкой (намочил губку в одной  миске и отжал в другую).
        Переливание воды
        Приготовьте три  кувшинчика (баночки), в одном из которых вода, поднос и губка. Научите  ребенка, как приподнимать кувшинчик  с водой, наклонять его и переливать воду в другой кувшинчик. Если вода прольется на поднос – ребенок  вытирает ее губочкой.
        Переливание воды через воронку
        При переливании  воды можно использовать воронку. Но здесь уже понадобятся бутылочки  с зауженными горлышками
        Вылавливание  шариков
        В миску налита вода, в которой плавают теннисные  шарики. Ребенку нужно ситечком выловить все шарики и переложить их в пустую миску.
        Пена
        Ребенок капает из пипетки капельку жидкого мыла в мисочку с водой. Затем венчиков взбивает пену.
        Форма воды
        Вам понадобятся  различные емкости: надувной шарик, стакан, бутылка, формочка и т.д. Из кувшина  с водой ребенок осторожно  выливает воду в надувной шарик, наблюдая, как вода принимает форму шарика. Затем выливает воду обратно в  кувшинчик и заливает в следующую  емкость.
        Где больше воды
        Берется два-три стакана и емкость  с водой. Ребенок получает задание  – налить во все стаканы одинаковое количество воды или так, чтобы в  одном стакане было больше воды, а в другом меньше.
        Рамки со шнурками, кнопками, пуговицами, крючками и петлями, бантиками, застежками «молния» и т.д.
        Изготовьте квадратную рамку с двумя половинками  ткани, скрепленных с помощью  кнопок (или шнурков, или английских булавок, или липучек и т.д.). Покажите ребенку, как нужно расстегивать и застегивать данные приспособления.
        Чистим  ботинки
        Ребенок надевает фартук, закатывает рукава. На полу расстилается газета, на неё ставятся ботинки, выкладывается  жесткая щетка, банка с обувным  кремом, губка для нанесения крема, щетка для полировки ботинок, тряпочка для наведения блеска. Сначала  взрослый показывает, как чистить  ботинок, затем ребенок выполняет  работу самостоятельно.
        Бутерброды
        Ребенок надевает фартук, моет руки. На одной разделочной  доске режется хлеб, на другой –  колбаса. Составляются бутерброды, которые  ребенок укладывает на тарелку.
            Мытье посуды
        Ребенок с помощью  губки и жидкого средства моет посуду в двух тазиках, вытирает посуду полотенцем, по окончании убирает  рабочее место.
        Подметание  пола
        С помощью щетки  для пола ребенок сметает сор  в кучку, сгребает его на совок  и высыпает мусор в ведро.
        Точим карандаши
        На небольшом  подносе карандаши, точилка, плоская  мисочка для стружек. Ребенок  затачивает карандаши, а по окончании  стружки выбрасывает в ведро. 
        Групповое занятие в кругу
        Занятия начинаются с приветствия детей на «живом круге». Все сидят на полу или  на стульчиках в кругу, беседуют, слушают  музыку, обмениваются новостями, поют песни, слушают сказки, играют в пальчиковые  игры и мн.др. Заканчиваются занятие  – тоже в кругу.  
        Тишина
        Дети сидят  в тишине и слушают тиканье  часов, журчание воды в трубах, рев  мотора за окном, шум дождя.
            Круг
        На полу нарисован  круг. Дети встают на линию круга  друг за другом и идут вслед за взрослым, стараясь не сойти с линии. На следующих  занятиях во время движения по кругу  можно использовать ношение предметов (колокольчик, свеча, вода и др.).
        Колокольчики
        Дети сидят  на стульчике вокруг круга. Взрослый ставит около каждого ребенка  по колокольчику и называет одного ребенка по имени. Ребенок со своим  колокольчиком идет по кругу, звонит в него, а потом садится на место. Затем вызывается следующий ребенок.
        Передай палочку
        Дети сидят  на полу. В центре круга стоит  металлофон с ударной палочкой. Взрослый несколько раз ударяет по металлофону  и передает палочку другому ребенку. Тот сочиняет свою музыку и передает палочку дальше.    
        Зона сенсорного восприятия
        Зона сенсорного воспитания предназначена  для развития и утончения зрения, осязания, вкуса, обоняния, слуха, тактильных ощущений.
        Для развития зрения
        Цилиндры  и блоки с углублениями
        Вам понадобятся 4 деревянных блока с углублениями, чтобы можно было туда вставлять и вынимать цилиндры. На цилиндрах необходима кнопка, чтобы брать тремя пальцами. Цилиндры различаются по высоте и диаметру. Подбирая подходящие цилиндры, нужно ориентироваться на размер (высокий - низкий, толстый- тонкий, большой- маленький и т.д.) и соответствия цилиндра и углубления (глубокий- мелкий, широкий- узкий и т.д.).
        Розовая башня
        Вам понадобятся 10 деревянных кубиков розового цвета и разного размера. Длина ребра наименьшего кубика 1 см, длина ребра наибольшего кубика - 10 см. Кубики выкладываются вертикальной и в горизонтальной в плоскости различными способами.
        Коричневая  лестница
        Приготовьте 10 деревянных брусков (прямоугольных призм), каждая длиной 20 см. Боковые стороны их - квадраты. Длины ребер квадратов  уменьшаются от 10 см до 1 см. Нужно  выстроить лестницу от самой толстой  призмы к самой тонкой.
        Красные штанги
        Приготовьте 10 деревянных штанг, покрашенных в красный  цвет. Самая короткая штанга имеет  длину 10 см. Каждая следующая штанга длиннее предыдущей на 10 см. Самая  длинная штанга длиной 1 метр. Все  штанги по 2,5 см шириной и высотой. Ребенку нужно построить лестницу, начиная с самой длинной и  заканчивая самой короткой.
            Цветные таблички
        Вам нужны деревянные коробки с несколькими пар  табличек разных цветов и оттенков. Ребенок подбирает одинаковые по цвету таблички.  
        Для развития слуха
        Шумящие цилиндры
        Приготовьте красные  и синие коробочки, заполненные  цилиндрами. Цилиндры наполнены материалами, которые издают разные шумы: от тихого до громкого. Каждой красной коробочке идентична одна синяя. Необходимо путем сравнения подобрать пары.
        Что шуршит
        За ширмой пошуршите газетной бумагой, целлофановым пакетом, постучите два камня друг о друга или деревянными палочками и т.д. Дети отгадывают, что за предметы могут издавать такой звук. 
        Для развития чувства  обоняния
        Цилиндры  с запахами
        Приготовьте две  коробочки с пахнущими веществами, внутри которых кофе, чай, укроп, гвоздика, анис, перец и др.). Необходимо научиться нюхать и подбирать пары.  
        Для развития чувства  вкуса
        Угадай, что ты съел
        Дети пробуют  кусочки нарезанных фруктов и  овощей и определяют, что они съели. 
        Для развития тактильных чувств
        Тактильная  дорожка
        По кругу на полу насыпают гладкие камушки, песок, кладут полотенце, кусочки меха, деревянные дощечки. Дети, предварительно вымыв  ноги, осторожно идут по дорожке  под тихую музыку.
        Фигурки Равиццы
        В корзинку складываются деревянные фигурки разной формы (в  виде деревьев, грибочков, домиков, кругов и т.д.). Ребенок, не глядя, достает  из корзинки фигуру и пытается угадать, что это за предмет.
        Лоскутки
        Ребенку предлагается на ощупь с завязанными глазами  дать характеристику различным лоскуткам  ткани: «Эта мягкая, эта грубая, эта  тонкая».
        Пары  шершавых табличек
        На дощечки  приклеиваются шершавые поверхности  с разными зернами. Нужно на ощупь  найти парные таблички.
        Меховые и кожаные таблички
        На деревянные дощечки наклеены квадраты кожи и  меха разных сортов. Ребенок раскладывает таблички на меховые и кожаные. А затем составляет пары, отыскивая одинаковые таблички. 
        Для развития чувства  тяжести
        Барические  таблички
        В коробке лежат 7 табличек одинакового размера, но разных сортов дерева. Надо взвесить таблички на кончиках пальцев и подобрать  их по парам. 
        Для развития термического чувства
        Тепловые  бутылочки
        Несколько бутылочек  с водой разной температуры. Необходимо рассортировать их по парам.
        Зона развития речи
        Развитие речи – процесс естественный, природный, происходящий на основе генетического, сенсорного и социального развития. В зоне русского языка дети расширяют  словарный запас, развивают фонематический слух, подготавливают руку к письму, знакомятся с печатными и письменными  буквами, составляют слова с помощью  подвижного алфавита, читают отдельные слова, предложения и тексты. 
        Резонанс  гласных звуков
        Дети на выдохе медленно произносят гласные звуки  а-а-а (о-о-о, у-у-у и т.д.). Голоса детей  должны слиться в единый звук. При  этом дети могут тихонько похлопывать  себя по груди или рядом стоящего по спине. 
        Звуки в движении
        Дети идут по кругу или переступают с ноги на ногу и произносят слоги: ку-ку-ку, гу-гу-гу, ху-ху-ху, ко-ко-ко, го-го-го, хо-хо-хо. Затем слоги усложняются: кау- кау, гау-гау, хау-хау.
            Слова в трех коробочках
        В деревянной коробке 3 коробочки: красная, зеленая и желтая. В красной коробочке деревянные фигурки животных, в зеленой – деревянные растения, в желтой – предметы, относящиеся к жизни человека. На начальном этапе дети изучают названия этих фигурок, на втором взрослый просит ребенка показать тот или иной предмет, а потом и самому назвать его. На третьем этапе ребенок учится раскладывать предметы обратно по коробкам. 
        Карточки  с картинками
        Изготавливается несколько наборов карточек. В  зеленой серии – ягоды, цветы, кустарники и деревья. В красной  серии – звери, птицы, насекомые, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные. В третьей – посуда, одежда, мебель, транспорт, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь и т.п.
        К каждому набору карт имеется одна обобщающая контрольная карта, где нарисованы все предметы, входящие в группу. Сначала дети знакомятся с названиями изображенных предметов, учатся раскладывать карточки на три группы: животные, растения и предметы. И проверяют себя по обобщающей карте. Затем в каждой группе делят карточки ещё на подгруппы: звери – птицы, мебель – транспорт, кусты – деревья и т.д. Учатся называть эти предметы обобщающими словами. С этими карточками можно играть в «Третий лишний», «Что пропало», «Что добавилось», «Что поменялось местами".  
        Серии сюжетных картинок
        Ребенок раскладывает в определенном порядке четыре карточки, объединенные единым сюжетом, и составляет по ним рассказ. 
            
            Сенсорные упражнения, помогающие развитию языка
        - Прикрепление  прищепок к ведру, стаканчику, вырезанным из картона силуэтам  ежика, солнца, льва.
        - Соединение  скрепками двух и более листов, составление из них длинной  цепочки, прикрепление скрепок  по краям картона.
        - Выжимание воды  из губки в пустую миску.
        - Перекладывание  бусин из одной миски в другую  при помощи пинцета.
        - Вышивание шнурком  на картоне с дырочками.
        - Завязывание  и развязывание бантиков.
        - Наматывание  ниток на катушку и их раскручивание.
        - Подбор к  баночкам крышек по размеру,  закручивание крышек на банки.
        - Выкалывание  иголкой точек по обозначенному  контуру на листе бумаги, положенном  на что-то мягкое.
        - Запуск (закручивание) волчков.
        - Выдувание мыльных  пузырей.
        - Работа с  соленым тестом. 
        Металлические рамки и вкладыши
        На двух деревянных досках - подставках находятся 10 металлических  розовых рамок и соответствующие  им вкладыши в виде геометрических форм. Дети обводят внутри трафаретов фигуры и выполняют штриховку. 
        Наборы  разнообразных развивающих деревянных пазл
        Наборы досок  и вкладышей с пластмассовыми пуговками на ножках, из которых  надо собирать заданные предметы. 
        От  точки к точке
        На карточке нарисованы точки в произвольном порядке. Ребенку надо соединить  их карандашом в любой последовательности. 
        Переписывание
        Детям предлагается механически переписывать письменные слоги и слова.
        Начало  – середина –  конец
        Прямоугольная коробка разделена на три части  и прилагаются различные фигурки  предметов. Ребенку нужно определить, где в слове находится определенная буква (в начале, конце или середине). Например, Пирожок, луПа, укроП и в соответствии с этим разложить эти предметы в первую часть коробки, среднюю или последнюю.
        Шершавые  печатные и письменные буквы
        Шершавые буквы, обозначающие гласные звуки, наклеены на розовые дощечки, а согласные  – на голубые. Дети произносят звук и обводят букву пальчиком, запоминая  её написание. Когда буквы будут  освоены – детям предлагается с закрытыми глазами, на ощупь  определять название букв.  
        Большой подвижный алфавит
        Буквы подвижного алфавита соответствуют размерам шершавых букв и выполнены из дерева. Каждая буква лежит в своей ячейке. Гласные окрашены в розовый цвет, согласные - в голубой цвет. С помощью  этого набора букв ребенок учится составлять слоги, слова и предложения. 
        Материалы для интуитивного чтения
        Картинки или  предметы сопоставляются с написанными  на карточках словами. 
        Чтение  названий предметов  из окружающей среды
        Нужны розовые  таблички с тесемками, на которых  написаны названия предметов из окружающей среды: шкаф, стол, стул, пол, стена, машина, холодильник и т.д. Ребенок читает название и вешает на соответствующий предмет в комнате или квартире. 
        Предложения – задания
        На карточках  написаны задания: сядь, посмотри в  окно, дай карандаш и т.д. Ребенок  читает одну карточку за другой и выполняет  задания. 
        Зона космоса
        Занятия в зоне космоса направлены на обучение способам добывания информации по окружающему  миру, истории, географии, астрономии, анатомии, информатики и на сопоставление, сравнение, анализ, переживание, упорядочивание жизненных впечатлений ребенка, на осознание себя и своего места  в мире. В этой зоне находятся  комнатные растения, домашние животные, игры и пособия по естественным наукам (всевозможные карты, глобусы, календари, часы и т.д.), инвентарь для проведения опытов.
        Окружающий  мир
        Воздух
        Ребенок с помощью  ветряной мельницы, свечки, кусочка  ватки на ниточки, пушинки наблюдает  за работой воздуха.
        Что пропускает воду
        Приготовьте несколько  банок. В первую банку положите землю, во вторую песок, в третью глину, в  четвертую соль, в пятую камни  и т.д. Нужно заливать в каждую банку воду и следить за тем, проходит вода сквозь материал.
        Температура воды
        Научите ребенка  с помощью водного термометра измерять температуру воды.
        Растительный  мир
        Семена
        В коробке с  перегородками лежат семена растений: семечки подсолнуха, арбуза, дыни, тыквы, огурцов, укропа и т.д. В других отсеках  коробки приклеены карточки с  изображением самих растений. Задача ребенка разложить семена по ячейкам  с соответствующими картинками.
        Листья  деревьев
        В первом отделении  коробки лежат изображения самих  деревьев или кустарников, а в  другом отделении – карточки с  листьями от этих деревьев. Ребенку  надо подобрать соответствующие  пары – лист и дерево. Затем в  природных условиях эти знания закрепляются.
        Травы, деревья, кустарники
        Даны карточки с изображением одиночных трав, кустарников  и деревьев. Ребенку надо раскладывать карточки на три группы в зависимости  от того, что на них изображено. 
        Животный  мир
        Классификация животных
        Даны карточки с изображением животных (или фигурки  животных), относящихся к разным классам: звери (млекопитающие), птицы, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Ребенку надо распределить животных по группам.
        Животные  по материкам
        Ребенку нужно  расположить на карте мира фигурки  животных: морж – в Антарктиде –  пингвины, в Австралии – муравьед, в Африке – слоны и зебры, в  Южной Америке – ленивцы, в  Северной Америке – северные олени, в Евразии – медведи и лисы.
        Среда обитания животных
        На листе ватмана  нарисованы земля, вода и воздух. Ребенок распределяет фигурки животных по месту их обитания. 
        Человек
        Руки  и ноги
        Взрослый называет любую часть тела (голова, шея, нога, коленка и т.д.), а ребенок ее показывает. 
        Строение  человека
        Подготовьте небольшие  наклейки с написанными на них  названиями частей тела и куклу. Ребенок  берет первую наклейку, читает слово  и наклеивает её на соответствующую  часть куклы.  
        История
        Эволюция  животных
        На длинной  ленте изображены животные в порядке  их появления на земле: бактерии –  черви – примитивные членистоногие  – первые рыбы – первые рептилии – динозавры – птерозавры –  первые млекопитающие - первые птицы  – первые морские млекопитающие  – первые люди. 
        География
        Материки
        На географической карте или глобусе ребенок  располагает названия материков.
        Макет
        Даны различные  планы – схемы местности. Ребенку  нужно по образцу одной из схем составить макет из игрушечных деревьев, кустов, домов, озер, дорог.  
        Астрономия
        Время
        Ребенок учится наблюдать за временем и измерять его с помощью различных приборов: большие часы, наручные часы, секундомер, водяные часы, песочные часы, солнечные  часы.
        12 месяцев
        Дети выкладывают  по порядку названия месяцев, написанных на карточках и раскрашенных в  разные цвета (весенние месяцы – сиреневые, летние месяцы – зеленые, осенние  месяцы – оранжевые, зимние месяцы – голубые).
        Времена года
        Имеются карточки с изображением каждого времени  года. К ним нужно подбирать соответствующие картинки – подснежники (весна), ягоды (лето), оранжевые листья (осень), снеговик (зима) и т.д. 
        Информатика
        Энциклопедические знания
        Нужны группы карточек с изображением предметов по различным  тематикам – животные (волки, медведи, совы, муравьи и т.д.), растения (береза, одуванчик, сирень и т.д.), знаменитые люди (А.Пушкин, И.Шишкин и т.д.). На других карточках написаны сведения о каждом из этих предметов или людей. Ребенку нужно читать описание, например, медведя и подбирать к нему его изображение.
        Измерение
        Ребенок с помощью  соответствующих измерительных  приборов измеряет длину, ширину, высоту и массу предметов.
        Опыты
        Перед ребенком различные предметы для проведения опытов: банки с песком, землей, солью, сахаром, маслом, крахмалом, мукой, краской, йодом, зеленкой, кусочки картофеля, огурцов, хлеба и т.д. А так же ложка, сито, салфетка, кусочек ткани, стаканчик, пипетка и т.д. Взрослый говорит ребенку задание (или задание написано на карточке), например: «Налей в стакан воду, капни туда каплю йода, положи кусочек хлеба – что произошло?».
         Математическая зона
        Ребенок может  постичь базовую основу математики еще до того, как познакомится с  цифрами и счетом.
        В математической зоне собран сенсорный материал для развития чувств ребенка, умения сравнивать, измерять, упорядочивать; мыслить логично и точно. Благодаря своей наглядности и конкретности Монтессори-материалы этого раздела позволяют объяснять детям трудные абстрактные математические понятия и операции.
        Математические материалы делятся на 5 основных групп:
        
            
                обучение прямому и обратному счёту до 10;
            
                знакомство с цифрами от 1 до 10;
            
                соотнесение числа и количества;
            
                усвоение состава числа;
            
                знакомство с многозначными числами;
            
                порядковый счет до 1000;
            
                материал для постепенного запоминания таблиц сложения, вычитания, умножения и деления; дроби. 
        
        Числовые  штанги
        Это 10 деревянных штанг, длиной от 10 см до 1м, разграниченные на чередующиеся красные и синие отрезки. Штанги можно использовать следующим образом:
        
            
                выкладывать в порядке возрастания и убывания;
            
                сравнивать их по длине, изучая понятия «длинное», «длиннее», «короткое», «короче»;
            
                определять, насколько отрезков одна штанга длиннее другой;
            
                самой маленькой штангой можно измерять длину длинных штанг;
            
                если выкладывать штанги крест-накрест, то ребенок будет учиться находить их середину.
        
        Но самое главное предназначение штанг – это донести до ребенка информацию о том, что каждое число обозначает определенное количество предметов. Выкладываем штанги по порядку, пересчитав на каждой отрезки, рядом кладем карточки с соответствующими цифрами. Развить глазомер ребенка можно с помощью игры «Угадай, сколько в этой штанге отрезков». Штанги подходят для изучения состава числа: считаем, из скольких отрезков состоит штанга (например, из трех) и думаем, сколько еще надо добавить отрезков, чтобы получилось 4. С помощью штанг дети на сенсорном уровне знакомятся с понятием дециметр.
        Шершавые  цифры
        Вам понадобятся  таблички с шероховатыми цифрами от 1 до 9. Ребенку нужно обводить двумя пальчиками цифру, запоминать её форму, написание и название.
         
        Найди соседей
        8 прямоугольных  карточек. Каждая разделена на  три части. На центральной части написана определенная цифра от 2 до 9. Так же имеются отдельные карточки с цифрами от 1 до 10. Ребенку нужно подбирать соседей к карточкам.
        Веретёна
        Нужны два ящичка, разделенные внутри перегородками на 5 отсеков. Каждый отсек обозначен  цифрами от 0 до 9. Необходимо также 45 счетных палочек (веретён). Ребенок  раскладывает в каждую ячейку по нужному  количеству палочек: где цифра 1 – одну палочку, цифра 2 –  две палочки и т.д. Обговаривается, почему в ячейку с цифрой 0 не положили ни одной палочки. Подобную игру можно провести с пронумерованными стаканчиками и фасолью. Если все фасолины разложены по стаканчикам правильно – то фасолин не остается.
        Цифры и круги
        Цифры от 1 до 10 и 55 красных кружков. Ребенок выкладывает  цифры по порядку, а потом под  ними в столбик кладет соответствующее  количество кружков. Получается визуальная лесенка. На этом материале можно знакомить с понятиями четных и нечетных чисел.
        Размен  денег
        Играть можно как в настоящие деньги, так и вырезанные из картона дубликаты. Ребенку нужно научиться считать деньги, разменивать десятирублевую купюру монетами, давать сдачи.
        Объединение множеств
        Подготовьте несколько  шнурков и разные геометрические фигуры небольшого размера. Ребенок  выкладывает на столе несколько  треугольников и «очерчивает» их шнурком. Затем так же выкладывает  квадраты, круги и тоже объединяет их шнурками.
        Знакомство  с десятичной системой
        Если ребенок  умеет считать до 10, он сможет научиться  считать и дальше. Единица –  это маленькая бусинка, если взять десять бусин-единиц, которые ребенок собственноручно наденет на стержень, то получится десяток. Сотня – это квадрат из десяти стержней, а куб из сложенных друг на друга квадратов – сотни. Ребенок надевает бусинки на стержень.
        Метр, сантиметр, дециметр, миллиметр
        Ребенок с помощью  линейки и метра измеряет различные  предметы (лист бумаги, книгу, зеркало, стол, лавку и т.д.). Можно сделать бумажный ростомер и периодически измерять рост ребенка.
        Килограмм, грамм
        Ребенок с помощью  напольных и бытовых весов  взвешивает различные предметы.
        Золотой материал
        С помощью этого  материала действие сложения, вычитания, умножения и деления приобретает  буквальный смысл. Используется 100 бусинки золотистого цвета, 45 стержней с бусинками, 10 квадратов – сотен из бусин, 1 куб из бусин, карточки с цифрами от 1 до 9000. Ребенок знакомится с количеством 1, 10, 100, 1000 и учится выкладывать эти множества с помощью золотого материала. Единицы к единицам, десятки к десяткам, сотни к сотням, тысячи к тысячам. Затем осваивает карточки с написанием этих чисел и начинает сопоставлять количество и символы. Теперь можно на том же самом золотом материале наглядно осваивать сложение, вычитание, умножение и деление.
        Доски Сегена
        Две доски разделены  на пять частей. На каждой части написано число 10. Прилагаются табличками с цифрами 1-9. С помощью этого пособия дети изучают цифры от 11 до 19 и соотносят их с определенным количеством стержней и бусинок.
        Доска для сложения
        Доска разделена  на 11 горизонтальных рядов по 18 квадратов. Самый верхний ряд пронумерован от 1 до 19. Еще имеется 9 синих  полос (первое слагаемое) и 9 красных  полос (второе слагаемое). Все они  разной длины – от 1 см до 9 см и  пронумерованы. Чтобы сложить, например, 4+5, мы берем синюю полоску в 4 см и кладем её горизонтально по верхней  строчке доски. К её концу прикладываем красную полоску «5». И смотрим по верхней строке – на какой цифре закончилась полоска – на 9. Значит, 4+5=9.
        Доли  и дроби
        Нужны круги-дроби красного цвета от 1 целой до 1/10. Ребенок упражняется в составлении целого круга из 2х половинок, из 3х, 4х и т.д. частей; сравнивает эти части друг с другом: что больше 1/2 или 1/5. Постепенно соотносит количество частей с символами. Знакомится с названиями частей, учится их сравнивать, записывать, выполнять арифметические действия с дробями.
         
        Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики  и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые  дети расстилают на полу, где им удобно.
        Дидактический материал
            Мария Монтессори считала, что ребенок  учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори – это не обязательно  какие-то специальные игрушки. Предметом  игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т.д. Но есть и специальные классические Монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши т.д.
        Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали бы развиваться детям в самых разных направлениях. У каждого из этих материалов огромный потенциал и большие творческие возможности.
        Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели- прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров и т.д.), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха и т.д.).
            Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития ребенка, Монтессори-материалы  выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить  её, следуя логике и порядку выбранного материала. Таким образом, ребенок  учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
        Помимо  сказанного, сама обстановка и доступность  абсолютно всех пособий побуждает  детей искать ключ к окружающему  миру.
        Основные  правила использования  Монтессори-материалами:
        
            
                Материал расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.
            
                Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.
            
                Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:
        
        
            
                выбор материала
            
                подготовка материала и рабочего места
            
                выполнение действий
            
                контроль ошибок
            
                завершение работы, расположение материала на исходное место
        
        
            
                Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.
            
                На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.
            
                При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.
            
                Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.
            
                Когда упражнение закончено ребенком, материалы необходимо вернуть на свое место, и только после этого взять следующее пособие.
            
                Один материал — один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточится. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение — это одно из важнейших способов познания), или выбирает какой-то другой материал
        
        Все эти  правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать. 
        Игры Монтессори
        Еще одним плюсом такой методики является ее относительная дешевизна, ведь предметом обучения может стать практически все, что есть в вашем доме. Итак, давайте рассмотрим несколько развивающих игр по методике Марии Монтессори.
            
            «Аквариум в банке». Известно, что малыши очень любят забавляться с водой. Эту их любовь нужно грамотно использовать. Например, в игре «аквариум в банке» основными приспособлениями станут большая банка с водой, небольшие пластмассовые предметы вроде пуговиц, половник и шумовка (небольшая ложка с дырками). Суть игры - предложить карапузу сначала запустить «рыбок» в аквариум, а потом достать их, не разлив волы. Покажите, как это делается сами, потом дайте малышу все как следует испробовать самостоятельно. Главное, ловить рыбок нужно при помощи лишь одной ручки.
            
            «Перелей водичку». Для этой игры вам понадобится несколько сосудов (желательно прозрачных) разного объема, лейка и подкрашенная вода. Задание: переливать из лейки воду в разные сосуды, распределяя ее по своему усмотрению. После чего, обговорить где воды больше, а где меньше, а где – одинаковое количество. Суть игры - научиться распознавать большие и маленькие объемы, умел аккуратно переливать воду, не разливая ее. Кроме того, по окончании игры, обязательно уберите место обучения вместе с ребенком. Уборка – это неотъемлемая часть обучения, ведь малыш должен не только уметь играть, но и убирать за собой.
            
            «Линеечка». Вам понадобится: нарисованный на полу эллипс, стакан с водой, книга, свеча. Задача малыша - пройти по линии с одним из этих предметов, не уронив, не погасив, не разлив. Покажите сначала, как это делаете вы, поставив на голову книгу, пройдите по начертанному эллипсу так, чтобы пятка упиралась в носок ноги. Теперь очередь вашего чада. Дайте ему в руки стакан с водой, и пускай пройдет, не разливая ни капли.
            
            «Дорожка – тропинка». Вам понадобятся разноцветный бисер и доска, или стол. Малыш должен набирая в щепотку бисер, выстраивать дорожки на столе, причем, одна должна быть для машинки (то есть, шире), другая – для велосипеда (узенькая). Для каждой дорожки используйте одинаковое количество бисера, чтобы кроха учился распределять материал, и понимать, что узкая дорожка будет длиннее, а широкая – короче.
            
            «Слушай тишину». Очень важны для малыша не только шумные и подвижные игры, но и тишина. Обязательным условием для такой игры станет интерес и желание маленького игрока. Пускай рисует, и слушает, что ему «напоет» тишина. Он сможет уловить тиканье часов, пенье птиц за окном и дуновение ветра. Возможно, до его слуха долетит и что-то еще. После игры, спросите его, что ему слышалось, и вы удивитесь фантазии своего карапуза! Тишина способна развивать воображение, главное, к ней прислушаться.
        Недостатки  системы М. Монтессори
        Как и у всякой системы здесь тоже есть свои минусы:Система концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.
        
            
                В системе нет ролевых и подвижных игр.
            
                Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсированы тем, что в Монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.
            
                После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.
        
        Сложно  уместить огромный жизненный опыт Марии  Монтессори воплощенный в ее сисетме  в рамках небольшого обзора. Поэтому  в данной статье есть только самое  основное. Если Вам интересно более  подробно узнать о системе Марии Монтесори, целесообразно познакомиться с первоначальными источниками.
        Следует помнить, что на сегодняшний день мы имеем доступ к множеству методик  и систем, и в наших силах  выбирать лучшее для своих детей.
    

источник >>>

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть