• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Данный конспект НОД использовался мною при аттестации на высшую квалификационную категорию. Рабочая тема НОД: "Дифференциация звуков З-Зь".
Конспект НОД по развитию фонетико-фонематических представлений  в старшей логопедической группе для детей с ФФНР.  Тема: «Путешествие в зоопарк» Прудникова Ольга Юрьевна - учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ ЦРР детский сад № 5 "Золотая рыбка" г. Пласт Челябинской области
Цели деятельности:
Обучающие:

    
        Уточнить и закрепить правильное произношение звуков З и Зь;
    
        Учить  дифференциации звуков З и Зь в слогах, словах и предложениях;
    
        Учить определять место звука З в слове (начало, середина);
    
        Учить звукослоговому анализу слов типа СГСГ на примере слов ЗУБЫ, ЗИМА;
    
        Учить подбирать родственные слова, на примере слова ЗАЯЦ;
    
        Упражнять в составлении предложений по картинкам.

Коррекционные:

    
        Корректировать фонематический слух и восприятие;
    
        Повторять звуковые ряды;

Воспитательные:

    
        Воспитывать мотивацию к обучению.

ОБОРУДОВАНИЕ:

    
        Игрушка плюшевая ЗАЯЦ;
    
         Магнитная доска;
    
        Компьютер и компьютеризованное рабочее место логопеда с подготовленной для занятия презентацией;
    
        Зеркала (индивидуальные);
    
        Звуковички (индивидуальные);
    
        Схемы для составления схем слов (индивидуальные);
    
        Флажки с символом звука «З» (индивидуальные) и демонстрационная карточка на звук «З» - комарик;
    
        Набор  для составления схемы предложения;
    
        Сюжетная картинка со стихотворением;
    
        Угощение и подарки.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, познание, физическая культура, здоровье, труд.
Ход НОД

    
        Организационный момент (образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ, коммуникативная деятельность)

Логопед: - Ребята сегодня у нас необычное занятие —  Мы отправимся с вами в зоопарк. А билет в зоопарк вы получите,  если сложите разрезную картинку, которая есть у вас на столе.
(Дети складывают разрезную картинку).
Логопед: Кто получился у вас на картинке?
Дети: Заяц.
Логопед: А ЗЗЗаяц, кто он?
Дети:  Заяц -  дикое животное.
Логопед: - А заяц , посмотрите,  какой?
Дети: Зимой — белый, летом — серый, трусливый, длинноухий и т.д.
Логопед: Ребята, посмотрите,  к нам в гости сегодня пришел ЗАЙКА  и принес нам билеты в зоопарк. Ребята, что такое зоопарк, кто там живет?
Дети: В зоопарке живут звери.
Логопед: Правильно, ребята, звери живут не только в лесу,  но и в зоопарках. Там мы с вами можем с ними познакомиться.
 - Скажите, а  какой первый звук в словах ЗЗЗайка,  ЗЗЗоопарк и ЗЗЗвери?
Дети: - Звук «З».
Логопед: Правильно, сегодня на занятии мы с вами будем учиться слышать и произносить звук З.

    
        Пальчиковая гимнастика (образовательные области ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, двигательная деятельность).

Логопед: - А сейчас, мы с вами сделаем пальчиковую гимнастику про ЗАЙКУ, чтобы порадовать нашего гостя:
Зайка под кустом сидит,
И ушами шевелит,
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за большим кустом.

    
        Артикуляционная гимнастика (образовательные области ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, двигательная деятельность).

Логопед: Ребята, мы подошли с вами к первой клетке. Кто же в ней живет. Наш зайка загадает вам загадку — если вы угадаете, то узнаете, кто прячется в этой клетке.
Загадка:
Зверь смешной в огромной клетке,
С ветки прыгает на ветку,
Ест бананы, сладости
К общей детской радости. (Обезьяна).
Логопед: Правильно, ребята, это обезьяна. Давайте покажем ей,  как мы умеем делать артикуляционную гимнастику.
Упражнения на свистящие звуки:

    
        улыбка
    
        накажем язычок
    
        месим тесто
    
        лопаточка
    
        горка (киска сердится)
    
        трубочка
    
        чистим нижние зубки


    
        Анализ артикуляции и характеристика звука З (образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ, коммуникативная деятельность).

Логопед: Ребята, мы подошли к следующей клетке. Кто же тут живет. Загадывай зайка нам следующую загадку.
Бородатый и рогатый,
Показать вам силу рад я.
Крупный дикий бык лесной,
Стою важно под сосной. (Зубр).
Логопед: - А какой первый звук в слове ЗЗЗУБР?      
Дети: - ЗЗЗ.
Логопед: Как мы произносим звук З?
Дети:
Губы — улыбаются,
зубки — заборчиком,
язычок — горочкой, внизу у нижних зубов.
Произнесение звука ЗЗЗ хором, громко, тихо, по одиночке.
Логопед: Давайте дадим характеристику звук З.
 Звук «З» - какой?
Дети:
Звук  З -    согласный,
                   твердый,
                   звонкий,
                   свистящий.
                   Картинка — комарик.
                   Обозначается синим квадратом.
Логопед: Ребята, а кто в этой клетке обитает — загадывай нам, зайка, скорее загадку.
Загадка.
У этой лошадки
 одежда в полоску.
Похожа одежда
 ее на матроску. (Зебра)
Логопед: Ребята, а какой первый звук в слове ЗЗЗЕБРА?
Дети: ЗЗЗЗЗь
Логопед: Давайте дадим характеристику звуку Зь.
Дети:
Звук Зь — согласный,
                   звонкий,
                   свистящий,
                   мягкий.
                   Картинка — маленький комарик. 
                   Обозначается зеленым квадратом.
Логопед: Чем похожи друг на друга звуки З и Зь?
Дети: Согласные, звонкие, свистящие.
Логопед: А чем отличаются?
Дети: Звук З — твердый, а звук Зь — мягкий.
Логопед: Правильно, молодцы, ребята. Зубру и зебре очень понравились ваши ответы. Пойдемте дальше.

    
        Фонематический слух (образовательные области  – КОММУНИКАЦИЯ, СОЦИАЛИЗАЦИЯ ,  коммуникативная и игровая деятельности).  

Логопед: Ребята, отгадайте новую загадку нашего зайчика, и вы узнаете, кто живет с следующей клетке.
Загадка:
Вьется веревка,
На конце головка. (Змея)
Логопед: Правильно, молодцы. Это змея. Она приготовила для нас трудное задание — сейчас змея будет показывать нам разные картинки, а мы с вами должны будем поймать в их названии звуки З или Зь. Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук З? (Синий). Какой светофорчик будем поднимать если услышим звук Зь (зеленый).
Слова (картинки на экране): ЗАЯЦ, ЗЕБРА, ЗЕРКАЛО, ЗУБЫ, ЗАМОК, ЗИМА, ВАЗА, МАГАЗИН.
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове ЗЗЗЕРКАЛО? (В начале слова).
- Ребята, а где спрятался звук Зь в слове МАГАЗЗЗИН? ( В середине слова).
- Молодцы, вы прекрасно справились с заданиями, которые приготовила для вас змея. Пойдемте дальше.

    
        Слоговые дорожки (образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ, коммуникативная деятельность).

Логопед: Ребята, отгадайте последнюю загадку, которую для вас приготовил наш ЗАЙКА.
Загадка:
Есть рога, а не баран,
Хвост свечкой, а не белка,
Не корова, а молоко дает.
(КОЗА).
      - Правильно.     Ребята, мы с вами остановились у клетки с козой. Кто такая коза?
          Дети: Домашнее животное.
          Логопед: Какая коза?
          Дети: сердитая, рогатая, бодатая, белая.
          Логопед: Давайте порадуем козу чистоговорками, которые мы про нее знаем.
Зю-зю-зю, зу-зу-зу, мы увидели козу. (ЗУ-ЗЮ-ЗУ)
Зи-зи-зи, зы-зы-зы, не боимся мы козы.(ЗЫ-ЗИ-ЗЫ)
Зя-зя-зя, за-за-за, уходи домой коза.(ЗА-ЗЯ-ЗА)
Зэ-зэ-зэ, зе-зе-зе, дали сена мы козе. (ЗЕ-ЗЭ-ЗЕ)
Какой звук ЗЗЗ в слове коЗЗЗа — твердый или мягкий?
-Ребята, посмотрите, каких животных мы с вами сегодня видели в зоопарке: КОЗА, ЗАЯЦ, ЗУБР, ЗМЕЯ, ОБЕЗЬЯНА, ЗЕБРА. В названии всех животных есть звуки З или Зь.
- У вас на столе тоже есть по 2 картинки с  этими животными. Поднимите вверх ту картинку, в названии которой есть твердый звук З (Заяц, Коза, Зубр) (проверка)
-А теперь картинку, в названии которой есть мягкий звук Зь (Зебра, Змея, Обезьяна).

    
        Физкультминутка «Зайка» (образовательные области – ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА, ЗДОРОВЬЕ, двигательная деятельность).

Ребята, давайте отдохнем вместе с нашим зайкой, тоже превратимся в зайчишек.
Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
Зайцу холодно сидеть.
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись.
Лапки ставим на бочок.
НА носочках скок-поскок.
А затем в присядку,
Чтоб не мерзли лапки.
Прыгать заинька горазд.
Он подпрыгнул 10 раз.

    
        ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ (образовательные области – ПОЗНАНИЕ, КОММУНИКАЦИЯ, продуктивная деятельность) .

Логопед: Ребята, а давайте угостим нашего зайку. (Давайте)
Логопед: А что любит зайка? Чем мы его угостим? (Морковку, капусту).
Логопед: А чем зайка грызет морковку? (зубками, зубами)
Логопед: Правильно. Давайте пока наш зайка угощается, мы сделаем схему слова ЗУБЫ.
Логопед: Сколько слогов в слове ЗУБЫ? Почему?
Дети: 2 слога ЗУ- БЫ, потому что 2 гласных звука.
Логопед:
Какой первый слог — ЗУ
Какой второй слог — БЫ
Какой первый звук в этом слове? - З
Какой он — Твердый согласный (синяя фишка)
Какой второй звук — У
Какой он — гласный, красная фишка.
Какой третий звук  - Б (твердый согласный — синяя фишка)
какой последний звук — Ы (гласный — красная фишка)
Где в слове ЗУБЫ спрятался звук З. (в начале слова)
КАКой он: твердый или мягкий? (твердый)
Логопед: Молодцы. Посмотрите на нашего зайку — сейчас он в серенькой шубке. А когда зайка носит белую шубку? (Зимой). А зачем ему зимой белая шубка? (она теплее и делает его незаметным на фоне снега).
Логопед: - А сейчас вы самостоятельно составите схему слова ЗИМА, но вначале разберем это слово.
9. Работа с предложением (образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ, коммуникативная деятельность).
Логопед: Ребята, Мы с вами обошли уже весь зоопарк и пришли к жилищу зайца, где он живет со своей семьей. Как называется его жилище: в лесу нора, в зоопарке — клетка.
А как мы ласково можем назвать зайца?
Дети: Зайка, заинька, зайчишка.
Логопед: Давайте назовем родственников зайца?
Дети: заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата.
Логопед: А как называется хвост у зайки?
Дети: Заячий хвост.
Логопед: А шубка у зайки?
Дети: Заячья шубка.
Логопед: А лапки у зайки?
Дети: Заячьи лапки?
Ребята, составьте мне предложение со словом ЗАЯЦ.
Дети: придумывают разные предложения.
Логопед: Давайте составим схему предложения:
              ЗАЯЦ ГРЫЗЕТ МОРКОВКУ.
   Или     ЗАЯЦ ЕСТ КАПУСТУ.
   Или     ЗАЯЦ ПРЯЧЕТСЯ ЗА ДЕРЕВОМ.
- Сколько слов в этом предложении? - Составление схемы предложения.
Ребята, а вы знаете сказки про зайца? Какие?

    
        Домашнее задание (образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ, коммуникативная деятельность) .

Выучить дома стихотворение про зайку:
Зайке холодно зимой,
Замерзает зайка мой.
Зайка-зайка, где твой дом?
За-за-за, за тем кустом.

    
        Итог(образовательная область – КОММУНИКАЦИЯ, коммуникативная деятельность).

Логопед: - НУ вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие в зоопарк. Ребята, какие звуки мы учились сегодня слышать и говорить?
Дети: - Звуки «З и Зь».
Логопед: - Звук «З» - какой?
Дети: - Звук «З» - согласный, звонкий, твердый,
Логопед: Звук «Зь» - какой?
Дети: Звук «ЗЬ» - согласный, звонкий, мягкий.
Логопед: Ребята, припомните животных, в названии которых есть звуки З или Зь. (ответы детей).
Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо занимались, и нашему зайчику было с вами так интересно, он приготовил для вас УГОЩЕНИЕ. В названии этих сладостей тоже есть звуки З и Зь. Кто догадается — это зефир и бизе. Подходите, получайте.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению