• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
 Конспект "Природа Северной Осетии» Конспект открытого занятия в образовательной области «Познание» по экологии в старшей группе Тема: «Природа Северной Осетии»

    
        
            
                Книжникова Татьяна Николаевна - заместитель заведующей по воспитательной работе, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 16 ст. Луковской РСО-Алания,  Моздок
        
    

Программное содержание: 1.Углубить знания детей об особенностях родного края, географическом положении природы.
2. Развивать способность раскрывать причинно- следственные связи и взаимозависимости природных явлений, совершенствовать монологическую речь и умение формулировать свои мысли.
3. Познакомить с особенностями Северной Осетии – пещерами, ледниками, горами, альпийскими лугами, лесами на основе сопоставления фактов и описаний.
4. Воспитывать в детях желание замечать, ценить и охранять красоту и неповторимость природы родного края.
Методы и приемы:
Словесные: Художественное слово, речевые логические задачи, беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, анализ.
Практические: Работа с игровизором, рассматривание иллюстраций, работа с картой.
Оборудование и материалы. Демонстрационный материал: иллюстрации природных объектов Северной Осетии –пещеры, ледники, сталагмиты, сталактиты, горная река, альпийские луга, Физическая карта  Северной Осетии, карта гор Северной Осетии. Карточки к дидактическим играм, значки экологов, горные породы, галстуки, исследовательский ящик.
Словарная работа: Кавказские горы, хребты: Боковой, Главный, Лесистый, Пастбищный. Ледники, пещеры, сталагмиты, сталактиты. Заповедники, дендрарии, природные парки, заказники.
Горные породы: известняк, каменный уголь, кварц, мрамор, бурый уголь, красный железняк, бурый железняк.
Растительность С.О.: барбарис, облепиха, шиповник, рябина, калина, липа, граб, бук, душица, зверобой, альпийские луга.
Цветы альпийских лугов: незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики.
Животные: Лесной кот, куница, ласка, снежный барс;
Копытные: туры, зубры, косули, серна, кабаны, олени;
Птицы: Кавказский тетерев, белоголовый сип, фазан, ястреб- тетеревятник, журавль красавка, орел.
Предварительная работа: Беседа по теме, сравнение природных объектов, сопоставление фактов, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, изучение карты Северной Осетии и обозначения на ней.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
1. Организационный момент.
В-ль - Здравствуйте ребята! А почему на вас одеты зеленые галстуки?
Дети: ( Нам вручили их недавно. Мы стали юными экологами.)
В-ль - А кто такие экологи?                                   
Дети: ( Это люди, которые охраняют и заботятся о природе.)
В-ль - Да, ребята, но чтобы охранять и заботиться о природе, нужно знать природу своей Родины.
Послушайте стихотворение К.Хетагурова. « Всати»
                               Снег сияет горный:
                               Манит вышина,
                               Там – ныхас просторный,
                               А на нем сосна;
                               С диких скал свергаясь
                               Воет водопад,
                               С двух сторон сверкая
                               Ледники висят.
В-ль - О каком крае говорится в этом стихотворении?
Дети: (О нашей Республике Северной Осетии.)
В-ль - Сегодня на занятии мы поговорим о природе Северной Осетии.
 (вывешивает физическую карту Северной Осетии.)
 2. В-ль – Ребята, рассмотрите территорию нашей республики.
(Показ на карте территории Северной Осетии)
В-ль - Кого напоминает она по силуэту?
Дети: (Похожа на петушка с гребешком и бородкой, с шеей и туловищем.)
В-ль - Дети, а что особенного есть в природе нашего края?
Дети: (Горы, пещеры, ледники, равнины, реки, леса)
В-ль - Почти половина территории нашей республики покрыта горами. Горная часть Осетии состоит из Кавказских гор поделенные на 5 хребтов. Назовите их и покажите на карте.
Дети: Боковой, Главный хребет, Скалистый, Лесистый и Пастбищный хребты.    3. В-ль – Ребята, а вы знаете из чего сложены горы?
Дети: (Из горных пород и минералов.)
В-ль - Каких?
Дети: (Известняк, каменный уголь, гранит, базальт, мрамор, глина, железная руда.)
В-ль: Да, ребята из этих горных пород веками складывались Кавказские горы.
В-ль - Как их можно назвать одним словом? (полезные ископаемые)
 4. В-ль – Да, полезные ископаемые – огромное бесценное богатство земли.
Игра «Ящик ощущений» Если вы без труда перечислили полезные ископаемые, то и без труда узнаете горные породы на ощупь.
 Вопросы: - это горная порода? Плотная или рыхлая? Имеет колющую поверхность? Шероховатая или гладкая? Какой формы?  Как ты думаешь, как она называется? (дети отгадывают породы)
В-ль: -Молодцы ребята,  вы умеете различать горные породы и называть их признаки.
5. В-ль – На горных вершинах, так холодно, что снег там никогда не тает. Он скатывается, скользит вниз по склонам, пока не превращается в некое подобие ледяной реки.
В-ль – Как вы, думаете, как называется эта ледяная масса, свисающая с гор? Дети: (Ледники)
     6. В-ль: - Безусловно, это ледники. А как вы думаете, каким значком обозначены   
     ледники на карте? Найдите правильное обозначение. (выставляет обозначения) 
     (дети выбирают из 4 вариантов  картинок, правильный  ответ, остальные
     вспоминают и называют, что они обозначают.)
В-ль - Правильно, знают дети обозначение на карте.
В-ль - А какие названия ледников вы знаете?
Дети: (Караугомский, Цейский, Колка, Майли)
В-ль : Да, ребята, эти ледники самые большие и красивые, а вообще их очень много в нашей республики и они нужны для питания горных рек.
7. В-ль – По территории Северной Осетии протекает много рек, но основной жилой, артерией является какая река?
Дети: (Река Терек) (показ картинки с горной рекой)
В-ль: - Правильно, реку Терек еще называют «рекой Дружбы», потому что она протекает по соседним республикам.
Поэтический образ горной реки Кавказа создал  М.Ю. Лермонтов, часто бывавший  у нас в гостях.
Она коры не знает ледяной.
Цепей зимы и хлада не боится;
Серебряной покрыта пеленой.
Она сама между снегов родится,
И там, где даже серна не промчится.
Дитя, природы с детской простатой.
Она, резвясь, играет и катится!
В-ль – Откуда река Терек берет свое начало?
Дети: (Она берет свое начало в ледниках горы Зилга – Хох. (воспитатель показывает на карте.)
В-ль - А какие еще реки протекают по территории республики?
Дети: (Урух. Ардон, Геналдон, Цейлон, Фиагдон, Гизельдон, Закадон, Урсдон)
В-ль: Правильно, и как вы уже сказали, обозначаются реки на карте синей линией.
8. В-ль – Вода великая сила, она точит камень и бежит бурлящимся потоком стремительно вниз, прокладывая себе дорогу в горах. Миллионы лет вода растворяет горные породы, вымывает их и в недрах гор образует пустоту, разнообразной формы. Что это за пустоты?
Дети: (пещеры) (показ картинки)
В-ль - Вода и известняк просачиваясь сквозь толщу пород образует…  Что вода образует в пещерах?
Дети:( Каменистые сосульки, вверху на потолке – сталактиты, осаженные на полу и в стенах – сталагмиты)
(Выставляются картинки с изображением сосулек)
В-ль: -Да ребята, вот такую нерукотворную красоту создает сама природа.
9. В-ль: Склоны долин вокруг ледников покрыты яркими альпийскими цветами.  (Показ иллюстрации альпийских лугов)
 В-ль: Какие альпийские цветы вы знаете?
Дети: ( Незабудки, подснежники, примулы, камнеломки, вероники, колокольчики, смолевки)
10.  Физминутка: « Цветы на лугу»
На лугу растут цветы
Небывалой красоты.  (Потягивание руки в стороны.)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты.  (Потягивание руки вверх.)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Машут руками, изображая ветер.)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки.   (Наклоны.)
А потом опять встают
И по-прежнему цветут. (Потягивание руки в стороны.)
11.  Игровизор «Найди и соедини»»
В-ль: - На игровизоре изображены цветы, найдите пожалуйста, те которые подходят к горной местности и проведите линию к значку с горами, а другие со значком клумбы.
 В-ль: - Молодцы ребята справились с заданием. Перечислите какие цветы вы соединили с значком гор?
Дети: - Колокольчики, примулы, подснежники, камнеломки.
В-ль: А почему тюльпан не соединили с горами?
Дети: Потому, что это садовый цветок.  
В-ль: - Перечислите какие еще садовые цветы изображены.
Дети: - Нарцысс, роза, астра.
В-ль: - Молодцы ребята справились с заданием. Я вижу, что вы можете отличать садовые и горные цветы.
 В-ль-  Ребята, а на альпийских лугах растут деревья?
Дети: (Нет, потому, что там очень холодно, дуют сильные ветры и тепло бывает очень короткое время, поэтому там не могут расти деревья.)
12. В-ль: Много стихов написал поэт основоположник осетинской литературы К. Хетагуров.
Мир сказок, мир теней, прохлады.
    Волшебных грез... Везде, кругом.
    Густым, увенчаны шатром.
    Стоят столетние громады...
    Вот липа... К ней склонился клен
    И шепчет что-то. К груди белой
    Чинары тянется несмелой
    Рукой орешник..- Он влюблен
    В неё давно, но... что за пара!-
    Она, красавица чинара,
    Царица леса, он пред ней-
    Смешной, уродливый пигмей!
В-ль: - Леса кладовые даров природы. Какую пользу они приносят людям?
13. Игра «Найди пару» (Нужно найти к растениям леса картинку, для чего мы их используем.)
Дети: - Ягоды собираем, для того, чтобы заготавливать варенье на зиму: кизилом, барбарисом, облепихой, шиповник, калина, малина, рябина.
- Дерево – это строительный материал, для изготовления мебели: бук, граб, дуб, липа, клен, ольха.
 - Подорожник – лекарственное растение, для того чтобы залечить рану: душицей, ромашкой, зверобоем, одуванчик.
- Грибы собираем для заготовки консервируем на зиму. Употребляем в пищу.
- Лес – для того, что бы отдыхать, дышать чистым воздухом, богатым кислородом, слушать пение птиц, любоваться красотой природы.
14.  В-ль: -В лесах нашей республики, обитают много животных и птиц.
Сейчас мы поиграем с вами в игру « Кто знает - называет» и будем передавать мяч, перечисляя животных. (дети передают мяч и называют животных )
Дети: (медведь, лесной кот, волк, лиса, куница, ласка, снежный барс.)
В-ль: Назовите копытных животных?
 Дети: ( туры, зубры, кабаны, олени, косули, серна.)
В-ль:  Назовите птиц?
Дети: (кавказский тетерев, белоголовый сип, ушастая сова, фазан, ястреб – тетеревятник, журавль – красавка, орел,)
В-ль: Молодцы ребята, вы хорошо знаете животных Северной Осетии.
15.  В-ль:  – Ребята, чтобы не исчезли на земле растения и животные, что нужно делать?
 Дети: (Охранять природу, заботиться о ней.)
В-ль:  - Что для этого люди создают и делают?
Дети: (Создают заповедники, заказники, дендрарии, природные парки)
В-ль:   - В наших горах и лесах обитают животные и растения, которые больше нигде не встречаются. Они занесены в Красную книгу. Вы знаете, что это за Красная книга и для чего ее создали?( Показ Красной книги)
Дети: ( В нее занесены исчезающие и исчезнувшие виды животных и растений.)
В-ль: А почему красная, а не зеленая, синяя?
Дети: Потому, что красный свет сигнал тревоги по спасению животных и растений.
16. Итог: - Так давайте же встанем на защиту нашей природы! Я вижу. Что наши дети знают природу родного края, и надеюсь будут ее беречь и охранять.
Я хотела бы, закончить наше занятие словами  из стихотворения Е.Евтушенко
 Берегите земли, эти воды,
 даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.
В-ль - И сегодня, мне хочется вручить вам значки настоящих экологов. (вручение значков)

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению