• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование элементов Орф-педагогики в речевом развитии дошкольников

Практика убеждает в том, что у большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые нарушения вызываются, и повреждениями двигательных механизмов речи, и расстройствами смежных психических функций. Помимо нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Практика убеждает в том, что у большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата возникают проблемы с формированием одной из наиболее сложной организованной психической функции – речи. Речевые нарушения вызываются, и повреждениями двигательных механизмов речи, и расстройствами смежных психических функций. Помимо нарушения звукопроизношения и просодической стороны речи, трудности представляет выполнение движений по словесной и особенно многоступенчатой инструкции. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части.
Исходя из этого, на проводимой ежегодно в детском саду МПК выявляется достаточно большое количество детей, нуждающихся в логопедической помощи. Так как приоритетным направлением в работе детского сада является коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, работа логопеда строится по типу логопункта. Учитывая, что в часть родителей по какой-либо причине не может, или не желает переводить своего ребенка в специализированную речевую группу другого ДОУ, для занятий с логопедом зачисляются воспитанники ДОУ с тяжелыми нарушениями речи: фонетико-фонематическое недоразвитие речи, ОНР, заикание, алалией. В отличии от специализированного ДОУ, задача коррекции речи на логопункте является дополнительной, поэтому в нашем случае, как нигде, очень важна и значима взаимосвязь и приемственность всех специалистов дошкольного учреждения. Реализация подхода взаимодействия способствует более высоким темпам развития речи. Результатом такой работы являются чистая, правильная речь детей , хорошая подготовка их к школе и как результат, успешное обучение в дальнейшем.
В данной статье будет отражена работа музыкального руководителя в контексте коррекции речевого развития. Нейропсихологи считают, что музыкальную активность следует признать самой широкой и всеохватной тренировкой клеток мозга и развития связей между ними, потому что вся кора головного мозга активна во время исполнения музыки, а значит и активен весь человек. Занятия музыкой вовлекают в комплексную работу все отделы мозга. обеспечивая развитие сенсорных. познавательных, мотивационных систем, ответственных за движение, мышление, память. Нашими музыкальными руководителями используется опыт музыкально-коррекционной работы, построенной на синтезе элементов логопедической ритмики и ведущих принципов музыкально – педагогической концепции К. Орфа. Карл Орф -это немецкий композитор, родившийся в конце 19 века. Но несмотря на это его методика до сих пор считается новаторской. Коротко охарактеризую принципы данной методики. Сама по себе она не является коррекционной, а призвана всесторонне развивать личность ребёнка, используя его природную потребность двигаться, петь, играть, музицировать и желание участвовать во всех этих видах деятельности одновременно. Именно в этой полихудожественной деятельности активизируются, раскрываются все сферы жизнедеятельности ребёнка – его эмоциональность, активность, индивидуальность, творческий потенциал, межличностные отношения, что в конечном итоге даёт основу для полноценного развития личности и успешности человека в будущем. Дети с ослабленным здоровьем и часто отстающие от сверстников в общем развитии, как никто другой, нуждаются в подобном творческом и эмоциональном “толчке” для более успешного преодоления нарушенных функций организма.
Ведущими принципами орфовской педагогики являются:
1. Креативность, под которым подразумевается сотворчество, созидание, доверительное отношение взрослого и ребёнка.
2. Синтез музыки – движения – речи, где ритм является первоосновой, открывает каждому ребёнку дверку для самореализации и выбора деятельности по своим способностям, желанию, независимо от музыкальных данных.
3. Решение проблем личностной адаптации, коммуникативных отношений.
4. Оздоровление. Реализация лечебно – оздоровительного педагогического действия средствами музыки на организм здоровых и ослабленных детей.
Содержание упражнений и методические приёмы, используемые для решения коррекционных задач, обусловлены целями и задачами логопедической ритмики Идеи орф-педагогики получили своё современное продолжение в разработках Татьяны Эдуардовны Тютюнниковай. Её методика, названная "методикой элементарного музицирования. затрагивает разные стороны развития ребёнка, в том числе и развитие речи. Используя методы и приёмы данной программы нашими музыкантами наряду с упражнениями для развития музыкальности детей, используется ряд дополнительных упражнений: для развития основных движений, мелких мышц руки, активизации внимания, воспитания музыкального ритма, ориентировки в пространстве, развития мышечного чувства. Особое внимание уделяется речевым играм, которые способствуют развитию фонематического слуха и внимания, постановке голосового аппарата; ритмические игры с заданиями на ориентировку в пространстве; упражнения на различение музыкальных звуков по высоте, на подстройку голосов к определённому музыкальному звуку, а так же распевки на автоматизацию тех звуков, которые дети изучают на логопедических занятиях. Упражнения и игры по данной тематике обязательно включаются в каждое музыкальное занятие. как его неотъемлемая часть. Все формы работы предполагают личностную активность ребёнка.
Основными видами деятельности на занятиях по творческому музицирования являются: пение, речевое музицирование, игра на детских музыкальных инструментах, танец, импровизированное движение, озвучивание стихов и сказок, пантомима, спонтанная импровизированная театрализация. На некоторых видах деятельности и методических приемах мы остановимся более подробно и попытаемся рассмотреть их изнутри через практический поход.
Первым инструментом человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас. Звучащие жесты (ЗЖ) – это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки..и т.д. Музицированию с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала. ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека, что очень важно для наших "речевых" детей.
Речевые игры (или речевое музицирование) Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К.Орфу. Веё основе лежит общность выразительных средств речи и музыки, прежде всего ритма. Речевое музицирование начинается с игр с фонемами, фонемными слогами. Из опыта многих педагогов известно, что дети с воодушевлением воспринимают звуковую бессмыслицу. Об этом, в частности, писал К. Чуковский в книге "От двух до пяти", посвящённой формированию и развитию детской речи. Основным жанром речевого музицирования является речевая пьеса, текст которой не поётся, ритмично декламируется. В музыкально-речевых пьесах могут удачно сочетаться речь, звучащие жесты и движение. Предложенный стихотворный текст дети пробуют ритмизировать по-своему, выразительно продекламировать, обыгрывая его мимически. Речевые упражнения незаменимы для развития у детей чувства ритма и интонационного слуха. Ритм, заключённый в словах, фразах, ощущается детьми естественно и "извлекается" без всякого труда: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты и т.п.
Особая лёгкость в работе с речевыми играми кроется в поддержке ритма артикуляционным движением. В качестве подкрепления действуют импульсы, идущие от речевой мускулатуры. Поддерживающую функцию в речевых упражнениях выполняет и сам текст, помогающий запомнить и удержать правильный ритм. Помимо развития чувства ритма речевые игры и упражнения служат также лучшим средством развития интонационного слуха, показывают разнообразие динамических оттенков и темпов. Необходимо сказать несколько слов о взаимосвязи речи и движения. Язык жестов, телесно-пластическая деятельность человека предшествовали речевому языку исторически. Речь основана на движении, и жест, как особая форма движения, может сопровождать, украшать или заменять речь, способствуя установлению связи между вербальным и невербальным общением. В заключении хотелось бы сказать. что для организации такого вида игр совсем не обязательно иметь специальное музыкальное образование и владение сложными музыкальными инструментами. И поэтому они могут быть использованы в качестве разминки или физминутки в ходе групповых занятий, коррекционного часа или в совместной деятельности.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть