• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
    Конспект НОД
    Тема: «Формирование временных представлений дошкольников в средней группе»
    Подготовила:
    Котельникова Ж.И.
    Воспитатель 1 категории
    Цель:  формирование временных  представлений в средней группе.
    Задачи:
    
        
            формировать первичные представления о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, количестве, времени);
        
            закрепление навыков количественного и порядкового счёта в пределах 5;
        
            формировать пространственные представления через построение упорядоченного ряда по длине на основе зрительного сопоставления и сравнения;
        
            развивать умения различать объекты по свойствам (форма, размер);
        
            развивать умения сравнивать, соотносить, обобщать группы предметов;
        
            закреплять понятие «времена года»; названий всех времён года, их последовательность, их различия, признаки времени года;
        
            формировать основы безопасного поведения в природе, осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным ситуациям;
        
            развивать общение и взаимодействие  ребёнка со взрослыми;
    
    Речевые задачи:
    
        
            обогащать активный  словарь антонимами (толстый – тонкий, большой – маленький);
        
            упражнять в практическом согласовании числительных с существительными в роде, числе, падеже;
        
            формировать умение строить простые распространённые предложения с помощью предлогов ПЕРЕД, ЗА;
        
            стимулировать развитие самостоятельности детей в речевом общении со взрослыми, через формирование речи – доказательства.
    
    Материалы:
    - картинки с изображением времени года;
    - одна четвёртая круга белого, жёлтого, красного, зелёного цветов;
    - макет сосулек на магнитах  разной длины в количестве 5 штук;
    - модель «Времена года»;
    - карточки - схемы к блокам Дьенеша;
    - три ведёрка
    Ход:
    Сюрпризный момент: Воспитатель обращает внимание детей на Карлсона, прилетевшего в гости. (Закрепить на магнит к информационному полю) Он принёс задания,  написанные на разноцветных шарах. Дети приветствуют Карлсона.
    - Здравствуйте, ребята, посмотрите, кто к нам прилетел?
    - Здравствуй, Карлсон!
    Карлсон: Я к вам прилетел с   шарами, а на них написаны задания.
    
        
            Шар белый. Загадки о времени года.
    
    Методические рекомендации:  воспитатель берёт  щарик белого цвета, на котором написаны загадки, загадывает их, дети отгадывают.


    В щедром поле колосится
        Золотистая пшеница.
        Ягоды в лесу поспели,
        Пчёлы прячут мёд по кельям.
        Много и тепла, и света,
        Таким бывает только... ЛЕТО
    Жёлтой краской крашу я 
        Поле, лес, долины. 
        И люблю я шум дождя, 
        Назови-ка ты меня! ОСЕНЬ
    Запорошила дорожки, 
        Разукрасила окошки. 
        Радость детям подарила 
    И на санках прокатила.  ЗИМА
         
    Она приходит с ласкою
        И со своею сказкою.
        Волшебной палочкой взмахнёт —
        В лесу подснежник расцветёт. ВЕСНА
         


    
        
            Шар зелёный.  Д/и «Назови время года»
    
    Методические рекомендации: воспитатель выясняет у детей, каким цветом можно обозначить те или иные времена года. Дети отвечают, что зима – белым, т.к. снег белый, весна – зелёным, т.к. появляется первая зелень, лето – красным, т.к. всё красивое и цветёт, осень – жёлтым, т.к. листья жёлтого цвета. Воспитатель достаёт ¼ разноцветные части и предлагает детям назвать те цвета, которые соответствуют времени года. Затем воспитатель предлагает разложить цветные карточки в порядке следования времён года, затем читает стихотворение «Времена года». Предлагает детям посчитать, в каком порядке следуют друг за другом времена года. Задаёт вопросы о порядке следования времён года.
    Воспитатель:
    - Каким цветом мы обозначим зиму? (Зиму обозначим белым цветом)
    - Каким цветом обозначим весну? (Весну обозначим зелёным цветом)
    - Каким цветом обозначим лето? (Лето обозначим красным цветом)
    - Каким цветом обозначим осень? (Осень обозначим жёлтым цветом)


     
    Воспитатель задаёт вопросы детям:
    - А сейчас у нас какое время года? (Сейчас весна)
    - Какое время года наступает после зимы? (После зимы наступает весна)
    - Какое время года наступает после лета? (После лета наступает осень)
    - Какое  время года было перед весной? (Перед весной была зима)
     
    Воспитатель: Все времена года идут друг за другом в определённом порядке и составляют год. (ЧАСТИ ПОЛОЖИТЬ НА СТОЛ) Давайте, вспомним, в каком порядке идут времена года, начиная с зимы.
    Воспитатель читает стихотворение:



    Первой к нам ЗИМА идёт,          
        Новый год она ведёт
    За зимой – второй – ВЕСНА.
    Говорят: «Весна – красна».
         
    Третьим – ЛЕТО всё в цветах     
        И с малиной на кустах
     А четвёртой ОСЕНЬ….     
     Лес наряд свой сбросил.

 
- Воспитатель: Что у нас получилось?
- Карлсон и дети: Получился разноцветный круг.
- Воспитатель: Это у нас модель года. В нём живут времена года.
        Приложение   рис 1.  
Карлсон: Какое время года сейчас наступило? (Наступила весна)
Карлсон:  Как вы узнали, что наступила весна? (Дети называют приметы весны - тает снег, солнце греет теплее, прилетают птицы из тёплых краёв, бегут ручейки, день становится длиннее и пр)
Карлсон: Около моего  домика  скользко, он чуть-чуть не упал.
Дети: Опасно гулять по крыше и можно упасть, а по улице надо ходить осторожно.
Воспитатель: Ребята, давайте, поможем Карлсону разобраться с приметами наступления времён года и на нашей модели  расположим соответствующие карточки.
 

    
        Шар красный.  Д/и «Сравни сосульки»

Методические рекомендации: На мольберте прикреплены картинки с изображением сосулек разной длины. Детям необходимо определить какая сосулька длиннее, какая короче, выстроить сосульки в порядке возрастания. Сосульки пронумерованы от 1 до 5. Детям предлагается ответить на вопросы: какая сосулька по порядку самая длинная, самая короткая,  сколько всего сосулек. Карлсон говорит, что наверно сосульки вкусные и похожи на конфеты. Он хочет попробовать  их. Дети отвечают, что это опасно для здоровья и может заболеть горлышко.
 Приложение рис. 2.
Карлсон: У меня на крыше выросли сосульки, они похожи на леденцы. Я сильно  хочу попробовать  одну сосулечку.
Дети: - Что ты, Карлсон,  у тебя заболит горлышко и животик.
 
Воспитатель: - Ребята, давайте посчитаем, сколько сосулек? (Одна сосулька, две сосульки, три сосульки, четыре сосульки, пять сосулек. Всего 5 сосулек) 
- Какие они? (Сосульки разные по длине)
- Какая по порядку сосулька самая длинная? (2 сосулька)
- Какая по порядку сосулька самая короткая? (5 сосулька)
- Ребята, постройте сосульки в порядке возрастания, начиная с самой маленькой.
- Ребятки, вы устали? Давайте немного отдохнём и разомнёмся.
 

    
        Физминутка «Ярко светит солнце»

Методические рекомендации: проводится для смены видов деятельности
 
Ярко светит солнце, землю нагревает --- поднять руки вверх
Снег и лёд на реках под лучами тает. ---  присесть, дотронуться руками до пола.
Мы увидим травку, первые цветочки. --- поднимать вверх согнутые в локтях руки, растопыривать пальчики
И на ветках скоро уж набухнут почки. --- развести руки в стороны.
 
5. Шар жёлтый. Д/и  «Собери льдинки» (с блоками Дьенеша)
Методические рекомендации:  Карлсон говорит, что когда он пролетал недавно, то увидел  большую замёрзшую лужу, он наступил на неё, и лёд разломился на разные по форме и размеру льдинки.  Дети предостерегают Карлсона, что по льду надо ходить осторожно, можно упасть.   Карлсон предлагает детям разделить льдинки по двум признакам: толщине и размеру; форме и размеру; толщине и форме. Воспитатель показывает блоки Дьенеша (льдинки), дети выполняют задание. Карлсон благодарит за помощь.
 
Воспитатель:  - На какие геометрические фигуры похожи льдинки? (Они похожи на квадраты, треугольники, прямоугольники, круги)
  - Ребята, давайте для Карлсона соберём цветные льдинки в три ведёрка в соответствии со схемами, нарисованными на картинках. В первое ведёрко – толстые и маленькие; во второе ведёрко – тонкие и большие; в третье ведёрко – толстые и квадратные.
Приложение рис.3
 
Дети собирают блоки – льдинки. Затем проверяют правильность выполнения задания.
Дети выполняют задание, Карлсон благодарит.
6. Шар оранжевый.  Д/и «Заполни квадрат»
Методические рекомендации: Воспитатель предлагает детям заполнить пустые клеточки квадрата, найдя закономерность в их расположении. Вызывает  к мольберту того, кто первый справился с заданием.
Приложение рис. 4.
- Посмотрите, какой картинки не хватает в каждой строке?       Заполните пустые клетки.
Карлсон благодарит детей за то, что они справились с его заданиями, рассказали о весне, дарит им воздушные шары и прощается.
 
Литература:

    
        Детство: программа развития и воспитания детей в детском саду. / Логинова В.И., Бабаева Т.И., Ноткина Н.А. и др. - Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС,  2004, 244 с.
    
        Демонстрационный материал к счетным палочкам Кюизенера и логическим блокам Дьенеша (4 - 7 лет)
    
         Логика и математика для дошкольников.  Методическое издание Е.А. Носова; Р.Л. Непомнящая. (Библиотека программы "Детство") "Санкт- Петербург". "Акцидент" 2000.
    
        Игры, задания и упражнения математического содержания для детей 3-5 лет./ автор-составитель Л.И. Ермолаева. – Иркутск, 2005.
    
        Нищева Н.В. Игры и упражнения  - Издательство: СПб, Детство-ПРЕСС,  2010,
    
        Куркова Л.П., Улитенко Е.В. Перспективный план по развитию речи.
    
        Михайлова З.А., Полякова М.Н., Ивченко Т.А. и др. Образовательная область «Познание». Как работать по программе «Детство: Учебно-методическое пособие/ под ред. А.Г. Гогоберидзе – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»; М.: ТЦ «СФЕРА», 2013 – 304 С.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению