• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Итоги вебинара "Стандарт качества дошкольного образования в ДОО. Технология проектирования"

9 апреля прошел вебинар "Стандарт качества дошкольного образования в ДОО. Технология проектирования", на котором выступил Алексей Александрович Майер - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» (г. Барнаул Алтайского края).

Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Алексей Александрович Майера).
Итоги вебинара "Стандарт качества дошкольного образования в ДОО. Технология проектирования" 9 апреля прошел вебинар "Стандарт качества дошкольного образования в ДОО. Технология проектирования", на котором выступил Алексей Александрович Майер - доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и дополнительного образования Института психологии и педагогики ФГБОУ ВПО «Алтайская государственная педагогическая академия» (г. Барнаул Алтайского края).

Во время вебинара слушателями были заданы следующие вопросы (мы публикуем их вместе с ответами Алексея Александровича Майера):

- Алексей Александрович, хочется узнать ваше мнение относительно того, что "не наша задача учить родителей воспитывать своих детей" и по поводу оказания личностного воздействия педагога на ребенка.

Ответ. По работе с родителями следует четко обозначить две линии:
1. Юридическая (вплоть до уголовной) ответственность родителя за воспитание (не воспитание и угрозу жизни) своего ребенка (закрепленная как обязанность к Конституции РФ, Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях - комментарии закона http://prokuror.kaluga.ru/prok/Zakonodatelstvo_o_nesovershennoletnih/ugolovnaya_otvetstvennost_roditeley_za_neispolneni/). Согласно статье 27 Конституции РФ забота о детях и их воспитание являются естественным правом и обязанностью родителей. Так, обязанность родителей осуществлять защиту прав и интересов детей закреплена в ст. 64 Семейного кодекса РФ.

Статьей 156 Уголовного кодекса РФ установлена ответственность родителей и иных законных представителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних, если это деяние соединено с жестоким обращением с ребенком.

Санкция указанной статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до 100 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до 440 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо принудительными работами на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового, либо лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет или без такового.

Под неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязанностей родителями (законными представителями) законодатель подразумевает необеспечение необходимого физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития несовершеннолетнего, непринятие мер к охране его здоровья.

Так, согласно ст. 65 Семейного кодекса РФ при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.

При этом жестокое обращение с несовершеннолетним может выражаться не только в осуществлении родителями физического или психического насилия над детьми либо в покушении на их половую неприкосновенность, но и в применении недопустимых способов воспитания (в грубом, пренебрежительном, унижающем человеческое достоинство обращении с детьми, оскорблении, эксплуатации детей). Статья 125 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, в случае, если виновный имел возможность оказать помощь этому лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам поставил его в опасное для жизни или здоровья состояние.

Преступление считается совершенным самим фактом уклонения от оказания помощи лицу, находящемуся в опасном для жизни или здоровья состоянии, независимо от наступления каких-либо реальных последствий. Лицо совершает деяние в форме бездействия, сознавая, что оставляет потерпевшего в опасном для жизни состоянии.

Санкция статьи предусматривает наказание в виде штрафа в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Роль и позиция детского сада (органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям): помощь семье оказывается по следующим причинам:
А) по запросам семьи;
Б) по проблемам ребенка;
В) по возможностям образовательного учреждения.

Совокупность этих причин позволяет сформулировать такую позицию: мы инициируем работу (с семьей), предлагаем (но не навязываем) помощь, вынуждаем родителей быть активными в жизни ребенка в детском саду
Подробнее см. книги: "555 идей в работе детского сада с семьей", "Активизация родителей в жизни ребенка в ДОО", "Фасилитативные технологии в работе с семьей".

- Расскажите подробнее про независимую оценку качества. Читала методические рекомендации, из которых понятно только то, что по сети Интернет, по сайту ДОУ...

Ответ. Независимая оценка качества, озвученная в законе «Об образовании в Российской Федерации» представляет собой процедуру общественной экспертизы деятельности ДОО и результатов образования детей. В условиях глобализации и демократизации, открытости образовательного учреждения, повышения конкуренции на рынке образовательных услуг требуется механизм:
А) верификации (удостоверения подлинности);
Б) квалиметрии (подтверждения качества);
В) согласованности ожиданий общества и возможностей государства.

Пока такая оценка рассматривается как своеобразная панацея, взятая по лекалам западного общества (однако в ситуации отечественного образования - трудно найти независимых экспертов, трудно организовать объективную оценку, сложно образовательному учреждению самостоятельно прийти к пониманию ее нужности и полезности). И главное, чтобы это не превратилось в очередную административную «дубинку», дополнительный стресс-фактор и средство контроля

- Как сейчас стоит вопрос по итоговым результатам освоения программы? Всегда мы на конец года делали диагностику, в регистре качества этот отдел не работает, по ФГОС этот вопрос отсутствует, как быть?

Ответ. Здесь сами ответили на вопрос: как быть - быть без этого (или ждать новых регламентов, если «душа просит»). Нужно четко зафиксировать три основных позиции:

1. Диагностика нужна для корректировки и оптимальной реализации программы  (т.е. ни качество образования, ни эффективность деятельности педагога, ни уровень развития ребенка она (диагностика) не сможет адекватно представить).
2. Диагностика важна для принятия управленческих решений в процессе реализации и организации образовательной деятельности.
3. Наконец, диагностика как средство профилактики индивидуальных отклонений в развитии ребенка (читай коррекция) и как средство простраивания индивидуальной траектории развития.

Тогда в первом случаем мы говорим о коррекции, пропедевтике и индивидуальной работе, во втором, о психологической диагностике и индивидуальном развитии ребенка.

- Нужно ли в ДОУ положение о мониторинге качества образования?

Ответ. О качестве (дошкольного) образования пока нет никаких документов (федеральных и региональных). О мониторинге - также. Следовательно, нужен ли еще один документах о тех двух документах, которых нет?

- А портфолио педагога остается? Талмуды, бумаги?

Ответ. Портфолио педагога может рассматриваться как дополнительное средство стимулирования педагогического труда, создание ситуации успеха и расширения пространства самореализации педагога. Если в этом смысле - пусть будет. Однако, никаких достоверных сведений (в т.ч. и документальных требований) на предмет обязательности, действенности и перспективности портфолио в настоящее время археологи не нашли.

- Как быть с аттестацией педагога без мониторинга образовательной деятельности?

Ответ. Новый регламент аттестационных процедур, угроза (уже на протяжении трех последних лет) введения эффективного контракта, разработка новых регламентов профессии и подготовки, что тоже еще не закончено - не позволяют даже фантазировать на тему «Как быть с аттестацией педагога без мониторинга образовательной деятельности». Однако, очевидно, что мониторинг образовательной деятельности только косвенно свидетельствует об уровне профессиональной состоятельности педагога, ибо в отсутствии законодательно закрепленного результата, все процедуры по его выявлению выглядят как попытка зафиксировать душу человека с помощью аппаратуры, измеряющей силу тока.

- Роль логопеда в стандарте?

Ответ. Все специалисты (в т.ч. или в первую очередь логопед, так как уровень речевого развития детей катастрофически падает) важны и нужны в ДОО. Однако никаких строгих рекомендаций на предмет их количества и качества сегодня нет. Особенно это касается групп для детей с ограниченными возможностями здоровья (наличие специальной аппаратуры, служб и специалистов сопровождения, среды  - пока только декларируется в стандарте и также декларативно разъясняется в методических рекомендациях ,которые не вносят ясности в данный вопрос).

Поэтому обращаюсь ко всем специалистам («узким») в дошкольных образовательных организациях: не уходите насовсем и навсегда, останьтесь ненамного и надолго - дошкольное образование всегда нуждается в хороших людях специфического толка.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть