• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Слово “музей” происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте является подготовка ребёнка к школе.  Важнейшей стороной готовности к школе является готовность психологическая. Необходимо в полной мере развивать познавательные процессы ребёнка.
    Музейная педагогика как средство развития познавательных  процессов у дошкольников

Подготовила воспитатель
Михайлова И. В.,
Шелехов, 2014 г.
Слово “музей” происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.
Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.
Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.
Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.
Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте является подготовка ребёнка к школе. Важнейшей стороной готовности к школе является готовность психологическая. Необходимо в полной мере развивать познавательные процессы ребёнка.
В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики  в виде мини-музея.
Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.
Такая организация деятельности требует формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Исходя из этого,  в 2013 – 2014 учебном году в подготовительной к школе группе, мною был реализован проект “Мини – музей пуговиц”.
Работа по проекту.
Исходя из того, что одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, согласно ФГОС, является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, работа по реализации проекта велась в трёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.
Работа с детьми.
Были определены главные вопросы исследовательской деятельности: “Что означает слово "пуговица"?; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?";Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?",узнали, что слово "пуговица" произошло от слова "пугать". В ходе реализации проекта, работа с пуговицами  дала возможность значительно расширить кругозор детей.
Дети познакомились с загадками, пословицами и поговорками ,народной мудростью, узнали интересные факты из истории пуговиц различные сказки о пуговицах. Исследовательская деятельность способствовала повышению познавательной и творческой  активности  детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.
Работа с родителями.
Родители были привлечены к изготовлению игр, пособий для НОД, активно участвовали в организации предметно – развивающей среды. Вниманию родителей были представлены консультации “История пуговицы”,”Развитие мелкой моторики. Игры с пуговицами”.
Популяризации мини-музея способствовал подготовленный буклет для родителей.
Родители активно участвовали в реализации проекта, их порадовали успехи детей, о которых узнали из отзывов. Также родителям было предложено входное анкетирование для выявления круга проблем (сентябрь) и итоговое анкетирование (апрель) для получения результата за год работы по проекту.
Работа с педагогами.
В рамках реализации проекта для воспитателей были подготовлены и проведены консультации “История пуговицы”, “Развивающие и корректирующие упражнения и игры с пуговицами” ,подготовлена подборка дидактических игр по возрастам, а также методические рекомендации по организации НОД с использованием пуговиц Воспитатели высоко оценили работу, дали положительные отзывы.
Мини-музей постоянно открыт для экскурсий. Сюда приходят ребята из разных групп детского сада. Экскурсанты могут узнать об истории пуговицы и ее производстве, широком ассортименте, упоминании в фольклоре и народных приметах. Коллеги по детскому саду пользуются экспонатами музея для проведения воспитательной работы с дошкольниками.
В ходе работы по проекту происходило развитие познавательных процессов дошкольников.
Познавательные процессы - восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.
Восприятие. Восприятие гармонично развивается в ходе занятий и игр с пуговицами. Дети выкладывают пуговичную мозаику, сравнивают пуговицы между собой по цвету, размеру, форме. Дети рисуют пуговицы, лепят – всё это способствует развитию восприятия.
Внимание. Можно тренировать произвольность внимания играми с пуговицами – “Угадай, что изменилось”, “Найди похожую пуговицу”( по цвету, размеру, материалу).
Память. Для развития произвольной памяти возможно чтение сказок о пуговицах с последующим пересказом, заучивание стихов, пословиц и поговорок.
Воображение. Для развития воображения используются игры и упражнения творческого характера – придумывание своей пуговицы, изобретение приспособлений, заменяющих пуговицы, выкладывание из пуговиц изображений и узоров по образцу и замыслу.
Мышление. Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. Через игры с пуговицами дети разгадывают головоломки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры, т.е. развивают мышление.
Речь. Речь развивается при составлении описательных рассказов, сочинении сказок о пуговицах.
Ни для кого не секрет, что включение всех анализаторов в работу- мощный стимул развития у детей всех познавательных процессов. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Данная работа очень хорошо проходит на материале пуговиц. Пуговица – это уже готовый материал для моделирования, а моделирование – один из самых эффективных методов развития познавательных процессов.
Результативность работы над проектом были отражены в итогах обследования, проведенного педагогом-психологом Лялиной И.Ю.
Реализация проекта позволила решить проблемы в формировании у детей исследовательской активности, расширить кругозор ребенка. Исследовательская деятельность позволила развивать познавательные процессы в интересной для детей форме. В проектной деятельности дети учились применять полученные знания на практике. Проект в полной мере способствовал формированию целевых ориентиров дошкольника.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению