Программа материала
«Звук и буква Л»

Цель:
Добиваться четкого произнесения звука Л.
Учить выделять звук Л на слух и в произношении.
Учить звуковому анализу слов со стечением согласных.
Продолжать учить делению слов на слоги.
Упражняться в согласовании прилагательных и существительных.
Знакомство с буквой Л.
Развитие зрительного и слухового внимания.
Оборудование: предметные картинки (лампа, лопата, лапы, молоток, лось, лодка, игла, лук, голубь, галка, пенал, мел, полка, волк, осел, слон, дятел, ластик), наборы для звуковых схем, счетные палочки, зеркала, листы бумаги с зашумленным изображением буквы Л, карандаши.
Ход занятия:
Оргмомент (припоминание слов со звуком К)
Знакомство с темой:
- отгадывание загадок:
Под крышей четыре ножки,
А на крыше суп и ложки (стол)
Два березовых коня по снегам несут меня,
Кони эти рыжи, а зовут их … (лыжи)
Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса
По дороге едут ноги,
Два большие колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой … (велосипед)
- игра «Что изменилось» картинки стол - лыжи - велосипед (дети закрывают глаза - меняем картинки местами, на доске).
Уточнение произнесения звука Л (рот открыт, язычок толкает за верхние зубы, в бугорки, гудим - л-л-л), контроль - зеркала, характеристика звука (согласный, твердый).
Знакомство с буквой Л (показ), выкладывание буквы Л из счетных палочек.
Воспроизведение слоговых рядов (контроль - зеркала).
Ла - ла - ла ал - ал - ал сла - сла - сла
Ло - ло - ло ол - ол - ол сло - сло - слу
Лы - лы - лы ал - ал - ил бло - блу - бла
Ла - ла - ло ал - ол - ул осл - усл - асл
Ла - ло - ло ил - ал - ул асл - усл - исл
5. Выделение звука Л на слух и в произношении:
- из ряда слогов (ла, ал, ра, лу, ор, ул, ло, бру, бло, кла, сры, сла);
- из ряда слов (ласточка, ракетка, самосвал, парта, палка, артист, колосок, колокол, ручка);
- по картинкам на панно с определением места звука Л в слове;
- в предложении (Папа принес елку. У Тани красный халат. На березе сидит галка. Никита несет палку. Мама купила клубнику.) Дети называют слово со звуком Л и определяют его место в слове.
6. Физкультминутка (кинезиологические упражнения на развитие межполушарного взаимодействие).
- сядьте на пол по-турецки, руки на животе, надули шарик - вдох, шарик сдулся - выдох (5-7 раз).
- Вы снеговики. Все ваше тело напряжено, как замерзший снег. Пришла весна, стало тепло, снеговик тает. Сначала тает голова и опускаются плечи, расслабляются руки и снеговик превращается в лужицу, которая стекает на пол (повт. 2-3 раза).
- Вытяните руки перед собой, сгибаем кисти вверх-вниз, вращаем обеими кистями влево-вправо. Руки вытянуть вперед - сводим и разводим пальцы рук.
- Прыгаем на месте не отрывая носки от пола, на каждый удар произносим а - а - а.
- Восстановим дыхание.
7. Упражнения на согласование прилагательных с существительными:
- подбор признаков к предметам:
Белка (ловкая, проворная, добрая, веселая, рыжая, пушистая, маленькая).
Волк (серый, страшный, злой, грубый, большой, глупый, хищный).
- Договаривание предложений:
Образец: В лесу прыгала веселая, ловкая белка.
По лесу бегал злой и голодный волк.
Мы увидели в лесу… (веселую, ловкую белку; злого голодного волка).
Мы подошли поближе к (веселой, ловкой белке; злому, голодному волку).
Мы любовались (веселой, ловкой белкой) и возмущались (злым голодным волком).
Мы рассказали о (веселой, ловкой белке) и (злом голодном волке).
Звуко-слоговой анализ слов со стечением:
Белка.
Волк (коллективно используя наборы для звукового анализа).
- делим на слоги;
- выделяем ударный слог.
9. Найти и обвести в круг букву Л на листе с другими изображениями, в том числе зашумленными.
10. Итог (подводит логопед). Игра «Отгадай слово» (пена., за., во., сто., сту., щего., вокза..)
Комментарии пользователей
Комментарии для сайта Cackle