• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Игра и ее роль в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста Игра — любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребен­ка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша еще крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка, — игра. Ребенок выби­рает для себя определенную роль и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и от­ношения между ними.

В дошкольном возрасте потребность в игре достигает рас­цвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. Если для самых младших наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т. д.), то у детей среднего дошкольного воз­раста начинают преобладать игры с производственным сюже­том («железная дорога», «строительство» и т. п.); среди старших дошкольников популярны игры с общественно-политическим сюжетом («космос», «война», «новые русские» и т. п.).

С возрастом изменяется и сюжет, и содержание игр. При­глядитесь, как ваша 3-летняя дочка играет в «дом», выполняя роль мамы-хозяйки: она долго трет морковку или режет хлеб, моет посуду. До кормления в игре дело может и не дойти, ведь главное для детей этой возрастной группы — воспроизведение действий с предметами.

Для 5-летнего ребенка главным становится отражение в иг­ре отношений, существующих в мире взрослых; для детей старшего дошкольного возраста — выполнение правил. В играх действуют законы, правила, которым ребенок охотно подчиня­ется. В одних случаях они выступают развернуто, открыто (по­движные игры с правилами, дидактические игры), в других правила заранее не формулируются (ролевая игра).

Порой родители смотрят на детскую игру всего лишь как на забаву (занят, не плачет — ну и хорошо), как на несерьезное, нередко бесполезное времяпрепровождение («Когда ты нако­нец-то делом займешься? Одни куклы на уме...»). Во что и как играют дети — им безразлично. Коль игра — свободная деятельность, не стоит и вмешиваться в нее, достаточно создать условия — купить игрушки, выделить место для игры.

Такие взгляды на игру глубоко ошибочны. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ре­бенка. Преимущество игры по сравнению с другими средства­ми нравственного воспитания заключается в том, что она яв­ляется школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, усваиваемые ребенком в процессе игры, оказывают влияние на его поведение, отноше­ние к близким людям.

Общеизвестно, что игровые переживания оставляют глубо­кий след в сознании ребенка. Многократное повторение дейст­вий взрослых, подражание их поступкам постепенно приводят к формированию определенных душевных качеств самого ре­бенка. И от взрослых в значительной степени зависит, каким будет нравственный облик их детей.

Правильно поступают те родители, которые используют игру как форму организации детской жизни. Руководство иг­рой не простое дело. Это тонкий и сложный процесс, требую­щий проявления такта, знания законов игры, понимания ре­бенка, уважения к нему.

Сложность руководства игрой связана также с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в про­цессе общения с ребенком сохранить эту свободу и непри­нужденность. В ходе игры требования взрослого положитель­но воспринимаются детьми значительно чаще, чем в реальной жизненной ситуации. Поэтому очень полезно использование игровых, проблемных ситуаций, вопросов, советов, напомина­ний и т. п. Эти приемы относятся к косвенным способам руко­водства игрой. Иногда возникает необходимость прямыми способами обучать детей игре (показ, объяснение и т. п.), предлагать новые роли, игровые ситуации, действия, побуж­дать детей к игре.

Помните, что малыш должен играть с удовольствием. Важ­нейшие условия игры — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших. При этом нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и навре­дить. Нужно стараться помочь ребенку открыть резерв собст­венных возможностей, вселить уверенность в своих силах. «Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!».

Интерес к игре можно притупить принуждением или чрез­мерной настойчивостью, т. е. доведением игры до того, что она надоедает малышу. Заканчивать игру нужно сразу, как только появится первый признак потери интереса к ней.

Правильно руководить игрой невозможно без знания ос­новного правила развивающих игр: взрослый не должен вы­полнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения зада­ния нельзя злоупотреблять замечаниями типа: «Ай-яй-яй...», «Да, проморгал...», «Верно...» и т. п.

Вначале, когда малыш только знакомится с играми, подоб­ные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные окрыляют, критические побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них отказаться, потому что ребенок начинает судить о своих действиях не по резуль­татам работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у него не будет развиваться самоконтроль.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению