• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Игра и ее роль в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста

Игра и ее роль в интеллектуальном развитии ребенка старшего дошкольного возраста Игра — любимейшее занятие дошкольников. Потребность в игре появляется в раннем возрасте, когда стремление ребен­ка к самостоятельности, желание быть «как взрослые» очень велики, а возможности малыша еще крайне ограничены. Есть только одно средство, способное разрешить это противоречие и удовлетворить притязания ребенка, — игра. Ребенок выби­рает для себя определенную роль и в специально создаваемых игровых условиях воспроизводит деятельность взрослых и от­ношения между ними.

В дошкольном возрасте потребность в игре достигает рас­цвета. Разнообразны сюжеты детских игр и те стороны действительности, которые дети отражают в них. Если для самых младших наиболее типичны игры с сюжетом на бытовые темы («дочки-матери» и т. д.), то у детей среднего дошкольного воз­раста начинают преобладать игры с производственным сюже­том («железная дорога», «строительство» и т. п.); среди старших дошкольников популярны игры с общественно-политическим сюжетом («космос», «война», «новые русские» и т. п.).

С возрастом изменяется и сюжет, и содержание игр. При­глядитесь, как ваша 3-летняя дочка играет в «дом», выполняя роль мамы-хозяйки: она долго трет морковку или режет хлеб, моет посуду. До кормления в игре дело может и не дойти, ведь главное для детей этой возрастной группы — воспроизведение действий с предметами.

Для 5-летнего ребенка главным становится отражение в иг­ре отношений, существующих в мире взрослых; для детей старшего дошкольного возраста — выполнение правил. В играх действуют законы, правила, которым ребенок охотно подчиня­ется. В одних случаях они выступают развернуто, открыто (по­движные игры с правилами, дидактические игры), в других правила заранее не формулируются (ролевая игра).

Порой родители смотрят на детскую игру всего лишь как на забаву (занят, не плачет — ну и хорошо), как на несерьезное, нередко бесполезное времяпрепровождение («Когда ты нако­нец-то делом займешься? Одни куклы на уме...»). Во что и как играют дети — им безразлично. Коль игра — свободная деятельность, не стоит и вмешиваться в нее, достаточно создать условия — купить игрушки, выделить место для игры.

Такие взгляды на игру глубоко ошибочны. Именно игра оказывает огромное влияние на формирование психики ре­бенка. Преимущество игры по сравнению с другими средства­ми нравственного воспитания заключается в том, что она яв­ляется школой морали в действии, лишенной абстрактных представлений, которые трудно воспринимаются ребенком. Важно и то, что моральные нормы, усваиваемые ребенком в процессе игры, оказывают влияние на его поведение, отноше­ние к близким людям.

Общеизвестно, что игровые переживания оставляют глубо­кий след в сознании ребенка. Многократное повторение дейст­вий взрослых, подражание их поступкам постепенно приводят к формированию определенных душевных качеств самого ре­бенка. И от взрослых в значительной степени зависит, каким будет нравственный облик их детей.

Правильно поступают те родители, которые используют игру как форму организации детской жизни. Руководство иг­рой не простое дело. Это тонкий и сложный процесс, требую­щий проявления такта, знания законов игры, понимания ре­бенка, уважения к нему.

Сложность руководства игрой связана также с тем, что она является свободной детской деятельностью. Важно в про­цессе общения с ребенком сохранить эту свободу и непри­нужденность. В ходе игры требования взрослого положитель­но воспринимаются детьми значительно чаще, чем в реальной жизненной ситуации. Поэтому очень полезно использование игровых, проблемных ситуаций, вопросов, советов, напомина­ний и т. п. Эти приемы относятся к косвенным способам руко­водства игрой. Иногда возникает необходимость прямыми способами обучать детей игре (показ, объяснение и т. п.), предлагать новые роли, игровые ситуации, действия, побуж­дать детей к игре.

Помните, что малыш должен играть с удовольствием. Важ­нейшие условия игры — улыбка, радость, похвала, искренняя заинтересованность старших. При этом нельзя забывать, что перехваливание — похвала не по заслугам — может и навре­дить. Нужно стараться помочь ребенку открыть резерв собст­венных возможностей, вселить уверенность в своих силах. «Да, ты сегодня хорошо нарисовал, но вот одна линия кривая получилась. Если все линии будут прямыми, то будет еще лучше! Попробуй-ка!».

Интерес к игре можно притупить принуждением или чрез­мерной настойчивостью, т. е. доведением игры до того, что она надоедает малышу. Заканчивать игру нужно сразу, как только появится первый признак потери интереса к ней.

Правильно руководить игрой невозможно без знания ос­новного правила развивающих игр: взрослый не должен вы­полнять задание за ребенка, не должен подсказывать ему ни словом, ни жестом, ни взглядом. Во время выполнения зада­ния нельзя злоупотреблять замечаниями типа: «Ай-яй-яй...», «Да, проморгал...», «Верно...» и т. п.

Вначале, когда малыш только знакомится с играми, подоб­ные эмоциональные реплики даже помогают: одобрительные окрыляют, критические побуждают работать внимательнее, осмотрительнее. Но затем лучше от них отказаться, потому что ребенок начинает судить о своих действиях не по резуль­татам работы, а по замечаниям окружающих. А это приведет к тому, что у него не будет развиваться самоконтроль.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть