• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала

Использование игрушек в работе по развитию грамматического строя речи

 

 

Успешность коррекционно-развивающего обучения детей зависит от участия в нем как логопеда, так и воспитателя. Логопед, проводя групповые и индивидуальные занятия с детьми по развитию речи, не может уследить за речью каж­дого ребенка: во время игр, на занятиях воспитателя, на про­гулке. Именно воспитатель следит за речью детей, закреп­ляя пройденный материал на своих занятиях, в играх, раз­личных режимных моментах. В свою очередь логопед можетподсказать те или иные при­емы, которые стоит использо­вать для развития граммати­ческого строя речи, внима­ния, памяти и мышления, расширения словаря.

Игровые приемы с обычны­ми игрушками, которые най­дутся в любом детском саду (звучащие резиновые, пласт­массовые или мягкие игруш­ки животных, птиц и различ­ные предметы), может исполь­зовать на своих занятиях как логопед, так и воспитатель на занятиях по математике, раз­витию речи и в другие режим­ные моменты.

 

Классификация игр по раз­витию различных сторон грамматического строя речи

 

 

 

Грамматиче­ские конст­рукции

 

Игры

Падежи: именительный

«Живое — неживое», «Кто голос (звуки) подает», «Один — много»

родительный

«Кого не стало? (прятки)», «Один — много»

дательный

«Кто к кому в гости пришел?», «Угощение»

винитель­ный

«Кого я люблю?», «Кого любит мама?»

творитель­ный

«Кто кем любуется?», «Кто чем работает?»

предложный

«Кто о ком заботится?», «Кто о чем мечтает?», «О чем мечтают животные?»

Предлоги

«Спрячь игрушку», «Кто где стоит?», «Что изменилось?», «Пу­тешествия»

Словообра­зование

«Скажи ласково», «Какие глаза?», «Какой предмет?», «Построй по росту», «Раздели на команды»

Родовые понятия

«Мальчики и девочки», «Кто что делает?», «Узнай по описа­нию», «Чья игрушка?», «Мой, моя, мое» (соревнование)

Лексика

«Классификации», «Четвертый лишний»

 

Далее предлагаем описание игр.

 

Именительный падеж

«Живое — неживое». Взрос­лый называет слова и бросает мяч, задавая ребенку вопрос «кто?», ребенок ловит мяч и отвечает (например: кошка, слон...). Затем взрослый броса­ет мяч и задает ребенку вопрос «что?», ребенок ловит мяч и от­вечает (например: тарелка, ма­шина...). Можно поменяться ролями. Ребенок спрашивает, а взрослый отвечает. Усложнение: взрослый отвечает неверно и просит ребенка помочь ответить. Эту речевую игру можно пре­вратить в подвижную игру «бы­строго реагирования». Водящий называет разные предметы — живые и неживые. А участни­ки должны сообразить, что сде­лать. Если предмет живой — подпрыгнуть, если неживой — присесть, при ошибке — вый­ти из игры.

 

«Кто голос (звуки) подает». Для этого понадобятся звуча­щие игрушки. Взрослый про­сит детей запомнить их и за­крыть глаза. Затем он издает звуки, а дети называют, что звучало (погремушка, бубен, дудка, барабан...). Также мож­но использовать игрушки жи­вотных и птиц. Взрослый произносит: «му-му», «мяу»..., а дети отвечают, кто из жи­вотных голос подает.

«Один — много». Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет один пред­мет, а дети, когда предметов много, отвечают на вопрос: «кто?» или «что?». Например: кот — коты, машина — ма­шины...

 

Родительный падеж

«Кого не стало? (прятки)».

Эта всем известная игра хоро­ша тем, что не только закреп­ляет в речи ребенка родитель­ный падеж существительных, но и тем, что развивает вни­мание и память. Для лучшей тренировки этих психических процессов можно увеличивать количество предметов. Взрос­лый ставит в ряд несколько игрушек, просит детей вни­мательно посмотреть и запом­нить их. После этого взрослый убирает одну-две игрушки и просит назвать, кого не стало (например, козы, слона...).

«Один — много». Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет один пред­мет, а дети, когда много, от­вечают на вопрос: «много кого?» или «много чего?». Например: кот — много ко­тов, машина — много ма­шин...

 

Дательный падеж

«Кто к кому в гости при­шел?». Эта игра направлена на закрепление дательного паде­жа существительных и упо­требление предлогов к, от, у. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый выбирает одну игрушку, которая будет хо­дить в гости к другим. Затем выполняются действия и про­говариваются следующие фра­зы: «Зайчик в гости к лисе пришел. Зайчик от лисы ушел. Зайчик в гости к мед­ведю пришел. Зайчик от мед­ведя ушел. Зайчик к волку пришел». Спрашивая у детей: «У кого в гостях был зайчик?» (У лисы, у медведя...), взрос­лый тем самым закрепляет еще и родительный падеж.

«Угощение». Выставляются игрушки животных. В отдель­ную кучку кладется угоще­ние: грибы, орехи, морковка, колбаска... Взрослый просит ребенка угостить животных, называя кому что нужно. На­пример: зайчику дадим мор­ковку, коту дадим колбаску, белке дадим орешки...

Винительный падеж

«Кого я люблю?». Для этой игры понадобятся игрушки животных женского и муж­ского рода, разложенные на две кучки: в одной мальчики, в другой девочки. Взрослый дает образец: я люблю кош­ку, лису, козу; слона, волка зайца. Важно обратить внима­ние ребенка на окончания слов при назывании, кого он лю­бит. Для лучшего усвоения материала сначала перечисля­ются животные мужского рода, затем женского. После дифференцируются оконча­ния мужского и женского рода при назывании по очереди то мальчика, то девочки. Напри­мер: Я люблю кошку и слона. А ты кого любишь? А я люб­лю козу и зайца.

«Кого любит мама?». Эта игра расширяет словарь по темам «Животные» и «Пти­цы», а также способствует закреплению винительного падежа существительных в единственном и множествен­ном числе. Взрослый дает об­разец: «Мама-кошка любит котенка, котят, мама-курица любит цыпленка, цыплят». Затем спрашивает: «Кого лю­бит мама-коза, мама-медведица?»

 

Творительный падеж

«Кто кем любуется?». Игра хорошо способствует закреп­лению словаря по темам «Жи­вотные» и «Птицы». Сначала можно вспомнить детенышей животных или птиц. Затем спросить: «Кем любуется мама-кошка?» (Котенком, котятами.) «Кем любуется мама-курица? » (Цыпленком, цыплятами.)

«Кто чем работает?». Эта игра помогает закреплять сло­варь по теме «Профессии». Например: «Чем подстригает парикмахер?» (Ножницами, машинкой.) «Чем подметает дворник?» (Метлой.) «Чем работает портниха?» (Игол­кой, нитками, швейной ма­шинкой.)

 

Предложный падеж

«Кто о ком заботится?». Эта игра направлена на закрепле­ние предложного падежа су­ществительных в единствен­ном и множественном числе, а также на расширение слова­ря по темам «Животные» и «Птицы». Для начала полезно вспомнить детенышей живот­ных и птиц, а затем спросить: «О ком заботится мама-кошка?» (О котенке, о котятах.) «О ком заботится коза?» (О козленке, о козлятах.) «О ком заботится ку­рица?» (О цыпленке, о цыпля­тах.) и т.д.

«Кто о чем мечтает?». Эту игру хорошо проводить в ка­нун Нового года или дня рож­дения. Ребенку предлагается помечтать и сказать, о каком подарке он думает. Например, девочка мечтает о кукле, мальчик мечтает о машине, кто-то о новом конструкторе...

«О чем мечтают живот­ные?». Для начала важно вспомнить, чем питаются жи­вотные, а потом уже о какой еде они мечтают. Например, волк мечтает о зайце, лиса о курочке, кот о рыбке...

 

Предлоги

«Спрячь игрушку». Взрос­лый дает инструкции ребен­ку: спрячь зайца под стол, посади его на стул, положи в шкаф, за занавеску... Затем спрашивает ребенка, куда он спрятал игрушку (под стол), где находится игрушка (под столом).

«Кто где стоит?». Эта игра направлена на закрепление предлогов за, перед, между. Вначале можно вспомнить сказку «Репка», показав ил­люстрации и назвав, кто за кем, кто перед кем и кто меж­ду кем стоит. Аналогично про­водится работа с игрушками, поставленными в ряд. Снача­ла отрабатывается предлог за, затем перед и только потом между. Следует обратить вни­мание на то, что когда начи­наем говорить с конца, это предлог за, если сначала, то перед, а когда называем сосе­дей, стоящих перед выбран­ным животным и после него, то между. Педагог задает во­просы, используя эти предло­ги. Например: «За кем стоит кошка? Перед кем стоит волк? Между кем стоит коза?» Ког­да ребенок начнет правильно отвечать, взрослый задает во­прос: «Где стоит кошка (коза, волк...)?» Ребенок должен от­ветить на вопрос, употребив разные предлоги. Например: «Кошка стоит за волком. Кош­ка стоит перед козой. Кошка стоит между волком и козой».

«Что изменилось?». Эта игра направлена на закрепле­ние правильного употребления предлогов за, перед, между, , а также тренирует память и внимание. Поставив игрушки животных в ряд, взрослый предлагает детям вниматель­но посмотреть, кто где стоит, а затем закрыть глаза. Педа­гог меняет местами некоторых животных. Дети открывают глаза и говорят, что измени­лось, используя нужные пред­логи. Например: «Заяц стоял за волком, а теперь стоит за лисой. Лиса стояла между ко­зой и слоном, а теперь между слоном и лисой». «Путешествия». Выбрав игрушку животного, педагог сочиняет историю его путеше­ствия (можно использовать сказку «Колобок»). Например, медведь из берлоги вышел, по дороге пошел, в речку вошел и искупался. В реке рыбу пой­мал. Вышел из реки, обратно по дороге пошел, в берлогу вошел и пообедал пойманной рыбой.

В этой игре закрепляются не только предлоги, но и при­ставочные глаголы.

 

Словообразование

«Скажи ласково». Эта игра направлена на закрепление уменьшительно-ласкательной формы существительных. Пе­дагог просит детей ласково на­звать животных и птиц. На­пример: курица — курочка, лиса — лисичка, кошка — кошечка и т.д.

«Какие глаза?». Взрослый говорит: у кошки зеленые гла­за. Значит, она какая? (Зеле­ноглазая.) У волка черные гла­за. Значит, он какой? (Чер­ноглазый.)

«Какой предмет?». Взрос­лый спрашивает, если кошка из резины, значит, она какая? (Резиновая.) Коза из пласт­массы, какая? (Пластмассо­вая.) Заяц из меха, какой? (Меховой.) Курица из глины, какая? (Глиняная.) Белка из дерева, какая? (Деревянная.)

«Построй по росту». Для этого понадобятся от трех до девяти игрушек, в зависимо­сти от возраста и возможнос­тей детей. Ребенку предлага­ется построить игрушки жи­вотных по росту. После этого педагог спрашивает: «Кто са­мый высокий? Кто ниже? Кто выше? Кто самый низкий?» Важно, чтобы дети отвечали не односложно, а фразами. Для этого можно спросить: «Какая по росту кошка? Ка­кой по росту мишка?» и т.д. Ребенок отвечает полным от­ветом: «Мишка самый высо­кий. Козленок ниже. Кошка самая низкая».

«Раздели на команды». В этой игре закрепляются по­рядковые числительные (от одного до трех). Педагог пред­лагает посчитать игрушки животных: первый, второй, третий и разделить их на три команды. Животные, которые стоят на первом месте, дела­ют один шаг вперед, живот­ные, которые стоят на втором месте — два шага вперед, а животные, которые стоят на третьем месте, — три шага вперед. Также в этой игре можно отрабатывать ориенти­ровку в пространстве: взрос­лый дает команду повернуть­ся направо, налево, сделать шаг вперед, назад, а ребенок выполняет это с животными. Можно поменяться ролями: ребенок дает команду, взрос­лый выполняет ее. При этом взрослый может нарочно оши­биться и попросить ребенка исправить ошибку.

 

Родовые понятия

«Мальчики и девочки». Эта игра может использоваться для закрепления женского и мужского рода существитель­ных. Педагог уточняет, что есть животные мальчики и девочки. Про мальчиков мож­но сказать он, про девочек она. Например, волк — он, белка — она, слон — он, лиса — она. При этом важно выделять голо­сом окончания слов. Сначала взрослый сам группирует жи­вотных на мальчиков и дево­чек, а затем предлагает выпол­нить задание ребенку.

Усложнением этой игры может быть закрепление по­рядковых числительных жен­ского и мужского рода. Для этого нужно построить маль­чиков и девочек в два ряда, а затем посчитать сначала маль­чиков, затем девочек. Педагог дает образец: мальчиков счи­таем так: первый, второй, тре­тий, четвертый, пятый, а де­вочек так: первая, вторая, тре­тья, четвертая, пятая. Когда ребенок хорошо усвоит это правило, можно играть в «пу­таницу», перемешав игрушки и поставив их в одну колон­ну. Взрослый путает ребенка, считая неправильно. Напри­мер: волк первая, лиса второй, еж третий, слон четвертая... Ребенок должен исправить ошибки и посчитать правиль­но.

«Кто что делает?». Эта игра направлена на закрепление глаголов мужского и женско­го рода прошедшего времени. Кстати, глаголы мужского рода детьми усваиваются быс­трее, поэтому коррекционную работу надо начинать именно с них. Педагог выполняет дей­ствия с игрущками и называ­ет: заяц упал, волк упал, слон упал...; заяц встал, волк встал, слон встал. Затем по показу взрослого, ребенок дол­жен ответить, что делают жи­вотные. После этого ведется работа над усвоением глаголов женского рода прошедшего времени. Педагог выполняет действия с игрушками и на­зывает: кошка упала, лиса упала, собака упала; кошка встала, лиса встала, собака встала. Затем просит ребенка ответить, что делают живот­ные. Когда ребенок переста­нет путаться в окончаниях, он сумеет дифференцировать гла­голы мужского и женского рода. Например: слон упал, кошка упала, заяц упал, лиса упала; слон встал, кошка вста­ла; заяц встал, лиса встала. Действия выполняет взрослый вместе с ребенком. Важно, чтобы среди животных в паре были мальчик и девочка. Также постепенно можно расширять глагольный сло­варь словами: сел — села, прыгнул — прыгнула, лег — легла, уснул — уснула, по­бежал — побежала.

«Узнай по описанию». Эта игра направлена на закрепле­ние прилагательных женско­го и мужского рода, а также на развитие слухового внима­ния. Взрослый задает вопро­сы: «Про кого можно сказать: Она серая? (Мышка.) Он се­рый? (Слон, волк.) Она пуши­стая? (Кошка.) Она рыжая? (Белка, лиса.) Он злой? (Волк.) Он шустрый? (Заяц.) Она шустрая? (Белка.) Дети сами могут задавать друг дру­гу похожие вопросы.

«Чья игрушка?». Педагог раздает детям игрушки и спрашивает: «Чей заяц? Чья кукла? Чей мишка?» Дети отвечают: «Мой заяц, моя кук­ла, мой мишка».

«Мой, моя, мое» (соревно­вание). Педагог ставит на стол большой поднос с овощами и фруктами и три пустые тарел­ки. Троим детям дается зада­ние: первому положить в та­релку овощ или фрукт, про который можно сказать «он мой»; второму положить в та­релку овощ или фрукт, про который можно сказать «она моя»; третьему положить овощ или фрукт, про который можно сказать «оно мое». На счет «раз, два, три» начина­ется соревнование. Важно не только быстро, но и правиль­но наполнить свои тарелки. Например, в первой тарелке должны лежать: огурец, поми­дор, лимон; во второй — мор­ковь, капуста, свекла, в тре­тьей — яблоко, авокадо.

 

Лексика

«Классификации». Педагог предлагает разложить игруш­ки на несколько групп как по обобщающим понятиям, так и по цвету, материалу, из кото­рого они сделаны.

«Четвертый лишний». В этой игре можно дифференцировать игрушки по разным призна­кам: обобщающим поняти­ям, живое — неживое, разме­ру, росту, цвету, материалу (резиновые, пластмассовые), действиям (три игрушки жи­вотных стоят, а одна сидит), внешнему виду (с рогами — без рогов, с копытами — без копыт). Главное в этой игре — наблюдательность. Задания могут быть самые разные, на­пример — найти четвертый лишний предмет. Важно, что­бы игрушки обладали общи­ми и отличительными призна­ками.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть