• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью в журнале
  • Опубликовать статью на сайте
  • Выйти
+7(495) 656-75-05
Программа материала
Проблема РДА существует давно, но особенно остро она обозначилась в последние годы, когда наблюдается все большее количество детей, с проявлением аутизма, или расстройством аутического спектра (РАС). Внедрение в практику современного образования России ФГОС отражает изменения вектора развития. Выделены цели образования, акцентирующие внимание на детях с особыми образовательными потребностями. Проблема развития речевых и коммуникативных навыков у данной категории детей на сегодняшний день является одной из важнейших.
1. Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Итак: что же это такое РДА? (синдром Каннера) (от греч. аутос – «сам»)

Согласно принятой в России Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10),определены основные признаки дизонтогенеза аутизма: детский аутизм - это дефицитарное, дисгармоничное, искаженное общее расстройство психического развития, при котором отмечаются качественные нарушения коммуникации и социального взаимодействия, ограниченные, повторяющиеся и стереотипные формы поведения.
По современным международным клиническим классификациям, аутизм включен в группу первазивных расстройств (в переводе с английского - первазиве - проникающий, распространяющийся повсюду, т.е. охватывающий все области психики, нарушено что-то глубоко внутри и что это затрагивает человека в целом.

Причиной этому по всей видимости являются наличие различных экзо- и эндогенных факторов, о которых часто пишут в специальной литературе.

2. Актуальность (противоречия)

Проблема РДА существует давно, но особенно остро она обозначилась в последние годы, когда наблюдается все большее количество детей, с проявлением аутизма, или расстройством аутического спектра (РАС). В 2000 году распространенность РДА составляла от 5 до 26 случаев на 10 000 детей. Число детей с аномальным развитием неуклонно растет, в том числе наблюдается все большее количество детей с проявлением аутизма, или расстройством аутического спектра (РАС).

Внедрение в практику современного образования России ФГОС отражает изменения вектора развития. Выделены цели образования, акцентирующие внимание на детях, с особыми образовательными потребностями. Проблема развития речевых и коммуникативных навыков у данной категории детей на сегодняшний день является одной из важнейших, растущей тенденции к инклюзивному образованию. Значительные изменения произошли в общем характере и стиле всего пед. процесса (все большее распространение приобретает вариативность программ методов и средств обучения и коррекции). Введение ФГОС детей дошкольного возраста с РАС имеет большое значение.

В психолого- педагогической и дефектологической литературе большое внимание уделяется разработке и апробации на практике различных способов и приемов обучения детей с РАС предметным и социальным умениям ( В.М. Астапов, Н.Л. Белопольская, В.Е. Каган, В.В. Ковалев и многие другие.

Проблемой сложных речевых нарушений, в том числе и у детей с ранним детским аутизмом занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые. О существенном значении влияния взрослых, нормального социального окружения на общее и особенно речевое развитие ребенка с первых дней жизни, излагали в своих научных трудах известные ученые: А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин , В. И. Мухина и др. Л.С. Выготский отмечал, что «если ребенок до трех лет по каким либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому ребенку [1,с. 126 ].

Большой интерес вызывает концепция Л.С. Выготского о соотношении первичных и вторичных нарушений, из которых следует, что при достаточном, раннем начале целенаправленной коррекционной работе не только в наибольшей мере используется пластичность нервной системы, но и обеспечивается предупреждение многих вторичных нарушений в общем и речевом развитии.
Не менее важное значение в современной логопедической практике получило исследование Р.Е.Левиной, Т.Б. Филичевой об использовании в коррекционной работе основных принципов дидактики и теории воспитания: индивидуального подхода и учета индивидуальных особенностей ребенка, наглядности, доступности, сознательности.

3. Теоретическая база

Проблемой сложных речевых нарушений, в том числе и у детей с ранним детским аутизмом занимались и занимаются как зарубежные, так и отечественные ученые: (Л. Каннер, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Т.И. Морозова и др.).

Характерные специфические, отличающиеся от нормальных детей особенности речи, у детей с аутическими проявлениями представляли ученые К. Гилберг и Т. Питерс. и др.

4. Ранние признаки Аутизма

Синдром РДА оформляется окончательно к 2,5-3 годам. В этом возрасте специалисты уже точно могут определить выраженные черты искаженности развития ребенка.

Современные отечественные и зарубежные исследователи отмечают, что одним из главных недостатков, препятствующих успешной адаптации детей с детским аутизмом, является нарушение коммуникативных навыков. Детям с аутизмом трудно идти на контакт, социализироваться. У детей с РДА отмечается стремление к стереотипной игровой деятельности,манипулирование предметами сортировка предмета по ему одному понятному признаку и т.д. У детей данной категории сверхсенсорная чувствительность наиболее характерная черта- это нарушение речи, резкое ограничение речевого контакта, вплоть до мутизма. Данное нарушение проявляется в виде отставания или отсутствия разговорной речи, неспособности инициировать или поддерживать диалог, а также в виде стереотипных высказываний и ряда других специфических особенностей Неговорящие аутичные дети отличаются наиболее глубокими аффективными расстройствами, резким снижением психического тонуса, тяжелыми нарушениями произвольной деятельности, целенаправленности; они не испытывают потребности в общении с окружающим миром.

Характерные проявления синдрома раннего детского аутизма описывали в своих научных трудах многие отечественные и зарубежные авторы.
(Л. Каннер, В. В. Лебединский, О. С. Никольская, Т.И. Морозова и др.)

5. Сферы нарушений проявления РАС

Английский исследователь доктор Лорна Винг сформулировала «Триаду нарушений», раскрывающую основные характеристики и сферы проявления аутизма:


    нарушение социального взаимодействия (от полной отрешенности, до активного, но нелепого общения);
    нарушение речи и коммуникации;
    нарушение воображения и эмоциональной сферы.


6. 7 фактов

Учитывая специфику поведения детей с аутизмом, ошибочно считать, что дети с аутизмом обязательно умственно отсталые, они не желают общаться, но однозначно, им очень нужно внимание других. Дети с РАС бывают гипервозбудимы, у них проявляются вспышки эмоциональных всплесков, но нельзя считать это избалованностью и упрямством, поэтому все эти проявления – это сигнал к тому, « что с ребенком что-то не так».

7. Направления коррекции по обучению навыкам коммуникации с РАС

Как было уже сказано ранее, у аутичных детей нарушены три основные области ( язык и коммуникация, воображение и эмоциональная сфера и социальное взаимодействие), поэтому по этим направлениям ведется коррекционная работа.

В подготовке к появлению речи играют решающую роль эмоциональный контакт ребенка со взрослым, формирование базовых коммуникативных функций, формирование элементарных социальных навыков, деловое сотрудничество с ним и насыщение опыта детей речевыми воздействиями взрослых, включенными в живое общение между собой.

8 . Формирование коммуникативных навыков у детей с аутизмом

Приемы и способы формирования коммуникативных навыков у детей с аутическим спектром планируются поэтапно.

Вначале проводится наблюдение за уровнем общего эмоционального состояния, оценивается поведение ребенка, проводится беседа с родителями о поведении ребенка в различных сферах его жизни. Затем устанавливают тактильный и вербальный контакт, формируют учебное поведение, как предпосылку к дальнейшему обучению ребенка навыкам для его развития и социальной адаптации.

9. Этап 2

Предметно - действенные средства общения возникают в совместной деятельности ребенка со взрослым. Их основное назначение – выразить готовность ребенка к взаимодействию и в своеобразной форме показать, к какому сотрудничеству он приглашает взрослого. Приближаясь ко взрослому, принимая позу, в которой взрослый берет его на руки, протягивая игрушку или другой предмет, ребенок как бы изображает эпизод желательной для него совместной деятельности и использует его как адресованный взрослому знак – приглашение к такой деятельности.

10. Этап 3

Наиболее эффективной, по мнению многих зарубежных ученых, является методика «сопровождающего обучения», которая позволяет обучать детей коммуникативным навыкам в рамках естественно возникающих ситуаций. Таким образом, процесс педагогической коррекции базируется на личных интересах и потребностях ребенка, что приводит к повышению результативности обучения.

11.Выводы

Таким образом, обзор и изучение специальной литературы позволило нам убедиться в том, что методик коррекционной работы с детьми с РДА в целом существует немало, но тем не менее, проблема развития речевых и коммуникативных навыков у данной категории детей на сегодняшний день является одной из важнейших.

Комментарии пользователей

Комментарии для сайта Cackle
Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть
Вы подтверждаете правильность введенных данных?
Вернуться к заполнению