• Профиль
  • Живая лента
  • Моя подборка
  • Мои покупки
  • Мои результаты
  • История заказов
  • Мои публикации
  • Мои черновики
  • Опубликовать статью
  • Выйти
Программа материала

Чем занять ребенка до 3 лет?

Сводная информация
Рейтинг материала
Комментариев
Просмотров
Опубликовано
30.03.2020 в 00.21
Чем занять ребенка до 3 лет?

Ранний возраст ребенка — чрезвычайно ответственный период в развитии человека, закладка фундамента его личности.

В Федеральном Законе РФ «Об основных гарантиях прав ребенка» подчеркивается, что государство обязано осуществлять всемерную поддержку семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки к полноценной жизни в обществе.

В настоящее время из-за коренных экономических и идеологических изменений в нашем обществе произошли перемены и в отношении семьи к воспитанию своего ребенка. Семья изменяется вместе с развитием общества, испытывает те же проблемы, достигает тех же успехов, что и общество.

Еще совсем недавно считалось: чем выше уровень образования, общая культура семьи, тем больше у нее возможностей правильно воспитывать детей. Сегодня большинство родителей имеют среднее и высшее образование, однако их позиция в отношении ребенка, особенно раннего возраста, мало чем изменилась.

Как считали Л.С. Выготский и его последователи, ребенок созревает психологически и социально вместе со своей «жизненной ситуацией развития», поскольку реально существует и развивается не ребенок, а система «взрослый — ребенок», из которой последний постепенно выделяется как самостоятельный индивид. Причем ребенок учится лишь у тех, кого любит и кому доверяет. Поэтому, по мнению М.И. Лисиной, решающим фактором формирования у ребенка полноценной психики являются те виды общения взрослых с ребенком, в которых он может быть полноценным участником межличностной ситуации.

Педагогам ДОУ необходимо знать, что в каждом периоде развития ребенка есть психологические ценности, сохраняющиеся всю последующую жизнь. А.В. Запорожец отмечал, что возникающие на ранних возрастных ступенях психологические новообразования имеют непреходящее, «абсолютное» значение для всестороннего развития индивида, вносят свой особый, неповторимый вклад в формирование личности (1978, с. 262). Поэтому нельзя торопиться в развитии ребенка, форсировать его «взросление».

Следует подчеркнуть, что этапы развития — это не только новые приобретения, но и закрепление ранее достигнутого. И здесь особое значение имеет вид деятельности ребенка на данном возрастном этапе становления личности. Именно он определяет новую ступень в психическом развитии ребенка.

В периодизации Д.Б. Эльконина выделяются следующие виды деятельности:

— непосредственно-эмоциональное общение (0—6 мес.);

— предметно-манипулятивная деятельность (6—12 мес.);

— предметно-орудийная деятельность (12—18 мес.);

— отобразительная игра (18—24 мес.);

— сюжетно-ролевая игра (от 2 до 6—7 лет);

— учебная деятельность (младший школьник);

— интимно-личностное общение (подросток);

— учебно-профессиональная деятельность (юношеский возраст);

— трудовая деятельность (взрослый человек).

Именно на эти виды деятельности надо опираться в развитии ребенка на определенной возрастной ступени. Возникновение новых видов деятельности или превращение их в ведущие не отменяет прежде существующих, а преобразует их в более высокую стадию.

Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является предметно-игровая. Поэтому с детьми данного возраста необходимо проводить игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей.

У каждого ребенка есть свои особенности, свои условия жизни в семье, поэтому не могут быть разработаны универсальные советы и рекомендации по воспитанию любого ребенка. Однако понимание основных процессов развития детей и своевременное вмешательство в них позволяют решить многие задачи, связанные с формированием здоровья ребенка, осуществить профилактику ранних отклонений в его развитии.

В каком направлении пойдет развитие ребенка — зависит от взрослых, вернее от того, как они относятся к его действиям. В нем, в первую очередь, надо видеть личность с собственными развивающимися взглядами и пониманием действительности.

Как подчеркивает Т.И. Чиркова (1998), для этого необходимо:

— обеспечивать эмоционально комфортную, благоприятную обстановку в группе, основанную на любви, терпении, понимании, упорядоченности и вере;

— окружить ребенка душевным светом и теплом, заботой, лаской и ответственностью;

— дать духовную пищу, мир музыкальных звуков, красок, цвета;

— предоставить свободу действиям в безопасном пространстве;

— не ограничивать варианты проб в экспериментировании;

— быть терпеливым, не спешить учить по своей программе и логике; дать возможность сначала действовать так, как он может, потому что нельзя чему-то научиться, не упражняясь в этом;

— утолять жажду в познании окружающего (конечно, предварительно обезопасив это пространство), признавая важность прикосновения ребенка к вещам, его стремление сделать что-то самому, манипулировать, познавая свойства мира.

Советы воспитателю:

— помните о том, что ребенок — уникальная личность; мы должны ценить его индивидуальность, поддерживать и развивать;

— дайте ребенку возможность осознать, что взрослые всегда готовы оказать ему личную поддержку и прийти на помощь;

— проявляйте понимание, деликатность, терпимость и такт при воспитании детей; учитывайте точку зрения самого ребенка и не игнорируйте его чувства и эмоции;

— проникнитесь искренним уважением к тому, что создается самим ребенком; восхищайтесь его инициативой и самостоятельностью — это способствует формированию у него уверенности в себе и своих возможностях.

Предметно-игровая деятельность — ведущая в раннем возрасте жизни ребенка. Игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей, — прекрасное средство развития личности. Основная задача воспитателя здесь состоит в том, чтобы с помощью таких игрушек обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задачи на подбор их по сходству и различию. Практические действия с дидактической игрушкой отражают мир, свойственный раннему периоду детства, наглядно-действенный характер мышления. В таких практических действиях, как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения и др.

Дидактические игрушки развивают мелкую моторику пальцев рук детей, вызывают у них желание экспериментировать, выполнять различные конструктивные действия. Игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем, т.е. развивают память и воображение. Сенсорное развитие детей — основа познавательного развития.

Для ребенка до 3 лет крайне необходимы следующие виды игрушек:

— для нанизывания предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие (разнообразные пирамидки);

— проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия;

— прокатывания;

— образные, с застегивающимися и прилипающими элементами (пуговицами, шнуровками, кнопками, липучками, молнией);

— разной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся по форме (шар, куб).

Эту роль прекрасно выполняют народные игрушки (матрешки, яйца, бочата и др.).

Кроме того, для постепенного развития в игре сюжета необходимы разнообразные сюжетные игрушки (куклы, машины, животные, предметы быта и др.).

Примечание. Хотелось бы предостеречь родителей от ранней покупки детям разных роботов, военных игрушек, страшилок, преобладающих в настоящее время на рынке.

При организации игр с предметами необходимо придерживаться двух основных принципов:

— посильность требований;

— постепенность усложнения.

Если для самых маленьких в основном применяется наглядный показ со стороны воспитателя, осуществляющего действия вместе с ребенком, то чем старше становится ребенок, тем больше следует использовать действия со слов воспитателя, по воображению.

А.С. Макаренко подчеркивал, что у ребенка есть страсть к игре, и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь.

Особое значение в плане воспитания здорового и физически развитого малыша имеют подвижные игры.

С момента рождения ребенок стремится к движению. Дети познают мир, ползая, лазая, бегая. Использование в повседневной жизни подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом, его движения стали красивыми и, главное, уверенными. Подвижные игры — хорошая профилактика при плоскостопии, нарушении осанки и других заболеваний, которые часто встречаются в детском возрасте и вызваны недостатком двигательной активности.

Кроме того, подвижная игра — источник радости, одно из лучших средств общения воспитателя с ребенком. Фольклор в игре, использование различных персонажей наряду с развитием движений стимулируют детскую фантазию, способствуют формированию речи и, в конечном итоге, становлению личности ребенка.

Особое значение имеют игры в плане развития речи, поскольку в данном возрасте идет ее совершенствование. Дефицит общения приведет к тому, что ребенок недоберет опыта восприятия речи, достаточного, чтобы научиться говорить. Более старший и уже владеющий элементарной речью ребенок может оказаться заторможенным, если воспитатели мало говорят с ним, а их речь чаще всего состоит из запрещений или указаний. И наоборот, если у взрослых слишком высокие требования к языковым возможностям ребенка и они постоянно поправляют ошибки в его речи, это тоже может негативно сказаться на его речевом развитии.Ваша цель — не только дать ребенку какие-либо знания, умения и навыки, но и обеспечить ему чувство психологической защищенности, доверия.

Советы воспитателю:

— разговаривайте с ребенком о том, что вы делаете с ним вместе, о том, что он видит и слышит вокруг, о ваших планах на сегодняшний день;

— давайте ребенку простые указания, повторяя простые предложения;

— помогайте ребенку расширять словарный запас и усваивать новые речевые конструкции, для чего читайте и рассматривайте вместе с ним книжки с картинками, побуждая повторять прочитанное или рассказанное;

— будьте хорошим слушателем; дайте ребенку время договорить то, что он хотел сказать, не перебивая его и не поправляя произношение и порядок слов, так как он и сам на слух воспримет правильную речь. Обязательно смотрите на ребенка, когда он разговаривает, показывая, что обращаете на него внимание и что его слова для вас небезразличны;

— необходимо обращать внимание не только на свои слова, но и на звук голоса, мимику, жесты, позу; ваше лицо должно быть приветливо, улыбайтесь во время общения с ребенком;

— уделяя внимание ошибкам ребенка, делайте это тактично и косвенно; сделайте так, чтобы недостаток, который вы хотите исправить у ребенка, выглядел бы легко устраняемым, а дело, которым вы хотите его увлечь, — доступным для выполнения;

— хвалите ребенка за его скромные успехи, но будьте при этом искренни, так как завышенная оценка тоже имеет свои негативные стороны;

— старайтесь не приказывать, пытайтесь договориться, посоветоваться, опосредованно направить повышенный тон на нужное действие;

— не стоит бранить ребенка, обещая наказать его, лучше научить или вместе с ним исправить ситуацию;

— старайтесь не злоупотреблять постоянным утешением ребенка;

— никогда не сравнивайте детей, так как их развитие идет своим индивидуальным путем.

Комментарии пользователей

Спасибо!

Регистрация прошла успешно. Теперь вам доступны возможности личного кабинета

закрыть
Восстановление пароля
закрыть