ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Из опыта работы РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОЕКТНОГО МЕТОДА

Категория: 

Чаплыгина Наталья Михайловна - воспитатель МАДОУ "Калинка" г. Назарово, Красноярский край

В условиях реализации современных требований к образовательному процессу в ДОУ педагог должен обладать творческим, инновационным потенциалом, обеспечивающим полноценное развитие ребенка в разных направлениях деятельности.

Особое значение коллектив нашего ДОУ уделяет социально-личностному развитию воспитанников, так как это направление является приоритетным в деятельности детского сада.

            Социально-личностное развитие – процесс формирования у детей структурированных представлений о социальной деятельности, адекватных форм поведения в обществе. Цель этого процесса заключается в том, чтобы на основе приобщения к событиям и явлениям социальной действительности оказывать детям эмоциональную поддержку, развивать у них уверенность в своих силах, содействовать эмоционально-положительному отношению к окружающим, формировать социальные навыки.

            Сформированность социальных навыков предполагает  готовность детей вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми: договариваться о предмете деятельности, согласовывать и координировать свои действия и мнения с действиями и мнениями других людей.

            Формирование социальных навыков осуществляется более успешно, если используются доступные возрасту детей разнообразные виды деятельности.

            Одним из таких видов является проектная деятельность. Она позволяет обеспечивать активное включение детей  разнообразную познавательную деятельность, развивает творческие начала и интеллектуальные способности, способствует формированию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы, общаться со сверстниками и взрослыми.

 Этим и было обусловлено создание в нашем МАДОУ творческой группы «Развитие социального опыта дошкольников в процессе использования проектного метода», руководителем которой я являюсь.

            Цель деятельности группы – разработка и внедрение в деятельность педагогических проектов по реализации приоритетного направления МАДОУ, способствующих развитию свободной творческой личности ребенка.

            Поставленная цель позволила определить задачи обучения, сформировать предпосылки учебных и исследовательских умений и навыков в соответствии с основными линиями развития ребенка.

            Задачи проектной деятельности в младшем дошкольном возрасте:

                 - обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей;

                 - пробуждать интерес к предлагаемой поисковой деятельности, экспериментированию;

                - формировать эмоциональную заинтересованность;

                - развивать мышление, воображение, речь;

                - приобщать родителей к творческой работе по реализации проектов.

            Задачи проектной деятельности в старшем дошкольном возрасте:

               - обеспечивать психологическое благополучие и здоровье детей;

               - развивать поисковую деятельность, интеллектуальную инициативу;

               - формировать обобщенные способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности;

               - развивать способность к прогнозированию будущих изменений;

               - формировать навыки коммуникативного общения;

               - формировать проектно-исследовательские навыки и умения самостоятельно анализировать полученные результаты;

               - приобщать родителей к творческой реализации проектов к установлению доверительных отношений между взрослыми и детьми.

            Одной из приоритетных задач в работе педагогического коллектива является формирование ценностного отношения к родному краю.

            В этом смысле проектный метод наиболее целесообразная форма для решения задач социально-нравственного воспитания.

            Во-первых, он позволяет ребенку почувствовать тебя исследователем.

            Во-вторых, проектный метод позволяет объединить всех субъектов воспитательно-образовательного процесса в совместной деятельности. Самый важный результат обучения на проектной основе – формирование настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

            В-третьих, у воспитанников формируются элементарные знания о своей Родине, чувство гордости за родной город.

            Педагогами ДОУ совместно с детьми младшего и среднего дошкольного возраста и их родителями были реализованы педагогические проекты по темам: «Моя семья»; «Как я помогаю дома»; «Улицы нашего города»; «Знакомство с профессией родителей», на правленых на создание условий для доверительного общения ребенка с другими людьми и формирование разнообразных способов взаимодействия с ними; обогащение и расширение представлений об окружающем мире, сознательное применение сенсорных ощущений в решении практических задач; развитие эмоционально-ценностного отношения к произведениям искусства и художественным образам, овладение художественной деятельностью в рамках реализации образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество.

            С воспитанниками старшего возраста и их родителями были реализованы проекты по темам: «Мой любимый город», «Что мы знаем о своей малой Родине», «Наш город славен углем», «Мини-музей города», «Назарово 50», направленные на развитие самопознания и положительной самооценки, способности к практическому и умственному экспериментированию и символическому моделированию, речевому планированию, логическим операциям; осознания функциональных особенностей речи, овладение способами внеситуативно-личностного общения, систематизирование полученных знаний в рамках реализации образовательных областей «Социализация», «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы».

            Работу в рамках проектов педагоги наших ДОУ проводили регулярно, ненавязчиво поддерживая интерес детей, и их любознательность, осуществляя тесный контакт всех работающих над проектами.

            Деятельность творческой группы в полном объеме не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.

            Полученный опыт показал, что большинство родителей с удовольствием оказывают помощь педагогам и вместе с детьми увлекаются данной проблемой. В результате работа проходите эффективнее, плодотворнее, качественнее.

            Одним из наиболее масштабных реализованных проектов в нашем детском саду стал педагогический проект «С днем рождения, любимы город».

            Работа по его реализации осуществлялась в несколько этапов.

            Первый организационный этап включал в себя:

                 -  Консультацию для педагогов «Виды проектов и их использование во всех возрастных группах детского сада».

                - Индивидуальную работу руководителя творческой группы с педагогами по реализации проектов в каждой группе.

              -   Обсуждение, выбор темы проектов с детьми.

            Второй этап – основной, включал  в себя реализацию выбранных проектов во всех возрастных группах.

            Младшие группы осуществляли проектную деятельность по теме «Мой город – мой родной дом». В ходе работы над проектом, малыши познакомились с некоторыми достопримечательностями родного города, получили знания о том, что дома бывают одноэтажными и многоэтажными, и их можно строить из разного материала (дерева, кирпича, панелей) и т.п. Вместе с родителями дети составляли рассказы о своем доме, делали его фотографии, сочиняли стихи о родном городе. Результатом совместной деятельности взрослых и детей стало: оформление стенгазеты «Дом, в котором я живу», фотоальбома «Достопримечательности родного города», составление сборника стихов «О тебе, Назарово».

            Старшие группы выбрали для своих проектов следующие темы «Наш город славен углём!», «Город будущего», «Любимый город - красивый город». Реализация проектов способствовала формированию интересов старших дошкольников к культурным ценностям и природным богатствам родного города; чувства гордости за свою малую Родину; развитию инициативности, самостоятельности, расширению кругозора; воспитанию уважительного отношения к людям рабочих профессий. Результатом проектной деятельности стали: выставка «Уголь - наше богатство», фотоальбом «Назаровский угольный разрез», конкурс детских рисунков «Мой город через 20 лет», конкурс чтецов «Я живу в Назарово», высадка цветов, кустарников, деревьев на территории ДОУ и города и другие мероприятия.

            В ходе работы творческой группы, наши педагоги в совершенстве овладели навыками проектирования. А каждый ребенок смог проявить свои индивидуальные способности, выбрать тему, способ работы, определить план собственных действий, реализовать свои познавательные интересы и получить результат. У родителей воспитанников появилась возможность проявить творческие способности к совместной с детьми деятельности, повысить свой педагогический уровень, а также сформировалась позитивная оценка деятельности и доверительные отношения с коллективом ДОУ.

Прикрепленные файлы: 

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы

VK730