ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Консультация «Развитие памяти у детей дошкольного возраста»

Категория: 

Цель:

  1. Углубление знаний воспитателей о видах и свойствах памяти, а так же об особенностях ее развития у детей дошкольного возраста.
  2. Ознакомление с методами и приемами развития памяти в различных видах деятельности.

Память - это основа психической жизни, основа нашего сознания. Это волшебная шкатулка, которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Человек без памяти не был бы человеком. Любая простая или сложная деятельность (чтение, письмо или осмысливание собственного поведения) основана на том, что образ воспринятого сохраняется в памяти, по крайней мере, несколько секунд. Если бы не было памяти, мы не могли бы понять ни одного предложения, так как, не успев дочитать до конца, забыли бы его начало. Информация от наших органов чувств была бы бесполезной, если бы память не сохраняла связи между отдельными фактами и событиями.

Память - это одно из необходимых условий для развития интеллектуальных способностей.

Выделяют три типа памяти:

  • наглядно-образную память, которая помогает хорошо запоминать лица, звуки, цвет предметов и т. д.;
  • словесно-логическую, при которой преимущественно запоминаются формулы, схемы термины;
  • эмоциональную, при которой лучше всего сохраняются пережитые чувства.

Кроме того, существует еще разделение памяти на два вида в зависимости от длительности хранения информации:

  • кратковременную память, когда материал запоминается быстро, но ненадолго;
  • долговременную память, требующую больших усилий, но позволяющую сохранить информацию на многие годы.

Скорость заучивания у людей также разная. Есть быстро заучивающие и медленно заучивающие предлагаемый материал. Второй группе людей для запоминания такого же объема информации потребуется втрое больше времени, но помнят они значительно дольше.

Память разделяют еще на механическую и смысловую. Часть людей склонна к механическому заучиванию (зубрежке), а другая часть - к осмысленному запоминанию. Следует помнить о том, что хорошо и надолго запоминается только то, что хорошо понято. Как показывают экспериментальные исследования психологов, во втором случае результаты более чем в 20 раз лучше.

Мы получаем информацию благодаря разным органам чувств: зрению, слуху, обонянию, осязанию и вкусу. Соответственно выделяют: зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и вкусовую память.

Кроме того, в зависимости от того, какую информацию человек запоминает, можно выделить: память на слова (словесная или вербальная память), память на образы (образная), память на движения (двигательная), память на эмоции, чувства, переживания (эмоциональная), память на расположение предметов в пространстве, на временные отрезки, на числа, фамилии, лица и т. д. Однако бесконечное деление памяти на виды может запутать и наскучить. Цель же предлагаемой работы заключается в другом: помочь разобраться в нюансах и особенностях запоминания и забывания, научиться развивать свою память и память своих детей. Для этого, по крайней мере, необходимо уяснить строение памяти, ее структуру.

Основу памяти составляет генетически обусловленная способность, запечатлевать информацию, другими словами, природная пластичность нервно-мозговой ткани («мнема»). В дальнейшем основу памяти будем называть природной памятью. В наибольшей степени возможности природной памяти проявляются в дошкольном возрасте. Скорее всего, природная память созревает именно в этот период (до 7 лет), и в дальнейшем может и не развиваться. (В ряде случаев, при наличии нервных болезней, при переутомлении ребенка и т.п., эта способность ослабевает.)

Однако природа мудра и экономна. Каждый человек, какими бы слабыми способностями он ни обладал, может усовершенствовать свою память за счет разнообразных приемов запоминания, способов обработки информации.

Эти приемы - своего рода надстройка над природной памятью. Назовем ее культурной памятью. Совершенно очевидно, что чем сильнее природная память и более развита культурная, тем больше, прочнее, точнее, быстрее и надежнее запоминает человек. Каким образом особенности природной и культурной памяти человека проявляются в его жизни?

Если человек просто заучивает, многократно повторяя материал, зазубривает его или быстро запечатлевает, как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим, или непосредственным, т. е. без средств. А что такое запоминание без средств? Это нечто иное, как работа природной памяти. В тех случаях, когда человек старается запомнить, ищет для этого какие-то способы или приемы, осмысливает материал и т. д., речь идет о принципиально ином, качественно более высоком запоминании, о логическом (опосредованном, т.е. с помощью средств). Другими словами, в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни была сильна природная память, ведущая роль принадлежит культурной, ибо только благодаря приемам запоминания человек становится способным управлять процессом запоминания и, следовательно, управлять собой.

Вспомним еще раз о выделенных выше видах памяти (образной, вербальной и т. д.) Каждый из перечисленных видов памяти может быть ведущим, основным, главным, в наибольшей степени влияющим на результат, или вспомогательным, дополнительным,

Особенности развития памяти детей от 3 до 7 лет

Дошкольное детство - особый период в развитии личности. Дети задают множество вопросов, новая информация им крайне необходима: мозг требует пищи. В этот период память по скорости развития опережает другие способности, ребенок рассматривает картинку и вспоминает, видит необычный предмет и начинает рассуждать, припоминая что-то из своего жизненного багажа. Как часто взрослые, наблюдая, с какой легкостью ребенок схватывает новую информацию, делают прогнозы и строят далеко идущие планы. Через какое-то время оказывается, что не всем нашим планам дано осуществиться. Легкость, с которой дети дошкольного возраста запоминают стихи, считалки, загадки, сказки, мультфильмы, объясняется бурным развитием их природной памяти. Ребенок запоминает все яркое, необычное, красивое, привлекающее внимание. Ребенок запоминает непроизвольно, другими словами, он запоминает, не желая того. Младенец узнает свою мать, затем других близких людей, улыбается им. Однако на первых порах двигательные впечатления играют большую роль, чем слуховые или зрительные. Двигательная память является основой, на которой формируются все навыки: ходьба, хватание предметов руками, а затем бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. В последующих возрастах работа двигательной памяти становится более сложной. Младший школьник учится читать, бегать на коньках, ходить на лыжах и т. д.

Чем младше ребенок, тем более непосредственно выступают его чувства, прежде всего удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. Память на чувства с развитием ребенка становится несколько другой, так как и сами чувства, и причины, их вызывающие, у дошкольника и подростка - различны.

Особенно богата память ребенка дошкольного возраста образами отдельных конкретных предметов. В этих образах воедино слиты существенные, общие черты, свойственные целой группе предметов (домам, животным, птицам, деревьям, цветам и т. д.), а также и несущественные признаки, частные детали, которые ребенок подметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т. д. Иногда какая-нибудь несущественная черта, свойственная разнородным явлениям, кажется ему общей, тогда сами явления малыш трактует как равноценные, равнозначные. Отсюда и характерная для этого возраста «детская ложь».

«Рассказы о детях» В. Вересаева содержат много подобных при­меров. Приведем один из них. Девочка Таня рассказывает сказку о ворах. Она говорит: «Были воры. Они ели листья, и еще они ели сливы с косточками». «Причем листья и косточки?» - спрашивает писатель. А затем сам дает ответ: «Вор - воплощение всего злого и недозволенного. А Тане строго запрещалось жевать листья и есть сливы с косточками». Отождествление по случай­ному признаку далеких друг от друга предметов ведет к таким ошибкам памяти. Для детской памяти характерно и совершенно противоположное свойство - это исключительная фотографичность. Дети могут легко заучить наизусть какое-либо стихотворение или сказку. Если взрослый человек, пересказывая сказку, отклонится от первоначального текста, то ребенок тотчас же поправит его, напомнит пропущенную деталь.

К концу дошкольного периода (6-7 лет) у ребенка появляются произвольные формы психической активности. Он уже умеет рассматривать предметы, может вести целенаправленное наблюдение, возникает произвольное внимание, и в результате появляются элементы произвольной памяти. Элементы произвольного запоминания - это главное достижение дошкольного периода. Произвольная память проявляется в ситуациях, когда ребенок самостоятельно ставит цель: запомнить и вспомнить. Можно с уверенностью сказать, что развитие произвольной памяти начина­ется с того момента, когда ребенок самостоятельно выделил задачу на запоминание.

Желание ребенка запомнить надо всячески поощрять, это залог ус­пешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей: восприятия, внимания, мышления, представления и воображения. Появление произвольной памяти способствует развитию культурной (опосредованной) памяти - наиболее продук­тивной формы запоминания. Первые шаги этого (бесконечного в идеале) пути обусловлены особенностями запоминаемого материала: яркостью, доступностью, необычностью, наглядностью и т. д. Впос­ледствии ребенок способен усилить свою память с помощью классификации, группировки. Известны положительные примеры, когда психологи и педагоги занимались целенаправленным обучением дошкольников приемами классификации и группировки в целях запоминания (Житникова Л. М. Учите детей запоминать. Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1985).

Ребенку надо помогать запоминать, его надо учить контролировать правильность запоминания. Пожалуй, это является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам.

Дошкольник младшего возраста (3-4 года), как показывают психологические исследования, запоминает произвольно чрезвычайно мало материала. В среднем из 15 названных ему слов он запоминает лишь 2,12 слова. Можно с уверенность сказать, что дети этого возраста еще не готовы использовать для запоминания какие-либо вспомогательные средства: картинки, подсказки, вопросы только мешали ребенку запоминать. Значительно лучше обстоят дела с произвольным запоминанием в старшем дошкольном возрасте. Дети 5-7 лет из 15 предложенных слов правильно воспроизводили 4,55 слова. Кроме того, большинство детей этого возраста (более 80%) уже способны привлекать для запоминания вспомогательные средства, в частности, картинки. В этом случае объем запоминания возрастает почти в два раза и составляет в среднем 8,25 слов. По всей вероятности, увеличение количества запоминаемой информации вызвано не только появлением произвольной памяти, но и культурной, опосредованной.

Игры, задания, упражнения способствующие развитию памяти и детей дошкольного возраста

Развитию памяти у детей дошкольного возраста способствуют разучивание стихов, рассказывание прослушанных сказок, стихотворений, наблюдения во время прогулок.

Для развития слуховой памяти и речи детей 2-4-летнего возраста можно рекомендовать для заучивания песенки, потешки, стихотворения.

Стихотворения, как правило, выбираются сюжетного характера. Взрослый обязательно должен задавать вопросы ребенку. Например: Какая у кота шубка? Какие усы? Что еще есть у кота? Эти вопросы позволят более полно воспринять образ кота, что облегчит процесс запоминания.

Зачитывая каждую строчку стихотворения попросите ребенка повторять по две строчки. Только после этого - весь стишок.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша.

Как у котика усы,

Удивительной красы.

Зубки белые,

Глазки смелые.

С детьми в возрасте 2-4 лет следует читать и пересказывать как можно больше русских народных сказок: «Курочка-ряба», «Колобок», «Теремок», «Козлятки и волк», «Репка», «Петушок и бобовое зернышко», «Маша и медведь» и др. Читать сказку нужно неоднократно. При первом прослушивании впечатления ребенка бывают неточны. Обычно дети следят лишь за сюжетом, поэтому многое упускают. При повторных прослушиваниях сказок впечатления углубляются, ребенок лучше запоминает. Приведенная нами сказка проста по сюжету. Для лучшего запоминания можно задать ребенку ряд вопросов:

  1. Что посадил дед?
  2. Смог ли дед один  вытащить репку?
  3. Почему не смог?
  4. Кто пришел  на помощь?
  5. В какое время года происходят события сказки? Когда дед посадил репку? Когда он решил ее вытащить?
  6. Чему учит эта сказка? Нужно ли помогать друг другу?

Читая и разучивая с ребенком стихотворения русских писателей о природе, необходимо знакомить ребенка с временами года. Ребенок должен хорошо усвоить, что зиму всегда сменяет весна, весну - лето, лето - осень, а осень - зима.

Обязательно нужно говорить с ребенком о том, что происходит в природе зимой (стихотворения Дрожжина, Пушкина), весной (стихотворения Фета, Плещеева), летом и осенью (стихотворение Майкова).

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу...

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать,

Слушать, как сучья трещат,

Листья ногой загребать!

...Долго на листьях лежит

Ночи мороз, и сквозь лес

Холодно как- то глядит  

Ясность прозрачных, небес...

/А. Майков/

Стихотворения А.Мошковской, О. Высотской, Е. Благининой также можно читать и заучивать с детьми. Для самых маленьких:

Уронили мишку на пол

Оторвали мишке лапу

Все равно его не брошу

Потому что он хороший

Для детей этого возраста можно посоветовать также чтение и заучивание отрывков стихотворений К. Чуковского «Телефон», «Краденое солнце», «Мойдодыр» и др.

Для пересказа можно использовать рассказ Е. Чарушина "Коза".

Идет коза по улице, домой торопится. Дома ее хозяйка покормит и напоит. А если хозяйка замешкается, коза сама себе что-нибудь стащит. В сенях веник погложет, на кухне хлебца ухватит, в огороде рассады съест, в саду коры с яблони сдерет. Вот какая вороватая, озорная! А молочко у козы вкусное, пожалуй, еще вкуснее коровьего.

Для детей 5-6 лет можно порекомендовать для заучивания английскую песенку:

Плывет, плывет кораблик,

Кораблик золотой,

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой...

Более сложными, с острым захватывающим сюжетом, являются сказки «Гуси-лебеди» и «Кот, петух и лиса».

Эти сказки рассказывают, как трудна борьба между добром и злом, но что победа добра неизбежна, мужество, стойкость, преданность всегда побеждают. Об этом можно поговорить с ребенком, задавая ему ряд вопросов. Вопросы, с одной стороны, облегчат понимание, следовательно и запоминание, а с другой стороны, развивают и смысловую, логическую память ребенка.

Воспроизведение рассказа.

Методика воспроизведения рассказа может помочь в диагностике смысловой памяти, а также для развития смысловой памяти ребенка дошкольного возраста.

Для детей дошкольного возраста можно предложить следующие варианты рассказов для запоминания:

  • а) Жили-были детки. Подарила им мама деревянную лошадку. Стали детки на лошадке катать кошечку и собачку. Хорошо катали. Вдруг лошадка перестала катать. Смотрят детки, а у нее ножка сломана. Позвали они дядю Ваню, и он починил лошадку.
  • б) Жил-был мальчик. Звали его Ваня. Пошел Ваня с мамой на улицу гулять. Побежал Ваня быстро-быстро, споткнулся и упал. Ушиб Ваня ножку. И у него ножка сильно болела. Повела мама Ваню к доктору. Доктор завязал ножку, и она перестала болеть.
  • в) Жила-была девочка Зоя. Построила Зоя из кубиков машину. Посадила в машину мишку и начала его катать. «Ту-ту машина, катай моего мишку». Вдруг машина сломалась. Мишка упал и ушибся. Положила Зоя мишку в кроватку и дала ему лекарство.

Детям дошкольного возраста рассказ зачитывается. Затем ребенка просят воспроизвести прослушанное как можно ближе к тексту.

При воспроизведении рассказа обязательно обратите внимание на точность воспроизведения, последовательность событий. Очень важно, чтобы ребенок понял смысл рассказа. Если ребенок с рассказом не справляется, следует задавать ему вопросы. Например, к первому рассказу:

  1. Что подарила мама детям?
  2. Как играли дети?
  3. Почему они перестали играть?
  4. Кого позвали дети и зачем?

Игра «БУСЫ»

Развитие зрительной памяти, восприятия, внимания.

Задание: предложите ребенку внимательно посмотреть, из каких геометрических фигур сделаны бусы, в какой последовательности они расположены, а затем нарисовать на листе бумаги такие же бусы.

Игра «СЛУШАЕМ И РИСУЕМ»

Развитие слуховой памяти и внимания.

Вариант 1

Задание: прочитайте детям рассказ и предложите им нарисовать рисунок, точно отражающий его содержание.

«В воскресенье слепил я трех замечательных снеговиков. Слепил их из комков снега. Один получился большой, другой - поменьше, а третий - совсем крохотный. Руки первого и второго - снежные комки, а у третьего - из сучков. Вместо носа вставлены морковки. Глаза из угольков».

Вариант 2

Задание: предложите ребенку послушать стихотворение и по памяти нарисовать те предметы, о которых в нем говорится.

Матрешек будем рисовать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Всех больше первая матрешка:

Зеленый сарафан, кокошник.

А за ней сестра - вторая,

В желтом платье выступает.

Третья меньше второй:

Сарафанчик голубой.

У четвертой матрешки

Рост поменьше немножко,

Сарафанчик синий,

Яркий и красивый.

Пятая матрешка -

В красненькой одежке.

Всех запомнить постарайся,

За рисунок принимайся!

Игра «РАССТАВЬ ТОЧКИ»

Развитие зрительной памяти и внимания.

Ход игры: в течение 2-3 секунд показывайте ребенку картинку, на которой в квадрате нарисованы точки. Затем закройте этот квадрат листом бумаги. Задание: ребенку надо расставить точки в пустом   квадрате.

Игра «ПРОГУЛКА В КАРТИНКАХ».

Эта игра развивает зрительную и слуховую память и внимание ребенка дошкольного возраста.

Во время прогулки на улице нужно обращать внимание ребенка на дорожные знаки, рекламные щиты, можно беседовать с ребенком о том, зачем все это нужно. По возвращении домой попросите ребенка нарисовать те знаки, которые он запомнил. На каждой прогулке ребенок может с вашей помощью узнавать что-то новое. Можно эту игру проводить довольно регулярно.

Игра «РИСУЕМ ПО ПАМЯТИ УЗОРЫ»

Направлена на развитие зрительной памяти. На листе бумаги нарисован узор. Попросите ребенка 2 минуты посмотреть на этот узор. После этого узор уберите и предложите ребенку воспроизвести его по памяти. Во время этой игры развивается не только память, но и внимание, а также мелкая моторика рук.

Игра «ЦЕПОЧКА СЛОВ»

Для развития слуховой памяти детей возраста 4-5-6 лет можно рекомендовать занятия с группой ребят. Один ребенок называет какой-нибудь предмет. Второй повторяет названное слово и добавляет ка­кое-либо свое. Третий ребенок повторяет первые два слова и добавляет третье. Четвертому ребенку придется повторить уже три слова, а потом назвать свое и т. д.

Это упражнение целесообразно проводить неоднократно. От разу к разу будет увеличиваться количество слов, которые запоминают дети, то есть будет увеличиваться объем памяти.

Игра «ЗАПОМНИ И НАРИСУЙ»

Игра для развития зрительной памяти. Для организации работы с ребенком вам потребуются карточки с геометрическими фигурами. Время демонстрации одной карточки - 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка воспроизвести фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

Игра «ГДЕ СПРЯТАНА ИГРУШКА?»

Развивает зрительную память и внимание ребенка. Для организации и проведения этой игры необходимо склеить между собой три спичечных коробка.

В один из ящичков на глазах ребенка следует положить какую-нибудь маленькую игрушку (шарик, солдатика, ластик, кружок от пирамидки и др.). Затем шкафчик на некоторое время убирают. После этого ребенка просят достать спрятанную игрушку.

Игру можно несколько усложнить:

  • а) убрать ящички на более длительное время;
  • б) спрятать 2, потом и 3 игрушки;
  • в) заменить игрушки.

Игра «ЗАПОМНИ КАРТИНКИ».

Рекомендуется для развития зрительной памяти. Ребенку предлагают 10 картинок, на каждой из которых изображено по одному предмету.

Ребенок должен рассматривать эти картинки 2 минуты. Потом картинки убирают, а ребенка просят назвать те картинки, которые ему удалось запомнить.

Эту игру можно организовать и с несколькими детьми, и в парах. Выигрывает тот из ребят, кто больше предметов запомнил.

Для проведения игры можно порекомендовать карточки с следующими предметами: перо, гора, дерево, замок, палка, чернила, пчела, капуста, гриб, апельсин.

Игра «КАКОЙ ИГРУШКИ НЕ ХВАТАЕТ?»

Рекомендуется для развития зрительной памяти детей. Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка отвернуться и убрать одну игрушку. Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

Игру можно усложнить:

  • а) увеличить количество игрушек;
  • б)  ничего не убирать,  а только менять игрушки местами.

Игрушки для организации игры можно следующие: зайчик, попугай, медведь, крокодил, собачка.

Игра может восприниматься ребенком, как новая, если взять другие игрушки. Играть можно 2-3 раза в неделю.

«ИГРА В  СЛОВА»

Вариант 1:

ЗАДАНИЕ 1. Сейчас я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их запомнить. Внимание! Слон, заяц, телевизор,  курица,  шкаф, мышь,  волк, диван, кресло, медведь. Повтори!

ЗАДАНИЕ 2. Как ты думаешь, можно ли разделить эти слова на группы, части? На какие части или группы ты бы разделил эти слова? (Ребенок может называть много вариантов. Это хорошо. Пусть мыслит. Но вы должны подвести ребенка к наиболее правильному ответу. Например: «Вспомни сначала животных, а потом перечисли предметы мебели...»)

ЗАДАНИЕ 3. Перечисли, пожалуйста, все слова еще раз.

Вариант 2:

Тарелка, малина, брусника, вилка, яблоко, кастрюля, банан, нож, груша, чайник, вазочка, слива.

Вариант 3:

Трамвай, нос, велосипед, троллейбус, ухо, лоб, автобус, пароход, глаза, поезд, щеки, самолет. Задания те же:

  • воспроизведи все слова;
  • раздели на группы по одному общему признаку;
  • запомни и воспроизведи.

Примечание: Проанализируем игру в слова. Если ребенок запомнил и правильно воспроизвел 6-7 слов без деления на группы, то это говорит о хорошей памяти вашего ребенка. В тех случаях, если ребенок быстро и правильно разделил слова на группы и впоследствии запомнил и воспроизвел больше слов, чем вначале, это свидетельствует о развитии у вашего ребенка памяти опосредованной (культурной).

«ЗАПАХИ  И ЗВУКИ»

ЗАДАНИЕ. Представь, что идет дождь. Ты стоишь у окна и смотришь на улицу. Что ты видишь? Расскажи. Представь капли дождя, ударяющие по стеклу. Вспомни, как шумит дождь. Что такое шум дождя? Дождь закончился. Мы вышли на улицу. Вспомни запах земли, травы после дождя. Как ты думаешь, с чем можно сравнить запах травы, умытой дождем?

«СНЕЖКИ»

Мысленно поиграем в снежки.

ЗАДАНИЕ 1. Представь снег. Вспомни, какого цвета снег. Всегда ли он белый? Вспомни, как солнышко заставляет снег искриться. С чем можно сравнить снег в ясный зимний солнечный день?

ЗАДАНИЕ 2. Вспомни, как хрустит снег под нашими ногами. Как ты думаешь, с чем можно сравнить хруст снега под ногами человека (с какими известными тебе звуками)?

ЗАДАНИЕ 3. Представь, что ты держишь в руках пригоршни снега. Представь, что ты делаешь шарик из снега. Что ты чувствуешь? Расскажи.

«РАЗРЕЗАННАЯ КАРТИНКА»

Цветная открытка с изображением законченного предмета разрезается на несколько частей (5-8).

ЗАДАНИЕ 1. Собери из этих частей картинку так, чтобы она выглядела целой.

ЗАДАНИЕ 2. Картинка убирается, и ребенка просят по памяти нарисовать ее.

Если при выполнении задания вы обнаружили хоть одно несоответствие оригиналу, то эту ошибку надо обязательно обсудить с ребенком. Для этого можно использовать следующие вопросы:

  • Что изображено на картинке?
  • Какой формы твой рисунок?
  • Какого цвета твой рисунок?

При этом необходимо обсудить наличие или отсутствие деталей, штрихов и т. д. в рисунке ребенка.

«ИГРА В СТИХИ»

1. Представь, что Пятачку Ослик подарил мяч. Пятачку очень понравился подарок, и он сочинил стихотворение про этот мяч: "Мои веселый, звонкий мяч, Ты куда пустился вскачь? Красный, желтый, голубой, Не угнаться за тобой".

Пятачок был очень доволен своим стихотворением и решил превратить его в песенку. Подумай, как Пятачок мог спеть эту песенку. Спой ее так,как пел Пятачок.

Однажды Пятачок решил поделиться своей песенкой с Винни Пухом. Подумай, как эту же песенку спел Винни.

Винни Пух был очень доволен своим исполнением. Однажды он решил спеть ее Зайцу. Заяц не мог петь так, как пел медведь. Подумай, как Заяц пел эту песенку?

Заяц был очень добрый и решил подарить песенку Ежихе Матрене. Ежиха не умела петь так, как Заяц, и спела песенку по-своему. Подумай, как эту песенку могла петь Ежиха Матрена.

ЗАДАНИЕ: Спой еще раз песню про мяч так, как ее пели Пятачок, Вини Пух, Заяц и Ежиха.

Скажи, чем похожи, а чем отличаются варианты этой песенки?

Для того, чтобы задание было легче выполнить, надо вспомнить тембры голосов и интонации наших героев. Может быть, в этом вам помогут картинки

2. 3аучивание стихов требует активной работы ума. Традиционно считается, что для того, чтобы выучить стихотворение, необходима, в первую очередь, память. Разумеется, если ребенок быстро выучил стихотворение, то это показатель силы его памяти. Однако стихи - это такой редкий материал, который учит ребенка чувствовать слово, вслушиваться в интонацию, представлять настроение автора, сопереживать. Наверное, трудно определить, что важнее, поэтому в дальнейшем предлагается определенная работа со стихотворным материалом.

Сейчас я прочитаю тебе стихотворение про бобра. Я прочитаю его только один раз. Слушай внимательно!

БОБЕР

Посмотри-ка на бобра:

Без пилы, без топора

Валит он в лесу осину

- Строит в заводи плотину!

Зубы крепкие бобра

Поострее топора.

/Н. Костарев/

ЗАДАНИЕ 1. Скажи, что делает бобер? Зачем он это делает?

ЗАДАНИЕ 2. Можешь ли ты нарисовать то, о чем говорится в стихотворении? Нарисуй!

Литература:

  1. Савина О.О., Смирнова О.М. «Развитие внимания и памяти» (сборник упражнений), М., 2014 г.
  2. Синицына С. «Умные занятия» (серия «Через игру к совершенству») «Лист», М., 1998 г.
  3. Радугина А.А. «Психология и педагогика» Издательство «Центр», М., 1999 г.
  4. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия: младшая, средняя группы. М., 2011 г.

Комментарии

Консультация может быть полезна для воспитателей ДОО при планировании образовательной деятельности с детьми для развития психических процессов через игру.

Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь чтобы также получить возможность отправлять комментарии

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы

VK730