ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Методическая разработка НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

Категория: 

«Звук и буква Й»Подготовительная группа

Михайлова Ирина Владимировна воспитатель МКДОУ «Детский сад №19«Малышок»

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей посредством применения методики проведения занятия по подготовке к обучению грамоте  в подготовительной группе. 

Данное педагогическое мероприятие непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе проводится в форме занятия, что помогает формировать предпосылки универсальных учебных  действий у детей. Такая форма подачи материала является предупреждением школьной дезадаптации.

Занятие проводится в подготовительной группе в декабре (согласно перспективного планирования). Длительность 30 минут. Тип занятия - комплексное с интеграцией образовательных областей.

Тема: Звук [j], буква Й.

Цель: познакомить детей со звуком [j], буквой Й.

Задачи:

- Закреплять понятия гласного и согласного звука, учить детей дифференцировать согласные звуки по твёрдости, мягкости, формировать умение делать полный звуко-буквенный анализ слова, развивать навык чтения слогов и слов, активизировать в речи наречия, формировать умение составлять и распространять предложения на наглядной основе с применением схем, закрепить технику безопасности при работе с иголкой.

- Развивать фонематический слух, мышление, внимание, память, пространственные представления, мелкую моторику.

- Воспитывать аккуратность, усидчивость, желание выслушать товарища.

Интеграция образовательных областей:  «Коммуникация», «Познание»,  «Социализация», «Физическая культура», «Безопасность».

Коммуникация: дифференциация гласных и согласных звуков, дифференциация согласных звуков по твёрдости- мягкости, выделение звука [j] в середине и конце слова, определение позиции звука в слове с использованием звуковых линеек,  характеристика звука [j] с использованием схем, активизация  в речи наречий, подбор антонимов, обозначение звука [j] буквой й, слоговое чтение, полный звуко-буквенный анализ слова, составление предложений на наглядной основе с использованием схем, распространение простого предложения дополнением.

Безопасность: повторение правил техники безопасности при работе с иголкой.

Физическая культура: соблюдение режима двигательной активности, развитие мелкой и крупной моторики.

Социализация: использование элементов игры-драматизации, прописывание пальчиком буквы на спине соседа (развитие доверия, принятие друг друга).

Познание: ориентировка в пространстве.

Предварительная работа с детьми: повторение правил техники безопасности при работе с иголкой, рассматривание различных видов пуговиц, пришивание пуговиц.

Предварительная работа с родителями: повторение слоговой структуры слова, повторение правила о количестве гласных звуков и слогов в слове,  изготовление шкатулки для пуговиц в группу, составление коллекции пуговиц для музея пуговиц.

Оборудование: настенная магнитная доска с магнитами, картинка с изображением пуговицы, плоскостные изображения почтовых ящиков красного, синего и зелёного цвета, 8 предметных картинок, шкатулка с пуговицами, игольница с иголкой и ниткой, карточки - схемы по технике безопасности работы с иголкой, курточка для куклы, карточки-символы для характеристики звука, настенная касса букв, схема предложения, схема мягкости звука й, мяч, изображение буквы й, слоговые таблицы, стилизованное изображение зайца.

Раздаточный материал: на каждого ребенка индивидуальная касса букв  с вкладышами, карточки-символы для характеристики звука, схема предложения, звуковая линейка для определения позиции звука, тарелочка с пуговицами, индивидуальное зеркало для наблюдения за артикуляцией звука.

Конспект НОД

1. Организационный момент. (1мин.)

Методические рекомендации: проводится для активизации внимания и мотивации детей к познавательной деятельности.

Воспитатель: К нам в гости пришла Пуговка, она принесла нам интересные задания и игры. (Воспитатель размещает на информационном поле картинку с изображением Пуговки (приложение, рис. 1).

2. Дидактическая игра «Почта». (Повторение основных характеристик звука)(1мин.)

Методические рекомендации: проводится для дифференциации гласных и согласных звуков, дифференциации согласных звуков по твёрдости- мягкости.

На доске воспитатель размещает плоскостные изображения трёх почтовых ящиков красного, синего и зелёного цветов. (приложение, рис.2 а,б,в )

Дети по очереди выходят к доске, берут картинку (письмо), называют картинку, выделяют первый звук :н.р., Мак – в слове мак первый звук М, он согласный, твёрдый. Кладём его в синий ящик.

 Если первый звук в слове гласный, прикрепляют  картинку под красный ящик. Если первый звук согласный твёрдый, картинку размещает под синим ящиком. Если первый звук согласный мягкий, картинка крепится под зелёный ящик.

Картинки для игры: Утюг, Абрикос, Шишка, Мак, Колокольчик, Листик, Мишка, Кит (приложение, рис.11).

Воспитатель: Пуговка предлагает разнести почту. Если слово начинается с гласного звука, кладём письмо в красный ящик, если слово начинается с твёрдого согласного звука, кладём письмо в синий ящик, если слово начинается с мягкого согласного звука, кладём письмо в зелёный ящик.

3. Создание образовательной  педагогической ситуации.  (Ознакомление  с новым материалом)(5мин.)

Методические рекомендации: проводится для осознанного произнесения звука, выделения его из ряда других звуков, правильного его артикулирования. Выделение звука [j]. Звук [j]  выделяется из слова «ой», сначала воспитатель громко произносит слово «ой», выделяя голосом последний звук, утрируя его. Дети называют последний звук в этом слове -[j]. Для наблюдения за артикуляцией звука, дети произносят это слово, глядя на себя в индивидуальное зеркало. Под руководством воспитателя проходит характеристика звука [j] с использованием карточек- символов. Данная работа дублируется ребёнком у доски с карточками- символами.

Воспитатель: У куклы Маришки оторвалась пуговица. Чем мы можем ей помочь?

Дети предлагают свои варианты.

Воспитатель берет иглу с ниткой и начинает пришивать пуговицу, вскрикивает «Ой-й-й!». Что же случилось?

Дети: Вы укололись.

Воспитатель: Какие же правила нужно соблюдать, чтобы не пораниться при работе с иглой?

Дети рассказывают правила безопасности, опираясь на карточки- схемы (приложение, рис.3 )

- Иголки хранятся в игольнице.

- При использовании иголка должна быть с ниткой.

- Нельзя брать иголку в рот.

- Нельзя закалывать иголку в одежду.

Воспитатель: Какое слово я произнесла, когда, уколовшись, вскрикнула?

Дети: Ой!

Воспитатель: Какой последний звук в этом слове?

Дети: [j]

Воспитатель: Произнесите этот звук, глядя в зеркало. Гласный он или согласный? Почему?

Дети: Звук [j] согласный, потому, что во рту есть преграда для воздуха, его нельзя петь.

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ согласного звука (рот перечеркнут –петь нельзя этот звук) - (приложение, рис.4,а ).

Воспитатель: Звук [j] звонкий или глухой?

Дети прикладывают ладонь к горлу и произносят звук [j]. Горлышко вибрирует.

Дети: Этот звук звонкий, потому, что горлышко «звенит».

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ звонкого звука (колокольчик) - (приложение, рис.4,в )

Воспитатель: Звук [j] мягкий или твёрдый?

Дети: Этот звук мягкий.

На столах и доске дети выкладывают карточку-символ мягкого звука (подушка мягкая) - (приложение, рис.4,д )

Воспитатель: Дайте характеристику звука [j].

Дети: Звук [j] согласный, звонкий, мягкий.

Воспитатель: Карточкой какого цвета его обозначим?

Дети: Обозначим его карточкой зелёного цвета.

На столах и на доске дети выкладывают зелёную карточку (приложение, рис.5,в )

Воспитатель: Звук [j] особенный, он всегда мягкий.

4. Дидактическая игра «Не проворонь.» (1мин.)

Методические рекомендации: игра проводится для развития слухового восприятия, фонематического слуха. Воспитатель называет слова, утрированно выделяя голосом звук [j]  дети хлопают в ладоши, когда слышат звук .

Слова даются со звуком [j] только в позиции в середине или в конце слова!

Слова для игры: лаЙка, лиса, игрок, соловеЙ, автобус, троллеЙбус, маЙка, кошка, чаЙ.

5. Дидактическая игра «Где живёт звук?» (1мин.)

Методические рекомендации: Игра проводится для формирования умения определять позицию звука в слове. В игре используются звуковые линейки (приложение, рис.6 ).

Воспитатель произносит слова, утрированно выделяя голосом звук [j]. В игре используются слова с позицией звука [j] в середине и в конце слова! На индивидуальных звуковых линейках дети показывают позицию звука [j] в слове. Работа дублируется ребёнком у доски с комментариями: «В слове сильный звук Й находится в конце слова» 

Слова для игры: сильныЙ,  шаЙба, маЙ, линеЙка, хоккеЙ.

6. Физминутка. Дидактическая игра «Скажи наоборот» (2мин.)

Методические рекомендации: физминутка проводится для смены вида деятельности, обеспечения двигательной активности ребенка, а так же способствует развитию словарного запаса, умения подбора слов, противоположных по смыслу (антонимов). Дети становятся в круг, воспитатель кидает ребёнку мяч и называет наречие. Ребёнок, кидая мяч воспитателю, называет наречие, противоположное по смыслу. Например: холодно - тепло.

Слова для игры: холодно, тяжело, мягко, темно, хорошо, весело, умно.

7. Знакомство с буквой Й.(2мин.)

Методические рекомендации: для осознанного восприятия образа буквы Й были использованы различные приемы  сенсорного развития: зрительный анализ, тактильные ощущения, создание образа буквы из нетрадиционных материалов, прописывание буквы в воздухе и на поверхности стола (развитие пространственных представлений).

Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j], найдите эту букву?

Дети находят в настенной кассе букву Й.

Воспитатель: Это буква Й

На доске размещается крупное изображение буквы Й.(Приложение, рис.7  )

Воспитатель: На что похожа буква Й?

Дети высказывают варианты ответа.

Воспитатель: Из скольких элементов состоит буква Й? Какие это элементы?

Дети: Буква Й состоит из четырёх элементов: палочка, палочка, перекладина наискосок, галочка наверху.

Воспитатель: Давайте напишем эту букву в воздухе для великана! Начинаем писать букву слева направо. Поднимите левую руку, обратите внимание на зрительные ориентиры.

Воспитатель показывает написание буквы в воздухе, дети повторяют за ним с проговариванием: палочка сверху вниз, еще одна палочка сверху вниз, перекладина наискосок, сверху галочка. Затем дети пишут букву Й пальцем на столе, на спине у соседа, выкладывают ее из пуговиц.

8. Чтение слоговых таблиц. ( Этап закрепления изученного материала.) (2мин.)

Методические рекомендации: проводится для формирования послогового навыка чтения, профилактики дислексии. Чтение слоговых таблиц используется фронтально (дети читают хором) и индивидуально (ребёнок выходит к доске и читает вслух, остальные отслеживают на месте).

АЙ

ОЙ

ЭЙ

ЫЙ

УЙ

ЫЙ

 

ДАЙ

 

МОЙ

 

 

 

 

 

 

9. Звукобуквенный анализ. (4 мин.)

Методические рекомендации: звукобуквенный анализ проводится с целью предупреждения нарушений письменной речи. Для проведения анализа используются карточки- символы трёх цветов (красный- гласный звук, синий- согласный твёрдый звук, зелёный- согласный мягкий звук (приложение, рис.5,а,б,в ).

Дети последовательно выделяют звуки в слове, дают характеристику каждого звука, обозначая соответствующей карточкой- символом и выставляют карточки на вкладышах индивидуальных касс, затем подводят итоги, подсчитывая количество звуков в слове, количество слогов, количество гласных и согласных звуков. Следующим этапом анализа является обозначение звуков буквами, выкладывание буквы под изображением каждого звука, чтение слова. Работа дублируется на доске ребёнком (при затруднении помощь оказывает воспитатель). Важно: контролировать правильное расположение карточек и букв (слева направо, буквы под карточками, обозначающими звуки).

Воспитатель: Пуговка предлагает нам сделать анализ слова «май». Что такое май?

Дети: Май- это весенний месяц.

Воспитатель: Какой первый звук в слове «май»?

Дети: Первый звук [м].

Воспитатель: Звук [м] гласный или согласный?

Дети: Звук [м] согласный.

Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?

Дети: Он твёрдый.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [м]?

Дети: Звук [м] обозначим карточкой синего цвета.

Воспитатель: Как выкладываем карточки? (слева направо).

Воспитатель контролирует правильное расположение карточек на доске и в индивидуальных кассах.

Воспитатель: Назовите следующий звук.

Дети: Следующий звук [а].

Воспитатель: Звук [а] гласный или согласный?

Дети: Звук [а] гласный.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [а]?

Дети: Звук [а] обозначим красной карточкой.

 

Воспитатель: Какой последний звук в слове «май»?

Дети: Последний звук [j].

Воспитатель: Звук [j] гласный или согласный?

Дети: Звук [j] согласный.

Воспитатель: Он твёрдый или мягкий?

Дети: Он мягкий.

Воспитатель: Карточкой какого цвета обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим зелёным цветом.

Воспитатель: Чем интересен звук [j]?

Воспитатель показывает схему (Приложение, рис.8)

Повторяем: звук [j] всегда мягкий, он никогда не бывает твердым!

Дети: Звук [j] всегда мягкий.

Воспитатель: Сколько звуков в слове «май»?

Дети: В слове «май» 3 звука, 1 гласный и 2 согласных.

Воспитатель: Сколько слогов в слове «май»?

Дети: В слове «май» один слог, потому, что там 1 гласный звук.

Воспитатель: Какой буквой обозначим звук [м]?

Дети: Звук [м] обозначим буквой М

Воспитатель: Положите букву М под карточку, обозначающую звук [м]. Какой буквой обозначим звук [а]?

Дети: Звук [а] обозначим буквой А.

Воспитатель: Положите букву А под карточку, обозначающую звук [а]. Какой буквой обозначим звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначим буквой Й.

Воспитатель: Положите букву Й под, обозначающую звук [j]. Сколько букв в слове «май»? Прочитайте слово: МАЙ

10. Дидактическая игра «Живые картинки». (Работа над предложением)(4мин.)

Методические рекомендации: проводится для формирования умения составлять предложения по демонстрируемому действию из трех слов. Один ребёнок имитирует пришивание пуговицы, остальные дети составляют предложение. Например: Маша пришивает пуговицу.

Дети считают слова в предложении, составляют схему (приложение, рис.9 )                                    

 

Воспитатель обращает внимание на заглавную букву в начале предложения, точку в конце предложения. Дети составляют схемы на столах, используя разрезные модели, работа дублируется на доске ребёнком или воспитателем.

Воспитатель: Что делает Маша?

Дети: Маша пришивает пуговицу.

Воспитатель: Сколько слов в предложении?

Дети: В этом предложении 3 слова.

Воспитатель: Составьте схему предложения. Схема располагается слева направо.

Воспитатель: Как Маша пришивает пуговицу?

Дети: Быстро, медленно, аккуратно.

Воспитатель: Составьте предложение.

Дети: Маша быстро пришивает пуговицу.

11. Физминутка. Дидактическая игра «Назови своих соседей». (2 мин.)

Методические рекомендации: физминутка проводится для предупреждения переутомления, практического усвоения пространственных понятий «слева», «справа». Для игры дети встают в круг, воспитатель кидает мяч ребёнку со словами: «Назови своих соседей». Ребёнок кидает мяч обратно, называя своих соседей. Например: Мой сосед справа Вася, мой сосед слева Петя.

12. Дидактическая игра «Узнай буквы». (2 мин.)

Методические рекомендации: игра проводится с целью закрепления ранее изученных букв, развития зрительного внимания и восприятия. Для игры используется изображение зайца, составленное из букв (приложение, рис.10 )Дети находят в изображении знакомые буквы, составляют из них слова.

13. Подведение итогов. (2 мин.)

Методические рекомендации: проводится с целью выявления эффективности использованных приемов, форм и методов.  При подведении итогов дети вспоминают, какой звук они сегодня узнали, особенность этого звука, какой буквой он обозначается. Важно отметить успехи детей, нацелить их на дальнейшую успешность. После подведения итогов дети переходят к другому виду деятельности - составлению узоров из пуговиц.

Воспитатель: С каким звуком нас сегодня познакомила Пуговка?

Дети: Сегодня мы узнали звук [j]

Воспитатель: Какая особенность этого звука?

Дети: Он всегда мягкий.

Воспитатель: Какой буквой обозначается звук [j]?

Дети: Звук [j] обозначается буквой Й.

Воспитатель: Пуговка приготовила для вас сюрприз- шкатулку с пуговицами для составления узоров.

Детям предложено свободное творчество с пуговицами.

Методические рекомендации по закреплению изученного материала:

для запоминания зрительного образа буквы  родителям дома рекомендуется совместно с ребёнком (мальчиком) вылепить букву Й из пластилина или солёного теста и украсить её пуговицами. С девочками рекомендуется букву Й вышить или пришить пуговицы по контуру буквы Й. В свободной деятельности возможно вырезывание или обрывание буквы, замораживание изображение буквы Й в цветных льдинках с целью украшения деревьев на участке. На прогулке рекомендуется рисование буквы Й палочкой на снегу, протаптывание буквы по снежному покрову.

Прикрепленные файлы: 

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы

VK730