ТЦ СФЕРА - на портале поставщиков

Для образовательных учреждений Москвы:

Узнайте, как сделать заказ на продукцию издательства «ТЦ СФЕРА» на портале поставщиков.

Вход на сайт

Вы здесь

Музейная педагогика как средство развития познавательных процессов у дошкольников

Категория: 

Музейная педагогика как средство развития познавательных  процессов у дошкольников

Подготовила воспитатель

Михайлова И. В.,

Шелехов, 2014 г.

Слово “музей” происходит от греческого и латинского слов - храм муз, место, посвященное наукам и искусствам.

Термин “музейная педагогика” пришел к нам из Германии, где он появился на рубеже 19-20 вв. С этого времени музей начал осознаваться как учреждение, одной из главных функций которого стала образовательно-воспитательная.

Цель музейной педагогики – создание условий для развития личности путём  включения её в многообразную деятельность музея.

Актуальность использования элементов музейной педагогики в ДОУ заключается в том, что ее средства позволяют эффективно реализовывать ФГОС в части формирования целевых ориентиров, способствует овладению основными культурными способами деятельности, проявления инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности ,учит ребенка проявлять любознательность, задавать вопросы взрослым и сверстникам, интересоваться причинно-следственными связями, формирует умение самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать.

Одной из основных задач в старшем дошкольном возрасте является подготовка ребёнка к школе. Важнейшей стороной готовности к школе является готовность психологическая. Необходимо в полной мере развивать познавательные процессы ребёнка.

В настоящее время существует множество методов развития познавательных процессов у дошкольников, наряду с другими мной было использован метод музейной педагогики  в виде мини-музея.

Мини-музей – результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. В ходе работы весь материал систематизируется и дополняется. В итоге главная цель достигнута: отношения родителей и педагогов изменяются, больше сплачиваются, происходит сближение. Налаживаются партнерские отношения между дошкольными учреждениями и родителями.

Такая организация деятельности требует формы – детско-взрослых совместных проектов, в которой взрослый выступает отчасти организатором, отчасти консультантом. Исходя из этого,  в 2013 – 2014 учебном году в подготовительной к школе группе, мною был реализован проект “Мини – музей пуговиц”.

Работа по проекту.

Исходя из того, что одним из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, согласно ФГОС, является взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, работа по реализации проекта велась в трёх направлениях: работа с детьми, работа с родителями, работа с педагогами.

Работа с детьми.

Были определены главные вопросы исследовательской деятельности: “Что означает слово "пуговица"?; "Чем пользовались люди до изобретения пуговиц?";Какими были первые пуговицы?"; "Каких видов бывают пуговицы?"; "Из каких материалов делают пуговицы?"; "Какие есть способы пришивания пуговиц?"; "Для чего еще, помимо застежки, используют пуговицы?",узнали, что слово "пуговица" произошло от слова "пугать". В ходе реализации проекта, работа с пуговицами  дала возможность значительно расширить кругозор детей.

Дети познакомились с загадками, пословицами и поговорками ,народной мудростью, узнали интересные факты из истории пуговиц различные сказки о пуговицах. Исследовательская деятельность способствовала повышению познавательной и творческой  активности  детей. Они стали задавать больше вопросов, активно проявлять интерес к предметам окружающего мира, устанавливать связи между свойствами предметов и их использованием.

Работа с родителями.

Родители были привлечены к изготовлению игр, пособий для НОД, активно участвовали в организации предметно – развивающей среды. Вниманию родителей были представлены консультации “История пуговицы”,”Развитие мелкой моторики. Игры с пуговицами”.

Популяризации мини-музея способствовал подготовленный буклет для родителей.

Родители активно участвовали в реализации проекта, их порадовали успехи детей, о которых узнали из отзывов. Также родителям было предложено входное анкетирование для выявления круга проблем (сентябрь) и итоговое анкетирование (апрель) для получения результата за год работы по проекту.

Работа с педагогами.

В рамках реализации проекта для воспитателей были подготовлены и проведены консультации “История пуговицы”, “Развивающие и корректирующие упражнения и игры с пуговицами” ,подготовлена подборка дидактических игр по возрастам, а также методические рекомендации по организации НОД с использованием пуговиц Воспитатели высоко оценили работу, дали положительные отзывы.

Мини-музей постоянно открыт для экскурсий. Сюда приходят ребята из разных групп детского сада. Экскурсанты могут узнать об истории пуговицы и ее производстве, широком ассортименте, упоминании в фольклоре и народных приметах. Коллеги по детскому саду пользуются экспонатами музея для проведения воспитательной работы с дошкольниками.

В ходе работы по проекту происходило развитие познавательных процессов дошкольников.

Познавательные процессы - восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь.

Восприятие. Восприятие гармонично развивается в ходе занятий и игр с пуговицами. Дети выкладывают пуговичную мозаику, сравнивают пуговицы между собой по цвету, размеру, форме. Дети рисуют пуговицы, лепят – всё это способствует развитию восприятия.

Внимание. Можно тренировать произвольность внимания играми с пуговицами – “Угадай, что изменилось”, “Найди похожую пуговицу”( по цвету, размеру, материалу).

Память. Для развития произвольной памяти возможно чтение сказок о пуговицах с последующим пересказом, заучивание стихов, пословиц и поговорок.

Воображение. Для развития воображения используются игры и упражнения творческого характера – придумывание своей пуговицы, изобретение приспособлений, заменяющих пуговицы, выкладывание из пуговиц изображений и узоров по образцу и замыслу.

Мышление. Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. Через игры с пуговицами дети разгадывают головоломки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры, т.е. развивают мышление.

Речь. Речь развивается при составлении описательных рассказов, сочинении сказок о пуговицах.

Ни для кого не секрет, что включение всех анализаторов в работу- мощный стимул развития у детей всех познавательных процессов. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Данная работа очень хорошо проходит на материале пуговиц. Пуговица – это уже готовый материал для моделирования, а моделирование – один из самых эффективных методов развития познавательных процессов.

Результативность работы над проектом были отражены в итогах обследования, проведенного педагогом-психологом Лялиной И.Ю.

Реализация проекта позволила решить проблемы в формировании у детей исследовательской активности, расширить кругозор ребенка. Исследовательская деятельность позволила развивать познавательные процессы в интересной для детей форме. В проектной деятельности дети учились применять полученные знания на практике. Проект в полной мере способствовал формированию целевых ориентиров дошкольника.

Прикрепленные файлы: 

Интернет-магазин ТЦ СФЕРА

Подписка на журналы

VK730